Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология деятельности в экстремальных ситуациях. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007, - 276 с.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рецензенты: СП. Бочарова - доктор психологических наук, профессор (Украинская инженерно-педагогическая академия), А.В. Тимченко - доктор психологических наук, профессор (Академия гражданской защиты Украины) В этой книге представлены общиезакономерности деятельности человека в экстремальных условиях и основные методологические принципы ее изучения. Большое внимание авторы уделили характеристике экстремальных факторов, обусловленных воздействием внешней среды и особенностями выполняемой деятельности. Отдельно выделены информационные факторы, параметры толерантности к психологическому стрессу и готовности к деятельности в экстремальных условиях. Но, кроме того, в книге есть практические рекомендации для того, чтобы повысить эффективность деятельности в этих условиях: психологическая профилактика стресса, психологическая поддержка, методы психогигиены и реабилитации. Книга будет полезна для преподавателей и студентов по специальности «психология труда», «инженерная психология», а также для практиков, которые имеют дело со сложными видами деятельности.
Оглавление Предисловие Глава 1. Особые и экстремальные условия деятельности. Общие понятия 1.1. Основные принципы разграничения особых и экстремальных условий 1.2. Методологические основы изучения деятельности в особых условиях 1.3. Методы изучения деятельности в экстремальных условиях 1.4. Стресс. Общие понятия 1.5. Ситуационный эксперимент и Глава 2. Характеристика деятельности в особых и экстремальных условиях 2.1. Закономерности деятельности в экстремальных условиях 2.2. Изменение в поведении и функциональном состоянии в экстремальных условиях 2.3. Переносимость экстремальных условий 2.4. Нервно-психическая неустойчивость 2.5. Психологическая концепция условий деятельности Глава 3. Экстремальные факторы внешних условий деятельности 3.1. Понятие физиологического эквивалента деятельности и физиологической адаптации 3.2. Влияние абиотических факторов на работоспособность и функциональное состояние человека 3.3. Защитная адаптация внешних условий деятельности 3.4. Некоррегируемые факторы внешних условий деятельности Глава 4. Психогенные факторы, обусловленные характером деятельности 4.1. Операциональная напряженность. Общие понятия 4.2. Психогенные факторы, обусловленные малой интенсивностью работы 4.3. Психогенные факторы, обусловленные чрезмерной интенсивностью деятельности 4.4. Общая характеристика профессионального (трудового) стресса Глава 5. Психогенные факторы информационного характера 5.1. Понятие об информационном и компьютерном стрессе 5.2. Дефицит и перегрузка информацией 5.3. Деятельность человека в условиях потока сигналов 5.4. Количественные методы оценки информационных потоков Глава 6. Экстремальные состояния человека 6.1. Экстремальные состояния. Общие понятия 6.2. Адекватная форма реакции 6.3. Реакция тревоги, её виды 6.4. Динамика экстремальных состояний 6.5. Специфические виды экстремальных состояний Глава 7. Готовность к деятельности в экстремальных условиях 7.1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности 7.2. Готовность и установка 7.3. Готовность и адаптация 7.4. Методы определения адаптационных возможностей человека 7.5. Этапы процесса адаптации Глава 8. Толерантность к психологическому стрессу 8.1. Проблема толерантности в психологии 8.2. Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости 8.3. Измерение защитных механизмов личности 8.4. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс 8.5. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых нарушений (PTSD-синдром) Глава 9. Психологическая поддержка деятельности человека в экстремальных условиях 9.1. Сущность и виды психологической поддержки 9.2. Общая схема процесса психологической поддержки 9.3. Факторы формирования состояний в процессе психологической поддержки 9.4. Роль подсказки в процессе психологической поддержки 9.5. Поддержка в принятии решений человеком в экстремальных условиях Глава 10. Психогигиена и психопрофилактика стресса 10.1. Значение профилактических мероприятий в предупреждении стресса 10.2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера 10.3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера 10.4. Психологическая подготовка и тренировка Заключение Методический инструментарий (тесты и упражнения) 1. Диагностика адаптивных возможностей человека 2. Диагностика склонности к стрессам 3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко 4. Диагностика уровня невротизации 5. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» 6. Методика диагностики самооценки психических состояний 7. Методика измерения ригидности 8. Вариант методики психорегулирующей тренировки 9. Опросник на «выгорание» (MBI) 10. Опросник НПН (признаки нервнопсихического напряжения) 11. Определение способности человека к преодолевающему поведению 12. Методика измерения уровня тревожности Тейлора 13. Опросник Олыпанниковой-Рабинович 14. Опросник Юнга 15. Шкала самооценки 16. Методика «Эмотивная самооценка эмоций» 17. Методика САН 18. Методика «Когнитивная самооценка эмоций» 19. Упражнения на релаксацию Глоссарий
Литература
Предисловие
Усложнение современного производства, вызванное научно-технической революцией, постоянно увеличивающийся темп и ритм нашей жизни, постоянная насыщенность её разнообразной информацией, увеличение производственных и внепроизводственных контактов между людьми, различного рода стихийные и техногенные аварии и катастрофы, нестабильное социально-экономическое положение в стране зачастую порождают у людей психическую напряженность. Крайней формой ее проявления является стресс. Ситуации и факторы, приводящие к его возникновению, называют экстремальными. Понятие «экстремальный» (от лат. extremum - крайний) употребляется для объединения понятий максимума и минимума. При употреблении понятия «экстремальный» речь идет не о нормальных, обычных условиях деятельности, а о существенно отличающихся от них обстоятельствах. Экстремальные условия могут создаваться не только максимизацией (перегрузкой, сверхвоздействием), но и минимизацией (недогрузкой: дефицитом информации, общения, движений и т. п.) действующих факторов. Поэтому эффект воздействия на деятельность и состояние человека в обоих случаях могут быть одни и те же. В экстремальных условиях проходит деятельность работников многих профессий; летчиков, космонавтов, пожарных при тушении пожара, военнослужащих при выполнении боевых задач, работников правоохранительных органов при проведении спецопераций и т.д. Эти профессии изначально предполагают работу в экстремальных условиях. Однако в таких условиях работают и представители многих других профессий: водители, рабочие «горячих» цехов, рыбаки, верхолазы, диспетчеры на различных видах транспорта, специалисты, работа которых связана с токами высокого напряжения и взрывчатыми веществами, представители многих операторских профессий и др. Причем число таких профессий и людей, занятых в них, неуклонно возрастает. В экстремальных условиях зачастую нарушается привычный режим труда и отдыха человека. В тяжелых экстремальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми следуют переутомление, нервное истощение, срыв деятельности, аффективные реакции, психогении (патологические состояния). Экстремальные ситуации опасны для жизни, здоровья, благополучия людей [1].Экстремальные ситуации все чаще возникают в обычной производственной деятельности, следствием чего является так называемый профессиональный стресс [37]. Таким образом, экстремальные ситуации в нашей жизни неизбежны, поэтому психологи многих стран в последнее время усиленно изучают особенности поведения человека и закономерности его деятельности в экстремальных условиях. Это позволяет сделать практические выводы, касающиеся подготовки таких людей и организации их деятельности. Все это привело к созданию нового научного направления, которому разными авторами в зависимости от конкретных обстоятельств были даны следующие названия: психология деятельности в экстремальных условиях, психология труда в особых условиях [31], экстремальная психология [21], экстремальная психопедагогика [43].
Диапазон ЗАДАЧ, решаемых в рамках этого направления, весьма широк и многогранен, рассмотреть их все в рамках одной, сравнительно небольшой по объему, книги практически невозможно. Во-первых, в пособии речь идет о деятельности человека как об особой, имеющей чисто человеческую природу, форме активности, характеризующейся сознательностью и целеустремленностью. По этой причине другие формы активности, например, поведение людей в экстремальных условиях, вызванных стихийными бедствиями природного (пожар, наводнение) или техногенного характера (например, авария на Чернобыльской АЭС), ведением боевых действий и т. п., а также сопровождающие их массовые явления (паника, мародерство) здесь не рассматриваются. Достаточно подробную информацию по этим вопросам можно получить в специализированной литературе [44, 45]. Во-вторых, в этой книге под рассмотрение попадает не любая деятельность, а лишь профессиональная (прежде всего трудовая), т. е. выполнение которой определено соответствующими нормативными документами, регламентирующими нормы заданной деятельности. По этой причине формы непрофессиональной деятельности (например, деятельность садовода-любителя) здесь не рассматриваются. В-третьих, здесь рассмотрена деятельность, пусть даже выполняемая с пониженным качеством, но не вызывающая профессиональной патологии (например, нанесение психической травмы) и не требующая специального лечения. Эти явления должны изучаться в таких дисциплинах, как медицинская психология, патопсихология, психология девиантного поведения и др. Здесь же рассматриваются лишь условия, которые могут привести к патологическим явлениям, и некоторые методы их психокоррекции. В соответствии с вышесказанным, объектом изучения дисциплины «Основы психологии деятельности в экстремальных условиях» является человек, профессиональная деятельность которого протекает в особых (усложненных, непривычных) и экстремальных условиях окружающей его обстановки. Предметом изучения дисциплины являются психологические закономерности деятельности человека, психические процессы, состояния и свойства личности в их взаимосвязи с предметами и средствами деятельности, с физической и социальной средой. Общей задачей изучения дисциплины является обеспечение студентов знаниями о предмете и истории развития дисциплины, о структуре деятельности и ее специфике в особых и экстремальных условиях, о методологических, теоретических и методических основах проведения исследований в данной области знаний, о психических регуляторах профессиональной деятельности и их формировании, о функциональных состояниях человека в условиях действия экстремальных факторов. Основной целью изучения дисциплины является формирование у студентов понятий и положений о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога, занимающегося изучением, диагностикой, формированием и регуляцией поведения и деятельности человека, находящегося в условиях воздействия особых и экстремальных факторов. Решение указанных задач и достижение поставленной цели данная дисциплина осуществляет в тесном взаимодействии с такими дисциплинами, как «Инженерная психология», «Психология труда», «Эргономика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Психодиагностика и тестология», «Авиационная и космическая психология», используя результаты, полученные в этих дисциплинах и дополняя их собственными результатами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.24.110 (0.009 с.) |