Методические материалы к прохождению психолого-педагогической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические материалы к прохождению психолого-педагогической практики



Методические материалы к прохождению психолого-педагогической практики

 

Психолого-педагогическая характеристика класса

 

Задание 1.

Составьте характеристику образовательного учреждения по плану.

 

Примерный план знакомства с образовательным учреждением

 

1 .Тип учебного заведения: общеобразовательная школа, гим­назия, лицей.

2. Материальная база:

- здание: типовое, индивидуальный проект; приспособленное помещение

- пришкольный участок: детская площадка, географическая площадка, спортивно-физкуль­турный блок, сад, опытный участок, цветники, общее озеленение;

- школьные кабинеты;

- спальни, места отдыха и игровые комнаты;

- ТСО, лингафонные, дисплейные классы и классы информатики

- спортивный комплекс: зал, спортивные снаряды и оборудоие, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки;

- кино - и актовый залы; зал ритмики и хореографии;

- библиотека и читальный зал;

- мастерские для трудового обучения и творческой деятельности;

- медицинские кабинеты;

- столовая;

- оформление и озеленение школы и классов.

3. Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование.

4. Учебные планы и программы: какие, сколько лет по ним работает учебное заведение, их оценка.

5. Основные направления учебно-воспитательной работы школы.

6. Традиции школы, праздники и достижения.

7. Новации в деятельности коллектива.

Задание 2.

Составьте характеристику классной группы по плану.

 

Примерный план знакомства с классом

 

1. Расписание уроков.

2. расписание внеклассных мероприятий и классных часов.

3. Схема расположения детей в классе.

4. Список класса и общественные поручения.

5. Основные направления воспитательной работы класса.

6. Традиции класса, праздники и достижения.

7. Новации в деятельности классного коллектива.

Задание 3.

Оформите протокол беседы с классным руководителем о классе.

Примерный план для беседы с классным руководителем о классе

1. Сколько лет Вы работаете с этим классом (учителем, классным руководителем)?

2. Как можно охарактеризовать отношения учащихся вашего класса?

- отношения диффузны, т.е. неопределены, неустойчивы;

- характерны наличием внутренних связей между ребятами;

- наличием четко выраженной структуры отношений;

- отношения подвержены взаимным оценкам;

- отношения враждебны;

- дружеские;

- разобщенные.

3. Есть ли в Вашем классе микрогруппы? Какие отношения между ними? Что объединяет в них детей?

- несколько маленьких групп, состоящих из не общающихся между собой детей;

- две основные группы, к каждой из которых примыкают отдель­ные ученики;

- одна, довольно замкнутая группа.

4. Назовите, пожалуйста, хотя бы по три фамилии учеников Вашего класса, которые относятся к следующим психологическим группам:

I. «ЗВЕЗДЫ» – наиболее популярные ребята среди одноклассни­ков, с которыми все хотят дружить, общаться.

П. «ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ» – ребята, имеющие довольно широкий круг общения.

III. «ОТВЕРГАЕМЫЕ» – ребята, с которыми никто не общается.

IV. «ИЗОЛИРОВАННЫЕ» – ребята, не проявляющие никакой инициативы для общения с другими.

5. Каковы причины того, что ребята оказались в той или иной груп­пе? Что обеспечивает тому или иному ученику определенное место в структуре межличностных отношений в классе?

6. Помогаете ли Вы ученикам преодолевать трудности в общении? Как?

7. Какой(ие) ученик(и) вызывает(ют) у Вас трудности в работе? Что именно осложняет ваши отношения: (внешний вид, манера поведения, медлительность, стиль общения, повышенная активность, равнодушие, наплевательское отношение ко всему, отсутствие ин­тереса к вашему предмету, грубость, непослушание, девиантные формы поведения, вредные привычки и др.)?

8. Существуют ли органы самоуправления в группе? Их эффективность?

9. Преобладающие интересы и склонности детей? Объединяют ли

они школьников?

10. Отношение к учебной деятельности подростков, входящих в раз­ные группы?

11. Место и роль коллектива в школе и вне школы.

Задание 4.

Оформите протокол беседы с учащимся о классе.

 

Примерный план для беседы с учащимся о классе

1. Есть ли в вашем классе общее дело, над которым вы уже много времени трудитесь? Если есть - назови его. Какое участие в нем принимаешь ты?

2. Среди твоих одноклассников N очень популярен. Многие ребята желали бы с ним дружить. Как ты думаешь, почему?

3. Я заметил, что ученик вашего класса N непопулярен. Почему?

4. Бывают ли среди ребят вашего класса конфликты? (споры, ругань, драки). Из-за чего они возникают? Приведи пример.

5. Ты с кем-нибудь находишься в дружеских (плохих) отношениях? Что тебе нравится (не нравится) в этих ребятах?

6. Как ребята из класса относится к критике (безразлично, пережи­вают, обижаются, стараются учитывать замечания?

7. На кого ты мог бы положиться в классе? Назвать его ответствен­ным? Его можно считать лидером класса?

8. Какого человека ты назовешь безответственным? Есть ли у вас в классе такие?

Результаты беседы дополняются наблюдением и социометрическим исследованиями. Обобщая результаты выполненных заданий, практиканты составляют характеристику класса.

 

Задание 5.

Изучите межличностные отношения в классном коллективе.

 

Методика «Социометрия»

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Внедрение этого метода в исследования отечественных психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л. Коломинского, Б.А. Ядова, И.П.Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношения проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Социометрическая процедура

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант – непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N – число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре, Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант – параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».

Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением величины d можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е.Дженнингс:

Р (А) = d/(N-1);

где Р – вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N – число членов группы. Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе. Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно, выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометричсская процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе. При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе.

 

№ п/п Тип Критерии Выборы (Фамилия Имя)
  Работа С кем бы вы хотели выполнить домашнее задание?      
  Досуг Кого бы вы хотели пригласить на встречу нового года?      

 

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и логический индексы.

Социоматрица

 

Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. табл. «Пример социоматрицы»). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет индекса социометрического статуса.

 

№ п/п Кто выбирает Кого выбирают
             
  Антонов              
  Петров +   +   +   +
  Иванов   +          
  Васильев           + +
  Дятлов   +         +
  Климов +     +      
  Леонов +   +        
Количество полученных выборов              
Количество взаимных выборов              

 

Задание 8.

Оформите протокол беседы с классным руководителем об ученике.

 

Примерный план для беседы с классным руководителем об ученике

1. Общие сведения об ученике. Особенности детско-родительских отношений.

2. Физическое здоровье.

3. Особенности учебной деятельности:

- преобладающие мотивы;

- отношение к учебным предметам;

- проявление активности на занятиях;

- владение учебными действиями:

- сформированность навыков и умений;

- сформированность навыков самостоятельной работы;

- выполнение учебных обязанностей;

- отношение к требованиям учителей и их педагогическому воздействию;

- состояние успеваемости на текущий момент.

4. Направленность личности ученика: интересы, склонности установки, убеждения.

5. Характеристика поведения (темпераментные особенности, проявления характера, взаимодей­ствие с окружающими учителями, сверстниками, уровень и особенности самооценки).

6. Статус в группе.

 

Задание 9.

Оформить протокол беседы с учителем-предметником об учебной деятельности ученика.

Примерный план беседы

Ключ

Мотивы
Познавательные
Коммуникативные
Эмоциональные
Саморазвития
Позиция школьника
Достижения
Внешние (поощрения, наказания)
Номера ответов
     
     
     
     
     
     
     

Опросник (для 9-11 классов)

1 1 Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.  
2. Мне нравится узнавать все новое, расширять свои знания о мире.  
3 3. Обращаю внимание в основном на те предметы, которые пригодятся мне в моих будущих профессиональных занятиях.  
4. В школе меня преимущественно привлекает общение с друзьями, а не учение.  
5. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.  
6. Все, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция.  
7. Знания помогут мне развить ум, сообразительность, смекалку.  
8. Раз ты школьник, то обязан хорошо учиться.  
9 9. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, нервозности, у меня пропадает всякое желание учиться.  
10 1 Я испытываю интерес к конкретной науке, конкретному предмету.  
11 1 Особый интерес на уроках у меня вызывают знания, практически полезные (для хозяйства, дома, ремонта, рукоделия и т.д.).  
12 1 Считаю, что успехи в учебе – немаловажная основа для уважения и признания в нашем классе.  
13 1 Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.  
14 1 Люблю испытывать чувство подъема, радости от преодоления трудностей, от решения сложной задачи.  
15 1 Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.  
16. Хорошо учиться, посещать школу – моя гражданская обязанность.  
17 1 В школе весело, интереснее, чем дома.  
18 1 На уроках я активно стремлюсь понять новый материал, найти рациональные способы решения, полностью включен в работу и не отвлекаюсь.  
19 1. Без хорошего образования я не смогу получить достойную работу, добиться жизненного успеха.  
20 2 Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную работу с ребятами.  
21 2 Я очень чувствителен к похвале учителя (родителей) за мои учебные успехи.  
  Учусь хорошо, так как привык быть в числе лучших.  
23 2 Я много читаю, занимаюсь самообразованием (по языку, технике, истории и т.д.), так как школьной программы мне не хватает  
24 2 Учеба в моем возрасте - самое главное дело.  

Ключ

Мотивы
Познавательные
Коммуникативные
Эмоциональные
Саморазвитие
Позиция школьника
Достижения
Внешние (поощрение, наказание)
Профессионально-жизненное самоопределение
Номера ответов
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных уча­щимися по каждой группе мо­тивов. Выстраивается гистограмма, от­ражающая мотивационную формулу учащегося.

Задание 11.

Используя метод наблюдения за особенностями учебной деятельности, выявите тип ее сформированности

Индивидуальные особенности учебной деятельности (УД)

 

Параметры наблюдения Позитивный тип развития учебной деятельности Негативный тип развития УД
1. Скорость выполнения учебных действий (ориентировочные, исполнительные) быстро; легко, без труда; прочно, устойчиво во времени; легко переучивается; обладает гибкостью медленно, с трудом, напряженно, тяжело, поверхностно, быстро забывается, с трудом переучивается, характеризуется ригидностью, застылостью
2. Тщательность добросовестно, аккуратно, основательно халатно, небрежно, неряшливо, поверхностно
3. Мотивация УД охотно; добровольно; по собственному побуждению; активно, включено увлеченно; старательно, усердно, изо всех сил несамостоятельно, подражая, бесцельно, бессистемно, без плана, периодически, неустойчиво
4. Регуляция учебной деятельности работает самостоятельно, автономно, независимо, планомерно, целенаправленно, настой­чиво, постоянно несамостоятельно, подражая, бесцельно, безсистемно, без плана, периодически, неустойчиво
5. Контроль и оценка УД предвидит последствия УД, анализирует на ка­ждом этапе выполнение, делает это постоянно и самостоятельно нежелание контролиро­вать собственные действия, осуществляет периодический контроль; контроль непланомерный: методом проб и ошибок
Вывод развитие УД, степень обученности на уровне понимания и переноса знаний в новые условия, т.е. на уровне умений и навыков развитие УД и степень обученности на уровне размышления и понима­ния

ЗАДАНИЕ 12.

Протокол урока

Дата _____________ класс ________________ предмет ________________________

ФИО учителя __________________________________________________________________________

Тема урока _____________________________________________________________________________

Цели урока ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Структурные этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент      
2. Основная часть 2.1 Проверка выполнения домашнего задания 2.2 Переход к изучению нового материала 2.3 Изучения нового материала 2.4 Закрепление новых знаний    
     
     
   
3. Этап подведение итогов занятия      
4. Этап информирования и инструктаж о домашнем задании      

В качестве образца используйте приложение 2 «Подробная запись хода урока».

Анализ деятельности школьников

 

1. Организация внимания учащихся: устойчиво ли сохранилось внимание учащихся на уроке, быстро ли переключалось с одной задачи на другую; приемы привлечения и поддержания внимания, развитие внимательности учащихся. Виды внимания: произвольность, непроизвольность, послепроизвольность. Свойства внимания учащихся - их развитие на всех этапах урока: переключение, концентрация, устойчивость, распределение, объем.

2. Организация учителем восприятия учебного материала, характер восприятия учащихся (синтетическое, аналитическое, аналитико-синтетическое, эмоциональное), формирование наблюдательности.

3. Активизация памяти учеников. Проявление различных видов запоминания (произвольное и непроизвольное, механическое и смысловое). Соотношение образного и логического запоминания. Тренировка памяти на уроке. Приемы и способы организации мнемической деятельности: дозировка по объему, распределение по времени, использование ассоциаций, классификаций, структурирования, система­тизации, эффекта начала и конца запоминаемого материала.

4. Активизация мышления учащихся. Назвать основные представления и понятия, которые формировались на уроке, дать оценку условий их формирования. Соотношение конкретного и обобщенного в умственной деятельности учащихся (соотношение образов и понятий). Соотношение видов мышления, репродуктивное и творческое, образное и абстрактное, теоретическое и практическое. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

5. Соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности школьников: имело ли место выполнение задания по образ­цу, путем простого копирования, насколько это оправдано и целесообразно; отметить случаи самостоятельного выполнения решения.

6. Качества ума школьников, проявившиеся и формировавшиеся на данном уроке: критичность, самостоятельность, гибкость, быстрота мысли, глубина и широта ума.

7. Роль и развитие воображения на уроке: использование различных видов воображения (воссоздающее, творческое).

8. Речь учащихся на уроке: развернутость речи, ее содержательность, выразительность, образность, четкость формулировок. Затруднения и недочеты в речи учащихся, их психологическое объяснение.

9. Отношение учащихся к предмету занятий; в какие моменты урока наиболее ярко были выражены эмоции, с чем это связано. Влияние эмоций (положительных и отрицательных) на познавательную активность учащихся. Устойчиво ли отношение учеников к учебной работе или оно изменялось, с чем это связано.

10. Соотношение интеллектуального и эмоционального в учебной деятельности детей. Указать те моменты урока, где эти качества формировались наиболее успешно.

Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся

 

1. Результаты усвоения знаний (уровень усвоения), способов и приемов умственной деятельности.

2. Организация учителем обратной связи (когда и с какой целью); характер связи (контролирующий, обучающий).

3. Учет учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на уроке.

4. Эмоциональный климат урока: анализ отношений между учащимися, между учащимися и учителем.

5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного урока.

Задание 13.

 

Задание 14.

Анализ осуществляется во время занятия и протоколируется согласно предложенной схеме.

ЗАДАНИЕ 15.

Самоанализ студента-практиканта

Вам необходимо оценить по 10-бальной шкале уровень овладения нижеперечисленными педагогическими умениями

 

№ п/п Педагогические умения Оценка в баллах
  Проектировочные умения
1.1 Определить цель деятельности  
1.2 Составить план воспитательной работы  
1.3 Подобрать соответственно возрасту, проблемам воспитания форму воспитательного мероприятия  
  Организаторские умения
2.1 Сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности  
2.2 Перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств  
2.3 Добиваться послушания детей и дисциплины в классе  
2.4 Создавать мотивацию ребят к предстоящей деятельности  
  Коммуникативные умения
3.1 Установить контакт с ребятами к предстоящей деятельности  
3.2 Вести беседу дискуссию  
  Гностические умения
4.1 Определить интересы, способности детей, их положительные качества  
4.2 Выявить неформального лидера в коллективе  
4.3 Дать характеристику учащегося  
  Исследовательские умения
5.1 Работать с литературой по возникшей проблеме  
5.2 Применять методы психолого-педагогического исследования  
5.3 Анализировать опыт классного руководителя  
5.4 Анализировать свой психолого-педагогический опыт  

Проанализируйте, какие умения получили оценку ниже 5 баллов и совершенствуйтесь!

Мне необходимо _______________________________________________

ЗАДАНИЕ 16.

Виды отчетной документации

Форма контроля практической деятельности студента по окончанию психолого-педагогической практика являются:

1. Отчетная документация (дневник, психодиагностические бланки, конспект внеклассного мероприятия).

2. Форма организации заключительного мероприятия по итогом практики является конференция (студент предоставляет аналитический отчет с элементами презентации).

 

Приложение 1

Требования к организации воспитательного мероприятия

1. Учесть, какие потребности для данного возраста воспи­танников являются ведущими: так, младший школьник нуждает­ся в психологическом комфорте, он любит игру, любит присутст­вие или участие в деле любимого учителя, который поможет, подбодрит, похвалит и т.д.

2. Готовя воспитанника к мероприятию, необходимо, чтобы он знал цели, ход и ожидаемые результаты с позиции значимости для себя, ибо ребенок всегда хочет быть субъектом деятельности, а не пешкой, не марионеткой.

3. Опираться на прошлый жизненный опыт ребенка (как бы ни был он мал), не противоречить его установкам, уже имею­щимся нравственным ценностям и эмоциональной памяти; если же дело новое, то следует вооружить его знанием того, что спо­собно убедить в своей правоте, нарисовать новые перспективы, прорепетировать, потренироваться (выработать новые установки), исключить риск, замешательство, поражение.

4. Мобилизовать, укрепить волю участников, веру в успех, стремление довести дело до конца, несмотря на трудности, апеллируя к их самолюбию.

5. Обеспечить успех, ожидание удовольствия, об­щую (значит, и мою тоже) «завтрашнюю радость» от самопрояв­ления, преодоления трудностей, даже если это простая застенчи­вость и страх; все это развивает, повышает самооценку, рождает гордость за себя, увеличивает духовные силы.

Технология мероприятия

Технология игры

Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр. Известные отече­ственные исследователи теории и технологии педагогически организованной игры (Ю. П. Азаров, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, В. Ф. Матве­ев, С. А. Шмаков, М. Г. Яновская) классифицируют их по разным основаниям:

- по предметному оснащению – с природными материалами, игрушка­ми, спортивным инвентарем;

- по отношению к учебной деятельности – дидактические и досуговые;

- по мере творчества – игры по правилам, творческие игры;

- по характеру ролевого начала – сюжетно-ролевые, игры-драматизации;

- по продолжительности – кратковременные, длительные многофункци­ональные конкурсы и турниры и т. д.

Организуя игру, учителю следует выбрать ее типообразно конкретной ситуации воспитания.

Технологический алгоритм игры в процессе воспитания представлен тремя основными компонентами

 

1. Создание у участников игрового состояния.

Любая игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Опытный и творческий педагог для этой цели использует разные атрибуты, отличительные знаки участников, эмблемы, бумажные ша­почки. Он переставит мебель в помещении и изменит интерьер, организует неожиданный приход «почтальона» с «секретным» пакетом и др. Ребенку по­рой достаточно надеть гюйс и бескозырку, чтобы он сразу себя почувствовал моряком, готовым отправиться в дальнее плавание.

В такой момент у участников игры возникает специфическое эмоциональ­ное отношение ко всему происходящему, к окружающим людям и к самим себе, появляется романтическое настроение, предчувствие чего-то загадочного и интересного.

Игра, в которой момент начала не связан с созданием игрового состояния, а построен на запоминании правил игры, рассаживании или построении участ­ников, прямых дисциплинарных установках, обречена на неудачу.

2. Организация игрового общения.

Игровое общение по своей природе – процесс двуединый: оно предполага­ет как реальное общение конкретных участников игры, так и воображаемое общение игровых персонажей, принятых ролей. Поэтому при организации иг­ровых групп, при распределении ролей важно учитывать реальные отношения воспитанников: их возраст, опыт, интересы, симпатии. Но не менее важно обес­печить участникам игры и воображаемое общение: поддерживать их ролевые действия и переживания, эмоциональную идентификацию с персонажем и соучастие в ролевом взаимодейст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.183.194 (0.138 с.)