Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности оздоровительной тренировки женщинСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности реакции организма на физическую нагрузку, а также механизмы, определяющие объем функциональных резервов и их динамику под влиянием оздоровительной тренировки, у женщин и мужчин принципиально не различаются Силовая тренировка у женщин относительно больше влияет на уменьшение жировой ткани (использование жира работающими мышцами у них больше, чем у мужчин) и меньше на массу тела. Даже в случаях, когда в результате силовой тренировки относительный прирост мышечной силы у женщин больше, увеличение мышечной массы у них меньше, чем у мужчин. Максимальная произвольная сила мышц до начала полового созревания у девочек и мальчиков в среднем одинакова. Различия в величине этого показателя наступают позже. Подобная же закономерность сохраняется и в отношении максимальных способностей кислородтранспортной системы у мальчиков и девочек. Но уже к 18 годам женщины уступают мужчинам в этом показателе 20—30%. По мере старения эти различия опять нивелируются. Половые различия в резервах поглощения кислорода практически исчезают, если этот показатель соотносят с активной мышечной массой. Таким образом, способность работающих мышц утилизировать кислород из крови у мужчин и женщин одинакова. При выполнении мужчинами и женщинами одинаковой нагрузки ниже максимальной на одном уровне от максимума физиологические сдвиги у женщин несколько больше. Функциональное состояние различных физиологических систем и физическая работоспособность в целом у женщин находится в определенной зависимости от фаз менструального цикла. Таким образом: 1. Преимущественная направленность оздоровительной тренировки у женщин та же, что и у мужчин, — развитие кислородных механизмов энергообразования (общей выносливости) за счет совершенствования кислородтранспортной системы. С учетом несколько меньших функциональных ее возможностей, но большей реактивности пульсовые режимы оздоровительной тренировки могут быть сходными у мужчин и женщин. 2. Меньшая емкость бескислородных механизмов энергообразования диктует необходимость ограничений скоростно-силовых элементов в оздоровительной тренировке. 3. Для коррекции массы тела, напротив, могут быть рекомендованы силовые упражнения (с учетом состояния тазового дна — возможность опущения органов таза при повышении внутрибрюшного давления). 4. При построении тренировочного процесса необходимо II (постменструальная) фаза — наиболее благоприятный период для оздоровительной тренировки и развития физических качеств. В это время отмечается хорошая работа на выносливость и скорость, переносимость большого объема нагрузки. В III (овуляция) фазе в организме женщины развивается выраженное состояние напряжения, вследствие чего снижается работоспособность, ухудшается координация движений. IV (постовуляторная) фаза, ее продолжительность постоянная (14 дней), характеризуется наивысшей физической работоспособностью. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИНАМИКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями физиологических отправлений и соответственно специфической двигательной активности, поведенческих актов и пр. Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется преобразованием центральных звеньев регуляции, присущей предыдущему возрастному периоду. Эти переходы, так называемые переломные, или критические, периоды, определяются узкими временными границами, в течение которых происходит преобразование деятельности различных органов и систем на новые уровни, обеспечивающие адаптацию организма к условиям окружающей среды. При медицинском обеспечении организованной двигательной активности в период раннего детства (до 3-летнего возраста) необходимо учитывать слабость мышечно-связочного аппарата и костной системы. Это обусловливает необходимость строгого Дозирования физических нагрузок. Одной из важных особенностей детей раннего возраста является высокая чувствительность их организма к влияниям окружающей среды — как положительным, так и отрицательным. В связи с этим даже незначительные ошибки в" физическом воспитании могут сформировать комплекс негативного отношения к занятиям физическими упражнениями. В раннем детстве необходимо обеспечить систематическое использование массажа, гимнастических упражнений и игр, приучить ребенка к повседневной физической активности, сформировать комплекс удовольствия и "мышечной радости" в его ощущениях как основу будущих потребностей в двигательной активности. Начинать физическую тренировку можно с 2-недельного возраста ("грудничковое плавание") или с 1, 5—2-месячного возраста (массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные физические упражнения). Каждый массажный прием не должен продолжаться более 2 мин, а рефлекторные упражнения повторяются не более 4 раз. Продолжительность занятия 8—12 мин. К 7—8-месячному возрасту программа занятия физическими упражнениями значительно расширяется за счет включения в нее активных упражнений с использованием вновь освоенных движений — ползание на четвереньках, переворачивание на спину, наклоны, перекладывание игрушек и т.п. Такие упражнения нужно выполнять короткими сериями по 5—7 мин несколько раз в день в форме игры с ребенком. В 9—10-месячном возрасте целесообразно увеличить объем нагрузки в 1,5—2 раза за счет увеличения продолжительности занятий и включения новых упражнений, подготавливающих опорно-двигательный аппарат ребенка к освоению ходьбы (различные виды ходьбы с поддержкой, вставание с помощью взрослого и пр.). К 11—12-месячному возрасту, когда дети уже долго могут стоять без опоры и самостоятельно ходить, содержание физической тренировки малыша усложняется, главным образом, за счет включения в нее различных перемещений в виде ходьбы с поддержкой, самостоятельной ходьбы со страховкой, приседаний, полуприседаний (приплясывание) и т.д. Продолжительность занятия может быть увеличена до 14—15 мин. Основное содержание физической активности детей до 2-летнего возраста составляет ходьба, лазание, преодоление препятствий, игры с мячом, игрушками, обручем, палкой. В конце этого периода могут применяться (если до этого не применялись как естественное продолжение "грудничкового плавания") плавание в круге, различные игры в воде и пр. Занятия, посвященные обучению новым движениям, не должны быть слишком продолжительными. Дети быстро устают при выполнении упражнений на ловкость и координацию. В каждом занятии нужно выполнять 6—10 упражнений. Распределять упражнения в отдельном занятии лучше всего в следующем порядке: сначала выполняются упражнения для верхних и нижних конечностей, затем туловища. Упражнения, связанные с бегом или играми, следует выполнять перед заключительной частью. Дошкольный возраст (3 года—6 лет) характеризуется значительной динамикой показателей, которыми определяют физическое и двигательное развитие ребенка. Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Особенности психики детей этого возраста обусловливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игрового содержания. Недопустимы перегрузки организма, связанные с силовым напряжением и общим утомлением. В то же время необходимо отметить, что развитие выраженного утомления у ребенка маловероятно, ибо он не в состоянии противодействовать развивающемуся чувству усталости и прекращает тренировку. В младшем дошкольном возрасте (3—4 года) необходимо создать все условия для освоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закачивающих процедур. В 5—6 лет (старший дошкольный возраст) необходимо осваивать новые виды физических упражнений, повышать уровень физических способностей, стимулировать участие в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками. Закаливание должно стать привычным элементом режима дня. Следует учитывать, что в дошкольном возрасте для высшей нервной деятельности еще характерна неустойчивость основных нервных процессов. Поэтому не следует рассчитывать на прочное освоение ребенком этого возраста сложных двигательных умений и действий. Однако следует уделять особое внимание освоению и совершенствованию новых видов движений — пальцев рук и кисти, ловкости. Ловкость развивается при перемещениях со сменой направления ходьбы и
Таблица 4. Контрольные показатели физической подготовленности детей в возрасте 6 — 7 лет (Бальсевич Б.К., Запорожанов В.А., 1987)
бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом, игре с кубиками и пластилином! Занятия физическими упражнениями следует проводить ежедневно в форме зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений f. различных игр. Продолжительность занятий в 3-летнеМ возрасте в начале периода 15— 20 мин, к концу его — 20^-25 мин, в 4-летнем — 30—35 мин, в 5-летнем — до 40 мда. Следует учесть, что 5-й год жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть нарушения осанки, плоскостопие, искривление нижних конечностей, уплощение грудной клетки или ее деформация, выпуклый и отвислый живот. Все это затрудняет акт дыхания и оксигенацию организма ребенка. Правильно организованная физическая активность детей, регулярные и правильно построенные занятия физическими упражнениями способны предотвратить развитие этих нарушений. На б-м году жизни ребенка все большее внимание следует уделять на фоне разностороннего физического совершенствования специальному развитию отдельных физических Качеств и способностей. Главная задача в этот период — заложить прочный фундамент для интенсификации физического воспитания в последующие годы. Отличие этого этапа от предыдущего заключается в усилении акцента на развитие физических качеств — преимущественно выносливости и быстроты. Однако это не является самоцелью. Задача таких занятий состоит прежде всего в подготовке организма ребенка, функций управления движениями и их энергетического обеспечения, а также психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению умственных и физических нагрузок в связи с началом обучения в школе. Что касается силовых качеств, то речь идет лишь о воспитании способности проявлять незначительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени и точно дозировать мышечные усилия. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исключением метаний. В то же время масса метаемых снарядов не должна превышать 100—150 г. Общий физический потенциал 6-летнего ребенка возрастает настолько, что в программу занятий можно включать упражнения на выносливость: пробежки трусцой по 5—7 мин, длительные прогулки, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде. Общее время занятия составляет 30—35 мин. К моменту поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития двигательных качеств и навыков, которые являются соматической основой "школьной зрелости", поскольку они базируются на определенном фундаменте физиологических резервов функций. Контрольные показатели физичекой подготовленности, представленные в табл. 4, являются, по сути дела, показателями "физической зрелости" для поступления детей в школу. Дети, выполнившие эти нормативы, легко адаптируются к новым для себя условиям школы. Младший школьный возраст (7—10 лет) — это период, являющийся наиболее благоприятным для закладки практически всех физических качеств. Если такой закладки не произошло, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала индивида можно считать упущенным. Одним из существенных моментов в физическом воспитании ребенка этого периода жизни является формирование личностного его отношения к физической тренировке. Активность младшего школьника в виде организованных занятий в рамках школьных уроков физкультуры, физкультпаузы и рекреации должна дополняться внешкольными формами занятий — ежедневной утренней физзарядкой и двумя-тремя тренировочными занятиями в неделю. Здесь впервые появляются возможности развития гиперкинетических расстройств и других изменений, связанных с нерациональными занятиями спортом. Однако эта опасность намного меньше, чем последствия недостатка двигательной активности — гипокинезии. Суточная норма двигательной активности в этот возрастной период должна составлять 15— 20 тыс. локомоций при продолжительности двигательного компонента 4—5 ч в течение 1 сут (А.Г.Сухарев, 1986). При медицинском обеспечении физических тренировок следует учитывать некоторые особенности состояния функций опорно-двигательного аппарата младших школьников. Позвоночник в этом возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью основных изгибов — грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к 7-му году жизни, а поясничный — к 12-му. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные диски и слаборазвитые мышцы спины способствуют деформации позвоночника. Неправильная посадка за партой, ношение тяжестей в одной руке, наличие очагов хронической инфекции снижающей общий тонус, могут вызвать развитие нарушений осанки, плоскостопие и т.п. Вот почему создание хорошего "мышечного корсета", полноценной проприоцептивной импульсации, правильно информирующей ЦНС о взаимоотношении отдельных частей тела ребенка в пространстве, — важная задача физической тренировки. Детский организм обладает вполне сформировавшимися физиологическими механизмами адаптации как к условиям внешней среды, так и к физическим нагрузкам. Несмотря на то, что детский организм более реактивен, способность его к адаптации достаточно высока. Возможности анаэробного обмена (работа на скоростную выносливость) у детей по сравнению с взрослыми ограничены. Выполнение равной с взрослыми работы сопровождается у детей большим выделением молочной кислоты, т.е. объем "кислородного-долга" у детей ниже, чем у подростков и юношей. Вследствие относительно слабой мышцы сердца, малого объема сердца и более широкого просвета сосудов у детей младшего школьного возраста АД повышается значительно меньше, чем у подростков и взрослых. Таким образом, для детей младшего школьного возраста характерны большая напряженность функции кислород-транспортной системы, ограничение ее резерва при физических нагрузках, менее экономичное расходование энергетического потенциала. У них также ниже способность выполнять физическую нагрузку в условиях кислородного долга. Использование оптимальных по направленности, мощности и объему физических нагрузок расширяет функциональные резервы организма и способствует экономизации функций в покое и при дозированных воздействиях. Контрольные показатели физической подготовленности детей 7—10 лет представлены в табл. 5 (Бальсевич В.К. и За-порожанов В.А., 1987). Таблица 5. Показатели физической подготовленности детей в возрасте 7—10 лет
Выполнение этих нормативов к 10-летнему возрасту свидетельствует об оптимальнрм развитии и уровне соматического здоровья детей. Средний школьный возраст (11—15 лет). Подростковый возраст — период максимальных темпов роста организма и отдельных его частей, увеличения функциональных резервов, а также гормональной перестройки, связанной с половым созреванием. При повышении роли второй сигнальной системы понижается внушаемость, а неуравновешенность и эмоциональность возрастают. Продолжается процесс окостенения скелета, причем происходит оно неравномерно в различных частях. Позвоночник по-прежнему подвижен и податлив. Сила мышц увеличивается в меньшей степени, чем масса тела, что при неблагоприятных условиях может привести к нарушению осанки или деформации позвоночника. В то же время чрезмерные мышечные нагрузки способны ускорить процесс окостенения и замедлить рост трубчатых костей в длину. При действии сверхсильных или монотонных раздражителей у подростков развивается запредельное торможение, что заставляет разнообразить физические нагрузки в процессе занятий. Морфологическое и функциональное совершенствование половой системы проявляется увеличением половых желез, проявлением вторичных половых признаков, у мальчиков — первых поллюций, у девочек — менструации. Половое созревание находит свое отражение и в состоянии вегетативных функций (изменение ритма сердечной деятельности и дыхания, уровня АД и пр.). При нормальном физическом развитии подростков, с одной стороны, увеличиваются функциональные резервы Таблица 6. Контрольные показатели физической подготовленности подростков в возрасте 14 лет (Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987)
кислородтранспортной системы (ударный объем сердца и минутный объем крови, кислородная емкость крови, минутный объем дыхания, абсолютные показатели МПК и пр.), с другой — возрастает экономизация функций в покое (урежевие ЧСС и дыхательных движений и т.п.)- Все больше разница функциональных и физических возможностях мальчиков и"дёвочек. Физическая активность подростка реализуется прежде всего в организованных формах — на уроках физкультуры, во время активного отдыха в школе и за ее пределами. Значительная часть подростков занимается в спортивных секциях. Для тех, кто не охвачен организованными формами массовой физической культуры, обязательны ежедневная физзарядка и еженедельные двух-трехразовые самостоятельные тренировки. Продолжительность одного занятия 70—90 мин. С целью оценки хода физического развития целесообразно ориентироваться на контрольные показатели (табл. 6). Старший школьный возраст (16—17 лет). В этом возрасте практически заканчивается рост тотальных размеров тела по длине и отмечается значительное преобладание ростовых процессов в поперечных размерах. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной клетки. Более заметными становятся половые различия в размерах, пропорциях тела, мышечной массе, функциональных резервах и физической работоспособности юношей и девушек. Завершается развитие центральной нервной системы, хотя процесс возбуждения несколько преобладает над силой процесса торможения. Для поддержания достаточного уровня физического развития в юношеском возрасте тренироваться необходимо не Таблица 7. Контрольные показатели физической подготовленности юношей и девушек в возрасте 16—17 лет (Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987)
меньше 2—3 раз в неделю по 1,5—2 ч с обязательной утренней физзарядкой ежедневно. Ориентир оптимальности развития — контрольные нормативы физической подготовленности (табл. 7). Пожилой и старческий возраст. Считают, что существует определенная связь между темпом старения, продолжительностью жизни и интенсивностью обменных процессов. Доказана положительная роль оптимальной двигательной активности и связанной с ней интенсификации энергетического метаболизма в средней продолжительности жизни вида и индивида. Уровень жизнедеятельности организма в ходе возрастного развития, продолжительность жизни зависят от двух противоположных тенденций — с одной стороны, угасания, нарушений обмена и функций, с другой — включения адаптационных механизмов, закрепленных в эволюции (адаптационно-регуляторная теория старения, В.В.Фролькис, 1970). Весь комплекс механизмов, направленный на сохранение жизнедеятельности организма, определяется как процесс витаукта (вита — жизнь, ауктум — увеличивать). Большинство специалистов в настоящее время считают, что всесторонняя функциональная нагрузка органов и систем стареющего организма путем поддержания достаточно высокого уровня двигательной активности не только препятствует процессам преждевременной старости, но и приводит к структурному совершенствованию тканей и органов. Физическая активность — важнейшая предпосылка сохранения функциональной способности стареющего организма. В то же время при назначении оздоровительной тренировки лицам, находящимся в зрелом и пожилом возрасте, следует учитывать возникающие у них так называемые возрастные изменения (снижение функциональных возможностей — резервов функций, понижение реактивности, эластичности и прочности опорно-двигательного аппарата, ослабление восстановительных процессов и пр.). На этом этапе онтогенеза снижаются возможности адаптироваться к упражнениям, главным образом скоростного и силового характера. В то же время упражнения аэробного характера вполне доступны и дают необходимые оздоровительные эффекты. К упражнениям, кроме упражнений аэробного характера, которые особо показаны пожилым, относятся упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах, а также координационных способностей, снижающихся в результате атеросклеротических процессов в сосудах головного мозга.
Лекция 12 _______
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.109.60 (0.016 с.) |