Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

Поиск

 

Традиционно деятельность в особых и экстремальных условиях изучается путем анализа взаимосвязей триады параметров: характеристик экстремальных факторов (внешних условий деятельности); психологических состо­яний и свойств личности (внутренних условий деятель­ности); показателей (результатов) деятельности [26, 27]. Эта взаимосвязь показана на рис. I.

В этой триаде весьма важным является вопрос о суборди­нации внешних (объективных) и внутренних (субъектив­ных) факторов, или, иначе говоря, условий деятельности. Определяющими в конечном итоге будут субъективные факторы, ибо исходная формула диалектике-материалистического понимания детерминизма человеческого по­ведения, сформулированная С. Л. Рубинштейном, гласит, что внешние причины действуют только через посредство внутренних условий [36].В этой триаде весьма важным является вопрос о субординации внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов, или, иначе гово­ря, условий деятельности. Определяющими в конечном итоге будут субъективные факторы, ибо исходная фор­мула диалектико-материалистического понимания де­терминизма человеческого поведения, сформулированная С. Л. Рубинштейном, гласит, что внешние причины дейс­твуют только через посредство внутренних условий [36].

Следовательно, в одних и тех же условиях разные люди будут действовать качественно по-разному. В дальней­шем применительно к трудовой деятельности немецким психологом Винфридом Хаккером это положение было сформулировано в виде концепции психологического опосредования условий труда [46].Чуть позже она будет рассмотрена более детально".

Коротко рассмотрим составные элементы названной три­ады параметров. Это внешние (объективные) факторы и факторы профессиональной деятельности. К первым отно­сятся факторы обитаемости (шумы, вибрации, различного рода излучения, температурные условия, радиация и т.п.); ко вторым - факторы профессиональной деятельности (гиподинамия, монотония, невесомость, совмещение действий, непрерывность деятельности и т. п.). Среди этой группы факторов обычно выделяют информационные факторы (дефицит и перегрузка информацией, наличие помех, сенсорный голод, измененная афферентация и др.).

Следует отметить, что разделение психогенных факторов на эти группы является весьма условным, и зачастую бы­вает довольно трудно отделить их друг от друга.

Среди внутренних факторов особое значение имеют лич­ностные характеристики [34]. Существуют различные их классификации. Однако большинство специалистов выделяют среди них следующие:

· уровень общего интеллекта (интеллектуальная гибкость, общая осведомленность, когнитивная гибкость, практичес­кое мышление, координация способностей);

· уровень личностной стабильности (надежность, резистивность к стрессу, уверенность в себе, ответственность, социабельность, коммуникативные способности);

· отсутствие напряженности, тревожности и психопатологи­ческих симптомов;

· психодинамические свойства (нейротизм, экстравертиро-ванность-интровертированность, тип вегетативной саморе­гуляции и др.).

Под воздействием внешних факторов и в зависимости от личностных характеристик у человека формируются те или иные психические состояния. Они весьма разнообразны, их интегральная характеристика в конкретных условиях деятельности называется функциональным состоянием. Функциональное состояние представляет собой характе­ристику состояний человека с точки зрения эффективнос­ти выполняемых им функций и задействованных в этом систем организма по критерию надежности и внутренней цены деятельности [22]. Иначе говоря, функциональное состояние человека показывает, насколько он готов к вы­полнению той или иной деятельности, достаточно ли для этого резервов его организма и насколько они надежны.

Основными видами функциональных состояний являются:

1) состояние оперативного покоя, характеризующее готовность человека к выполнению деятельности, но не отра­жающее ее специфики;

2) состояние адекватной мобилизации, характеризующее человека, уже включившегося в деятельность; при этом изменения, происходящие в организме человека, адек­ватны его деятельности;

3) состояние динамического рассогласования, возника­ющее в том случае, когда ответ организма неадекватен нагрузке или требуемый психофизиологический ответ превышает актуальные возможности человека.

Наиболее характерным видом динамического рассогла­сования, возникающего в экстремальных условиях, яв­ляется стресс. Момент перехода от состояния адекватной мобилизации к состоянию динамического рассогласова­ния определяет устойчивость человека к стрессу, или, иначе говоря, стрессоустойчивость [18].

Третья характеристика в рассматриваемой триаде - ре­зультат деятельности. Он оценивается количественными и качественными показателями, с помощью которых происходит сопоставление результата и цели деятель­ности. В зависимости от этого говорят о достижении или недостижении целей деятельности. Основными показа­телями результативности (эффективности) деятельности являются производительность, качество и надежность. Между эффективностью деятельности и функциональ­ным состоянием существует сложная диалектическая взаимосвязь: возникая и развиваясь в деятельности, функциональное состояние оказывает существенное, а в экстремальных условиях и определяющее влияние на характеристики деятельности, т. е. можно говорить о взаимной детерминации состояния и деятельности.

3. Методы изучения деятель­ности в экстремальных условиях

 

Непосредственное изучение деятельности в экстремаль­ных условиях не всегда возможно как по морально-этичес­ким и экономическим соображениям, так и с точки зрения трудностей с фиксацией результатов деятельности в экстремальных условиях. Поэтому основным методическим приемом изучения деятельности в этих случаях является моделирование такой деятельности, прежде всего - моде­лирование стресса. Модели стрессовых ситуаций должны отвечать трем условиям:

1) наличие определенной мотивационной направленности,

адекватной условиям реальной деятельности;

2) субъективное восприятие испытуемыми их как реальности;

3) соблюдение морально-этических норм.

Основные приемы воспроизведения стресса в экспери­менте [22]:

1. Стресс, образуемый нарушениями физиологического комфорта, например, затруднения в осуществлении ды­хания, перегрузки при вращении тела, гипервентиля­ция и т. п.

2. Стресс, вызываемый электрокожным повреждением или только угрозой электроудара. Это является весьма ощути­мым стрессором для лиц с повышенной чувствительностью к электрическому току.

3. Стресс как результат дефицита времени.

4. Стресс, создаваемый трудностью выполнения задачи, на­ пример, предъявление стимулов в быстром темпе, ухуд­шение условий работы и т. п.

5. Стресс в виде реакции на появление сильных неожидан­ных раздражителей для вызывания непосредственной эмоциональной реакции испытуемого (вспышки света, резкие звуки и т. п.).

6. Стресс, создаваемый методом введения специальных, особых помех, близких по содержанию к выполняемой деятельности. Сюда относится и любая ситуация, кото­рая требует от человека одновременного выполнения не­ скольких действий.

7. Стресс неуспеха, когда напряжение создается путем сооб­щения испытуемому ложных данных о результате работы или постановке ему неразрешимой задачи, т. е. создание условий, когда результаты деятельности перестают зави­сеть от усердия и личных достижений испытуемого и т. п.

8. Стресс, образуемый группой методов, способных увели­чивать для испытуемого значимость выполняемой рабо­ты, т. е. с учетом таких сложных факторов психологичес­кого порядка как мотивация, отношение испытуемого к задаче, а также с учетом цены «штрафа», меры непопра­вимости ошибки испытуемого, аварийности обстановки.

Следует еще раз подчеркнуть, чтовоспроизведение (моделирование) стрессовых ситуаций в эксперименте будет эффективно только в том случае, если испытуемые будут должным образом мотивированы, примут экспе­риментальную задачу как значимую и будут выполнять ее с должной ответственностью. Для этого могут быть использованы следующие приемы [22]:

1. Создание стресса неуспеха (см. выше). В целях воздействия на самолюбие испытуемого удобно выдавать проводимые испытания за тест по определению умственных способнос­тей. Опыт показывает, что такая инструкция неизбежно способствует повышению активности испытуемого.

2. Включение в процесс испытаний элементов состязатель­ности, соревновательности.

3. Применение таких способов регуляции человеческого поведения, как порицание, положительная или отри­цательная оценка со стороны экспериментатора, его тон, убедительность, манера держаться и т. п.

Помимо этого, можно использовать и те приемы, которые используются при организации ситуационного экспе­римента и проведении ситуационного моделирования. Например, при моделировании условий внешней среды хорошие результаты может дать применение внушенных состояний (в частности, гипноза). Такие приемы успешно используются в космической психофизиологии для моде­лирования невесомости, ускорений, перегрузки, тепла и холода и в других случаях [49].

 

Стресс. Общие понятия

 

Деятельность человека в особых и экстремальных услови­ях зачастую сопровождается возникновением стресса.

Стресс (от англ. stress - давление, напряжение) представ­ляет собой психическое и физиологическое состояние человека, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Эти воздействия называются стрессорами, стресс-факторами, психогенными фактора­ми. Поскольку стресс зачастую связан с возникновением определенных эмоций, эти факторы часто называют также эмоциогенными. Иногда под стрессом понимают и состояние человека, и вызывающие его факторы, т. е. стрессоры. Хотя, строго говоря, эти понятия следует раз­граничивать, что мы и постараемся в дальнейшем делать.

Согласно концепции канадского ученого Г. Селье, стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему раздражение, превышающее опре­деленный порог [38]. Этот порог для каждого человека строго индивидуален и зависит от целого ряда внешних и внутренних условий. По этой причине разные люди по-разному реагируют на воздействие одних и тех же раздражений. Эти раздражения могут исходить как из внешней среды, так и из внутренних органов человека. Роль раздражителя может играть и слово [33].

Под неспецифическим ответом понимается стереотипный ответ организма независимо от природы раздражителя. Формирование ответа организма на раздражитель начи­нается с поступления соответствующего сигнала в цент­ральную нервную систему.

Дальнейшее развитие событий идет, по Г. Селье, в следую­щей последовательности [10]. После воздействия стрессора импульс от коры головного мозга попадает в гипоталамус (центр эмоций), затем происходит стимуляция нервной системы, в результате раздражается мозговое вещество надпочечников, которое увеличивает отдачу адреналина в кровь. Это стимулирует сердечную деятельность, ускоряет обменные процессы и т. д. При сильной нагрузке на психику реакция человека (т. е. развитие стресса) проходит три стадии:

1) стадия тревоги, когда после некоторого снижения сопро­тивляемости организма начинается мобилизация его ресурсов;

2) стадия повышенной сопротивляемости организма;

3) истощение организма, т. е. снижение его сопротивляе­мости. Если нагрузка продолжает возрастать, то может наступить срыв (прорыв адаптационного барьера соглас­но концепции Г. Селье).

По своей физиологической сущности стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная вегетативная и соматическая реакция, направ­ленная на приспособление организма к новым условиям существования. Он заключается в росте биоэлектричес­кой активности мозга, в повышении частоты сердечных сокращений, росте артериального давления, расширении кровеносных сосудов, увеличении содержания лейкоци­тов в крови, т. е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих расширению его энергетичес­ких возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией, но и механиз­мом, который способствует успеху выполнения деятель­ности в условиях помех, трудностей и опасностей [6].

Однако между уровнем стресса и вызываемой им актива­цией нервной системы, с одной стороны, и результатив­ностью деятельности - с другой, нет пропорциональной зависимости. Она имеет вид инвертированной U-образной кривой и носит название закона Р. Йеркса и Дж. Додсона. Её общий вид показан на рис. 2 [19].

Как следует из рис. 2, стресс оказывает положительное влияние на результаты деятельности (мобилизует орга­низм и способствует преодолению возникших трудностей) лишь до тех пор, пока он не превысит определенного критического уровня (точка Ак на рис. 2).

Рис. 2. Графическое изображение закона Иеркса-Додсона, связывающего активацию нервной системы (а) с продуктивностью деятельности (W):

а — случай, когда приращение активации ведет к приросту

продуктивности 6Wt; б - случай, когда приращение активации ведет к снижению

продуктивности &W'2

Такой стресс называется эустрессом (от гр. - хороший). При превышении критического уровня в организме раз­вивается процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизма саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Такой стресс называется дистрессом (от гр. - дважды, двой­ной). Более детальная картина динамики стресса будет рассмотрена в гл. 10 в связи с проблемами его психопро­филактики.

Следует отметить, что проявления активности в экстре­мальной обстановке весьма индивидуальны. Так, люди с сильной нервной системой при выполнении обычных заданий довольно спокойны, а под воздействием активации повышают продуктивность деятельности (см. рис. 2, а). Люди же с более слабой нервной системой и более тревожные отвечают высокой активацией уже на срав­нительно простые задачи; те задачи, которые у людей более сильного типа вызывают относительно небольшой стресс, у «слабых» порождают дистресс (см. рис. 2, б) [19].

Таким образом, пока стресс, вызванный усложнением ус­ловий деятельности, не превышает критического уровня (точка на рис.2), он способствует преодолению труд­ностей. Однако все это достигается за счет мобилизации резервных возможностей организма и не проходит для него бесследно. Поэтому те виды деятельности, где необ­ходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье осущест­вляющих такую деятельность людей. В связи с этим при осуществлении такой деятельности особенно актуальным является применение методов психопрофилактики стрес­са. Основные понятия о них даются в гл. 10.

В зависимости от вида стрессора и характера его влия­ния на человека выделяются физиологический стресс и психологический стресс. Физиологический стресс пред­ставляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствую­щие этому типу стрессовые состояния характеризуются выраженными сдвигами в функционировании различ­ных физиологических систем и соответствующими им ощущениями физиологического дискомфорта. Для при­кладных исследований большое значение имеют знания о конкретных формах проявления различных видов физиологического стресса - шумового, температурного, вибрационного и др.

Психологический стресс характеризуется включением сложной системы психических процессов, опосредующих влияние стрессора на организм человека. Анализ таких состояний нередко ведется с использованием различных вариантов термина «напряженность». Физиологические проявления этого типа стресса аналогичны описанным выше, однако спектр психологических и поведенческих изменений более широк. Наиболее типичными из них являются изменения в эмоциональных реакциях, про­текании различных психических процессов, изменения мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения вплоть до полной дезорганизации деятельности.

Психологический стресс подразделяется на три вида -информационный, эмоциональный, коммуникативный [37]. Информационный стресс возникает в условиях ин­формационных перегрузок и сенсорного голода. В первом случае человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе, особенно при высокой степени ответственности за их последствия. Во втором ~ человек явно недогружен информацией, что также вызывает у него ряд отрицательных явлений (скука, потеря интереса к работе, сонливость, апатия и т.п.). Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, обиды, опасности, тревоги и т.п. Коммуникатив­ный стресс обусловлен реальными проблемами общения и межличностного взаимодействия в коллективе. Более подробно он рассматривается в гл. 4.

Однако такое деление видов стресса весьма условно, поскольку в любом случае стресс представляет собой не­специфический (общий во всех случаях) ответ организма на неблагоприятную ситуацию. Различия заключаются лишь в характере раздражителя (стрессора), условиях его возникновения, степени и характере ответной реакции организма. Поэтому иногда помимо рассмотренных выше видов стресса отдельно рассматривают в зависимости:

1) от характера выполняемой деятельности - професси­ональный (трудовой, стресс на рабочем месте) стресс [7,19,37], боевой (военный) стресс [44] и т.д.;

2) от последствий - травматический стресс, выражающий­ся в нанесении человеку психологической травмы [44];

3) от степени отсроченности реакции на стресс - посттрав­матический стресс [45], посттравматическое стрессовое расстройство [20] и др;

4) от влияния на результаты деятельности – продуктивный стресс (эустресс) и негативный стресс (дистресс).

Действующие на человека стрессоры, т. е. значительные по силе или продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний, делят обычно на физиологические и психологические. Физиологические стрессоры обусловлены чрезмерной физической нагрузкой, болевыми стимула­ми, затруднением дыхания, невесомостью, воздействием высокой и низкой температуры и т.п. Психологические стрессоры - это факторы, действующие своим сигнальным значением: угрозой, обидой, опасностью, информаци­онной перегрузкой, дефицитом времени и информации, особенностями общения и пр. [20, 23].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.16 (0.017 с.)