Особенности оздоровительной тренировки женщин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности оздоровительной тренировки женщин



Особенности реакции организма на физическую нагруз­ку, а также механизмы, определяющие объем функциональных резервов и их динамику под влиянием оздоровительной тренировки, у женщин и мужчин принципиально не разли­чаются Силовая тренировка у женщин относительно больше влияет на уменьшение жировой ткани (использование жира работающими мышцами у них больше, чем у мужчин) и меньше на массу тела. Даже в случаях, когда в результате силовой тренировки относительный прирост мышечной силы у женщин больше, увеличение мышечной массы у них мень­ше, чем у мужчин.

Максимальная произвольная сила мышц до начала поло­вого созревания у девочек и мальчиков в среднем одинакова. Различия в величине этого показателя наступают позже. По­добная же закономерность сохраняется и в отношении мак­симальных способностей кислородтранспортной системы у мальчиков и девочек. Но уже к 18 годам женщины уступают мужчинам в этом показателе 20—30%. По мере старения эти различия опять нивелируются. Половые различия в резервах поглощения кислорода практически исчезают, если этот по­казатель соотносят с активной мышечной массой. Таким об­разом, способность работающих мышц утилизировать кис­лород из крови у мужчин и женщин одинакова.

При выполнении мужчинами и женщинами одинаковой нагрузки ниже максимальной на одном уровне от максиму­ма физиологические сдвиги у женщин несколько больше.

Функциональное состояние различных физиологических систем и физическая работоспособность в целом у женщин находится в определенной зависимости от фаз менструаль­ного цикла.

Таким образом:

1. Преимущественная направленность оздоровительной тренировки у женщин та же, что и у мужчин, — развитие кислородных механизмов энергообразования (общей вынос­ливости) за счет совершенствования кислородтранспортной системы. С учетом несколько меньших функциональных ее возможностей, но большей реактивности пульсовые режи­мы оздоровительной тренировки могут быть сходными у муж­чин и женщин.

2. Меньшая емкость бескислородных механизмов энерго­образования диктует необходимость ограничений скоростно-силовых элементов в оздоровительной тренировке.

3. Для коррекции массы тела, напротив, могут быть реко­мендованы силовые упражнения (с учетом состояния тазо­вого дна — возможность опущения органов таза при повы­шении внутрибрюшного давления).

4. При построении тренировочного процесса необходимо
учитывать индивидуальные различия в переносимости на­
грузок в различные фазы менструального цикла. При этом,
как правило, в I (менструальной) фазе отмечается сниже­ние мышечной силы, быстроты и выносливости, удлиняет­ся время реакции. В эту фазу цикла большие нагрузки недо­пустимы, упражнения на развитие выносливости и скоростно-силовых качеств должны заменяться упражнениями на развитие гибкости, техники движений. Следует также по­мнить, что в эту фазу возникает психическая вялость, по­давленность, безразличие, реже — нервозность и раздражи­тельность.

II (постменструальная) фаза — наиболее благоприятный период для оздоровительной тренировки и развития физи­ческих качеств. В это время отмечается хорошая работа на выносливость и скорость, переносимость большого объема нагрузки.

В III (овуляция) фазе в организме женщины развивается выраженное состояние напряжения, вследствие чего снижа­ется работоспособность, ухудшается координация движений.

IV (постовуляторная) фаза, ее продолжительность посто­янная (14 дней), характеризуется наивысшей физической ра­ботоспособностью.

ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИНАМИКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

Каждый возрастной период характеризуется своими спе­цифическими особенностями физиологических отправлений и соответственно специфической двигательной активности, поведенческих актов и пр. Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется преобразованием цент­ральных звеньев регуляции, присущей предыдущему возра­стному периоду. Эти переходы, так называемые переломные, или критические, периоды, определяются узкими времен­ными границами, в течение которых происходит преобразо­вание деятельности различных органов и систем на новые

уровни, обеспечивающие адаптацию организма к условиям окружающей среды.

При медицинском обеспечении организованной двига­тельной активности в период раннего детства (до 3-летнего возраста) необходимо учитывать слабость мышечно-связочного аппарата и костной системы. Это обусловливает необ­ходимость строгого Дозирования физических нагрузок. Од­ной из важных особенностей детей раннего возраста является высокая чувствительность их организма к влияниям окружающей среды — как положительным, так и отрицатель­ным. В связи с этим даже незначительные ошибки в" физи­ческом воспитании могут сформировать комплекс негатив­ного отношения к занятиям физическими упражнениями.

В раннем детстве необходимо обеспечить систематичес­кое использование массажа, гимнастических упражнений и игр, приучить ребенка к повседневной физической актив­ности, сформировать комплекс удовольствия и "мышечной радости" в его ощущениях как основу будущих потребнос­тей в двигательной активности.

Начинать физическую тренировку можно с 2-недельного возраста ("грудничковое плавание") или с 1, 5—2-месячно­го возраста (массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные физические упражнения). Каждый мас­сажный прием не должен продолжаться более 2 мин, а реф­лекторные упражнения повторяются не более 4 раз. Продол­жительность занятия 8—12 мин.

К 7—8-месячному возрасту программа занятия физичес­кими упражнениями значительно расширяется за счет вклю­чения в нее активных упражнений с использованием вновь освоенных движений — ползание на четвереньках, перево­рачивание на спину, наклоны, перекладывание игрушек и т.п. Такие упражнения нужно выполнять короткими сериями по 5—7 мин несколько раз в день в форме игры с ребенком.

В 9—10-месячном возрасте целесообразно увеличить объем нагрузки в 1,5—2 раза за счет увеличения продолжительнос­ти занятий и включения новых упражнений, подготавлива­ющих опорно-двигательный аппарат ребенка к освоению ходьбы (различные виды ходьбы с поддержкой, вставание с помощью взрослого и пр.).

К 11—12-месячному возрасту, когда дети уже долго могут стоять без опоры и самостоятельно ходить, содержание физи­ческой тренировки малыша усложняется, главным образом, за счет включения в нее различных перемещений в виде ходь­бы с поддержкой, самостоятельной ходьбы со страховкой, приседаний, полуприседаний (приплясывание) и т.д. Продол­жительность занятия может быть увеличена до 14—15 мин.

Основное содержание физической активности детей до 2-летнего возраста составляет ходьба, лазание, преодоление препятствий, игры с мячом, игрушками, обручем, палкой. В конце этого периода могут применяться (если до этого не применялись как естественное продолжение "грудничкового плавания") плавание в круге, различные игры в воде и пр.

Занятия, посвященные обучению новым движениям, не должны быть слишком продолжительными. Дети быстро ус­тают при выполнении упражнений на ловкость и координа­цию. В каждом занятии нужно выполнять 6—10 упражнений. Распределять упражнения в отдельном занятии лучше всего в следующем порядке: сначала выполняются упражнения для верхних и нижних конечностей, затем туловища. Упражне­ния, связанные с бегом или играми, следует выполнять пе­ред заключительной частью.

Дошкольный возраст (3 года—6 лет) характеризуется зна­чительной динамикой показателей, которыми определяют физическое и двигательное развитие ребенка. Быстрыми тем­пами идет рост скелета и мышечной массы. Особенности пси­хики детей этого возраста обусловливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий раз­нообразного, преимущественно игрового содержания. Недо­пустимы перегрузки организма, связанные с силовым на­пряжением и общим утомлением. В то же время необходимо отметить, что развитие выраженного утомления у ребенка маловероятно, ибо он не в состоянии противодействовать развивающемуся чувству усталости и прекращает тренировку.

В младшем дошкольном возрасте (3—4 года) необходимо создать все условия для освоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закачивающих процедур. В 5—6 лет (старший дошкольный возраст) необходимо осва­ивать новые виды физических упражнений, повышать уро­вень физических способностей, стимулировать участие в кол­лективных играх и соревнованиях со сверстниками. Закали­вание должно стать привычным элементом режима дня. Сле­дует учитывать, что в дошкольном возрасте для высшей не­рвной деятельности еще характерна неустойчивость основ­ных нервных процессов. Поэтому не следует рассчитывать на прочное освоение ребенком этого возраста сложных двига­тельных умений и действий. Однако следует уделять особое внимание освоению и совершенствованию новых видов дви­жений — пальцев рук и кисти, ловкости. Ловкость развива­ется при перемещениях со сменой направления ходьбы и

 

Таблица 4. Контрольные показатели физической подготовленности детей в возрасте 67 лет (Бальсевич Б.К., Запорожанов В.А., 1987)

 

 

Изучаемый показатель Нормальные значения показателя
Мальчики Девочки
1.Прыжок в длину с места, см    
2. Отжимание из упора на гимнастической скамейке, количество раз    
3. Плавание произвольное, без учета времени    
4. Бег 1000 м, мин, с 5,20 5,40
5. Ускоренный пеший переход 5 км, мин    
6. Лыжный переход З^км, мин    
7. Велопробег 10 км, МЙ1К    
8. Метание теннисного мяч\м    

бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом, игре с кубиками и пластилином!

Занятия физическими упражнениями следует проводить ежедневно в форме зарядки, занятий по освоению и совер­шенствованию движений f. различных игр. Продолжитель­ность занятий в 3-летнеМ возрасте в начале периода 15— 20 мин, к концу его — 20^-25 мин, в 4-летнем — 30—35 мин, в 5-летнем — до 40 мда.

Следует учесть, что 5-й год жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышеч­ной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть нарушения осанки, плоскостопие, искривление нижних ко­нечностей, уплощение грудной клетки или ее деформация, выпуклый и отвислый живот. Все это затрудняет акт дыха­ния и оксигенацию организма ребенка. Правильно органи­зованная физическая активность детей, регулярные и пра­вильно построенные занятия физическими упражнениями способны предотвратить развитие этих нарушений.

На б-м году жизни ребенка все большее внимание следует уделять на фоне разностороннего физического совершенство­вания специальному развитию отдельных физических Качеств и способностей. Главная задача в этот период — заложить проч­ный фундамент для интенсификации физического воспита­ния в последующие годы. Отличие этого этапа от предыдуще­го заключается в усилении акцента на развитие физических качеств — преимущественно выносливости и быстроты. Од­нако это не является самоцелью. Задача таких занятий состоит прежде всего в подготовке организма ребенка, функций управления движениями и их энергетического обеспечения, а также психики к предстоящему в недалеком будущем значи­тельному повышению умственных и физических нагрузок в связи с началом обучения в школе. Что касается силовых ка­честв, то речь идет лишь о воспитании способности прояв­лять незначительные по величине напряжения в течение дос­таточно длительного времени и точно дозировать мышечные усилия. Не следует предлагать ребенку упражнения с отяго­щениями, за исключением метаний. В то же время масса мета­емых снарядов не должна превышать 100—150 г.

Общий физический потенциал 6-летнего ребенка возра­стает настолько, что в программу занятий можно включать упражнения на выносливость: пробежки трусцой по 5—7 мин, длительные прогулки, ходьбу на лыжах, катание на велоси­педе. Общее время занятия составляет 30—35 мин.

К моменту поступления в школу ребенок должен обла­дать определенным уровнем развития двигательных качеств и навыков, которые являются соматической основой "школь­ной зрелости", поскольку они базируются на определенном фундаменте физиологических резервов функций. Конт­рольные показатели физичекой подготовленности, представ­ленные в табл. 4, являются, по сути дела, показателями "фи­зической зрелости" для поступления детей в школу.

Дети, выполнившие эти нормативы, легко адаптируются к новым для себя условиям школы.

Младший школьный возраст (7—10 лет) — это период, яв­ляющийся наиболее благоприятным для закладки практичес­ки всех физических качеств. Если такой закладки не произош­ло, то время для формирования физической и функциональ­ной основы будущего физического потенциала индивида мож­но считать упущенным. Одним из существенных моментов в физическом воспитании ребенка этого периода жизни явля­ется формирование личностного его отношения к физичес­кой тренировке. Активность младшего школьника в виде орга­низованных занятий в рамках школьных уроков физкульту­ры, физкультпаузы и рекреации должна дополняться вне­школьными формами занятий — ежедневной утренней физ­зарядкой и двумя-тремя тренировочными занятиями в неде­лю. Здесь впервые появляются возможности развития гипер­кинетических расстройств и других изменений, связанных с нерациональными занятиями спортом. Однако эта опасность намного меньше, чем последствия недостатка двигательной активности — гипокинезии. Суточная норма двигательной активности в этот возрастной период должна составлять 15— 20 тыс. локомоций при продолжительности двигательного ком­понента 4—5 ч в течение 1 сут (А.Г.Сухарев, 1986).

При медицинском обеспечении физических тренировок следует учитывать некоторые особенности состояния функ­ций опорно-двигательного аппарата младших школьников.

Позвоночник в этом возрасте отличается большой гибко­стью и неустойчивостью основных изгибов — грудного и по­ясничного. Грудной изгиб полностью формируется к 7-му году жизни, а поясничный — к 12-му. Эластичный связоч­ный аппарат, толстые межпозвоночные диски и слаборазви­тые мышцы спины способствуют деформации позвоночни­ка. Неправильная посадка за партой, ношение тяжестей в одной руке, наличие очагов хронической инфекции сни­жающей общий тонус, могут вызвать развитие нарушений осанки, плоскостопие и т.п. Вот почему создание хорошего "мышечного корсета", полноценной проприоцептивной импульсации, правильно информирующей ЦНС о взаимоотно­шении отдельных частей тела ребенка в пространстве, — важная задача физической тренировки.

Детский организм обладает вполне сформировавшимися физиологическими механизмами адаптации как к условиям внешней среды, так и к физическим нагрузкам. Несмотря на то, что детский организм более реактивен, способность его к адаптации достаточно высока.

Возможности анаэробного обмена (работа на скоростную выносливость) у детей по сравнению с взрослыми ограни­чены. Выполнение равной с взрослыми работы сопровож­дается у детей большим выделением молочной кислоты, т.е. объем "кислородного-долга" у детей ниже, чем у подрост­ков и юношей.

Вследствие относительно слабой мышцы сердца, малого объема сердца и более широкого просвета сосудов у детей младшего школьного возраста АД повышается значительно меньше, чем у подростков и взрослых.

Таким образом, для детей младшего школьного возраста характерны большая напряженность функции кислород-транспортной системы, ограничение ее резерва при физи­ческих нагрузках, менее экономичное расходование энерге­тического потенциала. У них также ниже способность вы­полнять физическую нагрузку в условиях кислородного долга. Использование оптимальных по направленности, мощнос­ти и объему физических нагрузок расширяет функциональ­ные резервы организма и способствует экономизации функ­ций в покое и при дозированных воздействиях.

Контрольные показатели физической подготовленности детей 7—10 лет представлены в табл. 5 (Бальсевич В.К. и За-порожанов В.А., 1987).

Таблица 5. Показатели физической подготовленности детей в возрасте 7—10 лет

 

 

Изучаемый показатель Нормальные значения показателя
Мальчики Девочки
Бег 2000 м, мин  
Бег 1000 м, мин, с 5,20
Пеший переход 10 км, ч    
Бег 60 м, с 10,8 11,1
Лыжный переход 5 км, мин    
Велопробег 20 км, мин    
Отжимание в упоре на полу, количество раз    
Прыжок в длину с места, см    
Метание теннисного мячика, м    

Выполнение этих нормативов к 10-летнему возрасту сви­детельствует об оптимальнрм развитии и уровне соматичес­кого здоровья детей.

Средний школьный возраст (11—15 лет). Подростковый воз­раст — период максимальных темпов роста организма и от­дельных его частей, увеличения функциональных резервов, а также гормональной перестройки, связанной с половым созреванием. При повышении роли второй сигнальной сис­темы понижается внушаемость, а неуравновешенность и эмоциональность возрастают.

Продолжается процесс окостенения скелета, причем про­исходит оно неравномерно в различных частях. Позвоноч­ник по-прежнему подвижен и податлив. Сила мышц увели­чивается в меньшей степени, чем масса тела, что при небла­гоприятных условиях может привести к нарушению осанки или деформации позвоночника. В то же время чрезмерные мышечные нагрузки способны ускорить процесс окостене­ния и замедлить рост трубчатых костей в длину. При дей­ствии сверхсильных или монотонных раздражителей у под­ростков развивается запредельное торможение, что застав­ляет разнообразить физические нагрузки в процессе занятий.

Морфологическое и функциональное совершенствование половой системы проявляется увеличением половых желез, проявлением вторичных половых признаков, у мальчиков — первых поллюций, у девочек — менструации. Половое со­зревание находит свое отражение и в состоянии вегетатив­ных функций (изменение ритма сердечной деятельности и дыхания, уровня АД и пр.).

При нормальном физическом развитии подростков, с одной стороны, увеличиваются функциональные резервы

Таблица 6. Контрольные показатели физической подготовленности подростков в возрасте 14 лет

(Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987)

 

 

Изучаемый показатель Нормальные значения показателя
Мальчики Девочки
Бег 2000 м, мин 9,20 10,30
Ходьба 10 км, ч, мин1, 1,45 2,45
Лыжный переход 5 км, мин    
Отжимание от пола, количество раз   12
Прыжок в длину р места, м 1,8 1,6
Бег 60 м, с 9,6 9,9
Бег 100 м, с 15,0 16,2
Мотание гранаты, м    
Велопробег 30 км, ч, мин 1,30 1,40

кислородтранспортной системы (ударный объем сердца и ми­нутный объем крови, кислородная емкость крови, минут­ный объем дыхания, абсолютные показатели МПК и пр.), с другой — возрастает экономизация функций в покое (урежевие ЧСС и дыхательных движений и т.п.)- Все больше разница функциональных и физических возможностях маль­чиков и"дёвочек. Физическая активность подростка реализу­ется прежде всего в организованных формах — на уроках физкультуры, во время активного отдыха в школе и за ее пределами. Значительная часть подростков занимается в спортивных секциях. Для тех, кто не охвачен организован­ными формами массовой физической культуры, обязатель­ны ежедневная физзарядка и еженедельные двух-трехразовые самостоятельные тренировки. Продолжительность одно­го занятия 70—90 мин. С целью оценки хода физического развития целесообразно ориентироваться на контрольные показатели (табл. 6).

Старший школьный возраст (16—17 лет). В этом возрасте практически заканчивается рост тотальных размеров тела по длине и отмечается значительное преобладание ростовых процессов в поперечных размерах. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной клетки. Более заметными становятся половые различия в размерах, про­порциях тела, мышечной массе, функциональных резервах и физической работоспособности юношей и девушек.

Завершается развитие центральной нервной системы, хотя процесс возбуждения несколько преобладает над силой про­цесса торможения.

Для поддержания достаточного уровня физического раз­вития в юношеском возрасте тренироваться необходимо не

Таблица 7. Контрольные показатели физической подготов­ленности юношей и девушек в возрасте 16—17 лет

(Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987)

 

 

Изучаемый показатель Нормальные значения показателей
Юноши Девушки
Бег 3000 м, мин 12,50
Бег 2000 м, мин 11,0
Ходьба 20 км, ч, мин 3,45 4.00
Подтягивание на перекладине, количество раз  
Отжимание в упоре лежа, количество раз    
Прыжок в длину с места, м 2,1 1,80
Бег 100 м, с 13,5 16,2
Метание гранаты, м    
Лыжная гонка 10 км, мин, с    
Велосипедная гонка 30 км, мин    

меньше 2—3 раз в неделю по 1,5—2 ч с обязательной утрен­ней физзарядкой ежедневно. Ориентир оптимальности раз­вития — контрольные нормативы физической подготовлен­ности (табл. 7).

Пожилой и старческий возраст. Считают, что существует определенная связь между темпом старения, продолжитель­ностью жизни и интенсивностью обменных процессов. До­казана положительная роль оптимальной двигательной активности и связанной с ней интенсификации энергети­ческого метаболизма в средней продолжительности жизни вида и индивида. Уровень жизнедеятельности организма в ходе возрастного развития, продолжительность жизни за­висят от двух противоположных тенденций — с одной сто­роны, угасания, нарушений обмена и функций, с другой — включения адаптационных механизмов, закрепленных в эволюции (адаптационно-регуляторная теория старения, В.В.Фролькис, 1970).

Весь комплекс механизмов, направленный на сохране­ние жизнедеятельности организма, определяется как про­цесс витаукта (вита — жизнь, ауктум — увеличивать). Боль­шинство специалистов в настоящее время считают, что все­сторонняя функциональная нагрузка органов и систем ста­реющего организма путем поддержания достаточно высо­кого уровня двигательной активности не только препятствует процессам преждевременной старости, но и приводит к структурному совершенствованию тканей и органов. Физи­ческая активность — важнейшая предпосылка сохранения функциональной способности стареющего организма. В то же время при назначении оздоровительной тренировки ли­цам, находящимся в зрелом и пожилом возрасте, следует учитывать возникающие у них так называемые возрастные изменения (снижение функциональных возможностей — резервов функций, понижение реактивности, эластичности и прочности опорно-двигательного аппарата, ослабление восстановительных процессов и пр.). На этом этапе онтоге­неза снижаются возможности адаптироваться к упражнени­ям, главным образом скоростного и силового характера. В то же время упражнения аэробного характера вполне доступны и дают необходимые оздоровительные эффекты. К уп­ражнениям, кроме упражнений аэробного характера, кото­рые особо показаны пожилым, относятся упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах, а также коор­динационных способностей, снижающихся в результате атеросклеротических процессов в сосудах головного мозга.

 

Лекция 12 _______



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.039 с.)