Тема: Физиологические основы питания детей. Норма и режим питания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Физиологические основы питания детей. Норма и режим питания.



Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион, оценивать его оптимальный режим и нормы, рассчитывать энергетический баланс.

Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов, «Строение органов пищеварения», данные о своем весе, росте и возрасте.

Ход работы:

1. Определите свой основной обмен.

- Используя таблицу № 17 (для мужчин) или таблицу № 18 (для женщин), найдите основное число, которое соответствует Вашему весу ______ккал

- По таблицам №17 или №18 найдите второе число обмена: на пересечении линий, соответствующих Вашему росту и возрасту _________ккал.

Сумма найденных чисел дает Ваш основной обмен за сутки:

………ккал + …… ккал = _______ккал

- Отсюда основной обмен за 1 час равен: ……..: 24 = ________ккал

Определите свой общий обмен.

Общий обмен складывается из расхода энергии на: а) основной обмен; б) усвоение пищи; в) физическую деятельность – рабочая прибавка. Чтобы определить свой общий обмен: а) составьте суточный хронометраж всех видов деятельности. Внесите эти данные в таблицу № 15;

б) рассчитайте энергозатраты на каждый вид деятельности, учитывая затрачиваемое время и процентное увеличение на данную работу, указанное в таблице №14; в) поскольку, во время сна дополнительной затраты энергии не происходит, то энергозатраты на сон рассчитываются путем умножения времени сна на величину основного обмена за 1 час.

Затраты энергии при различных видах работы Таблица №14

  виды работ увеличение в % к основному обмену
Занятия в школе, слушание лекций, докладов 45%
Самостоятельные умственные занятия 60%
Прием пищи сидя, личная гигиена 40%
Спокойное сидение 20%
Разговор, письмо, чтение, работа с ПК 30%
Работа по дому (глажение, уборка и т.д.) 100%
Ходьба прогулочная 150%
Быстрая ходьба 275%
Плавание 400%
Бег медленный 500%

Расчет общего обменаТаблица №15

Вид деятельности Продолжительность Энергозатраты
1.Сон    
2.Занятия в вузе    
3.Занятия дома    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    
10.    
Итого общий обмен: 24ч ккал

3. Рассчитайте калорийность рекомендуемого четырехразового питания:

При расчете необходимо учесть, что на первый завтрак рекомендуется отводить 20% от калорийности суточного рациона, на второй завтрак (или полдник) - 15%, на обед - 45% и на ужин - 20%.

- Завтрак:

- 2-ой завтрак:

- Обед:

- Ужин:

Составьте и оцените свой собственный пищевой рацион.

- Составьте меню одного типичного дня. Занесите в таблицу № 16.

- Определите количественный и качественный состав пищевого рациона, для этого используйте таблицы № 19 и № 20;

- Определите энергетическую ценность каждого приема пищи и его процентное отношение к суточной энергоемкости рациона:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

-Используя таблицу №20 и свои данные меню одного дня, определите соотношение белков, жиров и углеводов, суточное потребление основных витаминов, минеральных солей и воды:

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Меню на 1 день: Таблица №16

Прием пищи набор продуктов кол-во, г калорийность Витамины Минерсоли
Завтрак 1.   2.   3.   4.            
Итого:     ккал    
2-ой завтрак 1.   2.          
Итого:     ккал    
Обед 1.   2.   3.   4.            
Итого:     ккал    
Ужин 1.   2.   3.              
Итого:          
  Всего за день:       ккал    

Определение основного обмена по данным веса, возраста и роста (мужчины) Таблица № 17

Основное число   Второе число
Вес Рост Возраст (годы)
кг кал кг кал см              
                       
                       
                       
                         
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

 

Определение основного обмена по данным веса, возраста и роста

(для женщин) Таблица №18

Основное число   Второе число
Вес Рост Возраст (годы)
кг кал кг кал см              
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                           

 

Примерный набор продуктов на одну порцию взрослого человека

Таблица № 19

Наименование блюда и примерный набор продуктов Вес продуктов,г Наименование блюда и примерный набор продуктов Вес продуктов,г
Борщ мясо капуста картофель свекла морковь лук томат сметана мука   50-100 Суп крупяной крупа мясо картофель морковь лук томат жир   30-50 100-150 10-20 5-10 10-15
Щи мясо капуста свежая или кислая картофель морковь лук томат коренья сметана мука   Суп с лапшой (макаронами) и курицей лапша курица яйцо морковь лук масло сливочное     1/4шт.
Мясо жареное мясо картофель масло топленое   Мясо тушеное мясо картофель (капуста) морковь лук томат масло сливочное  
Курица жареная с рисом курица рис масло сливочное сметана   Плов баранина рис морковь лук томат мука масло сливочное  
Печень жареная печень картофель огурцы соленые сметана масло сливочное яйцо   1/4шт. Котлета говядина картофель (макароны, рис) морковь хлеб пшеничный мука лук и томат масло сливочное   100-150 по 10
Макароны с фаршем мясо макароны томат масло сливочное   Блинчики мука сметана масло сливочное сахар  
Рыба жареная лещ, судак и т.д. картофель огурцы соленые лук сухари масло сливочное   150-200 Каша овсяная крупа масло сливочное молоко  
Вареники творог мука сахар яйцо   1/2шт. Картофель жареный картофель масло растительное лук  
Омлет с мясом яйцо молоко мясо масло сливочное   2шт.   Сырники творог масло сливочное сахар мука яйцо   1/2шт.

 

Химический состав наиболее часто используемых пищевых продуктов

(в перерасчете на 100 г продукта) Таблица №20

Продукт Белки (г) Жиры (г) Угле- воды (г) Минеральные соли Витамины (мг) Энерг Ценность на 100г в ккал
Са мг Р мг Fe мг А В1 С
Мука пшеничная 10,3 0,9 74,2     2,1   0,17    
КРУПА: -манная - гречневая - рисовая - пшено - овсяная - перловая - ячневая - горох лущеный   11,3 12,6 7,0 12,0 11,9 9,3 10,4 23,0   0,7 2,6 0,6 2,9 5,8 1,1 1,3 1,6   73,3 68,0 77,3 69,3 65,4 73,7 71,7 57,7       2,3 8,0 1,8 7,0 3,9 3,3 1,6 7,0   0,15 0,05   0,14 0,53 0,080,62 0,49 0.12 0,27 0,9    
Макароны 10,7 1,3 69,6     1,2   0,25    
Хлеб ржаной 5,0 1,0 42,5     2,0   0,15    
Хлеб пшеничный 7,6 0,9 49,7     1,6   0,16    
Сахар – песок     99,8     0,3        
Карамель 0,1 0,1 92,1     0,2        
Шоколад молочный 6,9 35,7 52,4     1,8   0,05    
Какао -порошок 24,2 17,5 27,9     11.7   0,1    
Печенье 10,8 8,5 66,4     2,0        
Вафли 3,2 2,8 80,1     0,6   0,04    
Пирожное с кремом 5,4 38,6 46,4     1,0 0,14 0,04    
Молоко пастеризован. 2,8 3,2 4,7     0,1 0,01 0,03 1,0  
Сливки 10% жирн. 3,0 10,0 4,0     0,1 0,03 0,03 0,5  
Сметана 20% жирн. 2,8 20,0 3,6     0,2 0,06 0,03 0,3  
Творог 14,0 18,0 1,3     0,4 0,1 0,05 0,5  
Кефир жирный 2,8 3,2 4,1     0,1 0,01 0,03 0,7  
Молоко сгущ. с сахаром 7,2 8,5 56,0     0,2 0,02 0,06 1,0  
Масло сливочное 1,0 78,0 0,7     0,2 0,45      
Сыр голландский 26,8 27,3         0,17 0,03 2,8  
Сыр российский 23,4 30,0       0,6 0,17 0,04 1,6  
Мороженое сливочное 3,5 20,0 19,6     1,0 0,06 0,03 0,4  
Масло растительное   99,9                
Капуста белокочанная 1,8   5,4     1,0 0,02 0,06    
Капуста цветная 2,5   4,9     1,4 0,02 0,1    
Картофель 2,0 0,1 19,7     0,9 0,02 0,12    
Лук репчатый 1,7   9,5     0,8   0,05    
Морковь 1,3 0,1 7,0     1,2   0,06    
Огурцы 0,8   3,0     0,5 0,06 0,03    
Редис 1,2   4,1     1,2   0,1    
Свекла 1,7   10,8     1,4 0,01 0,02    
Томаты 0,6   4,2     1,4 1,2 0,06    
Яблоки 0,4   11,3     2,2 0,03 0,01    
Апельсины 0,9   8,4     0,3 0,05 0,04    
Капуста квашеная 0,8   1,8     1,3        
Огурцы соленые 2,8   1,3     1,2        
Баранина 20,8 9,0       2,3   0,09    
Говядина 18,9 12,4       2,6   0,06    
Свинина 14,6         1,6   0,52    
Печень 17,4 3,1           0,3    
Колбаса докторская 13,7 22,8       1,7        
Сардельки 9,5   1,9     1,9        
Сосиски молочные 12,3 25,3       1,7        
Колбаса сырокопченая 10,5 47,2       2,8        
Куры 18,2 18,4 0,7       0,07 0,07    
Утки 15,8           0,05 0,12    
Яйца куриные 12,7 11,6 0,7     2,7 0,35 0,07    
Лещ 17,1 4,1       0,3 0,03 0,12    
Окунь морской 17,6 5,2       0,5   0,11    
Скумбрия           2,3   0,12    
Сельдь атлант., средн. соленая   8,5                
Икра осетровая 28,9 9,7         0,18 0,3 7,8  
Томат –паста 4,8   20,4     0,7   0,15    

5. Дайте определение следующим понятиям:

Основной обмен - …………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………….………………………………………………………

Общий обмен еф………………………………..………..…………………………………………..

Анаболизм - …………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

Катаболизм – ………………………………………………………

……………………………………………………………………………….………………………………………………………………………

Метаболизм - ……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

6. По результатам проделанной работы сделайте выводы:

...…………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие белки называются полноценными, а какие неполноценными?

2. Можно ли в суточном рационе заменить белки жирами или углеводами?

3. Каковы особенности обмена веществ у детей?

4. Какие требования предъявляются к рациональному питанию?

5. Что означает сбалансированность питания?

Литература:

1. Великанова Л.К., Гуминский А.А., и др. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. - М.: НПО «ИнформТЭИ», 1992, стр. 93 – 123.

2. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975, стр. 201 – 218.

3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985, стр.337-350

4. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Academa, 2002, стр. 190 – 201.

5. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990, стр.190-213.


ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР № 1

Тема: Анатомо-физиологические особенности созревания нервной системы

Вопросы для обсуждения

1. Развитие нервной системы в эмбриональном периоде.

2. Свойства и функции элементов нервной системы.

3. Строение отделов головного мозга: продолговатого, заднего, среднего, промежуточного, переднего, значение. Возрастные особенности.

4. Структурно-функциональная организация коры больших полушарий: слои коры, доли, зоны. Этапы ее созревания.

5. Вегетативная нервная система и ее роль в организме человека.

Рекомендуемая литература:

1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология.- М.: изд. АСАДЕМА, 2003.

2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.- М.: изд. АСАДЕМА, 2004.

3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: изд. Просвещение, 1990

СЕМИНАР №2

Тема: Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата и условия его развития

Вопросы для обсуждения

1.Химический состав костей, их строение, типы соединения. Рост костей в длину и толщину.

2. Возрастные особенности строения скелетных мышц, сроки их развития.

3. Роль учителя в формировании правильной осанки у школьников.

4.Физическая работоспособность, ее зависимость от возраста, пола и других условий.

Рекомендуемая литература:

1.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология.- М.: изд. АСАДЕМА, 2003.

2.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.- М.: изд. АСАДЕМА, 2004.

3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: изд. Просвещение, 1990

СЕМИНАР № 3

Тема: Комплексная диагностика уровня



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.065 с.)