Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая концепция условий деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экстремальные условия деятельности могут создаваться качественно различными факторами. Они в самом общем виде делятся на факторы, обусловленные внешней средой, и факторы, обусловленные характером самой деятельности. Среди последних отдельно выделяют факторы информационного характера. Однако, несмотря на качественное разнообразие этих факторов, их влияние на функциональное состояние и эффективность деятельности может быть объяснено с единых позиций, в основе которых лежит психологическая концепция условий деятельности [48]. Психологическое изучение условий деятельности, их влияние на работающего человека и результаты его деятельности заключаются в том, что нельзя понять сущность выполняемой деятельности только лишь из ее специфики. Важным здесь является также анализ воздействий на человека условий деятельности. Исходной точкой такого анализа является признание того, что внешняя среда (включая и характер самой деятельности) оказывает влияние на человеческое поведение в соответствии с его внутренней организацией. По этому поводу С. Л. Рубинштейн писал, что «поведение человека детерминируется внешними условиями опосредованно, через его психическую деятельность [36]. Психологически опосредованное влияние внешних условий означает, что они действуют в зависимости от роли, которую человек приписывает этим условиям при выполнении задачи. Сказанное, однако, не отрицает возможности и непосредственного воздействия условий деятельности на работоспособность человека. На основании сказанного можно выделить три точки взаимодействия внешних условий и процесса деятельности. 1. Внешние условия (ВУ) влияют на деятельность человека (ДЧ) и ее результат (РД) без психической переработки непосредственно, в форме физиологических изменений работоспособности организма (РО): ВУ РО, ДЧ, РД. 2. Внешние условия могут влиять на психологическую структуру выполняемой деятельности, а через эту структуру в результате психической переработки - на результат деятельности (рис. 4, а). В зависимости от особенностей и результатов этой переработки объективно одинаковые внешние условия могут оказывать различное влияние на деятельность и ее результат. Рис. 4. Влияние внешних условии (ВУ) на деятельность человека (ДЧ) и ее результат (РД): а - без непосредственного психического воздействия; б - при опосредованном психическом воздействии 3. Рассмотренные случаи являются крайними вариантами и в чистом виде встречаются редко. Более реальными являются промежуточные варианты (рис. 4, б), в которых внешние условия влияют на психологические предпосылки выполняемой деятельности без психологического опосредования, после чего становятся осознанными вытекающие отсюда изменения в деятельности, а эти изменения направляют внимание на первичные внешние условия. Независимо от степени осознанности процессов психической переработки информации главную роль здесь играет принцип опосредованного психического воздействия внешних условий деятельности. И если физиология и гигиена труда анализируют непосредственное физиологическое воздействие внешних условий, то психология деятельности ориентирована на второй принцип воздействия - психически опосредованный. Таким образом, хотя внешние условия задаются работнику объективно, их воздействие в существенной степени зависит от психической переработки и без нее не может быть понято, объяснено и предсказано. В соответствии с этим учет влияния внешних условий должен производиться не «вообще», а с учетом того, как эти условия преломляются в ходе психологического опосредования на результатах деятельности в конкретных условиях. Данное положение может быть определено как психологическая концепция условий деятельности [39]. При реализации этой концепции необходимо определить, как влияет тот или иной оцениваемый фактор на четыре основных компонента деятельности человека: 1) интенционный компонент (потребностно-мотивационная сфера); 2) операционный компонент (структура деятельности, ее эффективность); 3) активационно-регуляторный компонент (состояния, регулирующие специфическую деятельность); 4) базовый компонент (состояние физиологических функций, обеспечивающих неспецифическую напряженность). При этом необходимо обеспечить многомерный учет комплекса взаимодействующих (комбинированных) факторов и их научно обоснованную оптимизацию. В соответствии с психологической концепцией воздействие внешних условий проявляется в: · конечном результате (продукте) деятельности; · структуре самой деятельности; · состоянии и самочувствии работающих (включая и личностные признаки); · характере противоречий между выполняемой задачей и условиями ее выполнения. Использование психологической концепции условий деятельности коренным образом отличает ее от широко распространенного физиолого-гигиенического подхода, рассмотренного выше.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.85 (0.011 с.) |