Факторы адаптации можно разделить на две группы. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы адаптации можно разделить на две группы.



К первой из них относятся те, которые связаны с особен­ностями личности самого человека. Это такие характерис­тики, как общая и специальная подготовленность, харак­тер, темперамент, познавательные и другие психические процессы, исходное психическое состояние, возраст и т. п. Так, лица с медленной реакцией на внешние воздействия, спокойные, рассудительные (флегматики) с большим трудом приспосабливаются к сложным условиям, но их адаптация прочнее, чем у лиц, быстро и сильно реагиру­ющих на окружающее, склонных к резким изменениям общего состояния (холерики, сангвиники). Совершенно иначе дело обстоит у меланхолика, который, попав в но­вые условия, совершенно теряется, он острее переживает события, склонен к преувеличению трудностей. Такие особенности темперамента не только замедляют процесс адаптации, но и снижают ее прочность. Ход и результаты адаптации зависят от уровня готовности к выполнению задачи и мотивации поведения личности.

Вторую группу составляют факторы, которые по отно­шению к личности существуют объективно: средства ознакомления с характером обстановки и решаемыми задачами, качества и пример руководителей, коллектива, воспитательная работа и др. Адаптация к новой обстановке ускоряется, если предварительно проведена работа по ознакомлению с возможными ситуациями и действиями при их возникновении. Важным элементом подготовительной работы является также активизация общественных мотивов поведения, а также индивидуальных и коллективных установок людей. С физиологической точки зрения процесс адаптации заключается в выработке новых динамических стереотипов. Он формируется быстрее, если человек уже знаком с новыми ситуациями, например, с помощью тренировок.

 

Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. - М.: Наука, 1974. - 203 с.

 

4. Методы определения адаптационных возможностей человека

 

Воснове формирования психологической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях лежат его адаптивные возможности. Они же являются одним из важнейших факторов, обеспечивающих его высокую эмоциональную и нервно-психическую устойчивость. Поэтому разработка методов определения и прогнозирования адаптационных возможностей человека выступает как одна из важнейших задач психологии деятельности в экстремальных условиях.

Одной из хорошо зарекомендовавших себя на практике является методика диагностики нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе, разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии (анкета «Прогноз»). Другой аналогичной по назначению методикой является многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Маклакова и С. Чермянина [23,28].

Эта методика содержит одну вспомогательную шкалу (достоверность) и три первичных оценочных шкалы: нервно-психическая устойчивость и психическая регуляция (ПР), коммуникативный потенциал (КП), морально-нравственная нормативность (МН); одну вторичную - адаптивные способности (АС). Оценки по этой шкале выводятся пу­тем объединения оценок, полученных по трем первич­ным шкалам. Методика содержит 165 утверждений, на каждое из которых нужно ответить «да» или «нет». Каждое совпадение с «ключом» оценивается в один балл. Эти баллы суммируются, в результате получаются пер­вичные оценки («сырые» баллы), которые с помощью специальной таблицы переводятся в стандартную деся­тибалльную шкалу стенов.

По результатам испытаний каждый испытуемый может быть отнесен к одной из трех групп психологической адаптации в стрессе. Группа 1 (6-10 стенов) характе­ризуется хорошей и нормальной адаптацией, группа (3-5 стенов) - удовлетворительной адаптацией, группа (1-2 стена) - заниженной и неудовлетворительной адап­тацией. Лица, отнесенные к первой группе, считаются
пригодными для работы в экстремальных условиях. Лица второй группы обладают неярко выраженными призна­ками акцентуации, которые при работе в нормальных ус­ловиях обычно не проявляются. Однако при усложнении этих условий такие люди требуют постоянного контроля
и психологической поддержки (см. гл. 9) со стороны практического психолога.

Лица, отнесенные к третьей группе, обладают признака­ми явных акцентуаций, их психическое состояние может характеризоваться как пограничное. Процесс адаптации у них протекает тяжело, возможны нервно-психический срывы, конфликты, неадекватные поступки, длительные нарушения функционального состояния. Для них харак­терны также длительное приспособление к измененным условиям обстановки, низкая нервно-психическая устой­чивость, невозможность работать в условиях стрессов и в ситуациях высокого стрессогенного потенциала. У этих лиц наблюдается также низкий уровень поведенческой реакции, отсутствие адекватности самооценки и адек­ватного восприятия действительности. Деятельность в экстремальных условиях для таких людей категорически противопоказана.

Рассмотренная методика позволяет дать комплексную оценку адаптационных возможностей человека. Помимо нее существуют и другие методики, позволяющие оценить отдельные, частные стороны этих возможностей. Одной из них является упомянутая выше методика «Прогноз», которая рекомендуется для использования при подборе лиц, пригодных для работы б экстремальных условиях [23]. При работе с методикой обследуемый отвечает на вопросы анкеты с помощью утверждений «да» или «нет». При обработке результатов подсчитывается сумма пра­вильных ответов, соответствующих «ключу». В соответс­твии с ними дается прогноз адаптационных возможностей человека. Оценки от одного до четырех баллов свидетельствуют о большой нервно-психической неустойчивости и высоком риске дезадаптации в стрессе. Оценка в пять баллов характеризует средний уровень этих показателей, а оценки от шести до десяти баллов - высокий уровень этих показателей. При этом, чем выше набранное количество баллов, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.

Низкие адаптационные возможности человека зачастую обусловлены его высокой ригидностью. Ригидность явля­ется одной из важнейшихчерт личности; она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность проявляется в тенденции к сохранению своихустановок, стереотипов, способов мышления, неспособ­ности изменить личную точку зрения, перестроить свое поведение в соответствии с изменившимися условиями обстановки. Для оценки ригидности может использоваться специальная методика, с помощью которой обследуемые могут быть отнесены к одной из трех групп: мобильных (оценки от 0 до 13 баллов), ригидных (от 28 до 40 баллов) и одновременно проявляющих черты мобильности и ригидности - у таких людей полученные оценки лежат в диапазоне от 14 до 27 баллов [35].

Хорошие результаты дает также методика диагностики психических состояний по Г. Айзенку. Она позволяет оценить такие качества, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность [23].

Низкие адаптационные возможности человека зачастую обусловлены его высоким уровнем тревожности. Под ней понимается склонность человека к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения ре­акции тревоги. Последняя представляет эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятно­го развития событий. Для измерения уровня тревожности может быть использована специальная методика, пред­ложенная Д. Тэйлор и адаптированная к отечественным условиям Т. А. Немчиновым.

Оценка результатов проводится путем подсчета коли­чества баллов и отнесения обследуемого к одной из пяти групп. Суммарная оценка от 40 до 50 баллов рассматри­вается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-39 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги; 15-24 балла - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-14 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне; оценки ниже пяти баллов соответствуют низкому уровню тревоги.

В 1975 г. В. Г. Норакидзе дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах. Оба варианта методики исполь­зуются при индивидуальном и групповом обследовании, способны решать как практические, так и теоретические задачи и могут быть включены в батарею тестов для опре­деления степени готовности человека к работе в экстре­мальных условиях [35].

Для более дифференцированной оценки уровня тревож­ности может использоваться опросник Ч. Д. Спилбергеpa (в модификации Ю. Л. Ханина). Особенностью этой методики и ее принципиальным отличием от других, (например, от уже рассмотренной методики Д. Тэйлора) является то, что она позволяет одновременно оценить уровень тревожности в данный момент (ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние), так и уровень личностной тревожности (как устойчивой характеристики личности).

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Такое состояние возни­кает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может различаться по интенсивности и динамичности во времени. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Измерение тревожности как свойства личности имеет особенно важное значение, так как это свойство во многом обусловливает поведение человека (особенно в экстремальной ситуации). Определенный уровень тревожностиестественная и обязательная особенность активной деятельности людей. У каждого из них существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности, который квалифицируется как полезная тревожность Уровень такой тревожности строго индивидуален; уровни, как очень высокий, так и очень низкий, одинаково отрицательно влияют на поведение человека. Для приведения этих уровней к своему оптимальному (желательному) значению необходимо использовать соответствующие психологические рекомендации [15, 18].

Рассматриваемая методика имеет две независимые шкалы: личностной тревожности (ЛТ) и ситуативной тревожности (СТ). Оценка по каждой шкале может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности по каждой из шкал. При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки: до 30 баллов - низкая тревожность; 31-44 балла - умеренная; 45 и более - высокая. Как очень высокая, так и очень низкая тревожность требуют определенной коррекции. Это обусловлено тем, что очень высокая тревожность (особенно личностная) тесно коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и не­рвно-психическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повы­шения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с це­лью показать себя с более выгодной стороны [35].

Этапы процесса адаптации

 

Адаптационные реакции человека весьма разнообразны. Поэтому в теории психической адаптации различают та­кие понятия, как устойчивая адаптация, переадаптация, дезадаптация и реадаптация. Это позволяет не только охватить и обобщить множество разнообразных фактов, касающихся особенностей психической деятельности человека, но и более глубоко раскрыть сущность его адап­тационных реакций как в обычных, так и в экстремаль­ных условиях [21]. Рассмотрим перечисленные понятия более подробно.

Под устойчивой адаптацией понимают те регуляторные реакции, психическую деятельность, систему отношений и т. п., которые возникли в процессе развития человека в конкретных экологических и социальных условиях и не требуют значительного нервно-психического напряжения. Такое понимание адаптации ассоциируется с понятиями нормы, здоровья. В этих условиях не происходит качес­твенного изменения в физиологическом и психологичес-

ком состояниях человека. По этому поводу П. С. Граве, М. Р. Шнейдман пишут, что человек находится в адапта­ционном состоянии пока « его внутренний информацион­ный запас соответствует информационному содержанию ситуации»2. С этой точки зрения основным признаком адаптации является плавное протекание регуляторных процессов, обеспечивающих равновесие организма как целого во внешней среде. Адаптированное поведения человека не требует от него выраженного напряжения регуляторных механизмов. Материальным субстратом такого состояния является, по терминологии И.П. Павлова, выработанный человеком динамический стереотип [10]. Адаптация на психологическом уровне происходит в конкретных предметно-пространственных условиях экологических, социальных, производственных и др.

При длительном или сильном воздействии экстремальных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, не могут больше обеспечить адекватное психическое отражение, регуляторную деятельность организма. При этом происходит «прорыв» адаптационного барьера, «ломка» сложившихся динамических стереотипов в центральной нервной системе, и наступает психическая дезадаптация или кризис (см. гл. 6). В обычной жизни он может быть вызван разрывом привычной системы отношений, утратой значимых ценностей, возможностью достижения поставленной цели, потерей близкого человека и т. п. Все это сопровождается отрицательными переживания ми, обусловливающими неспособность реально оценивать ситуацию и найти рациональный выход из нее.

При изменении условий существования человек в рядя случаев способен приспособиться к ним. В этом случав происходит психическая переадаптация. Она проявляется в выработке защитных (компенсаторных) реакций в отвел на воздействие экстремальных (психогенных) факторов, особенности процесса переадаптации заключаются,

во-первых, в формировании новых функциональных систем в центральной нервной системе, позволяющих адекватно отражать реальную действительность в необычных усло­виях.

Во-вторых, особенность данного процесса состоит в актуализации привычных потребностей и выработке защитных механизмов на воздействие экстремальных факторов.

2 Граве П. С, Шнейдман М. Р. Адаптивные системы. - Рига: Зинатне, 19721 -130с.

 

Психическая переадаптация нередко сопровождается нарушениями пространства и времени, появлением не­обычных психических состояний (тревожность, страх, эмоциональная лабильность, грезы, неустойчивость и др.), выраженными вегетативными сдвигами, установ­лением новой системы ценностей, изменением критериев суждений и т. п. Вновь сформировавшиеся динамичес­кие системы, регулирующие поведение человека и его активность, по мере увеличения времени пребывания в измененных условиях превращаются в стойкие стерео­типы. Прежние адаптационные механизмы, возникшие в обычных условиях, забываются и утрачиваются.

При возвращении человека из измененных в обычные условия сложившиеся новые динамические стереотипы разрушаются и возникает потребность восстановить пре­жние. Происходит процесс психической реадаптации, реабилитации. Чем длительнее срок пребывания в из­мененных условиях, тем труднее и дольше происходит реадаптация [21].

Обобщая сказанное, отметим, что в процессе адаптации, ее последующей переадаптации и реадаптации можно выделить следующие этапы, характеризующиеся сменой эмоциональных состояний и появлением необычных психологических феноменов. Такими этапами являются: подготовительный; стартового психического напряже­ния; острых психических реакций входа; переадаптации; завершающего психического напряжения; острых психи­ческих реакций выхода; реадаптации.

В происхождении и развитии необычных психических состояний, характеризующих адаптационные процессы, четко прослеживается адаптация в ситуации информа­ционной неопределенности (этап стартового психичес­кого напряжения и завершающий этап); ломка функ­циональных систем анализаторов, сформировавшихся в течение жизни человека или длительного пребывания в экстремальных условиях, нарушения в протекании психических процессов и изменения системы отношений и взаимоотношений (этап острых психических реакций; входа и выхода); активная деятельность личности до выработке защитных реакций (этап переадаптации) или же восстановление прежних стереотипов реагирования (этап реадаптации) [20].

Подавляющее большинство из этих состояний позволяет отнести их к закономерным реакциям, укладывающимся в границы психологической нормы для измененных условий деятельности. В то же время при увеличении времени пребывания в измененных условиях и сильном воздействии экстремальных факторов, а также при не­достаточной нервно-психической устойчивости, высокой ригидности и тревожности и при отсутствии мер психо­профилактики эти реакции и состояния могут перейти в разряд патологических. В. И. Лебедев выделяет четыре критерия, с помощью которых необычные, но еще нор­мальные (псевдопсихопатологические) реакции и состо­яния отграничиваются от патологии [21].

Это, во-первых, выраженная «понятность» связи с окру­жающей средой. Такие психологически понятные связи свидетельствуют о сохранении личности и не являются непосредственным выражением психопатологического процесса.

Во-вторых, псевдопсихопатологические реак­ции и состояния отличаются от патологии кратковремен­ностью.

В-третьих, по отношению к ним, как правило, сохраняется критичность, возникают сомнения в их реальности.

В-четвертых, если человек во время нахож­дения в необычных условиях был убежден в реальности какого-либо явления или представления о нем, то после возвращения в обычные условия он легко отказывается от него, следуя логическому объяснению окружающих. Большинство из указанных необычных психических состояний у здоровых людей могут рассматриваться как модели симптомов и синдромов, развивающихся при воз­никновении нервно-психических заболеваний [21].

Рассмотренная последовательность смены этапов психи­ческой адаптации не всегда носит строго однозначный и прямолинейный характер. Так, при определенных обсто­ятельствах этап переадаптации может смениться этапом глубоких психических изменений, между ними сущес­твует промежуточный этап, называемый неустойчивой психической деятельностью. Необычные психические состояния, возникающие на этом этапе, позволяют рас­крыть особенности протекания психических процессов на границе между психической нормой и патологией. В зависимости от конкретных условий обстановки и инди­видуальных качеств человека этап неустойчивой деятель­ности может в итоге смениться этапом реадаптации, либо перейти в этап глубоких психических изменений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.124.236 (0.016 с.)