Психологическая концепция условий деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая концепция условий деятельности



Экстремальные условия деятельности могут создаваться качественно различными факторами. Они в самом об­щем виде делятся на факторы, обусловленные внешней средой, и факторы, обусловленные характером самой деятельности. Среди последних отдельно выделяют фак­торы информационного характера. Однако, несмотря на качественное разнообразие этих факторов, их влияние на функциональное состояние и эффективность деятель­ности может быть объяснено с единых позиций, в основе которых лежит психологическая концепция условий деятельности [48].

Психологическое изучение условий деятельности, их вли­яние на работающего человека и результаты его деятель­ности заключаются в том, что нельзя понять сущность выполняемой деятельности только лишь из ее специфи­ки. Важным здесь является также анализ воздействий на человека условий деятельности. Исходной точкой такого анализа является признание того, что внешняя среда (включая и характер самой деятельности) оказывает влияние на человеческое поведение в соответствии с его внутренней организацией. По этому поводу С. Л. Рубин­штейн писал, что «поведение человека детерминируется внешними условиями опосредованно, через его психичес­кую деятельность [36].

Психологически опосредованное влияние внешних усло­вий означает, что они действуют в зависимости от роли, которую человек приписывает этим условиям при выпол­нении задачи. Сказанное, однако, не отрицает возможнос­ти и непосредственного воздействия условий деятельности на работоспособность человека. На основании сказанного можно выделить три точки взаимодействия внешних ус­ловий и процесса деятельности.

1. Внешние условия (ВУ) влияют на деятельность челове­ка (ДЧ) и ее результат (РД) без психической переработки непосредственно, в форме физиологических изменений работоспособности организма (РО): ВУ РО, ДЧ, РД.

2. Внешние условия могут влиять на психологическую структуру выполняемой деятельности, а через эту струк­туру в результате психической переработки - на ре­зультат деятельности (рис. 4, а). В зависимости от осо­бенностей и результатов этой переработки объективно одинаковые внешние условия могут оказывать различ­ное влияние на деятельность и ее результат.

Рис. 4. Влияние внешних условии (ВУ) на деятельность человека (ДЧ) и ее результат (РД):

а - без непосредственного психического воздействия; б - при опосредованном психическом воздействии

3. Рассмотренные случаи являются крайними вариантами и в чистом виде встречаются редко. Более реальными яв­ляются промежуточные варианты (рис. 4, б), в которых внешние условия влияют на психологические предпо­сылки выполняемой деятельности без психологического опосредования, после чего становятся осознанными вы­текающие отсюда изменения в деятельности, а эти из­менения направляют внимание на первичные внешние условия. Независимо от степени осознанности процессов психической переработки информации главную роль здесь играет принцип опосредованного психического воздействия внешних условий деятельности. И если фи­зиология и гигиена труда анализируют непосредствен­ное физиологическое воздействие внешних условий, то психология деятельности ориентирована на второй при­нцип воздействия - психически опосредованный.

Таким образом, хотя внешние условия задаются работни­ку объективно, их воздействие в существенной степени зависит от психической переработки и без нее не может быть понято, объяснено и предсказано. В соответствии с этим учет влияния внешних условий должен производиться не «вообще», а с учетом того, как эти условия преломляются в ходе психологического опосредования на результатах деятельности в конкретных условиях. Данное положение может быть определено как психологическая концепция условий деятельности [39].

При реализации этой концепции необходимо определить, как влияет тот или иной оцениваемый фактор на четыре основных компонента деятельности человека:

1) интенционный компонент (потребностно-мотивационная сфера);

2) операционный компонент (структура деятельности, ее эффективность);

3) активационно-регуляторный компонент (состояния, регулирующие специфическую деятельность);

4) базовый компонент (состояние физиологических функций, обеспечивающих неспецифическую напряженность).

При этом необходимо обеспечить многомерный учет ком­плекса взаимодействующих (комбинированных) факторов и их научно обоснованную оптимизацию.

В соответствии с психологической концепцией воздейс­твие внешних условий проявляется в:

· конечном результате (продукте) деятельности;

· структуре самой деятельности;

· состоянии и самочувствии работающих (включая и личнос­тные признаки);

· характере противоречий между выполняемой задачей и ус­ловиями ее выполнения.

Использование психологической концепции условий деятельности коренным образом отличает ее от широко распространенного физиолого-гигиенического подхода, рассмотренного выше.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.006 с.)