Многомерность ценностного отношения. Здоровье как ценность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многомерность ценностного отношения. Здоровье как ценность.



В философии существует ряд теоретических позиций о природе ценностей.

1. Натурализм. С позиций натурализма, ценность предмета определяется его естественными, натуральными свойствами. Тогда ценность здоровья определяется состоянием организма человека, когда его пульс, температура, давление крови в норме. Но оправдан ли знак равенства между здоровьем – и физиологической нормой?

2. Эмотивизм (от английского emotive – эмоциональный). Ценность предмета определяется эмоциями, которые этот предмет вызывает. Но тогда ценность понимается как что-то чисто субъективное. Например, ученик радуется, когда узнает, что у него в день проведения контрольной работы в школе температура выше 36,6.

3. «Идеализм». Ценность понимается как обобщенный смысл, который идеален (воспринимается нашим сознанием), но имеет объективную основу. Здоровье – это тот смысл, который выражает значимость происходящего для человека, и имеет объективную основу – физиологическое состояние организма.

Ценностьэто обобщенный смысл чего-либо как предпочитаемого, то есть отвечающего потребностям, интересам, целям отдельного человека, группы людей или общества в целом.

Разберем данное определение. Во-первых, ценность понимается как обобщенный смысл, то есть она существует только для нашего сознания, идеально. При этом ценность есть обобщение многих смыслов. Красота является примером обобщения смысла множества красивых вещей.

Во-вторых, ценность всегда предполагает ценностное отношение, то есть отношение предпочтения (мы предпочитаем здоровье болезни, красоту безобразию). В этом предпочтении выражаются не просто свойства самих предметов, а наше отношение к ним, к физиологическим состояниям организма, к совершенным поступкам и т.д.

Рассмотрим многоосевую модель, учитывающую сложность ценностного отношения, в котором происходит переход идеального в реальное.

 

1. Ценность Сфера идеального

3. Смысл 5. Универсальное

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Сфера реального

 

6. Индивидуальное 4. Эмоциональное

(уникальное) переживание

2. Благо

 

Прежде всего, переход идеального в реальное происходит по оси «ценность – благо».

1. Ценность, будучи обобщенным смыслом, идеальна. Ценность не подчинена законам физического мира: ее можно принизить, но не уничтожить. Справедлив афоризм: «Ценности не существуют (как вещи), они значат (несут смысл)». Что же существует как вещи?

2. Реально существуют воплощения ценности, мы называем их благом. Это благо, что с нами поступили справедливо, это благо, что мы здоровы. В приведенных примерах реализуются такие ценности, как справедливость и здоровье.

По определению ВОЗ, здоровье – это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней». Можно ли представить, что в действительности существует: человек, полностью отвечающий этому определению? Но это не означает, что эксперты ВОЗ ошибаются. В данном определении здоровье представлено как ценность. Реально же на уровне блага мы имеем дело с человеком, который, как принято говорить, «практически здоров».

В отличие от ценностей, блага существуют по законам физического мира, их можно создать, а можно уничтожить.

Обратимся к ироничным словам Воланда в романе М.А. Булгакова: «Рукописи не горят». Конечно же, бумага горит, и горит прекрасно (рукопись – это благо). Но смысл высказывания в том, что подчеркивается ценность творчества как такового. Даже если Н.В. Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», его «сгоревшие» мысли каким-то образом нашли свой отклик и отражение в работе над другими произведениями.

3. Смысл. В реальной жизни мы никогда не встретим «в чистом виде» добро, красоту, справедливость, но мы встречаем их воплощения в том, что происходит с нами и вокруг нас. Ценности не «существуют», они «значат» как смысл того, что мы предпочитаем. Но почему человек, в принципе предпочитая здоровье болезни, не всегда ведет здоровый образ жизни? Нужно, чтобы смысл эмоционально переживался человеком. Смысл не существует без направленности на него сознания, т.е. он интенционален.

4. Эта направленность выражается в эмоциональном переживании ценности. Если эмоционального переживанияценности не происходит, реальна опасность фетишизации ценности, то есть превращения ее в фетиш – объект формального поклонения.

5-6. Относительно ценностей это проявляется таким образом, что ценность остается только универсальной, но не переживается как личностно значимый смысл – не индивидуализируется. К примеру, если провозглашаются свободы и права человека, а на деле это только декларируется, не воплощается в жизнь. Тогда эти ценности превращаются в фетиш, утративший значение жизненного ориентира.

Подведем итог. Сфера идеального – это ценности, смысл которых универсален, т.е. является общезначимым.

Сфера реального – это блага и индивидуальное переживание смысла ценностей.

Если провести между этими сферами не пунктирную, а сплошную линию, это будет означать фетишизацию ценностей, т.е. разрушение ценностного отношения. Ценностное отношение существует только за счет напряжения между полюсами идеального и реального, что и придает ценностям жизненный смысл.

Ценностное отношение многомерно, поскольку оно необходимо предполагает переход идеального в реальное и реального в идеальное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.007 с.)