Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иерархия ценностей и целостность личности.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Один из вопросов, который стоит перед аксиологией, это вопрос, существует ли иерархия ценностей, деление ценностей на «высшие» и «низшие»? Иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Остановимся на двух позициях в отношении данного вопроса. 1. Макс Шелер полагает, что иерархия ценностей существует и носит априорный характер. Но тогда возникает вопрос о критерии, по которому можно определить, какая ценность является высшей, а какая низшей. Шелер принимает в качестве такого критерия абсолютность или относительность ценности. В глубине души, говорит он, мы всегда знаем, какая ценность является абсолютной, а какая – относительной. В итоге мы получаем «пирамиду ценностей», вершиной которой выступает ценность абсолютная, а подножием – ценности наиболее относительные.
Абсолютное
4.Святое
2.Витальные ценности 1.Ценности удовольствия
Относительное
1. Ценности удовольствия представляют низший уровень. Удовольствие основано на различении приятного и неприятного. Что именно будет переживаться нами как приятное или неприятное, зависит от нашего состояния, ситуации и других факторов. Поэтому эти ценности наиболее относительны. 2. Витальные ценности («ценности чувства жизни») предполагают различие между благородным, высоким – и низким. Всем нам знакомо чувство жизненного подъема, когда у человека как будто «вырастают крылья», и ощущение жизненного спада, когда самые привычные вещи даются с большим трудом. Здоровье Шелер относит к витальным ценностям. 3. Духовные ценности даны нам не через различение приятного/неприятного, а актом духовного предпочтения. Здесь уместно вспомнить снова «логику сердца» Паскаля. Но духовные ценности не являются абсолютными, так как они могут вступать в противоречие друг с другом. Так, красота в каком-то случае может соперничать с добром («демоническая красота»). 4. Святое – это то, что является абсолютно безусловным, независимо от ситуации. Святое не обязательно должно иметь религиозный смысл. Для ученого святым является истина, для художника – его творчество. Тогда как же обеспечивается целостность личности при таком многообразии ценностей и открытости им человека? Все зависит от «центра тяжести» – к какому из уровней ценностей тяготеет личность. Если центр тяжести на уровне ценностей удовольствия, мы имеем личность «искусника удовольствия» (пример – Дон Жуан в опере Моцарта) Если центр тяжести приходится на витальные ценности, перед нами «герой», в котором есть только сила и благородство. Если центр тяжести сосредоточен на духовных ценностях, мы имеем дело с «гением», творцом духовных ценностей, наконец, на уровне ценности святого перед нами «святой».
2. Позиция австрийского психотерапевта Виктора Франкла противоположна позиции Шелера. Согласно Франклу, априорной иерархия ценностей не существует, она выстраивается в конкретной ситуации, в которой находится человек. В зависимости от ситуации высшими могут становиться то одни, то другие ценности. Психотерапевтический подход Франкла получил название логотерапии: цель лечения в том, чтобы помочь пациенту обрести смысл жизни. Есть три основных пути, на которых человек может обрести смысл жизни. Им соответствуют три категории ценностей: 1. То, что человек дает миру в своих делах, свершениях. Это ценности созидания. 2. Ценности переживания: то, что человек берет от мира в своих контактах с ним. 3. Ценности отношения: смысл жизни может определяться позицией, которую человек занимает по отношению к судьбе, т.е. к тому, что не может сам изменить. Сами по себе эти ценности не иерархичны, так как нельзя сказать априори, какая ценность выше. Целостность личности проявляется в уникальности смысла жизни, который человек открывает для себя (именно открывает, а не задает произвольно). Франкл, посвятивший жизнь логотерапии, делает вывод: что жизнь не может потерять смысл ни при каких обстоятельствах. Это возможно лишь при условии, что личность человека разрушена. Пациент в терминальной стадии рака не может изменить свою судьбу, но он может помочь близким пережить эту трагическую ситуацию. Неизбежен вопрос, кто же прав: В.Франкл или М.Шелер? Если мы спроецируем их позиции на многоосевую модель, то убедимся, что они не исключают, а дополняют друг друга. Позиция Франкла соответствует сфере реального, где личностно переживается уникальный смысл блага, тогда как Шелер устанавливает универсальные отношения между смыслами различных ценностей, что возможно только в сфере идеального.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.18 (0.009 с.) |