Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова



Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова

Психология деятельности в экстремальных ситуациях. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007, - 276 с.

Рецензенты:

СП. Бочарова - доктор психологических наук, профессор (Украин­ская инженерно-педагогическая академия),

А.В. Тимченко - доктор психологических наук, профессор (Акаде­мия гражданской защиты Украины)

В этой книге представлены общиезакономерности деятельности человека в экстремальных условиях и основные методологические принципы ее изучения. Боль­шое внимание авторы уделили характеристике экстремальных факторов, обуслов­ленных воздействием внешней среды и особенностями выполняемой деятельности. Отдельно выделены информационные факторы, параметры толерантности к психологическому стрессу и готовности к деятельности в экстремальных условиях. Но, кроме того, в книге есть практические рекомендации для того, чтобы повысить эффективность деятельности в этих условиях: психологическая профилактика стресса, психологическая поддержка, методы психогигиены и реабилитации.

Книга будет полезна для преподавателей и студентов по специальности «психология труда», «инженерная психология», а также для практиков, которые имеют дело со сложными видами деятельности.

 

 

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Особые и экстремальные условия деятельности. Общие понятия

1.1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий

1.2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях

1.3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях

1.4. Стресс. Общие понятия

1.5. Ситуационный эксперимент и
ситуационное моделирование

Глава 2. Характеристика деятельности в особых и экстремальных условиях

2.1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях

2.2. Изменение в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях

2.3. Переносимость экстремальных условий

2.4. Нервно-психическая неустойчивость

2.5. Психологическая концепция условий деятельности

Глава 3. Экстремальные факторы внешних условий деятельности

3.1. Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации

3.2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека

3.3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

3.4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности

Глава 4. Психогенные факторы, обусловленные характером деятельности

4.1. Операциональная напряженность. Общие понятия

4.2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы

4.3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности

4.4. Общая характеристика профессионального (трудового) стресса

Глава 5. Психогенные факторы информационного характера

5.1. Понятие об информационном и компьютерном стрессе

5.2. Дефицит и перегрузка информацией

5.3. Деятельность человека в условиях потока сигналов

5.4. Количественные методы оценки информационных потоков

Глава 6. Экстремальные состояния человека

6.1. Экстремальные состояния. Общие понятия

6.2. Адекватная форма реакции

6.3. Реакция тревоги, её виды

6.4. Динамика экстремальных состояний

6.5. Специфические виды экстремальных состояний

Глава 7. Готовность к деятельности в экстремальных условиях

7.1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности

7.2. Готовность и установка

7.3. Готовность и адаптация

7.4. Методы определения адаптационных возможностей человека

7.5. Этапы процесса адаптации

Глава 8. Толерантность к психологическому стрессу

8.1. Проблема толерантности в психологии

8.2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости

8.3. Измерение защитных механизмов личности

8.4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс

8.5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром)

Глава 9. Психологическая поддержка деятельности человека в экстремальных условиях

9.1. Сущность и виды психологической поддержки

9.2. Общая схема процесса психологической поддержки

9.3. Факторы формирования состояний в процессе психологической поддержки

9.4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки

9.5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях

Глава 10. Психогигиена и психопрофилактика стресса

10.1. Значение профилактических мероприятий в предупреждении стресса

10.2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

10.3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

10.4. Психологическая подготовка и тренировка

Заключение

Методический инструментарий (тесты и упражнения)

1. Диагностика адаптивных возможностей человека

2. Диагностика склонности к стрессам

3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

4. Диагностика уровня невротизации

5. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»

6. Методика диагностики самооценки психических состояний

7. Методика измерения ригидности

8. Вариант методики психорегулирующей тренировки

9. Опросник на «выгорание» (MBI)

10. Опросник НПН (признаки нервнопсихического напряжения)

11. Определение способности человека к преодолевающему поведению

12. Методика измерения уровня тревожности Тейлора

13. Опросник Олыпанниковой-Рабинович

14. Опросник Юнга

15. Шкала самооценки

16. Методика «Эмотивная самооценка эмоций»

17. Методика САН

18. Методика «Когнитивная самооценка эмоций»

19. Упражнения на релаксацию

Глоссарий

 

Литература

 

 
 

Предисловие

 

Усложнение современного производства, вызванное науч­но-технической революцией, постоянно увеличивающий­ся темп и ритм нашей жизни, постоянная насыщенность её разнообразной информацией, увеличение производс­твенных и внепроизводственных контактов между людь­ми, различного рода стихийные и техногенные аварии и катастрофы, нестабильное социально-экономическое положение в стране зачастую порождают у людей психи­ческую напряженность. Крайней формой ее проявления является стресс. Ситуации и факторы, приводящие к его возникновению, называют экстремальными.

Понятие «экстремальный» (от лат. extremum - крайний) употребляется для объединения понятий максимума и минимума. При употреблении понятия «экстремальный» речь идет не о нормальных, обычных условиях деятель­ности, а о существенно отличающихся от них обстоятельс­твах. Экстремальные условия могут создаваться не только максимизацией (перегрузкой, сверхвоздействием), но и минимизацией (недогрузкой: дефицитом информации, общения, движений и т. п.) действующих факторов. По­этому эффект воздействия на деятельность и состояние человека в обоих случаях могут быть одни и те же.

В экстремальных условиях проходит деятельность ра­ботников многих профессий; летчиков, космонавтов, пожарных при тушении пожара, военнослужащих при выполнении боевых задач, работников правоохрани­тельных органов при проведении спецопераций и т.д. Эти профессии изначально предполагают работу в экстре­мальных условиях. Однако в таких условиях работают и представители многих других профессий: водители, ра­бочие «горячих» цехов, рыбаки, верхолазы, диспетчеры на различных видах транспорта, специалисты, работа которых связана с токами высокого напряжения и взрыв­чатыми веществами, представители многих операторских профессий и др. Причем число таких профессий и людей, занятых в них, неуклонно возрастает.

В экстремальных условиях зачастую нарушается привыч­ный режим труда и отдыха человека. В тяжелых экстре­мальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми следуют переутомле­ние, нервное истощение, срыв деятельности, аффектив­ные реакции, психогении (патологические состояния). Экстремальные ситуации опасны для жизни, здоровья, благополучия людей [1].Экстремальные ситуации все чаще возникают в обычной производственной деятель­ности, следствием чего является так называемый профес­сиональный стресс [37]. Таким образом, экстремальные ситуации в нашей жизни неизбежны, поэтому психоло­ги многих стран в последнее время усиленно изучают особенности поведения человека и закономерности его деятельности в экстремальных условиях. Это позволяет сделать практические выводы, касающиеся подготовки таких людей и организации их деятельности.

Все это привело к созданию нового научного направления, которому разными авторами в зависимости от конкретных обстоятельств были даны следующие названия: психоло­гия деятельности в экстремальных условиях, психология труда в особых условиях [31], экстремальная психология [21], экстремальная психопедагогика [43].

 

Диапазон ЗА­ДАЧ, решаемых в рамках этого направления, весьма ши­рок и многогранен, рассмотреть их все в рамках одной, сравнительно небольшой по объему, книги практически невозможно.

Во-первых, в пособии речь идет о деятельности человека как об особой, имеющей чисто человеческую природу, форме активности, характеризующейся сознательностью и целеустремленностью. По этой причине другие формы активности, например, поведение людей в экстремальных условиях, вызванных стихийными бедствиями природного (пожар, наводнение) или техногенного характера (например, авария на Чернобыльской АЭС), ведением боевых действий и т. п., а также сопровождающие их массовые явления (паника, мародерство) здесь не рас­сматриваются. Достаточно подробную информацию по этим вопросам можно получить в специализированной литературе [44, 45].

Во-вторых, в этой книге под рассмотрение попадает не любая деятельность, а лишь профессиональная (прежде всего трудовая), т. е. выполнение которой определено соответствующими нормативными документами, рег­ламентирующими нормы заданной деятельности. По этой причине формы непрофессиональной деятельности (например, деятельность садовода-любителя) здесь не рассматриваются.

В-третьих, здесь рассмотрена деятельность, пусть даже выполняемая с пониженным качеством, но не вызываю­щая профессиональной патологии (например, нанесение психической травмы) и не требующая специального ле­чения. Эти явления должны изучаться в таких дисцип­линах, как медицинская психология, патопсихология, психология девиантного поведения и др. Здесь же рас­сматриваются лишь условия, которые могут привести к патологическим явлениям, и некоторые методы их психокоррекции.

В соответствии с вышесказанным, объектом изучения дисциплины «Основы психологии деятельности в экстре­мальных условиях» является человек, профессиональная деятельность которого протекает в особых (усложненных, непривычных) и экстремальных условиях окружающей его обстановки.

Предметом изучения дисциплины являются психологи­ческие закономерности деятельности человека, психи­ческие процессы, состояния и свойства личности в их взаимосвязи с предметами и средствами деятельности, с физической и социальной средой.

Общей задачей изучения дисциплины является обеспече­ние студентов знаниями о предмете и истории развития дисциплины, о структуре деятельности и ее специфике в особых и экстремальных условиях, о методологичес­ких, теоретических и методических основах проведения исследований в данной области знаний, о психических регуляторах профессиональной деятельности и их фор­мировании, о функциональных состояниях человека в условиях действия экстремальных факторов.

Основной целью изучения дисциплины является форми­рование у студентов понятий и положений о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога, занимающегося изучением, диагностикой, формирова­нием и регуляцией поведения и деятельности человека, находящегося в условиях воздействия особых и экстре­мальных факторов.

Решение указанных задач и достижение поставленной цели данная дисциплина осуществляет в тесном взаимо­действии с такими дисциплинами, как «Инженерная пси­хология», «Психология труда», «Эргономика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Психодиагностика и тестология», «Авиационная и космическая психология», используя результаты, полученные в этих дисциплинах и дополняя их собственными результатами.

 

Стресс. Общие понятия

 

Деятельность человека в особых и экстремальных услови­ях зачастую сопровождается возникновением стресса.

Стресс (от англ. stress - давление, напряжение) представ­ляет собой психическое и физиологическое состояние человека, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Эти воздействия называются стрессорами, стресс-факторами, психогенными фактора­ми. Поскольку стресс зачастую связан с возникновением определенных эмоций, эти факторы часто называют также эмоциогенными. Иногда под стрессом понимают и состояние человека, и вызывающие его факторы, т. е. стрессоры. Хотя, строго говоря, эти понятия следует раз­граничивать, что мы и постараемся в дальнейшем делать.

Согласно концепции канадского ученого Г. Селье, стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему раздражение, превышающее опре­деленный порог [38]. Этот порог для каждого человека строго индивидуален и зависит от целого ряда внешних и внутренних условий. По этой причине разные люди по-разному реагируют на воздействие одних и тех же раздражений. Эти раздражения могут исходить как из внешней среды, так и из внутренних органов человека. Роль раздражителя может играть и слово [33].

Под неспецифическим ответом понимается стереотипный ответ организма независимо от природы раздражителя. Формирование ответа организма на раздражитель начи­нается с поступления соответствующего сигнала в цент­ральную нервную систему.

Дальнейшее развитие событий идет, по Г. Селье, в следую­щей последовательности [10]. После воздействия стрессора импульс от коры головного мозга попадает в гипоталамус (центр эмоций), затем происходит стимуляция нервной системы, в результате раздражается мозговое вещество надпочечников, которое увеличивает отдачу адреналина в кровь. Это стимулирует сердечную деятельность, ускоряет обменные процессы и т. д. При сильной нагрузке на психику реакция человека (т. е. развитие стресса) проходит три стадии:

1) стадия тревоги, когда после некоторого снижения сопро­тивляемости организма начинается мобилизация его ресурсов;

2) стадия повышенной сопротивляемости организма;

3) истощение организма, т. е. снижение его сопротивляе­мости. Если нагрузка продолжает возрастать, то может наступить срыв (прорыв адаптационного барьера соглас­но концепции Г. Селье).

По своей физиологической сущности стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная вегетативная и соматическая реакция, направ­ленная на приспособление организма к новым условиям существования. Он заключается в росте биоэлектричес­кой активности мозга, в повышении частоты сердечных сокращений, росте артериального давления, расширении кровеносных сосудов, увеличении содержания лейкоци­тов в крови, т. е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих расширению его энергетичес­ких возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией, но и механиз­мом, который способствует успеху выполнения деятель­ности в условиях помех, трудностей и опасностей [6].

Однако между уровнем стресса и вызываемой им актива­цией нервной системы, с одной стороны, и результатив­ностью деятельности - с другой, нет пропорциональной зависимости. Она имеет вид инвертированной U-образной кривой и носит название закона Р. Йеркса и Дж. Додсона. Её общий вид показан на рис. 2 [19].

Как следует из рис. 2, стресс оказывает положительное влияние на результаты деятельности (мобилизует орга­низм и способствует преодолению возникших трудностей) лишь до тех пор, пока он не превысит определенного критического уровня (точка Ак на рис. 2).

Рис. 2. Графическое изображение закона Иеркса-Додсона, связывающего активацию нервной системы (а) с продуктивностью деятельности (W):

а — случай, когда приращение активации ведет к приросту

продуктивности 6Wt; б - случай, когда приращение активации ведет к снижению

продуктивности &W'2

Такой стресс называется эустрессом (от гр. - хороший). При превышении критического уровня в организме раз­вивается процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизма саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Такой стресс называется дистрессом (от гр. - дважды, двой­ной). Более детальная картина динамики стресса будет рассмотрена в гл. 10 в связи с проблемами его психопро­филактики.

Следует отметить, что проявления активности в экстре­мальной обстановке весьма индивидуальны. Так, люди с сильной нервной системой при выполнении обычных заданий довольно спокойны, а под воздействием активации повышают продуктивность деятельности (см. рис. 2, а). Люди же с более слабой нервной системой и более тревожные отвечают высокой активацией уже на срав­нительно простые задачи; те задачи, которые у людей более сильного типа вызывают относительно небольшой стресс, у «слабых» порождают дистресс (см. рис. 2, б) [19].

Таким образом, пока стресс, вызванный усложнением ус­ловий деятельности, не превышает критического уровня (точка на рис.2), он способствует преодолению труд­ностей. Однако все это достигается за счет мобилизации резервных возможностей организма и не проходит для него бесследно. Поэтому те виды деятельности, где необ­ходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье осущест­вляющих такую деятельность людей. В связи с этим при осуществлении такой деятельности особенно актуальным является применение методов психопрофилактики стрес­са. Основные понятия о них даются в гл. 10.

В зависимости от вида стрессора и характера его влия­ния на человека выделяются физиологический стресс и психологический стресс. Физиологический стресс пред­ставляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствую­щие этому типу стрессовые состояния характеризуются выраженными сдвигами в функционировании различ­ных физиологических систем и соответствующими им ощущениями физиологического дискомфорта. Для при­кладных исследований большое значение имеют знания о конкретных формах проявления различных видов физиологического стресса - шумового, температурного, вибрационного и др.

Психологический стресс характеризуется включением сложной системы психических процессов, опосредующих влияние стрессора на организм человека. Анализ таких состояний нередко ведется с использованием различных вариантов термина «напряженность». Физиологические проявления этого типа стресса аналогичны описанным выше, однако спектр психологических и поведенческих изменений более широк. Наиболее типичными из них являются изменения в эмоциональных реакциях, про­текании различных психических процессов, изменения мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения вплоть до полной дезорганизации деятельности.

Психологический стресс подразделяется на три вида -информационный, эмоциональный, коммуникативный [37]. Информационный стресс возникает в условиях ин­формационных перегрузок и сенсорного голода. В первом случае человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе, особенно при высокой степени ответственности за их последствия. Во втором ~ человек явно недогружен информацией, что также вызывает у него ряд отрицательных явлений (скука, потеря интереса к работе, сонливость, апатия и т.п.). Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, обиды, опасности, тревоги и т.п. Коммуникатив­ный стресс обусловлен реальными проблемами общения и межличностного взаимодействия в коллективе. Более подробно он рассматривается в гл. 4.

Однако такое деление видов стресса весьма условно, поскольку в любом случае стресс представляет собой не­специфический (общий во всех случаях) ответ организма на неблагоприятную ситуацию. Различия заключаются лишь в характере раздражителя (стрессора), условиях его возникновения, степени и характере ответной реакции организма. Поэтому иногда помимо рассмотренных выше видов стресса отдельно рассматривают в зависимости:

1) от характера выполняемой деятельности - професси­ональный (трудовой, стресс на рабочем месте) стресс [7,19,37], боевой (военный) стресс [44] и т.д.;

2) от последствий - травматический стресс, выражающий­ся в нанесении человеку психологической травмы [44];

3) от степени отсроченности реакции на стресс - посттрав­матический стресс [45], посттравматическое стрессовое расстройство [20] и др;

4) от влияния на результаты деятельности – продуктивный стресс (эустресс) и негативный стресс (дистресс).

Действующие на человека стрессоры, т. е. значительные по силе или продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний, делят обычно на физиологические и психологические. Физиологические стрессоры обусловлены чрезмерной физической нагрузкой, болевыми стимула­ми, затруднением дыхания, невесомостью, воздействием высокой и низкой температуры и т.п. Психологические стрессоры - это факторы, действующие своим сигнальным значением: угрозой, обидой, опасностью, информаци­онной перегрузкой, дефицитом времени и информации, особенностями общения и пр. [20, 23].

АДЕКВАТНАЯ ФОРМА РЕАКЦИИ

 

Характерной особенностью адекватной формы ответа является ее целенаправленный характер, связанный с формированием плана действий, направленных на устра­нение или минимизацию воздействий экстремальных ус­ловий. Такая целенаправленная организация определяет и симптоматику типичных проявлений этого состояния. При изучении психологических функций обнаруживается характерная диссоциация, выражающаяся в повышении одних, наиболее важных для данной ситуации, показа­телей и снижении остальных. Например, повышаются Пороги чувствительности анализаторов, непосредственно не участвующих в выполнении деятельности. Повышение порогов может рассматриваться как целесообразная ре­акция заглубления входов, сокращающая расход психофизиологических резервов. Повышение порогов обычно связано с величиной концентрации внимания: чем выше концентрация внимания, тем больше снижение чувствительности. При этом усиление концентрации внимания при действии экстремальных факторов заключается в игнорировании всех посторонних сигналов, не имеющих отношения к деятельности.

Специфические изменения характерны для процессов памяти, особенно кратковременной и оперативной. Характерной здесь является избирательность этих изменений. Улучшается запоминание лишь того материала, который имеет семантическую значимость для человека. Этот факт выделяется даже как один из характерных признаков адекватного ответа. Для него характерным является также увеличение продуктивности мышления - скорости поиска и оценки возможных выходов из) создавшейся ситуации. В этом плане можно говорить о гибкости мышления и отказе от фиксации на шаблонных приемах решения задач.

На поведенческом уровне наблюдаются изменения в структуре деятельности. Стереотипные, жестко регламентированные реакции дополняются действиями, основанными на вероятностном учете ситуационных изменений, что приводит к модификации алгоритма деятельности. При этом возможно увеличение числа ошибок, некоторые из которых совершаются сознательно, т. е. их можно квалифицировать как специально допускаемые нарушения алгоритма в целях поиска непредусмотренных способов действий. Адекватная реакция сопровождается также возрастанием роли волевых качеств личности, усилением эмоционального компонента, участвующего в формировании ответа. Происходит также сужение мотивационного поля из-за выраженного преобладания одних мотивов и подавления других. Усиливается роль социально значимых и высоких гражданских мотивов. Однако новые мотивы, как правило, при этом не появляются.

 

РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ, ЕЕ ВИДЫ

 

Реакция тревоги мало связана со спецификой условий и относительно однотипна для самых разнообразных ситуаций. В зависимости от степени выраженности реак­ции может несколько меняться ее качественный состав: отдельные компоненты могут быть представлены по-раз­ному или вообще отсутствовать. Однако общая структура ответа практически постоянная.

Различают три основные формы ответа в условиях реак­ции тревоги: малой, средней и крайней степени. Психо­логическое содержание реакции тревоги малой степени имеет много общего с хорошо изученной ориентировочной реакцией. Оно заключается в стремлении проанализиро­вать внешний раздражитель и оценить его значимость. Однако, в отличие от ориентировочной реакции, реакция тревоги при действии слабого экстремального фактора более устойчива, и в ней сильнее выражены психологичес­кие и поведенческие компоненты. Наиболее отчетливыми являются изменения порогов восприятия. Характерным является также изменение внимания, в частности, его концентрации, памяти, в особенности оперативной. На поведенческом уровне нарушается выполнение профес­сиональных навыков. Наиболее ярко это выражено в замедлении темпа работы. В целом же появление реак­ции тревоги малой степени не вызывает значительных эмоциональных сдвигов. Не меняется также общая на­правленность и соотношение мотивов деятельности.

При возрастании экстремальности развивается реакция тревоги средней степени. Характерной чертой этой реак­ции является однонаправленность наблюдаемых изменений. Если в предыдущем случае картина изменений могла быть довольно пестрой, то теперь наблюдается довольно выраженное ухудшение различных функций. Значительно повышаются пороги сенсорных систем. Наблюдается Умение объемов всех видов памяти, ухудшается выполнение задач, требующих устойчивости и концентрации внимания. Нарушение внимания и памяти ведет к возрастанию ошибок деятельности. Увеличивается их частота, нарушается сознательный контроль над появлением и коррекцией ошибок, что ведет к появлению «пачек» оши­бок - при стереотипной деятельности они следуют одна за другой после появления первой ошибки. Это обусловлено снижением контроля за качеством деятельности, и человек настойчиво повторяет одно и то же ошибочное дейс­твие, несмотря на его явную неправильность. Существен­но меняется структура интеллектуальных операций, как продуктивных, так и репродуктивных. На поведенческом уровне одним из наиболее существенных признаков является изменение мотивов деятельности. На первый план выдвигаются мотивы переживания страха, ухода из экстремальной ситуации. Доминантным становится какой-то один из множества мотивов, определяющих деятельность человека в обычных условиях. Появляется ярко выраженное эмоциональное напряжение.

Реакции тревоги крайней степени могут протекать в двух формах - пассивной и активной [22]. Однако в обоих случаях существенным является выраженная утрата сознательного контроля над поведением. При пассивной форме наступает своеобразная оцепенелость, прекращение активной деятельности. Рабочие движения могут продолжаться, но они теряют осмысленный, целенаправленный характер. Поступающие сенсорные сигналы почти не воспринимаются. Человек зачастую не понимает обращенной к нему речи. Полностью отсутствует всякая форма активного противодействия экстремальной ситуации, даже в виде попытки ухода от нее. Трудно говорить о характере мыслительной деятельности, так как исследование обычно провести не удается из-за утраты коммуникабельности. При ретроспективном анализе обычно обнаруживается полная или частичная амнезия. Интересно, что в памяти фиксируются незначительные, несущественные детали обстановки, а наиболее важные детали выпадают из созна­ния. Синдром раздвоения сознания приводит также к снятию эмоциональной окраски собственных переживаний) Так, при опросе лиц, переживших стихийное бедствие, часто приходится слышать такую характеристику своих переживаний: «Как будто это и я, и не я, а кто-то другой, со стороны». Пассивная реакция часто характеризуется потерей волевого контроля. В этом случае сохраняется восприятие действительности, может быть даже найден алгоритм правильных действий, однако парализованная воля не дает возможности осуществить их.

Для активной формы реакции тревоги на поведенческом уровне наиболее характерным является мотив ухода от сложившейся ситуации. Он может реализоваться как в явном виде (бегство, уход), так и принимать форму ли­хорадочной деятельности, включающей даже элементы, необходимые в конкретной ситуации. Однако организа­ция этой деятельности характеризуется полным отсутс­твием логики поведения. Это, скорее, набор отдельных, не связанных между собой действий. Элементы этих действий не доводятся до конца, наблюдаются простые повторы действия или смена одного действия противо­положно направленным. Следует отметить повышенную внушаемость лиц, находящихся в этом состоянии. Однако возможность восприятия адекватной команды может и не привести к желаемому результату, а вызвать новую серию хаотических действий, противоположных тем, которые не встречались до этого [34].

При активной форме реакции тревоги не встречается описанного выше синдрома раздвоения сознания. В сочетании с повышенной внушаемостью это ведет к появлению реакций подражания. Их крайней формой является паника. В этой ситуации человек слепо следует поведению большинства или какого-либо одного человека. Посколь­ку для этой формы реакции характерна двигательная Доминанта, поведение нередко задается наиболее двигательно-активным индивидом. Именно этим объясняется заразительность панического бегства людей, находящихся в состоянии активной тревоги, например, с поля боя, с места пожара и т. п. В свете сказанного понятна роль примера, принимающего форму активных действий у людей, которые должны остановить панику.

 

Готовность и установка

 

Установка есть готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности. Она выражает внутреннюю позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации; по отношению к событиям, фактам, идеям, другим людям. Различают позитивные, негативные и нейтральные установки. Их разновидностью является социальная установка (аттитюд). Она представляет собой общую ориентацию человека на тот или иной социальный объект. Эта ориентация предшествует действию и выражает предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта.

Психология установки наиболее полно разработана в грузинской школе психологов, возглавляемой Д. Н. Узнадзе (1886-1950). Согласно его учению, установка, является основным фактором регуляции поведения, возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения с другой. При этом возникает некоторое целостное, ди­намическое состояние, которое определяет дальнейшее течение его деятельности и выражается в готовности к осуществлению определенных действий в настройке человека к их выполнению. Это состояние готовности характеризуется как установка.

Функции установки, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. В зависимости от того, на какой конкретный фактор деятельности (мотив, цель, условия деятельности) направо лена установка, выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности - уровни смысловых, целевых и операционных установок. Таким образом, из сказанного выше можно сделать два основных вывода:

· понятие установки является показателем уровня готовнос­ти к деятельности;

· в установке отображается деятельность, она может выполнять роль основного регулятора поведения.

Установку также можно рассматривать как своеобразную форму направленности личности, благодаря которой происходит объединение ее потребностей и ситуации, в которой они удовлетворяются. Установка - это состояние личности в момент ее динамической определенности, поскольку направленность сознания связана с начальной реакцией человека на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Поэтому ха­рактерным для явления установки является предраспо­ложение субъекта ориентировать свою деятельность в определенном направлении.

В школе Д. Н. Узнадзе установка является неосознавае­мым состоянием, которое предшествует деятельности и определяет ее осуществление, т. е. считается, что уста­новки всегда носят неосознаваемый характер. В дальней­шем это положение было учтено. Как известно, понятие установки включает в себя два момента: формирование установки и ее актуализацию, т. е. реализацию в кон­кретной деятельности. Если формирование установки может носить как неосознаваемый, так и осознаваемый характер, то реализация установки в деятельности всегда связана с волевым усилием. Следовательно, установки могут быть как неосознаваемыми, так и осознаваемыми. При этом неосознаваемые установки могут возникать как побочный продукт сознательной деятельности. Кроме того, возможны взаимопереходы, превращения одного вида установок в другой.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что установка и психологическая готовность имеют много общего. Вместе с тем они являются состояниями, отличающимися друг

от друга по своей конкретно-психологической природе, В первом случае имеет место актуализация сформирован­ных в предшествующих опытах психических явлений; во втором - психологическое образование возникает под влиянием задачи, требований ситуации.

Готовность и адаптация

 

Готовность к деятельности в экстремальных условиях тесно связана с адаптационными возможностями че­ловека. Адаптация (от лат. adaptio - прилаживание) - это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. В зависимости от того, в каких внешних условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека со средой, могут проявляться различные виды адаптации: физиологическая, биологи­ческая, психологическая, социальная.

Положительный эффект адаптации заключается в увели­чении относительного соответствия поведения условиям новой среды. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создается возможность оптимального функций зонирования организма, личности в необычной обстановке. Если же адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности вплоть до нарушений в ее регуляции. В адаптивном поведении человека могут участвовать физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы, опыт, состояния и свойства личности. Отсюда ясно, что адаптация и готовность к деятельности связаны между собой, оказывают то или иное влияние друг на друга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.182.239 (0.074 с.)