Восстановление нарушенных функций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстановление нарушенных функций.



А. Р. Лурия, подчеркивал, что успешность восстановления нарушенных сложных психических функций зависит от того, насколько восстановительная работа опирается на сохранные звенья психической деятельности, что восстановление нарушенных форм психической деятельности должно протекать по типу перестройки функциональных систем. Плодотворность, такого подхода была доказана работами ряда советских авторов в годы Великой Отечественной войны, направленными на анализ восстановления нарушенных движений, возникших вследствие огнестрельных ранений. Было показано, что в процессе восстановительной трудовой терапии решающая роль принадлежала мобилизации сохранных функций больного, сохранности его установок.

К аналогичному выводу пришли и психологи, работавшие в области восстановления речевых расстройств. Э. С. Бейн в монографии «Афазия и пути ее преодоления» пишете том, что при восстановлении афазических расстройств речь идет о включении сохранного звена, о его развитии, о постепенном «накоплении возможности его использования» для практики дефектных функций [8, с. 223]. Перестройка нарушенной функции происходит в тесном комплексе с развитием сохранной. Еще шире поставлена эта проблема у В. М. Когана. В своей монографии «Восстановление речи при афазии» автор убедительно показывает, что восстановительная работа должна базироваться на оживлении оставшихся в сохранности знаний. Он подчеркивал, что при восстановительной работе (в данном случае восстановлении речи) должна быть актуализирована вся система связей, установок активности человеческой личности, хотя и болезненно измененной. Об этом же пишет Л. С. Цветкова [125].

Приведенные взгляды исследователей касаются восстановления функций, носящих, условно говоря, узкий характер, — речи, праксиса. Они могут быть с еще большим правом отнесены к восстановлению более сложных форм психической деятельности: к восстановлению утраченной умственной работоспособности (целенаправленность, активность больного). В этих случаях вопрос о сохранных возможностях встает особенно остро (например, при решении вопроса о трудоспособности больного, о возможности продолжать учебу в вузе и т. д.).

 

17. Основные категории теоретического аппарата клинической психологии

1)симптом

признак, характеризующий расстройство,проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного.

2)синдром

совокупность симптомов с общим патогенезом.

Синдром ссылается на ассоциацию некоторого количества клинически распознаваемых симптомов (особенностей, явлений или характеристик), которые часто происходят вместе, таким образом, что присутствие одной особенности предупреждает врача о присутствии остальных. За недавние десятилетия термин был использован и за пределами медицины, для описания схожих явлений

3)норма

Установленная, относительно стабильная мера, средняя величина чего-либо, среднее между избытком и недостатком.

Б.С. Братусь: “Пожалуй, самым расхожим остается для многих психологов и психиатров понимание нормы как, во-первых, чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы, и, во-вторых (связано с первым) - наиболее приспособленного, адаптированного к определенной среде”

4)патология

крайняя противоположность нормы, отклонение от нормального состояния или процесса развития. Патология исследует процессы отклонения от нормы, процессы нарушающие гомеостаз, болезни, дисфункции(Патогенез).

5)здоровье

I- Состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

II- «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней»

6)болезнь

Противоположность здоровья, возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.

 

18. Категория "фактора" в нейропсихологии и патопсихологии

Категория «фактор» является основным понятием метода синдромного анализа. Понятие «фактор», направленно на преодоление психофизического параллелизма и несущее в себе как физиологическое, так и психологическое содержание. С одной стороны, фактор - определенный вид аналитико-синтетической деятельности специфических, дифференцированных, определенных мозговых зон. В этом смысле фактор выступает как результат деятельности мозга. С другой стороны, фактор как бы вводится в структуру психических функций; имея специфику, отражающую функциональную неоднозначность зон мозга, он обеспечивает реализацию одного из звеньев функциональной системы и, вследствие этого, представлен в ней как психологическая составляющая.

Можно сказать, что с помощью фактора устанавливается соответствие между двумя основными детерминантами психического отражения: того, что отражается из внешней и внутренней среды, и того, как в специфических формах активности мозговых зон оно осуществляется. Поскольку в данном контексте понятие «фактор» - одно из фундаментальных, обратимся к примеру.

Известно, что человек живет и действует в условиях пространственно организованной внешней и внутренней среды. Отражение этого свойства - свойства пространственной организации мира - необходимо для многих видов деятельности (оценка расстояния, осуществление движений, решение конструктивных задач, понимание разрядного строения чисел, оценка пространственных различительных признаков букв, представления о схеме собственного тела и т.п.). Это свойство находит свое представительство и в речи в виде слов «над», «под», «справа», «слева»; сравнительных конструкций. Наконец, существуют представления и о «квазипространственной» организации лексического опыта человека, хранения в памяти системы значений слов в виде «деревьев», «гнезд», «семантических полей».

Известно также, что при поражении височно-теменно-затылочной области (TPO) нарушается возможность оперирования с пространственно ориентированными объектами. На этом основании можно высказывать суждение, что зона TPO обеспечивает в психической деятельности фактор пространственного и квазипространственного анализа и синтеза.

 

19. Качественный, системно-структурный анализ патологии психики

Опыт системно-структурного анализа впервые последовательно примен в работах X. Эренфельса, описавшего перцептивные (восприятие) структуры, которые относятся к воспринимаемому объекту в целом и не могут быть объяснены как случайные комбинации его элементов. Непосредственное развитие эти исследования получили в гештальт-психологии.

Анализ психики как целостной системы был предпринят, в частности, 3. Фрейдом, который, изучая генезис и динамику невротических расстройств (истерия, «невроз страха» и др.), разработал своего рода «психологическую топографию» и очертил три области психического: сознательное, предсознательное и бессознательное. Сознание и бессознательное, согласно психоаналитическому учению Фрейда, выступают в качестве относительно автономных, динамических (аккумулирующих психическую энергию) и непрерывно взаимодействующих подсистем или структурных компонентов психики, на основе которых формируются такие устойчивые образования, как Ид (Оно), Эго (Я), Суперэго (Сверх-Я). Деление психики на сознательное и бессознательное — основная предпосылка психоанализа — позволяет понять и исследовать психопатологические процессы, закономерности индивидуального поведения и развития на ранних этапах душевной жизни, особенности творческой активности и символической деятельности человека. В целом для системно-структурного подхода в психологии характерно:

-...?...структур как неразложимых на отдельные элементы образований, устойчиво воспроизводящихся в ходе непрерывного психического развития (в этом смысле структуры могут рассматриваться как базовые образования психики, определяющие характер психических процессов);

-...?...структур психики человека как социально обусловленных;

- признание наличия уровней психических структур, связанных иерархическими отношениями.

 

20. Синдромный, системно-структурный анализ - ведущие тенденции клинико-психологических исследований.

Патология головного мозга обычно приводит к нарушению работы отдельных мозговых зон или взаимодействия между ними, в связи с чем психический процесс страдает не глобально, а избирательно. При этом остаются сохранные звенья, обеспечиваемые работой интактных мозговых зон или систем. Степень дефицитарности определяется ролью пострадавшего звена в реализации целостной психологической функции.

В основе нейропсихологического изучения нарушений высших психических функций у больных с локальными поражениями головного мозга лежит синдромный анализ.

Основные понятия синдромного анализа:

1. Нейропсихологический симптом - понятие, обозначающее нарушение высшей психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга. Нейропсихологические симптомы делятся на первичные, непосредственно связанные с нарушением деятельности головного мозга, И вторичные, возникающие как следствие первичных по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

2. Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное выпадением (или нарушением) определенного мозгового фактора.

3. Под фактором в нейропсихологии понимаются те физиологические процессы (а не сами мозговые структуры), которые протекают в определенных мозговых структурах.

4. Синдромный анализ - анализ нейропсихологических синдромов целью обнаружения общего мозгового основания, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов. Синдромный анализ предполагает тщательную качественную квалификацию нарушений психических функций, а не просто констатацию того, что функция нарушена. Синдромный анализ включает сопоставление первичных нарушений, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Синдромный анализ предполагает необходимое изучение состава не только нарушенных, но и сохранных высших психических функций.

5. Нейропсихологическая диагностика - исследование локальных поражений головного мозга с помощью нейропсихологических методов в цепях постановки топического диагноза. Нарушения высших психических функции могут протекать в различных формах:

- грубое расстройство или выпадение функции;
- патологическое ослабление или усиление;
- снижение уровня выполнения функции.

 

21. (!!!) Категория "внутренних переменных" и "процессуальная" ориентация клинико-психологических исследований

 

22. Соотношение понятий “клиническая психология” и "медицинская психология"

В целом, несмотря на отмеченные проблемы, отечественная клиническая психология возникла не на пустом месте и в настоящее время часто встаёт вопрос о соотнесении понятий «медицинская психология» и «клиническая психология» (в чем, собственно говоря, их различия и, более шире, что относится к клинической психологии). Здесь можно выделить следующие, наиболее распространенные точки зрения:

• Медицинская психология и клиническая психология - тождественные понятия, фактически - синонимы.

• В понимании В. Иванова (1971, 1976), В.М. Блейхера (1976), В.М. Банщикова (1978) отношение клинической психологии к медицинской такое же, как отношение клиники к медицине вообще; клиническая психология - эта та прикладная часть медицинской психологии, которая определяется потребностями клиники, т.е. медицинская психология более широкое понятие, чем клиническая психология. Но подобный подход основан на сопоставлении терминов «медицина» и «клиника» с последующим чисто механическим, автоматическим переносом этого на понятия «медицинская психология» и «клиническая психология», с чем нельзя согласиться.

• «Медицинская психология» выступает как собирательный образ области и места психологической специальности, а «клиническая психология» претендует на целостную научную и практическую психологическую дисциплину, но, пожалуй, в России в первое десятилетие ХХI века она только «претендует».

Представляется, что клиническая психология включает следующие основные разделы:

1. Психологию аномального развития (специальную психологию).

2. Психологию отклоняющегося (девиантного) поведения.

3. Нейропсихологию, изучающую связь психических процессов с отдельными мозговыми системами, нарушения психической деятельности

4. Патопсихологию - отрасль психологии, изучающую закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности.

5. «Психологию в медицине», т.е. то, к чему ранее преимущественно и сводилась медицинская психология и что подразделялось на:

• общую медицинскую психологию, куда относилось:

- психология больного (и его родственников), медицинского персонала, лечебно-профилактических учреждений;

- психосоматические и соматопсихические взаимовлияния;

- учение об индивидуальности (темперамент-характер-личность в контексте медицины);

- медицинская деонтология и этика (что всё чаще включается в биоэтику);

- психогигиена, психопрофилактика и психотерапия (с включением в настоящее время психокоррекции и психологического консультирования);

• частную медицинскую психологию, раскрывающую ведущие аспекты медицинской деятельности при определенных формах болезней (в хирургии, кардиологии, при СПИДе, дефектах органов и систем и т.д.) или в определенных ситуациях (например, в трудовой или военной экспертизе).

При этом важными составляющими почти всех разделов являются «Психодиагностика» и «Психофармакология».

Резюмируя вышеизложенное, стоит констатировать, что окончательное подведение черты под дискуссией о соотнесении «медицинской» и «клинической» психологии, скорее всего, вообще невозможно, поскольку сами эти понятия определяются достаточно по-разному. При этом разные подходы связаны не только с традиционным противостоянием московских и санкт-петербургских школ, но и с разной позицией психологов и врачей (в частности, для психологов раздел, условно названный «психология в медицине», вследствие его незнания, практически не существует, за исключением психотерапии, психокоррекции и психологического консультирования). Также стоит отметить, что на практике термины «медицинская психология» и «клиническая психология» чаще всего используются как равноценные, хотя термин «медицинская психология» постепенно сходит на нет, а «клиническая психология» становится доминирующим понятием (не столько вследствие его большей точности, сколько из-за доминирования в настоящее время представлений англоязычного, в первую очередь, американского, подхода).

 

23. Предмет патопсихологии, ее теоретические основы и актуальные проблемы

Патопсихоло́гия (греч. πάθος — страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — учение) — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)» и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме».

Патопсихология — отрасль клинической (медицинской) психологии, предмет которой — психопатология, а задача — психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.024 с.)