Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексные игры как коллективная творческая досуговая деятельностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Широкую инициативу детям дают комплексные игры — занятия.
Комплексная игра — игра, соединяющая совокупность разнородных творческих занятий, действий, игр, составляющих одно целое, дающих единый педагогический эффект. Комплексная игра, как правило, длительна и объединяет ролевую игру в одно целое с играми с готовыми правилами. Она может иметь единый сюжет как регулятор творческого самовыражения детей, как совокупную идею — модель действительности или воспроизводства сказочного, фантастического или реального сюжета. Комплексная среду для подражательной, свободной игры и переживания, а тем самым и реальные предпосылки для пробуждающегося индивидуального сознания"4-. Творческая фантазия — важнейшее качество сюжетных игр.. Она вносит искренность в поступки ребенка, его игровые действия.
. КОМПЛЕКСНЫЕ ИГРЫ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В НАРОДНЫХ ИГРАХ Сюжеты КИ взяты из жизни. К примеру, во время Великой Отечественной войны дети играли в победу над общим нравом — фашизмом. Тема победы была ведущей во всех сюжетах военных игр, в том числе в первые самые тяжелые годы войны. Дети в бесконечных играх "про войну", подпитанных фильмами тех лет, песнями, обидим фоном жизни, более оптимистично, чем взрослые, воссоздавали целостность разрушенной мирной жизни, прогнозировали ее. И это было спасительным психологическим явлением. В 20-30-е гг. дети играли "в революцию" — это была их романтическая сказка, схожая со сказками А.Гайдара про мальчишей-кибальчишей и барабанщиков, боровшихся с буржуинами и шпионами. Как ни парадоксально, но идеология тех лет питала социальный романтизм детских игр с их утопическими, но светлыми идеями-сюжетами и героическими ролями. Последняя "вспышка" таких игр относится к концу 50-х — началу 60-х гг., к появлению коммунарского движения
В исследованиях Л.Ивановой комплексные игры получили название "творческие комплексные игры, так как в их основе лежит процесс совместного творчества педагогов и детей". Это, фактически не одна игра, а целая программа деятельности, включающая игры разного вида. (они потом использовались в школах, лагерях, д/с, как средство идеологического воспитания)
В 90-е гг. комплексная игра стала вновь вошла в педагогический процесс. И.И.Фришман — руководитель программы "Игра — дело серьезное" выдвинула в этом виде игр понятие "хоббитские игры"50. Английский филолог и философ Д.Р.Толкиен опубликовал в 1954 г. книгу "Властелин колец", которую считают романом XX столетия. Эту книгу более 40 лет не замечали в нашей стране, как и иные книги в бесконечном ряду духовных ценностей, украденных у нескольких поколений детей, отлученных от мировой культуры. Помимо романа "Властелин колец" у Толкиена есть еще и другие — такие, как "Хоббит" и "Сильма-риллион", которые следует рассматривать в качестве прологов к главной книге. Роман создан на базе североевропейского фольклора с его эльфами, троллями, гномами. Толкиен объединил фольклорных героев в придуманный им единый сказочный народ — хоббитов, проживающих в Средиземье. "Хоббит" — это и сказка, и мир — носитель смыслов человеческой мудрости и этики, борьбы Добра со Злом, Правды и Лжи, Благородства и Низости, Самоотверженности и Приспособленчества. Таких антиномий в его романе много. Роман импонировал мифологическому сознанию детей, как импонировали в России фантастическому сознанию детства повести А.Грина. Роман Толкиена — удивительный феномен игры, принятый детьми за правду и потому способный увести их за рамки обыденности. Сам писатель утверждал, что волшебные сказки несут "восстановление, избавление, утешение" и радость, которую он сравнивал с христианской радостью сотворчества. Игровой мир Толкиена мощно подпитал создателей рока, движение хиппи, для которых его книги стали своеобразной библией. Игры Толкиена — это опять же уход в вымышленный и вместе с тем очень знакомый мир мифов, сказок, аллегорий, приключений спонтанных, импульсивных, искренних, т.е. вторичный мир. Хоббитские игры, получившие неожиданное развитие во Всероссийском летнем центре "Орленок", комплексные игры романтического, сказочного типа, синтез сюжетно-ролевых, сценарных игр и игр с готовыми правилами. Это тип игр — коллективных творческих дел, игр-эпопей, празднеств, состязаний, рассчитанных полностью на летнюю театрализованную смену с этапами адаптации, индивидуализации, интеграции, подготовки к расставанию.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНЫХ ИГР 1. Наличие основной развивающей идеи. Это не просто сюжет. Это прежде всего единый, хотя и разноплановый, социальный сюжет, даже если он сказочен, мифологичен, ирреален. К примеру, тайно оказывать помощь семьям военнослужащих — 2. Наличие ведущей досуговой деятельности, наполненной 3. Обособление детей в игре во времени и пространстве от 4. Разнообразие игровых ролей, игровых положений, дающих выход самоактуализации, возможности самоконтроля, самовнушения, самоорганизации, самооценки. Комплексная досуговая игра предоставляет такое разнообразие ролей и условия 5. Достаточная для реализации принципа удовольствия длительность пребывания в коллективной творческой деятельности В каникулярное время, в условиях летних лагерей, когда необходима смена микромира, когда дети, уставшие от одномерности школьной жизни, хотят жизни романтической, игровой, новой. Это уже не имитационные игры, отображающие среду, где "ребенок является зеркалом среды", а игры надсредовые, сочетающие в себе разные виды деятельности. В этом плане комплексная игра не фантом, а феномен. Игры отрицательного статуса Следует упомянуть и группу игр, наиболее "живучую" в практике детей и взрослых. Их называют азартными, корыстными, негативными. По содержанию это могут быть игры любого вида и типа, но в них корыстный исход для играющего важнее удовольствия от процесса игры. Азарт свойствен всем играм, азарт как случай, случайность, риск, сильное возбуждение, задор, увлеченность. Игры с отрицательным культурным потенциалом стирают границы разумного, реальных ценностей, деформируют, извращают сам принциц игровой деятельности, нанося ущерб эстетическому началу игры, ее свободному самоцельному (бескорыстному) действию. Корысть может быть разной: нажива, сенсация, подчинение или зависимость других игроков и т.п. Существуют известные азартные игры — карты, лото, кости, домино, бильярд. Они неравноценны. Карты предполагают развитую логику мышления, математический расчет, память. В Канаде карты и кости введены в уроки математики, включены в учебники. Бильярд требует особой ловкости, развитой культуры руки. Лото и домино основаны на феномене рулетки, на случайном совпадении показателя выигрыша. Детям свойственно играть "на интерес", на выигрыш в любые игры. Но есть "чисто" корыстные игры в деньги, на деньги или иные "меновые ценности" детей (марки, обертки конфет, жвачек, значки и т.п.). Это такие игры, как "чика", "кон", "орлянка", "пристенок", "ушки" и др. Живы игры, проигрыш в которых связан с нанесением проигравшему щелчков, ударов, "шелобанов", щипков и других болевых воздействий. До сих пор бытуют такие унизительные игры, как "Яшка-дурачок", "Растяпа", "Жучок", "А мы, бояре, к вам пришли", "Сыщик и палач", "Чечево" (человек человеку волк). Эти игры обращены к низменным чувствам детей. Власть жестокого азарта этих игр ожесточает детей, побуждает к мести, к грубости, к проступкам и даже к преступлениям. Негативный результат приносят пустые игры, не дающие ничего уму и сердцу ребенка, "съедающие" его свободное время, приучающие к бездумности. Это карточные игры "пьяница", "подкидной дурачок" и т. п. в последнее время отмечен всплеск игровой активности частично в сфере интеллектуальных игр, частично в сфере модных подвижных игр с техникой, сильнейший лотерейный, компьютерный бум. Еще раз подчеркиваем, что это не столько игра ума, творчества, сколько игра случая. Денежный (вещный) случайный выигрыш, случайный успех — вот что "греет" огромное количество игроманов. В конце 80-х — начале 90-х гг. по стране прокатилась волна псевдо-игр, обещавшая крупные денежные вознаграждения. Естественно, этот "бум" закончился тем, что кто-то, обманув доверие людей, "нагрел руки". Как и в годы Великой Отечественной войны, спонтанно возникли азартные игры "в наперстки", "красное-синее", "колпачки" и т.п. Названные явления нельзя даже назвать игрой, это нечто случайное, уродливое, низменное, социально опасное. Жизнь человека наполнена играми, но считать жизнь игрой неправомерно, ненаучно и опасно.ПРИМЕР ПИСЬМО СЧАСТЬЯ, ДЕНЕЖНЫЕ ПИРАМИДЫ
ЛЕКЦИЯ V ИГРОВЫЕ УСЛОВНОСТИ ДОСУГОВОЙ ПРАКТИКИ ДЕТЕЙ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.012 с.) |