Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика функционального резерва биоэнергетики в онтогенезе↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из существенных черт организма сразу после рождения следует считать уровень энерготрат на единицу массы тела и соответствующий ему уровень деятельности различных органов и систем. Суточная величина энерготрат новорожденных в 2 раза больше, чем у взрослых. Значение высоких энерготрат в раннем возрасте для поддержания постоянной температуры тела является несомненным, однако далеко не единственным. Существует достаточно доказательств того, что основное значение высокого уровня катаболических процессов, и энерготрат в том числе, заключается в функциональной индукции избыточного анаболизма, обеспечивающего рост организма. К возрасту 1—1,5 года, когда реализуется и закрепляется поза стояния, суточные энергетические траты в состоянии покоя являются наиболее высокими — 209—251 кДж.С этого периода начинается постепенное снижение уровня энерготрат в состоянии покоя: организм в этих условиях приобретает существенно новые черты гомеостаза — холинергические. Перестройка на адренергическии характер регуляции осуществляется лишь во время мышечной деятельности и при других стрессовых реакциях на изменения в условиях окружающей среды. Чем выше уровень мышечной активности, стимулирующей адренергические механизмы, тем полноценнее индукция последующего анаболического покоя и соответствующего ему холинергического гомеостаза. Подобная особенность состояния функций покоя у физически тренированных лиц получила название "принцип экономизации функций". К 7-летнему возрасту энерготраты покоя снижаются до 167 кДж, что обусловлено тем, что к этому периоду с мышц скелета полностью снимается терморегуляторная функция, а локомоторные акты к этому периоду приобретают значительную степень совершенства. К 7-летнему возрасту устанавливается настоящая ходьба и бег — по типу взрослых (Е.Г. Леви-Гориневская, 1955). Именно по этой причине с 7-летнего возраста появляется возможность определения максимальных для индивида энерготрат с использованием соответствующих тестов с физической нагрузкой; именно с этого возраста целесообразнее всего переходить для характеристики физического развития от линейно-весовых к показателям биоэнергетики. В более ранние возрастные периоды программа, закодированная в геноме зиготы, выполняется более жестко, позднее "команда", следующая из программы, в большей степени приобретает характер "предложения", степень осуществления которого во многом зависит от соответствия окружающих условий оптимальным. Именно поэтому в 3—6-летнем возрасте двигательные качества жестко обусловлены генетической программой и находятся "на одном уровне" с антропометрическими показателями; в 7— 15-ледоем возрасте роль генетических факторов в развитии двигательных возможностей значительно снижается (Б-А.Никитюк). Период полового созревания совпадает с пубертатным скачком роста и является одним из важнейших переломных этапов в индивидуальном развитии организма. Не исключено, что именно резкое усиление темпов роста протоплазменной массы вызывает то некоторое повышение удельной величины основного обмена, которое отмечается в этот период, а также стимуляцию некоторых адренергических процессов. Однако сразу же после завершения гормональной перестройки происходит дальнейшее снижение энерготрат в состоянии покоя (до 126 кДж в сутки). Таким образом, энерготраты в состоянии покоя (основного обмена) с годовалого возраста постепенно уменьшаются, несколько увеличиваясь лишь в период полового созревания. В онтогенезе варьирует не только средняя величина энерготрат покоя, но существенно изменяются возможности повышения этого уровня (например, при физической работе) в абсолютных показателях. В раннем детском возрасте недостаточная функциональная зрелость скелетно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем ограничивает адаптивные возможности повышения энергетического обмена при физических нагрузках (по показателю максимального потребления О2). Этот показатель увеличивается с возрастом пропорционально длине и массе тела ребенка, достигая своего максимума к возрасту 18—20 лет. Однако соотношение МПК к 1 кг массы тела в динамике роста и развития организма остается практически неизменным в течение всего периода роста и развития, вплоть до 35—40-летнего возраста. Исключение составляют, девушки, у которых, начиная с 13—14-летнего (в среднем) возраста отмечается существенное снижение этого показателя, что является следствием подготовки женского организма к осуществлению детородной функции и связано с реализацией физиологически полноценной гестационной доминанты. Именно в этом возрасте начинает проявляться дивергенция между мальчиками и девочками в относительной величине активной мышечной массы, достигающая своего максимума во взрослом состоянии (42—44% у мужчин, 36—38% у женщин). Однако при сохранении высокого уровня двигательной активности указанные различия могут быть не столь значимыми. Важно отметить, что относительные (на 1 кг массы тела) показатели функций растущего организма (в покое), обеспечивающих транспорт кислорода, также остаются практически неизменными: ударный объем сердца, объемная скорость выброса крови из левого желудочка, внешняя работа сердца, мощность сердечных сокращений, отнесенные к 1 кг массы тела, у детей в возрасте от 1 года до 14 лет не различаются между собой (рис.1). Величина МПК мл/(кг*мин) является критерием распределения соматического здоровья по уровням. Определяя этот уровень, мы тем самым характеризуем степень успешности развития индивида Рис. 1. Зависимость некоторых абсолютных (а,в) и относительных (б,г) показателей (по оси ординат) систолической работы сердца от массы тела (по оси абсцисс, кг) детей в возрасте от 1 года до 14 лет (по: Аринчин, 1983). а — ударный объем сердца, мл; б — ударный объем сердца, мл/кг; в — скорость выброса, мл/с; г — скорость выброса, мл/(кг • с) Таблица 2. Функциональные классы детей 7—9-летнего возраста в зависимости от пробегания дистанции 1500 м (Г.Л.Апанасенко, 1985)
Таблица 3. Шкала оценок максимальных аэробных возможностей в зависимости от результатов 12-минутного теста, м (по С.А.Душанину, 1983)
Как уже указывалось, прямые методы определения МП К сложны и трудоемки. Требованиям простоты и доступности отвечают тесты с беговой нагрузкой для детей и подростков. Поэтому в качестве теста на общую выносливость рекомендуют бег на дистанцию 1500 м. При этом распределение на функциональные классы (уровни здоровья) детей младшего возраста проводится с использованием нормативов, указанных в табл. 2. Шкала оценок максимальных аэробных возможностей мальчиков и подростков, исходя из расстояния, пробегаемого испытуемым за 12 мин (12-минутный тест Купера) представлена в табл. 3. Следует подчеркнуть, что непрямое определение аэробных возможностей ребенка с использованием тестов с беговой нагрузкой требует значительных усилий, поэтому им должен предшествовать медицинский осмотр, что снижает возможности использования метода.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.239 (0.007 с.) |