Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В сохранении и восстановлении здоровьяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Согласно иерархическому принципу, заложенному в структуре человека, интегрирующим элементом, гармонизирующим, определяющим режим функционирования всей "пирамиды Maslow" как целостного, является ее вершина. Вершина — носитель высших информационных аспектов в системе, высшие уровни сознания, которые в современной науке принято называть сверхсознанием, а в общекультурном диапазоне —духовной сферой. Это надличностный, или трансперсональный, уровень, на котором опыт личности уже утилизирован и обобщен. Изучается он глубинной и трансперсональной психологией, у истоков которых стоят З.Фрейд, К.Г.Юнг, С.Гроф и др. Символически высшие уровни сознания в семиричной структуре человека, согласно древнеиндийским воззрениям, представлены восходящим треугольником Манас—Буддхи— Атем (Высший ум — Интуиция, Любовь, Мудрость — Истинное Я в отличие от ложного Эго личности). Истинное Я ассоциируется с целостным, неделимым на дихотомии состоянием сознания — нирваной, ощущением своего единства с миром. В этом состоянии человек полностью реализован. Духовный опыт древних и опыт современных исследователей высших сфер сознания, как уже говорилось, получает научное обоснование в новейших открытиях в области квантовой физики. Основной характеристикой сверхсознания является альтизм, способность к жертве, в отличие от эгоизма личности Альтруизм—эгоизм — это та дихотомия, которая разделяет духовное и душевное, сверхсознание и психику. Вторая особенность этого уровня сознания — восприятие жизни как единого потока, понимание причинно-следственных связей в ней, что позволяет человеку возвыситься над личностным представлением о добре и зле и видеть динамику жизни как взаимоперетекание, взаимопереходы одних ее аспектов в другие (инь-ян и множество промежуточных состояний между ними) и возможности самореализации человека в них. Человек понимает закон бытия, свою связь с миром, свое предназначение. Третья особенность сверхсознания — это получение информации по интуитивному каналу, позволяющее человеку свободно творить. Всем сколь-либо выдающимся личностям в области философии, науки, искусства знакомо состояние озарения, прозрения, вдохновения, связанное с раскрытием интуитивного канала. На этом уровне знания и понимания к человеку приходит мудрость и любовь ко всем проявлениям жизни. Со способностью к предощущению при этом приобретается способность верить и надеяться. К уровню сверхсознания относится также воля как умение строить свое поведение согласно намерению, целеполаганию. Среднестатистический человек имеет кратковременные проживания из области сверхсознания, но они, как правило, не фиксируются, не осознаются им. Расширение и осознание этой области, наряду с подсознанием, овладение всей сферой сознания составляет цель человеческой эволюции. Согласно иерархическому принципу, заложенному в структуре человека, управление здоровьем должно начинаться с вершины пирамиды. Без понимания человеком высших аспектов бытия (смысла своей жизни, ее целей, путей самореализации, согласия со своей совестью и т.д.) и разрешения проблем с этих позиций невозможно приближение к состоянию здоровья, так как неосознаваемая неудовлетворенность своей жизнью всегда порождает психические эквиваленты (напряжение), а последние приводят к нездоровью сомы. Рассмотрение высших психических аспектов в контексте сохранения и восстановления здоровья включает несколько моментов. Во-первых, это воспитание и перевоспитание человека, перевод его жизненных ценностей из эгоцентрической плоскости в альтруистическую. Во-вторых, признание роли высокой, доброй, развивающей, творческой цели в жизни человека как фактора гармонизации его психики, а следовательно, и тела. И, в-третьих, признание воли и веры в управлении своим здоровьем. Рассмотрим подробнее каждый из этих аспектов. Как известно, отрицательные эмоции вызывают психический стресс, оказывающий мощное разрушительное действие не только на психику, но и н а тело. Механизм соматических повреждений при этом в основном нейроэндокринно-иммунный. Кроме того, отрицательный эмоции в силу связи подсознания с соматическими структурами, приводят к напряжению мышц. Длительно существующие локальные мышечные сокращения (так называемые мышечный блоки) затрудняют прохождение потоков энергии, что-обусловливает гипофункциональные состояния соответствующих органов и систем. Недаром на Востоке говорят: "Беги от человека агрессивного, как от чумы. Чума заразительна, и агрессия заразительна и может привести к болезни". Добрый, открытый, благожелательный, справедливый человек, наоборот, создает вокруг себя положительный настрой, оздоравливающую атмосферу. Его слова и психоэнергетическое состояние, в процессе общения передающееся собеседникам, дает гармонизирующий и укрепляющий эффект. Вспомним: если больному в процессе общения с врачом не стало лучше, — это плохой врач. Положительные, альтруистические переживания расслабляют тело, восстанавливают энергетические потоки в нем. Поэтому высшие состояния сознания (с осмыслением их) дают не только уникальный психический опыт, но и интегрирующий, обще-гармонизирующий психосоматический эффект, сопровождающийся оптимизацией биополевой структуры. Отсюда — оздоравливающее значение высоких чувств, хороших мыслей, положительных настроев. Кроме того, рассмотрение своих проблем "с высоты и со стороны" в высоких состояниях сознания, отличающихся от обычного, "дневного", сознания, в котором формируются эти проблемы, способствует размыванию их контуров, осознанию, принятию и разрешению. На принципе гармонизации альтруизмом, любовью, прощением основаны многие методы трансперсональной психологии и психотерапии, духовного целительства. Психика, как и тело, имеет механизмы самоорганизации, причем они осознаются нами только частично. За счет этих механизмов в психике отбираются те качества, те субличности, которые могут наилучшим образом обеспечить достижение целей, поставленных человеком на данный момент жизни. При изменении целей меняется набор доминирующих субличностей и взаимоотношения между ними, т.е. цель выступает системообразующим фактором. Если человек ставит себе в жизни благоразумную, высокую цель, извлекающую его лучшие качества, то гармонизирующий эффект альтруистических состояний психики вторично будет оздоравливать и тело (конечно, если человек искусственно не будет вредить этому процессу). При этом здоровье рассматривается всего лишь как условие для достижения цели. Высокая идея, цель как бы нанизывают на единый стержень деятельность всех субличностей, устанавливая иерархию между ними и гармонизируя их взаимоотношения. В такой структуре нет места лишнему, неразрешимым противоречиям, "разброду и шатаниям", "ум с сердцем" всегда в ладу. Не теряется энергия на борьбу с собой, сохраняется бодрость. Человек становится более целостным. Активная деятельная позиция в жизни, выбор "своих" путей, постановка и достижение цели, реализующей человека, всегда освобождают дополнительную энергию, мобилизуют ресурсы и тем самым обеспечивают более высокий уровень здоровья. Следует помнить, что при очень быстром развитии человека либо слабой подготовленности его к выполнению задачи психика и тело могут иногда не успевать полностью перестраиваться, возникает временная дисгармония, асинхроноз, и человек может заболеть. Примерами этих своего рода "болезней адаптации" могут служить болезни учеников в духовных школах, экстрасенсов. Из всего сказанного следует, что человека нужно не столько лечить, сколько учить его правильно жить. Люди творческие, увлеченные благородными идеями, проживающие истинно человеческую жизнь, ощущающие свое единство с Миром, живут дольше других. Третий аспект, на котором мы остановим внимание, — это роль воли и веры в управлении здоровьем. Человек — единственное живое существо на Земле, которое осознает себя, и осознание является инструментом его эволюции. Поэтому отношение человека к своей жизни и своему здоровью как необходимому условию для самореализации не должно быть стихийным, оно должно быть осознанным. Процесс сохранения и укрепления здоровья подлежит управлению. Воля, намерение — это осознанное желание (которое часто вступает в противоречие со стихийными желаниями); именно воля является главным рычагом управления здоровьем. Если же здоровье следует восстанавливать, то здесь необходима также вера в успех дела. Миру известно множество героических людей, возвративших здоровье путем самостоятельной работы и поднявшиеся к вершинам жизни. Идея об осознанном управлении своим здоровьем является одной из основополагающих в фундаменте валеологии. Как видно из изложенного материала, основными положениями в тактике управления здоровьем являются следующие, 1.Направление деятельности — это возвращение человека в безопасную зону здоровья и удержание его в этой зоне путем активизации механизмов валеогенеза. 2Используемый при этом подход — интегративный (системный, холистический); 3.Используемые методы — в основном немедикаментозные. Процесс управления здоровьем имеет свою внутреннюю логику, свою динамику. После сбора информации и ее осмысления (диагностика и прогнозирование здоровья) врачвалеолог приступает к оздоровлению пациента, если в этом есть необходимость. Когда путем внутренней гармонизации и восстановления гармоничных взаимоотношений с окружающей средой человек будет возвращен в "безопасную" зону здоровья, дальнейшая работа по сохранению и укреплению здоровья возлагается в основном на самого человека, но при консультативной помощи врача. Врач создает мотивацию к здоровому образу жизни и дает рекомендации по его организации с учетом конституциональных особенностей пациента. Одновременно даются рекомендации по укреплению здоровья и осуществлению контроля за его состоянием. Методическая сторона управления здоровьем очень разнообразна. На некоторых из ее аспектов мы обзорно остановились в настоящей лекции. Некоторые аспекты в более глубоком изложении будут представлены в лекциях по частной валеологии.
ЧАСТЬ II. ЧАСТНАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ Лекция 11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.72.188 (0.009 с.) |