Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому.

Поиск

 

 

Сошлемся на еще недавний опыт Всероссийского лагеря "Ор­ленок", придумавшего за 30 лет целую систему особых тради­ций, создавших неповторимый колорит этой детской здравницы. К ним можно отнести "непостаревшие" традиции первого "огонька" знакомств, сюрпризного концерта вожатых, специфи­ческих праздников дружин. У дружины "Солнечная" это пра­здник "рыжего солнца", в "Звездной" дружине — "Русские иг­рища", в "Стремительной" — "Поэма лета", в "Морской" — "Са­лют, море!" и т.п. В каясдой дружине "Орленка" немало иных красочных традиций, например создание и обогащение неповто­римых дружинных музеев: "Подвиг", "Пограничная слава", "Природа Кавказа", "Игры и игрушки" и т.п. Можно вспомнить и "мелкие" традиции: ритуал линейки в дружине "Солнечная", приуроченный к точным минутам заката солнца, "орлятский круг" — прощание перед отъездом с исполнением любимых пе­сен, обмен сувенирами, сделанными руками ребят, и др.

 

В досуг вошли компьютерные игры, новые виды спорта, но не уходят из практики примитивные азартные забавы, часто унижающие их достоинство, — иг­ры на деньги ("чика", "пристенок", "очко"), игры с физически­ми наказаниями ("чугунная спина",.).

Статичность досуга позволяет хранить приметы истории об­щества в лексике (считалки, говорилки, страшилки, зачинки и т. д.), в названиях игровых ролей (царь, сыщик, разбойник, па­лач), в названиях забав ("флирт", "картузы", "бирюльки", "се-мечник", "завалинка").

Связанные с социально-психологической сферой и культурой людей, традиции отражают все составляю­щие народности и национальности людей и обычно регулируют отношения людей в их социумах.

 

К игровым традициям мы склонны отнести многие обряды, обы­чаи,ритуалы, церемонии досуговой практики людей, в том чис­ле детей.

 

Обряд, обычай.

Между обрядами, обычаями (свычаями) и детскими играми много тождественного, но есть и разница. Об­ряды и игры во многом надутилитарны, в них присутствуют правила-предписания (скрытые, обнаженные, косвенные), регу­лирующие поведение участников. Обычаи более традиционны, для них характерен стереотипный способ поведения участников, воспроизводящих привычные действия, общепринятый порядок, традиционно установленные правила общественного поведения.

Обряд можно понимать как образный ряд (об-ряд) рационально-иррацаональных действий. Обычай — то, что обычно (быт-быть-бытие), ло сути обыденно, но необычно по форме.

Игры обрядового характера находят свое отражение в весьма сильно "выветрившихся" обычаях семика, Купалы, в святочных представлениях, в хороводных играх. Скажем, обычай искать в ночь на Ивана Купалу цветущий папоротник, который обозначг ет либо место зарытого клада, либо знак одарения того, кто цвет увидит, необыкновенной любовью и здоровьем. День этот — день летнего солнцеворота, самый длинный день в году с са­мой короткой ночью. По древнему поверью, в этот день утром роса на лугах содержит особую силу цветущих трав и потому имеет очистительное и целебное свойство. Поэтому утром следо­вало купаться в росе, в реках, вечером зажигать купальские костры от трения дерева о дерево, так как такой огонь "живой", он символизировал могущественное солнце, плодородие ЗЕМЛИ

 

"Обряд — это персонифицированный, лич­ностный праздник. Праздничная ситуация, рождающая обряд, всегда вызвана событием личного характера, касается в первую очередь конкретной личности, а через нее и общества в це­лом "22.

Обряды, в том числе существующие в опыте детского досуга, отражают тенденции надутилитарности традиционной культуры. Очень точно смысл обряда и всех входящих в него иных поня­тий отражают, к примеру, русские свадьбы, которые не прово­дят, а играют (играть свадьбу).

Потому обряды, с одной сторо­ны, — это некое театрализованное действо со сложившимся за долгое историческое время "сценарием", который включает и приметы современного быта. Но, с другой стороны, обрядовые "сценарии" не имеют завершенного вида, они строго не замкну­ты и обязывают, воодушевляют, призывают к игровой творчес­кой импровизации.

Рефлексировать в' си­туациях обрядов как бы не принято. Можно сослаться на два "крайних" обряда — обряд похорон и опять же обряд свадьбы. К примеру, обряд поминовения умершего происходит на третий, девятый, сороковой дни и через год, считая и сам день кончи-ныТ"Каждый из названных дней хранит свои традиции, свои церковные сигналы: поминовение на третий день совершается в честь трехдневнего Воскресения Иисуса Христа и во образ Свя­той Троицы; обряд на девятый день связан с отданием чести де­вяти чинов ангельских, которые ходатайствуют как слуги Царя Небесного о помиловании представившегося; отрезок в сорок дней необходим, чтобы душа усопшего взошла на святую гору небесного Синая; годовщина смерти человека есть день рожде­ния для новой, вечной жизни. Установленный в России День па­мяти усопших — возрождение традиции связи поколений, памя­ти родных, символизирования бессмертия души и святости че­ловеческой памяти.

Свадебные; старые и новые обряды: помолвка, встреча моло­дых в доме нопосты, свадебный поезд, свадебная летопись, сва­дебные игры, подарки и т.п. — соответствуЕт традициям чело­веческого опыта. Эти и иные обряды воспринимаются людьми как данность, как нерасчлененность опыта прошлого и настоя­щего.

Можно предположить даже о существовании обрядового сознания людей. Из поколения в поколение передаются такие обряды, как вручение хлеба-соли, проведение траурной минуты молчания, проявление уважения к умершему вставанием, встре­ча родителями молодых после загса и т. п., имевшие когда-то магические, коммуникативные, суеверные и даже утилитарные функции.

Обряды подвергались гонениям, их считали неумест­ными в новой, светской, тем более советской, идеологизирован­ной действительности, но они все равно воспринимались и восп­ринимаются "фантазией во плоти", необходимой и целесообраз­ной традицией.

Обряды — чувственная сторона человеческого досуга. Их количество и разнообразие свидетельствуют о свободе и гармонии жизни людей. Будучи когда-то частью культуры ре­лигии, они постепенно распространялись на труд, быт и досуг, украшая последние красками значительной чувственности, эмо­циональности и фантазией преображения действительности.

 

Архаические обряды

преднамеренное подра­жание старым обрядам, старинным народным формам, мане­рам, обычаям.

 

. Язык, песня, танец, ритуал, обряд, миф, культ несут печать игры-досуга, досуга-игры, отражают ход изобретатель­ности мысли, действия, их творческих начал. Рождение ребенка до сих пор сопровождается церемониалами выстрелов из ружей, оповещающих о появлении на свет мальчиков, украшения дере­вьев игрушками, цветами — о появлении девочек.

 

 

.Истоки ар­хаических обрядов установить нелегко. Они зачастую присут­ствуют в праздниках как их составная часть. К примеру, ново­годние обряды: костюмирование, наряжение елки, открытие ел­ки, преподнесение или разыгрывание подарков из-под елки или с веток елКи, игровые хороводы, колядование, песни вокруг ел­ки. День Ивана Купалы: поиск цветущего папоротника, хорово­ды у костров, купание и обливание водой. Праздник Рождества Христова с гаданиями, игрищами на улице. Существуют арха­ичные обряды свадеб, в которых участвуют дети. Архаичные об­ряды помогают сохранить потерянное, сократить эмоциональ­ную дистанцию между прошлым и настоящим.

"Главное назначение... культуры фактически сводится к тому, чтобы не допускать перемен.

. Современные дисковечера молодежи заимствовали хоровые обряды, хотя и в новой аранжировке. В этом ценность связи архаики и современ­ности.

 

2. Утилитарные обряды (прикладные).

 

Досуг детей, особенно их игры как бы ни были надутилитарны, конечно же, смыкаются с реаль­ной жизнью. Но не просто ее продолжают, а как бы переводят своим образным языком, ритуалами на язык детей, на их осоз­нание действительности в синтезе яви и творческого вымыс­ла

Функции утилитарных обрядов предстают в опыте ребенка как закрепленные в традиционной (архаической или классичес­кой) культуре способы самореализации и взаимосвязи личност­ных интересов и потребностей в досуговой деятельности. На­пример, на всех территориях страны, где действуют общеобразо­вательные школы, в июне месяце проходят церемонии актов официального выпуска школьников в жизнь (обряд районного или городского митинга, прощального бала, акта напутствия и т.п.).

В этих обрядах сталкиваются традиционно-духовное и ути­литарное..

Утилитарно-игровые обряды можно подразделить на:

1) обряды, расширяющие знания о жизни (викторины, олимпиады, познавательные состязания, конкурсы веселых и наход­чивых, "Что? Где? Когда?" и им подобные);

2) обряды, включающие ребенка в систему разнообразных со­
циальных ролей и отношений (встречи и проводы гостей, чест­
вования победителей, ролевые игры и др.);

3) обряды, предоставляющие пространство для самореабилитации, самопроверки и самовыражения (командные игры, театрализации и драматизации, игровые импровизации, танцы и
др.).

Но во всех утилитарных обрядах (профессиональных, трудовых, ритуальных и т. п.) самоценны игровые ощущения, иг­ровое поведение, игровая символика, т.е. не просто осмысление
различной деятельности, а ее переживание
.

 

Ритуалы. "Ритуал (от лат. — "обрядовый") –

1) со­вокупность и установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-либо религиозного акта;

2) выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; це­ремониал"26.

"Ритуал — установленный порядок совершения каких-нибудь действий. Торжественный ритуал награждения. Свадебный ритуал"27.

Ритуал —"... вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упо­рядоченная система действий (в т.ч. речевых); выражает опреде­ленные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений.

 

 

Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания.

В современном обществе сохраняется главным образом в области Церемониальных форм официального поведения и бытовых отно­шений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический про­токол и т.п.) 25.

 

Каждый ритуал склады­вается из простейших общественных процедур, т.е. принятых и проведенных в установленном (или спонтанном) порядке необхо­димых действий. Процедуры обеспечивают развитие ритуала.. Процедура (от лат. — "продвигаюсь") — установленный порядок ведения, рассмот­рения какого-либо дела, действий. Ритуал в досуговой деятель­ности обычно красочная процедура, включающая в себя игровые компоненты.

 

Церемониал, по данным вышеназванных словарей, это офи­циально принятый распорядок церемонии (торжественного прие­ма, шествия и т.п.)26

. Церемония (от лат. — "благого­вение", "культовый обряд"):

1) ''установленный торжественный порядок совершения чего-либо; 2)~ — внешние услов­ности, принужденность в поведении, жеманство30.

Энциклопеди­ческий словарь между понятием "церемониал" и "церемония" ставит знак тождества. В Малом толковом словаре русского языка нет церемониала, но есть церемония, которая рассматри­вается примерно так же: "Церемония — 1) установленный поря­док совершения какого-нибудь обряда, акта, торжества и самый такой обряд, акт, торжество... 2) принужденность, стеснение в поступках, обращении,..

. Значит, церемониал — тот же тор­жественный обряд, акт, торжество, отвечающие традициям и требованиям этикета, принятого порядка.

 

Для нас важен глав­ный смысл ритуала (церемониала); отражение исторически сложившихся форм символического поведения, отражение соци­альных и культурных ценностей. Ритуал — часть обряда, включащая в себя разнообразные знаки, символы, сигналы, ат­рибуты социальной и досуговой практики детей. Он, как и об­ряд (обычай), процедурен и часто содержит в себе игровые смыслы. Истинный ритуал имеет ряд критериев. Назовем неко­торые из них:

1-й. Критерий информативной значимости, т.е. данных, связанных с человеческим опытом, с досуговыми традициями

Люди выносят хлеб-соль навстречу гостям или молодоженам, свидетельствуя этим свое хлебосольное отношение к ним. Дети вручают гостям цветы, выражая тем самым им уважение. Лю­ди, здороваясь, протягивают открытую ладонь, демонстрируя отсутствие оружия, значит, мирные намерения.

2-й. Критерий устоявшихся нравственных ценностей. За народными ритуалами стоят общечеловеческие ценности — до­брота, уважение, милосердие и т.д. Эту ценность совсем не обя­зательно объяснять, ритуал доказывает ее своими процедурами. В новую квартиру первыми пускают кошку или щенка, дабы живой дух вошел в жилище с "меньшими братьями". На пра­здник дарят цветы как отражение красоты земли, красоты от­ношения. В день рождения или праздничный день дарят друг другу подарки.

3-й.' Критерий целесообразностиэто психологический критерий.Процедуры ритуала должны, во-первых, соответство­вать поставленной цели, во-вторых, быть вполне разумными и практически полезными. Перед хоккейным или иным спортив­ным состязанием команды обмениваются вымпелами и привет­ствиями, и это акт уважения к спортивному противнику, а по­сле встречи обмениваются спортивными майками, и это акт "разрядки", окончания условного ристалища.

4-й. Критерий свобод ы. Ритуал выполняется органично, ког­да нет принуждения, когда традиция автоматически подчерки­вает его необходимость в том или ином деле. Ритуализации подвержены многие явления школьной практики, культуры в целом, детского досуга в частности.

. Ритуалы отмирают, ме­няются в связи со сменой или реформой тех или иных социаль­ных явлений жизни людей.

Уходят, к примеру, ритуалы школь­ных "перекличек" накануне учебного года, школьных дисципли­нарных линеек, на которых еженедельно разбирали нерадивых. Меняется церемония "первого звонка".

Однако есть ритуалы, которые сохранились до сих пор, так как хранят и передают долговременные ценности народа, нации, общества, детского со­общества.

-Это воинские ритуалы присяги, отдавания чести, ношения воинской формы и подражание этим ритуала в играх детей, в частности в установлении поста № 1 у памятников воинской славы, вечного огня, памятных мемориалов, в выносе гирлянды или венка славы и др.

-Это христианские ритуалы, уходящие корнями в тысячелет­нюю религию народа, исполняемые в дни религиозных или при­родных праздников.

-Это ритуалы истинно народных празднеств, массовых гуля­ний, состязаний, природных праздников, таких как Рождество, Новый год, Масленица, Крещение (колядование, гадание и т.д.).

-Это современные ритуалы типовых школьных праздников: Дня знаний, Дня книги, Дня театра, праздника Букваря, вы­пускного бала, праздника урожая, дня встречи с выпускниками, Дня учителя и т.п.

-Это спортивные ритуалы командных и одиночных соревнова­ний, олимпиад, спартакиад (торжественное начало, вынос спор­тивного флага, зажжение огня соревнований, церемониал на­граждения, закрытия и т.п.).

-Это редкие ритуалы отдания чести Государственному флагу, Гимну, ритуалы встречи именитых гостей, вручения символов, ритуалы открытия выставок, новых зданий и т.п.

-Это ритуалы, связанные с началом некоторых народных игр и досугов, делением на команды, группы, выбором водящего, ведущего, голящего, разрешением игровых споров (жеребьевка, выбор поля состязания, право начала состязания и др.).

-Это ритуалы школьных линеек, митингов, манифестаций, праздничных костров возвышенного типа.

-Это ритуалы, связанные со специфической досуговои деятель­ностью: открытие и проведение туристических слетов; проведе­ние морских и речных праздников, фестивалей искусств; фести­валей технического творчества, осенних балов, дней именинни­ков (близнецов, тезок), карнавалов и т.п.

-Это новые ритуалы, связанные с созданием или обновлением деятельности детских общественных, религиозных, пионерских, скаутских, милосердных и иных организаций, ассоциаций, объ­единений и клубов.

 

Ритуалы и церемониалы, практикуемые в настоящее время должны отвечать следующим кри­териям:

-опираться на прошлый и настоящий опыт; соответствуют идеалам, вкусам, интересам, возрастным и половым особенностям детей (национальным, местным тра­дициям);

-содержать драматургию, импонирующую модным и утили­тарным притязаниям детей;

-иметь простор для свободной импровизации и содержат разумные правила, не ущемляющие достоинство детей; содержат игровые начала, игровые сюжеты и роли, игровые аксессуары.

Досуг — явление очень сложное, многомерное и противоречи­вое. Со времен античности он выступает во всех обществах двойственным явлением, как индивидуальный мир субъекта и мир социальных систем, подсистем, в контексте деятельнос­ти которых индивид проявляет себя по-разному, играя проти­воречивые роли.

В собственно социально-педагогическом значении досуг, его игровые модели, их образы, сигналы, знаки, символы, обряды, ритуалы проявляются активно лишь тогда, когда ориентиро­ваны на перспективы культуры, на свободные формы жизнеде­ятельности учащихся и проектируются непосредственно на личность.

ЛЕКЦИЯ VI

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДЕТСКИХ ИГР

§ 1. Психолого-педагогические условия организации детских игр

Оправдано ли вмешательство в детскую игру? Правомерно ли говорить об организации, тем более руководстве, регуляции или даже управлении детскими играми? Возможно ли заранее предугадать результаты детской игры? Имеет ли право взрос­лый вмешиваться в игры детей? На любой из этих вопросов можно ответить "нет", можно - "да".

 

СУЩЕСТВУЕТ ПРОБЛЕМА Игра теряет свою специфику как форму детской самодея­тельности и превращается в типичные, хотя в чем-то и свое образные, занятия, если воспитатель, злоупотребляя дидакти­ческими задачами, переносит методы дидактики в ткань иг ры, регламентируя, детей на каждом этапе их игрового дей­ствия, нарушает партнерство, заранее распределяет роли, ак тивно вмешивается в игровой процесс и т.п.

Организатор игры — воспитатель, способный регулировать игровые процессы, выходит на реальный опыт индивидуальных или коллективных переживаний, на врожденный демократизм детей, на их способность или неспособность проявления органи­заторских данных, личную инициативу, умение сдерживать свои эгоистические порывы, уступать партнерам по игре, на са­мообладание, солидарность, ответственность за свои действия и действия товарищей и т.д. и т.п.

 

Значит, руководство игрой прежде всего есть управление отношением детей к де­йствительности.

 

Если игра — средство "для управления развитием детей", ВЫДЕЛИМ РОЛЬ, ПОЗИЦИИ И СТАТУС ВЗРОСЛОГО В ЭТОМ РАЗВИТИИИ

Единой универсальной роли взрослого в игре не существует хотя бы по­тому, что дети не каждого взрослого пускают в свои игры.

По­зволим себе вычленить несколько типовых ролей и позиций.

С точки зрения оценки игры как таковой взрослые способны за­нимать следующие позиции:

рестриктивную, которая вытекает из консервативно-охра­нительной установки "как бы чего не вышло", из желания оградить себя и детей от нежелательных последствий неп­редсказуемости игр и стремления взрослых сохранить власть над детьми;

пермиссивную позицию, которая вытекает из ложных пред­ставлений о свободах ребенка, из стремления жить с детьми бесконфликтно, подкупить их или откупиться от них;

позицию пассивного нейтралитета, которая вызывается индифферентным отношением к детям и пониманием игры как "второстепенного" явления их жизни;

позицию "разумной середины ", означающую поиск опти­мума участия взрослого в игре;

позицию активного участия в игре взрослого в разных ролях.

Такие роли могут иметь следующие назначения: прямой ру­ководитель и организатор игры (лидер). Выше мы рассматрива­ли понятие "ведущий" игру. Прямой руководитель может быть ведущим игру, если его в этой роли принимают дети.

 

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ТОТ СПОСОБ ПОВЕДЕНИЯ КОТОРЫЙ ВЫБИРАЕТ РЕБЕНОК

1. Обособление. Играющий ребенок уходит от связей с партнерами по игре. Он осознанно уклоняется от соприкосновения со
всеми остальными, ибо чувствует удовлетворенность от самостоятельного положения в игре. Такой "обособленный" существует
как бы сам по себе, вне общения с партнерами. Здесь возможны
сильные самоуглубления в игру или ярко выраженный индивидуализм.

2. Компромисс. Ребенок, чтобы укрепить свои позиции и авторитет в игре, прибегает к компромиссу путем уступок. Такая
дипломатия" необходима детям ради сохранения процесса игры, ради сохранения условий для того, чтобы испытать удовольствие в той или иной игре.

3. Уступки. Дети отказываются от противодействия в игре,
сознательно уклоняются от конфликтов, принимают компромиссные решения в играх ради права участия в них, общения со
сверстниками. Они уступают лидерам, более сильным и активным партнерам, не испытывая дискомфорта. Игровые переживания выше компромисса уступок.

4. Отключение. Ребенок, прерывая игровое действие, отключается от игры. Временно или надолго. Отключением дети
регулируют свое состояние и поведение в игре: эмоциональную
или физическую перегрузку, усталость, напряжение или пере­
напряжение, конфликтность. Такой способ поведения закономе­
рен и естествен.

5. Изоляция. Есть дети, которых в силу различных, "странных"'или негативных черт их характера сверстники
воспринимают плохо, конфликтно. Их с трудом берут или вообще не принимают в игру. Их положение в компании сотоварищей сложное, часто изоляционное или даже бойкотное.

Изоляция может спонтанно возникнуть в процессе игры, так как игра
всегда обнажает сущность каждого игрока. В игре могут сложиться такие условия и ситуации, когда не вписавшиеся в игру
дети, обладающие субъективными качествами деструктора, отрицательного лидера, яркого индивидуалиста-эгоиста, отвлекают ресурсы игры на себя, на свое самовыражение и консервацию своих взглядов, вкусов, интересов вопреки остальным
участникам игры.

6. Завершение игры. Впечатление у детей от игры зависит от ее окончания. Администрирование, пресечение, окрик в иг­рах недопустимы. Дети надолго отходят от игры

 

Напоминаем: ведущий — это тот, кто ведет игру, значит, разъясняет ее правила, распределяет (или участвует) роли, гото­вит все, что необходимо для игры, и т.д.;

один из руководителей игры, отвечающий за какую-то ее часть или выполняющий одну из ведущих ролей;

косвенный руководитель игры через помощников (взрослых или детей);

включенная роль (консультант, эксперт);

оценочная роль (арбитр, судья, член жюри);

нейтральная роль (наблюдатель со стороны, не вмешиваю­щийся в игру);

исследовательская роль (экспериментатор, диагностик)..

 

 

Главный статус любого взрослого в детской игре — партнер, значит, прямой или косвенный участник по отношению к игра­ющим — взаимодействие воспитателей и воспитанников, выводит на истинное сотрудничество, на "субъект-субъектные" способы взаимодействия, на партнерство.

Взрослый — участник игры, если он ее использует целенап­равленно, осуществляет методическое руководство ею. Это дея­тельность, регулирующая способы осуществления практической педагогической деятельности с целью обеспечения играющих ве­дущими идеями и достижениями теории, методики и практики. Организатор игры как методист определяет цели и задачи игры или игрового комплекса, уточняет пути и способы их решения, намечает этапы игры и порядок ее организации, критерии и по­казатели ее результативности, выявляет допускаемые методи­ческие ошибки, осуществляет методическую коррекцию"^.

Условия, способствующие эффективности руководства детскими играми.

1. Признание игры как ведущего вида деятельности детей, признание их субъектной позиции, которая проявляется в признании права выбора игры, роли, сюжета, атрибутов и т.д.

 

2. Педагог должен занять позицию партнера по игре

3.. Дети должны знать и понимать то содержание, кото­рое лежит в основе сюжета, фабулы, программы игры. Любая игра опирается на предшествующий опыт ребенка.

 

4. Учет индивидуальных особенностей ребенка и группы детей в целом, то есть индивидуальный и индивидуально-дифференцированный подход.

 

5. Опора на личный опыт ребенка или группы детей. Так как игра детерменирована окружающей действительностью.

6.. Конструктивный подход в организации игр, например в подборе партнеров в игре, распределении ролей (активные-неактивные) исходить из важности развития каждого ребенка в игре, а не разыгрывать показательные игры или проявлять избирательность в организации игры (любимчики НЕ путать с индивидуальным подходом)

7. правильно руководить соревновательными мотивами в игре. Не культивировать дух соперничества, а развивать уважение к партнеру по игре

8. Выделение в педагогическом процессе достаточного времени на детскую игруправильный выбор времени для игры

9. Игра не должна насильственно вытесняться другими видами деятельности или сама вытеснять их все должно исходить из интересов детей и целесообразности

11., Наличие элементов юмора в игре — средство прео­доления напускного скептицизма особенно начинающих педагогов. Юмор — силь'нейшее педагогическое средство.

12. Целенаправленное, рациональное и оптимальное создание предметно-игровой среды и предметно-игрового

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.231 (0.017 с.)