Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Теоретические основы, проблематика и принципы социально-педагогического исследования.

Поиск

Общенаучные основы, ведущие идеи современного человекознания (социальной антропологии). Идеи социальной обусловленности, целостности, многомерности, единства социализации и индивидуализации, деятельностного и личностного подходов, вариативности, единства оптимизационного и творческого подходов как теоретической основы социально-педагогического поиска.

Проблематика социально-педагогических и социально-психологических исследований (выявление воспитательного потенциала соци­альной среды, личность в микрогруппе, коллективе и микросоциуме, преодоление отчуждения молодежи от социальных ценностей, профилактика деликвентного поведения, комплексная социально-педагогическая, психологическая, медико-терапевтическая и иная поддержка).

Актуальные проблемы практики как содержание и предмет социально-педагогического поиска. Нормативное и творческое в социально-педагогическом поиске.

Принципы исследования: широкий социальный контекст рассмотрения, ориентация на личность и ее развитие как высшую ценность, объективность и доказательность, учет непрерывного изменения и развития объектов, выделение основных факторов, единство логического им исторического, концептуальное единство, постоянное соотнесение существующего и должного, сочетание аспектного и целостного подходов, системность изучения.

Предмет исследования. Педагогическая идея и замысел ее воплощения. Гипотеза. Педагогическая технология. Педагогическая система как единство идей и технологий. Эмпирический и теоретический уровни исследования. Общность и различия изучения, обобщения и использования опыта, поисковой работы и эксперимента. Критерии педагогического опыта. Анализ и обобщение опыта. Социально-педагогический эксперимент.

Логика изложения как особый предмет конструирования. Творческое использование педагогического опыта.

Тема 12. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Педагогика среды.

Педагогика среды. Опытные станции Наркомпроса Опыт воспитания личности в коллективе В.Н. Сороки-Росинского в школе для трудновоспитуемых. «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева.

Педагогическое наследие А.С. Макаренко, его статьи «О моем опыте» и «Конституция страны ФЭД»

Организация детского самоуправления в школах А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, М.М. Пистрака (по выбору)

Понятие о коллективе; признаки, структура коллектива. Функции и законы жизни детского, подросткового, молодежного коллектива. Разновозрастные коллективы. Развитие теории коллектива на современном этапе.

Динамика и этапы развития коллектива. Система перспективных линий. Традиции коллектива. Роль педагога в становлении и развитии коллектива, развитие инициативы, самодеятельности, самоуправления как основной механизм процесса формирования детских и молодежных коллективов. Специфика ученического коллектива. Клубный коллектив, разновозрастной коллектив в социуме.

Тема 13. Влияние юношеской, подростковой субкультуры на организацию воспитания подрастающего поколения в обществе.

Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников; возрастные особенности; типология групп; социализирующие функции и механизмы.Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения, предпочитаемые источники информации, вкусы и способы времяпрепровождения, жаргон. Особенности подростково-юношеской субкуль­туры в вашем городе. Проанализируйте характер известных вам неформальных течений в молодежной среде с точки зрения их влияния на социализа­цию человека.

Тем 14. Детские и молодежные общественные объединения как институт воспитания и среда самовыражения личности.

Современные детские, подростковые объединения: особенности их создания и деятельности. Своеобразие реализации в детских объединениях социально-защитных и развивающих функций. Программы детских объединений как механизмы реализации их воспитательного потенциала. Обеспечение условий самореализации ребенка в объединениях: основные требования. Сегодняшние лидеры, вожатые объединений: проблемы их подготовки

Тема 15. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе.

Современные тенденции в развитии института семьи. Социальная обусловленность, важнейшие характеристики нынешнего кризиса семьи. Основные функции семьи в жизнедеятельности человека. Своеобразие реализации воспитательной функции семьи на различных этапах развития общества.

Основные механизмы воспитания детей в семье. Специфика семейного воспитания в условиях различных этнических культур.

Приоритет семьи в формировании личности ребенка в современных условиях. Семья как основная микросреда обитания и развития детей и подростков. Роль совместной деятельности, духовного общения взрослых и детей, домашнего труда и семейного досуга в воспитании нового поколения.

Трудности семейного воспитания в современных условиях: последствия тоталитарного сознания родителей; проблемы авторитета родителей, семейные конфликты, их разрешения; сложности отношений родителей и детей; проявления жесткого обращения с детьми; проблемы социально-правовой защиты детей. Основные условия преодоления недостатков воспитания детей в современной семье.

Проблемы активизации социальной политики по отношению к семье, материнству, детству на современном этапе общественного переустройства.

Тема 16. Общая характеристика социально-педагогической деятельности.

Сравнительная характеристика педагогической и социально-педагогической деятельности (объект, характер деятельности, учреждения, в которых осуществляется социально-педагогическая деятельность). Основные направления социально-педагогической деятельности.

Основы социальной работы

Тема 1. Феноменология понятия «социальная работа». Понятийное пространство, объект, субъект социальной работы.

Понятие объекта, субъекта социальной работы. Классификация понятий по уровню обобщения, по содержанию, функции – информационная, диагностическая, организационная, психолого-педагогическая, управленческая, оказание практической помощи.

Тема 2. Социальная работа как социальная теория, практика, вид общественной деятельности и учебная дисциплина.

Анализ социальной работы с позиции вида общественной деятельности, с позиции социальной теории (социономия, предмет), с позиции профессии (утверждение профессии в России), с позиции учебной дисциплины.

Тема 3. Цели, задачи, принципы (общие и специфические) социальной работы.

Цель, задачи социальной работы. Общие (общефилософские, социально-политические, организационные, психолого-педагогические), специфические (универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности. Толерантности, самоопределения собственной судьбы.

Тема 4. Этический и профессиональный кодекс социального работника

Принципы этики социальной работы, этические стандарты (стандарты этического поведения, взаимоотношения с клиентами, взаимоотношения с агентствами, взаимоотношения с коллегами, отношение к профессии). Социальные роли социального работника (посредника, менеджера информации, учителя, администратора, конфликтолога, адвоката, организатора, проектанта сообществ.

Тема 5. Развитие социальных институтов, видов помощи от архаических до современных форм благотворительности в западноевропейской парадигме помощи.

Понятие филантропии в трудах Аристотеля Платона, развитие церковной практики помощи, общественно-государственные виды помощи – открытые и закрытые благотворительные заведения, общества, государственная система помощи – социальное обеспечение, социальное страхование, частная практика благотворительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.2 (0.007 с.)