Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

Поиск

 

В деятельности человека могут встречаться и обратные рассмотренным ситуации, которые требуют повышенной активации организма. Продуктивность деятельности определяется при этом правой (нисходящей) ветвью кри­вой Йеркса-Додсона (см. рис. 2). Большинство из этих ситуаций характеризуется повышенной информационной нагрузкой и будет рассмотрено дальше. Здесь же мы оста­новимся лишь на двух факторах, обусловленных выпол­нением совмещенной (раздвоенной) и продолжительной непрерывной деятельности.

На возможность появления первого из этих факторов Указывал в свое время еще И. П. Павлов, который писал: «Разве это не обычная вещь, что мы, занятые главным об­разом одним делом, одной мыслью, одновременно выпол­няем другие дела?» (Павловские среды. - М. - Л., 1949). В повседневной и профессиональной деятельности чело­века это явление называется совмещенной (раздвоенной) деятельностью совмещенной деятельностью понимается такая, которая возникает в ситуации, когда человеку приходится решать две и более одновременно возникающие задачи. При этом он одновременно включается как минимум в два контура управления. Так, машинист локомотива в одном контуре выступает в качестве водителя, т.е. управ­ляет движением поезда, в другом - в качестве оператора, регулирующего работу электроустановок электровоза. Работая в двух контурах управления одновременно, че­ловек как бы «раздваивается». С физиологической точки зрения это означает, что человеку необходимо концент­рировать раздражительный процесс в двух различных функциональных системах мозга. Такая работа, даже при прочно выработанных навыках, требует большого нервного напряжения. Особенно сильно это проявляет­ся, если оба вида деятельности очень близки по своему характеру [16].

Выполняемые в совмещенной деятельности действия разделяют на связанные и несвязанные. К первым из них относят, например, действия по управлению такими параметрами движения самолета, как крен и тангаж, ко вторым - пилотирование в сочетании с радиообменом. В общем виде под связанными действиями понимаются такие, которые направлены на достижение одной общей для обоих действий цели. В процессе тренировок такие действия сливаются в «полное совмещенное действие». Наличие лишь одной цели позволяет сформировать еди­ный перцептивный или моторно-перцептивный образ.

Класс несвязанных действий есть как раз то, что и назы­вают собственно совмещенной деятельностью. Ее отли­чительным признаком является одновременное наличие двух и более целей. Важным вопросом при изучении такой деятельности является выяснение того, в каких случаях выполнение различных действий, направленных на достижение разных целей, происходит параллельно, а в каких последовательно. Установлено, что при сов­мещении действий происходят разные процессы в зави­симости от условий их выполнения. Если хотя бы одно из действий автоматизированное, то два действия могут осуществляться практически параллельно. Во всех осталь­ных случаях, в соответствии с концепцией включения, происходит формирование новой структуры действий. При отсутствии дефицита времени происходит поо­чередное переключение с одного действия на другое. В случае дефицита времени происходит изменение способа выполнения действий. Если потенциал одного действия значительно больше другого, то прежде всего упрощается алгоритм и нарушается выполнение менее доминантного действия. Таким, в соответствии с концепцией доминанты А. А. Ухтомского и концепцией включения А. А. Крылова, обычно оказывается ранее выполняемое действие [26].

В соответствии с этим значительное преобладание психи­ческой направленности на выполнение новой (особенно неавтоматизированной и, следовательно, незакрепленной в стереотип) деятельности оказывается той доминантой, которая как бы стремится подавить закрепленные навы­ки старой деятельности и тем самым вызывает состояние сильного нервно-психического напряжения. В некото­рых случаях в результате столкновения двух доминан­тных очагов возможны короткие невротические срывы, которые проявляются в нарушениях сознания. Такие срывы иногда наблюдаются и тогда, когда человек поль­зуется двумя источниками информации одновременно. Нарушения сознания при этом выражаются в нечеткости восприятия информации, в потере нити мысли. В этом, в частности, иногда проявляется сбивающий эффект под­сказки (подробнее см. гл. 9).

Особые трудности вызывает одновременное выполнение двух, близких по смыслу, видов деятельности. В этих Условиях человек должен быть способен поддерживать концентрацию раздражительного процесса в двух различных очагах так, чтобы из одного из них возбуждение не передавалось в другой. Важной является также спо­собность человека к быстрому и частому переключению внимания, особенно в условиях воздействия внешних, отвлекающих внимание человека [12].

Для диагностики способности человека к выполнению совмещенной деятельности Ф. Д. Горбовым была раз­работана тестовая методика «Красно-черная» таблицам В 49 квадратах таблицы расположены цифры черного (от 1 до 25) и красного (от 1 до 24) цветов в случайном по рядке, исключающем возможность запоминания. Испы­туемый должен поэтапно и вместе с тем непрерывно вести счет черных чисел в возрастании, а красных в убывающем порядке, чередуя между собой эти действия и показывая соответственно то черную, то красную цифру на таблице. В целях усложнения деятельности может быть введен; лимит времени. Для создания помехи, воспроизводящей момент подсказки, может включаться магнитофонная запись голоса, читающего эту таблицу так же, как эта должен делать испытуемый, но с постепенным опереже­нием его темпа. Такая методика создает непрерывную и нерегламентированную деятельность, которая включает в себя два разнонаправленных, но близких по смыслу умственных действия, связанных с воспроизведением, красного и черного рядов, и является хорошей моделью, совмещенной деятельности [6].

В ряде случаев, особенно при возникновении чрезвычай­ных ситуаций (стихийное бедствие, техногенная авария] или катастрофа), человек вынужден работать в режиме непрерывной деятельности (РНД), т.е. в условиях вынуж­денного многочасового бодрствования.

В экстремальной психологии наиболее хорошо изучены психологические особенности непрерывной высоко автоматизированной деятельности продолжительностью до 72 часов. В этих условиях происходят закономерны изменения в состоянии функций организма, в структуре действий и свойствах личности, обусловленные как суточной периодикой, так и общей длительностью РНД [12].

Характерным для влияния на показатели суточной периодики работоспособности человека является наличия нескольких периодов, отличающихся однонаправленностью изменений качества выполняемой деятельности функционального состояния организма и личностных качеств человека. Такими периодами являются 18-27-е, 38-47-е и 63-72-е часы РНД, которые совпадают с ночью и ранним утром.

Также характерным для влияния общей продолжитель­ности бодрствования является наличие трех фаз качест­венно различных изменений показателей деятельности и состояния человека. Первая фаза продолжается от начала РНД до середины первой ночи и сопровождается небольшими изменениями физиологических функций, отражающими регулирование на обычном уровне стаби­лизации. Вторая фаза продолжается до середины второй ночи. Наблюдается улучшение показателей состояния и деятельности, в которых произошли сдвиги значений. Эта фаза может рассматриваться как фаза быстрой адаптации. Третья фаза наступает с вечера третьих су­ток и проявляется в биохимических сдвигах, снижает­ся качество всех видов познавательной деятельности. Эта фаза по своим проявлениям напоминает первый пе­риод стресса - реакцию тревоги [12].

К сожалению, ввиду трудности регистрации показателей деятельности и состояния человека в реальных условиях чрезвычайной ситуации исследования РНД не вышли пока за рамки лабораторных условий.

4. Общая характеристика профес­сионального (трудового)стресса

 

Уже неоднократно отмечалось, экстремальные ус­ловия могут вызвать у человека неспецифическую ре­акцию - стресс. В подавляющем большинстве случаев стресс возникает под воздействием достаточно сильных Раздражителей, выходящих за рамки обычных условий. Однако в связи с усложнением характера современного производства, его интенсивностью, быстрой сменой ритма появлением непредвиденных ситуаций, осложнением межличностных взаимоотношений и т. п., стресс может возникать и в относительно нормальных, обычных условиях деятельности. Его основная особенность - отсутствие ярко выраженных сильных раздражителей и наличие массы относительно малых, но постоянно (или длительно) воздействующих на человека раздражителей. По истечении некоторого времени кумулятивный, т. е. накопленный, эффект их воздействия приводит к ярко выраженным стрессовым явлениям. Известный американский специалист в области организационной психологии Л. Джуэл это положение комментирует так: «Небольшие поведенческие неприятности накладываются друг на друга, и результате может оказаться таким же стрессовым, как в случае одного какого-либо серьезного события» [7].

Такой стресс в рамках профессиональной деятельности получил название профессионального [37], либо трудового [19], либо стресса на рабочем месте [7]. Начало исследованию данного явления положили американские I психологи Б. Марголис, В. Кроэс и Р. Куин, которые в 1974 г. опубликовали статью «Трудовой стресс: незарегистрированная профессиональная опасность» [54]. В отечественной литературе наибольшее распространение получил термин «профессиональный стресс», которым будем пользоваться и мы.

Под профессиональным стрессом понимается напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии неблагоприятных в психологическом отношении факторов, связанных с профессионально выполняемой деятельностью. К этим факторам [19] относятся следующие:

· интенсивность работы;

· явление фактора времени (штурмовщина, срочная работа, дефицит времени и т. п.);

· изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между работниками (люди на современном предприятии часто удалены друг от друга, находятся в изолированных помещениях);

· однообразная и монотонная работа (на конвейере, у прибор­ных щитов, у пультов управления);

· недостаточная двигательная активность и малоподвижность (многие часы человек находится в состоянии готовности к действию, тогда как такая необходимость возникает крайне редко);

· различные внешние воздействия (шумы, вибрации, низкие и высокие температуры);

· нарушения стереотипной системы труда, возникающие в связи с поломками оборудования и другими внешними причинами, препятствующими привычной системе де­ятельности.

Очень часто в сферу профессиональных стрессоров вклю­чают и социальные факторы:

· неопределенность роли работника, когда ему не ясно, что входит в круг его обязанностей, чего ждут от него в резуль­тате работы;

· недостаточное использование или недооценка возможнос­тей человека, когда ему поручается выполнение задач, ко­торые по сложности существенно ниже его способностей;

· перегрузка, когда работа слишком сложная или ставит пе­ред работником слишком много задач;

· недостаточность ресурсов или данных для использования их в работе;

· небезопасность дальнейшего продолжения работы;

· неучастие, когда у работника нет возможности для самопроявления в работе, выражения своего мнения;

· социально-психологические конфликты в процессе взаимоотношений в коллективе.

К этим факторам ряд авторов добавляет и другие: сексу­альные домогательства на работе, причем они проявля­ются как по отношению к женщинам со стороны мужчин (особенно если он - начальник), так и наоборот [16]; неудовлетворенность работой, неуважение личности ра­ботника [19]и др.

Профессиональный стресс может иметь различные виды: эмоциональный, информационный (они были рассмотрены раньше), а также коммуникативный. Коммуника­тивный стресс связан с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительнос­ти, неумении защищаться от коммуникативной агрес­сии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадения по темпу общения и т. п. Основными причинами такого стресса являют­ся: коммуникативная агрессия, нарушение принципа справедливости в общении, нарушение техники и этики делового общения, манипулирование в общении, потеря самообладания в общении.

Помимо этого выделяют отдельно и некоторые особые фор­мы профессионального стресса: профессиональный стресс достижения; профессиональный стресс конкуренции; стресс из-за денег (как их нехватки, так и избытка); стресс подчинения; стресс из-за страха потерять работу [37].

Каждый из рассмотренных выше факторов, а тем более их сочетания, при длительном воздействии порождают экстремальные условия деятельности и приводят к воз­никновению стрессовых состояний. Признаками, сигна­лизирующими о возможности их появления, являются изменения в деятельности, в отношениях с коллегами, в личности работника [7]. Изменения в деятельности про­являются в том, что с работником чаще, чем обычно, про­исходят несчастные случаи, у него увеличивается число ошибок по невнимательности, снижаются количественные и качественные показатели деятельности, возникают затруднения в принятии решений. Кроме того, работник не выполняет работу в срок, не является на назначенные встречи или не выполняет иные обязательства; задержи­вается на работе чаще или более одержим работой, чем обычно. В сфере общения с коллегами неадекватно boci принимает юмор, проявляет раздражение и враждебность, внезапно начинает испытывать затруднения в общении, высказывает непонятное недоверие к коллегам. Происхо­дят изменения и в личном плане: человек выглядит уставшим, неспособен расслабляться; проявляется безразличие к жизни, потеря интереса к ней; часто чувствует, что он

нездоров или может заболеть.

На возникновение профессионального стресса влияют личностные и поведенческие характеристики человека. Среди них отмечаются прежде всего такие, как: настой­чивое стремление достичь намеченных, но обычно нечет­ко определяемых целей; сильное желание и готовность соревноваться; постоянное желание быть признанным и продвинуться в чем-то дальше; постоянное исполнение множественных и разнообразных функций в условиях ли­мита времени; склонность увеличивать темп исполнения своих функций; необычно высокая скорость умственных и физических реакций [7].

Психологические и организационные мероприятия по снижению уровня стресса сводятся к следующему: требо­вания, предъявляемые деятельностью, должны соответс­твовать индивидуальным возможностям и способностям работника; ему необходимо предоставлять время для восстановления работоспособности после выполнения трудового задания; там, где это возможно, следует уста­новить гибкий рабочий график в соответствии с индиви­дуальными особенностями работника; профессиональные обязанности должны быть четко определены и понятны; желательно, чтобы работа была содержательной, стимули­рующей и позволяла работнику в полной мере проявлять свои знания, навыки и умения.

Предрасположенность к профессиональным стрессам обусловливают не только стресс-факторы, порождаемые процессом производства. В не меньшей мере влияют на них и конфликты, возникающие в различных сферах личной жизни. Многочисленными психологическими исследова­ниями установлено, что психопатическим заболеваниям и эмоциональным срывам в профессиональной деятель­ности зачастую предшествовали конфликты в личной жизни. В результате таких наблюдений доктора Холмс и Pare (США) сделали вывод о том, что в основе этого лежит

«неизжитый» стресс. Напряжение, возникшее в результате действия такого стрессора, сохраняется довольно долго (причем многие люди зачастую этого не осознают), «встраивается» в систему нашей личности и никак о себе не напоминает, пока с системой что-нибудь не происходит, тогда человек либо заболевает, либо у него происходит какой-то срыв. На основе этих положений доктора Холмс и Pare разработали методику определения стрессоустойчивости и социальной адаптации. С ее помощью создана шкала категоризации степени тяжести различных жизненных событий (стрессоров). Для этого были выбраны! основные категории стрессовых факторов, каждому из них присвоен определенный балл (рейтинг). Путем подсчета суммы баллов, характерных для данного испытуемого, определяется степень его подверженности стрессу. Методика была апробирована в различных социокультурных) группах и подтвердила свою обоснованность.

Важным условием предотвращения или, по крайней мере, смягчения влияния стресса является использование человеком механизмов психологической защиты, учение о которых было разработано 3. Фрейдом. Существуют различные виды защиты, они подробно описаны в литературе. Остановимся лишь на одном из них - эмоциональном выгорании. Под ним понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип профессионального поведения. Выгорание - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то лее время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на профессиональной деятельности и межличностных отношениях в коллективе, для диагностики уровня эмоционального выгорания мо­жет использоваться специальная методика, адаптирован­ная В.В. Бойко. Этот тест позволяет определить, в какой степени у человека сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. С помощью методики можно дать достаточно полную характеристику личности и наметить индивидуальные меры психопрофи­лактики и психокоррекции [23].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.6 (0.015 с.)