Четвертая стадия - «Проведение коллективного дела» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четвертая стадия - «Проведение коллективного дела»



Эта стадия - своеобразная кульминация коллективного дела: главный сбор, праздник, многочасовой конкурс или эстафета творческих дел. Каждая мик­рогруппа раскрывает свои «секреты», представляет свои «сюрпризы», и они складываются в реализацию общего проекта.

Учитель (педагог) может сам вести праздник, если это первые шаги коллектив­ной творческой деятельности детей, или только открывать и закрывать его. Вполне допустимо создать команду из взрослых участников дела (учителей, родителей), которая будет выступать в конкурсах наравне с детьми.

Пятая стадия - «Коллективное подведение итогов дела»

Эта стадия организуется сразу, на следующий день после проведения кол­лективного дела. Его участники проводят анализ собственной деятельности. Для этой цели избирается форма «сбора-огонька», где обсуждение происходит «по кругу» и строится вокруг вопросов: «Что получилось хорошо?», «Что не удалось и почему?», «Что предлагаем на будущее?»

Главная задача этой стадии - закрепить коллективные переживания вос­питанников и убедить их активно браться в дальнейшем за преобразование окружающих условий и обстоятельств жизни.

Шестая стадия - «Ближайшее последствие коллективного дела»

Здесь начинают осуществляться предложения, принятые на стадии кол­лективного подведения итогов: создаются творческие группы для разра­ботки идей нового коллективного дела, происходит смена «чередующихся творческих поручений». Коллектив вновь «загорается» поиском новых дел и друзей.

Таким образом, технология коллективного дела представляет собой систему, которая своеобразно интегрирует технологию мероприятия и игры. Участни­ки дела проводят экскурсию и устный журнал, «концерт-ромашку» и конкурс, играют в путешествие, в почту, в редакцию журнала... Они, по возможности, преобразуют реальные условия своей жизни или конструируют игровые обсто­ятельства, но главное, сообщают своей деятельности общественную значи­мость, рождающуюся в общей заботе об улучшении жизни. Эта технология реально обеспечивает детскому коллективу опыт субъекта воспитания.

 

6. Экспертная оценка (самооценка) сформированности профессиональной компетентности

 

Формируя цели и задачи психолого-педагогической практики, мы определили в качестве конечного результата ее успешного прохождения сформированные компоненты профессиональной педагогической компетентности (таблица 3). При этом учитывали, что показатели профессиональной компетентности находятся в плоскости выполнения главным образом социально-коммуникативной деятельности, то есть реализации информационной, организаторской, коммуникативной, диагностической и исследовательской функций.

Лист экспертной оценки (самооценки) сформированности педагогической компетентности предназначен для диагностики экспертами и самим студентом основных профессиональных умений по 3-уровневой шкале – высокий, средний, низкий уровень. Лист оценки включает в себя 18 пунктов, которые группируются в три блока в соответствии с профессиональными компетенциями учителя:

- инструментальные компетенции;

- межличностные компетенции;

- системно-деятельностные компетенции.

Экспертами выступают педагог, психолог, классный руководитель. На основании их оценок уровней сформированности компонентов профессиональной компетентности определяется общий уровень готовности студента к выполнению внеурочной и внеклассной деятельности с учащимися.

 

Приложение 2

 

Подробная запись хода урока

 

Готовясь к анализу уроков, студенты должны уметь вести запись хода урока. Для этой цели может быть рекомендована следующая схема:

1. Дата посещения урока.

2. Школа, класс.

3. Фамилия учителя.

4. Тема урока.

5. Цель урока, задачи (дидактическая, воспитательная, развивающая)

6. Тип урока:

- изучение нового материала;

- закрепление знаний, умений и навыков;

- повторительно-обобщающий;

- комбинированный;

- контрольный;

- урок исправления и анализа ошибок.

7. Оборудование (наглядные пособия, технические средства, оформление и использование классной доски).

8. Ход урока.

 

Запись целесообразно вести по такому образцу.

Для активного участия в анализе урока, необходимо, во всех подробностях записать ход урока, обращая в равной мере внимание как на деятельность учителя (преподавание), так и на работу учащихся (учение).

 

№ п/п Содержание урока Этапы Замечания и предложения
  Проверка письменного домашнего задания. Учитель вызывает к доске ученика Н. и предлагает читать из упражнения предложение за предложением. Класс слушает своего товарища и исправляет замеченные ошибки.   Целесообразнее было бы с целью большей активизации мыслительной деятельности учащихся провести выборочную проверку письменного домашнего задания (приводится мотивация этого предложения и кратко описываются способы организации указанного вида работы).
  Устный опрос учащихся. Перед классом ставится проблемный вопрос, выдерживается короткая психологическая пауза и называется фамилия ученика, намеченного для опроса (присутствующие записывают формулировку вопроса и фамилию ученика). Ученик выходит для ответа к доске, все учащиеся внимательно слушают своего товарища и составляют в письменной форме план его ответа.   Устный опрос учащихся организован удачно, учитель хорошо ведет работу по развитию устной связной речи учащихся, дисциплинирует их внимание, добивается того, чтобы учащиеся хорошо готовились к урокам дома. Однако не всегда тщательно следит за речью учащихся (В ответе опрашиваемого ученика не раз звучало фрикативное).
  Сообщение темы, постановка цели урока. Присутствующие на уроке подробно записывают содержание того, что готовится учителем (попутно делаются соответствующие замечания).   Возможные варианты замечаний цель поставлена чётко; или: следовало бы обратить внимание учащихся на особую трудность изучаемого материала и показать его практическую значимость.
  Целенаправленное повторение материала с целью подготовки учащихся к усвоению новых знаний. На данном этапе урока повторяются те знания (приводятся примеры анализируемых учащимися предложений, записываемых слов и т.п.), которые войдут, затем в структуру новых понятий и правил. Или: На уроке повторяется большое количество разнообразных сведений мало связанных (или абсолютно не связанных) с темой урока; делается это ради записи наибольшего количества слов в тетрадях учащихся. Проведенная при этом словарная работа также не имеет никакого отношения к теме урока, да к тому же, кроме записи слов в ученических словариках, над словом на уроке больше никакого работы не ведется. (В целом на работу по повторению материала отводится от 15 до 18 минут урока).   Учитель поступает вполне правильно, так как создает базу для глубокого и прочного усвоения новых знаний.     Или: Учитель перегружает учащихся рассмотрением вопросов, которые не войдут, затем в структуру новых понятий и правил. Все это может вызвать у учащихся ряд нежелательных психофизических явлений: преждевременно утомление, а также торможение относительно восприятия новых знаний.
  Создание проблемной ситуации. (Присутствующие записывают формулировки «проблемных» вопросов или заданий и следят за тем, как в данном случае учителем организуется работа класса).   Например, отмечается, что проблемная ситуация была создана правильно, у всех учащихся был вызван повышенный интерес к работе. Или, напротив, данный момент урока был скомкан: не все учащиеся обнаружили интерес к знаниям (приводятся примеры).
  Изучение нового материала. В записях отмечается, какие методы и почему были использованы учителем (рассказ, беседа, наблюдения над языком; самостоятельная работа по учебнику и т.д.); как была подготовлена классная доска, какие на уроке использовались наглядные пособия, технические средства (студентам надо успеть зафиксировать некоторые образцы таблиц экранных пособий, звукозаписей и т.п.). Записываются вопросы учителя и ответы учеников (оформление ведется в форме диалогов). Отмечается, какие, когда и кем были сделаны выводы по итогам работы над новым материалом.   Возможные замечания: объяснение велось методически правильно (приводятся факты, дается обоснование сделанного вывода). Или: Записи на классической доске и таблице не были до определенного времени закрыты, в силу чего учителем не реализуется эффект ориентированного рефлекса. Объяснение велось в нормальном темпе. Или: Учитель торопился, поэтому не все учащиеся успевали следить за ходом его мыслей и т.п.
  Работа над понятиями, определениями, правилами. Определения понятий расчленялись на составляющие их части; в ходе беседы выделялись существенные (главные) и второстепенные признаки понятий; учащиеся отмечали эти признаки при анализе формулировок учебника: на доске и в тетрадях составлялся план определения понятий; учащиеся приводили свои примеры. Или: Новые правила были прочитаны учащимися из учебника без какого-либо анализа (учитель явно торопился, стремясь сэкономить время для письма).     Работа была организована удачно; учащиеся на уроках хорошо овладевают операциями анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования конкретизации, обобщения. Или: Объяснение носило формальный характер; учащиеся не усвоили достаточно глубоко новый материал (приводятся примеры неудачных ответов учащихся).
  Закрепление знаний, умений и навыков. Учитель начал работу с выполнения учащимися устных упражнений типа предупредительных диктантов (учащиеся при этом весьма активно работали с сигнальными карточками), потом следовали письменные упражнения: сначала был проведен зрительно-слуховой предупредительный диктант, а затем учащиеся выполняли упражнения по учебнику по вариантам; в конце урока с целью контроля за качеством усвоения знаний учащимися был проведен объяснительный диктант. Или: После объяснения нового материала учащиеся до конца урока были заняты «комментированным письмом». Или: После объяснения материала учащиеся стали выполнять упражнения по учебнику и занимались этой работой до конца урока.   Умения и навыки формировались в строгом соответствии с психолого-педагогическими требованиями к организации процесса закрепления материала.     Работа по закреплению знаний проводилась формально; учителем игнорируются психолого-педагогические требования к организации учебного процесса при первичном закреплении материала.
  Задание на дом, подведение итогов урока. Всем учащимся было дано одинаковое задание на дом; учитель не провел инструктажа по домашнему заданию (учащиеся лишь записали номер упражнения в дневник). В конце урока учитель выставил несколько итоговых оценок («поурочных баллов»), назвав при этом оценки и не сделав по этому поводу никаких пояснений. Или, напротив, инструктаж по домашнему заданию был проведен четко; учащиеся получили на дом индивидуальные задания; объясняемые им в конце урока оценки были прокомментированы учителем   В дальнейшем необходимо тщательно пересмотреть способы выявления оценок учащимся и методику задавания уроков на дом.   Учитель строго соблюдает психолого-педагогические требования к методике задавания уроков на дом и способам оценки знаний учащихся.  

 

 

 

 

Приложение 3

Примерное содержание психолого-педагогической характеристики ученика

 

Алексеева Наталья.

Родилась 31.08.86г. возраст 10 лет.

Физически развита хорошо. Группа здоровья основная.

Проживает по адресу ул.Крылова 5-43.

Семья полная. В семье 4 человека: мать, отец, брат и Наташа. Семья материально обеспечена. Оба супруга работают. Наташа является первым ребенком в семье. В семье наблюдается типичная ситуация неправильного воспитания: доминирующая гиперпротекция. В семье ребенок в центре внимания родителей. Родители отдают девочке слишком много сил и времени. Ребенок психологически защищен, любим. Родители недостаточно предъявляют требования-обязанности к девочке. У Наташи минимальное количество обязанностей по дому. Ребенка трудно привлечь к какому-либо делу. Не мало родителями предъявляются запреты. Стараются не использовать наказания, так как сомневаются в их результативноти, больше поощряют ребенка. Родители предпочитают в ребенке больше детские качества. Члены семьи неодинаково строги с дочерью: мать строга, а отец балует. Часто родители не знают как правильно поступать со своим ребенком. Бывают большие колебания: иногда очень строги, иногда все разрешают. Можно сказать о проявлении неразвитости родительских чувств. Нередко делами дочери занимается отец. Сама Наташа любит, ценит, уважает своих родителей. В семье хорошие взаимоотношения с родителями, братом. Хотя бывают ситуации, когда очень важные недостатки девочки упорно не исчезают, не смотря на все меры, предпринятые родителями. Главной ценностью Наташа считает приносить радость близким людям. Хочет быть похожей во всем на свою маму. Большее взаимопонимание установлено между мамой. Считает, что радости своим родителям можно принести путем получения хороших оценок.

Наташа учится в 5г классе. В классе 28 человек, 14 из которых являются девочки. Активом класса являются Огарев, Кудрявцев, Орлов, Кураева, Шимчук. Наташа принадлежит кругу предпочитаемых в классе. К общественной работе и общественно полезному труду относится ответственно. В классе просматриваются хорошие, дружеские взаимоотношения между детьми. Но в классе есть и отвергаемые. У Наташи восемь взаимовыборов. Это говорит о том, что у ребенка много друзей, товарищей. Среди них почти все девочки. С мальчиками установить контакт Наташе не всегда удается, так как сказываются особенности этого возраста.

Успеваемость в 5 классе значительно снизилась. Наблюдается явление школьной дезадаптации. На успеваемость повлияли новые учителя, смена коллектива. Детям трудно приспособиться к этой перемене в процессе обучения.

Наташа испытывает потребность быть членом своего коллектива. Всегда считается с его мнением. Имеет авторитет в коллективе, в большинстве среди девочек. Наташа – ребенок общительный, собранный, организованный. Благожелательно относится к требованиям коллектива.

Направленность личности ребенка связана с потребностями в общении и познании окружающего мира. Преобладают нейтральные мотивы. Девочка любит читать, гулять с подругами. Кружков и различных секций не посещает. Девочка очень наблюдательна. Ярко выражен познавательный интерес, любознательность. Можно сказать о действенности социальных мотивов: чувство долга, ответственность за порученное дело. присутствуют также познавательные мотивы. Девочка проявляет желание учиться, где нужно умеет приложить волю и умение трудиться.

При проведении методик выяснились желания, мечты, стремления девочки. Наташа хочет стать известной в городе, школе, стране, мире, иметь много верных друзей, стать богатой. Идеалом для ребенка является в первую очередь ее мама, затем учительница (кл.руководитель).

Исследуя личность, можно сделать вывод, что у ребенка высокая самооценка, ярко выражен эгоцентризм и обращение внимания на себя. Девочка завышает свои возможности, не очень требовательна к себе. Критически относится к замечаниям учителя.

Учебную работу Наташа выполняет добросовестно, учится с интересом, оценки хорошие, хотя успеваемость, по сравнению с 3 классом снизилась. В 3 классе Наташа была отличницей, а в 5 – появилось много четверок по учебным предметам за 1 учебную четверть. Девочка дисциплинированна, имеет чувство собственного достоинства. Владеет знаниями и навыками самостоятельного труда. Принимает активное участие в общественной жизни классного коллектива.

Девочка наблюдательна. У ребенка преобладает произвольное внимание, высокая концентрация внимания. Выражено волевое управление вниманием, сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой. В учебном процессе внимание устойчивое.

Хорошо развито, воображение. Мышление в большей степени наглядно-образное. Девочка владеет умственными действиями: умеет ставить вопросы по существу, сопоставлять, сравнивать. Уровень логического мышления средний для данного возраста. При изложении своих мыслей умеет объяснять, обосновывать, доказывать, соблюдает последовательность. Материал запоминает быстро. Выполняет требования учителя. С первого раза принимает задачу учителя, сохраняет ее длительное время, быстро включается в работу. Имеет свою точку зрения, умеет рассуждать, делать выводы. Собственные мысли лучше выражает в устной речи, чем в письменной.

Хорошо развиты моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Наташа эмоционально относится к другим людям, к самой себе, к общественным явлениям. Эмоционально переживает ситуации оценивания какого-либо явления, выражения отношения к чему(кому)-либо. Переживает свои неудачи в школьной деятельности. Но также умеет и сдерживать их. Девочка целеустремленна, инициативна, решительна и настойчива.

У девочки выделяются математические способности. Любимые предметы у Наташи - математика.

Тип темперамента – сильный, уравновешенный, подвижный. Проявляется способностью выдерживать большие и длительные нагрузки, высокая работоспособность. Реактивность достаточно высокая, активность и реактивность уравновешенны, малая сензитивность, активность повышена, больше откликается на внешние впечатления, ребенок – экстраверт, пластичен.

В отношении к учению девочка проявляет такие черты характера как прилежание, активность. Переживает всегда успехи и неуспехи своего класса и школы. Активно участвует в внеклассных мероприятиях. Относится ответственно к общественным обязанностям. К трудовой деятельности относится добросовестно. Хотя дома не всегда выполняет домашние поручения Наташа добра, общительна, уважает старших, очень внушаема, аккуратна, бережно относится к вещам, честолюбива, горда.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.031 с.)