Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определите величину систолического и диастолического давления в состоянии покоя по Короткову.

Поиск

Способ измерения давления по Короткову наиболее точный. Он основан на улавливании звуковых явлений (сосудистых тонов) на плечевой артерии - ниже места его сдавливания.

Методика выполнения задания:

- исследователь надевает манжетку испытуемому на верхнюю треть плеча левой руки. Испытуемый сидит боком к столу, положив на него левую руку. Манжетка должна прилегать к коже достаточно плотно, но не пережимать плечо.

- в локтевой ямке находят пульсирующую плечевую артерию, на которую ставят фонендоскоп;

- в манжетке создают давление, превышающее максимальное, но не более 200 мм рт. ст., при этом пульс исчезает;

- затем медленно выпускают из нее воздух, улавливают фонендоскопом отчетливые звуки (тоны). Момент появления тонов соответствует систолическому давлению;

- продолжают снижать давление в манжетке и слушают нарастающую силу тонов, затем отмечают ослабление тонов и их последующее исчезновение. Момент исчезновения тонов соответствует диастоличекому артериальному давлению.

- запишите полученные результаты:

а) систолическое давление (СД) ______________________

б) диастолическое давление (ДД) ______________________

в) пульсовое давление (разница между СД и ДД) _________

Исследуйте реакции ССС на дозированную физическую нагрузку.

Исследователь (студент) предлагает испытуемому сделать 40 приседаний в течение 1 минуты или бег на месте в темпе 160-180 шагов в минуту.

- Сразу после нагрузки подсчитайте пульс за 15 сек. в начале каждой минуты до восстановления исходного показателя (в течение 5 минут).

- Одновременно определите артериальное давление за этот же период. Испытуемый выполняет нагрузку, не снимая манжетку.

- Определите время восстановления частоты пульса, артериального давления до исходной величины. Данные внесите в таблицу № 10.

Результаты работы и их оформление

ФИО______________, пол ______, возраст _____

Таблица № 10

Параметры Покой Восстановительный период
1мин. 2мин. 3мин. 4мин. 5мин.
Пульс            
ЧСС            
СД            
ДД            
ПД            

 

- Проанализируйте полученные результаты, сравните их с данными из таблицы № 11

Показатели реакций ССС на нагрузку Таблица №11

Показатель Изменение, % Время нормализации Оценка реакции ССС
Систолическое АД - У спортсменов увеличение на 25 -30 - У нетренированных увеличение на 30-40 -С ослабленным здоровьем- уменьшение 1 – 1,5 мин.   2 -3 мин.   более 3 мин благоприятная   благоприятная   не благоприятная
Диастолическое АД - у спортсменов – уменьшение. на 20-25 - У не тренированных уменьшение на 10-15 - С ослаб.здоровьем - увеличение 1 – 1,5 мин.   2 -3 мин.   более 3 мин благоприятная   благоприятная не благоприятная
Пульс - у спортсменов – увеличение на 60-70 -у не тренированных - увеличение на 100 - с ослаб. здоровьем – снижение ударного объема, резкое увеличение частоты, одышка, головокружение 1 – 1,5 мин.   2 -3 мин.   более 3 мин. благоприятная   благоприятная   не благоприятная

5. Дайте оценку реакциям ССС, ответив на вопросы:

а) Как можно объяснить изменение пульса и ЧСС после нагрузки? __________________________________________________________

__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

б) Как изменилось систолическое давление испытуемого после нагрузки? Сравните полученный показатель с нормой, указанной в таблице№11: __________________________________________________________

__________________________________________________________

в) Как изменилось диастолическое давление после нагрузки и в восстановительный период? ______________________________________________

__________________________________________________________

г) Почему изменилось пульсовое давление после нагрузки? ______

____________________________________________________________________________________________________________________

д) Проанализируйте реакции сердечно-сосудистой системы испытуемого, учитывая его тренированность, состояние здоровья, самочувствие на момент эксперимента, наличие вредных привычек и других условий.

Сделайте вывод: ___________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________

__________________________________________________________

Нарисуйте схему кругов кровообращения и обозначьте красным цветом сосуды, несущие артериальную кровь, а синим – венозную.

Опишите большой и малый круг кровообращения:

Рисунок Пояснение
   

7.Дайте определение следующим понятиям:

Миокард- ………………………………………………………………...

Вены - ……………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

Артерии - ………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………

Капилляры - …………………………………………………………….

……………………………………………………………………………

Пульс - …………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………

Нормокардия - …………………………………………………………

……………………………………………………………………………

Брадикардия - ………………………………………………………….

……………………………………………………………………………

Тахикардия - ……………………………………………………………

……………………………………………………………………………

Систола - ……………………………………………………………….

……………………………………………………………………………

Диастола - ………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы определяют величину кровяного давления?

2. Что такое пульсовое давление (ПД)?

3. Что такое пульс?

4. Какая реакция ЧСС и АД на физическую нагрузку называется норматонической?

5. Чем характеризуется гипертоническая реакция?

6. Чем характеризуется гипотоническая реакция?

7. Чем объясняется неодинаковая частота сердечных сокращений в различные возрастные периоды?

Литература:

1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975, стр. 131 – 154.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985, стр.303-314.

3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Academa, 2002, стр. 258 – 265.

4. Фомин Н.А. Физиология человека. 3 изд. М.: Просвещение, «Владос», 1995, стр. 189 – 219.

Лабораторная работа №6

Тема: Оценка функций внешнего дыхания.

Спирометрия.

Цель работы:

· ознакомиться с устройством спирометра и методикой определения числа дыхательных движений за 1 минуту и жизненной емкости легких в покое и при дозированных физических нагрузках;

· научиться давать оценку длительности произвольной задержки дыхания на вдохе и на выдохе; оценить функции внешнего дыхания

Оборудование: спирометр, мундштук, вата, спирт, секундомер, таблицы «Строение дыхательной системы», «Регуляция дыхания», муляжи.

Задания:

Рассмотрите строение носовой полости и гортани на муляжах и таблицах, подпишите обозначения на рисунке:

 

1-

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

7-

8 -

9 -

10 -

11 -

12-

13 -

14 -

15 -

16 -

17 -

18 -

19 -

20 -

21 -

22 -

23 -

24 -

25 -

2.Дайте определение следующим понятиям:

Альвеола - ………………………………………………………………

Трахея - …………………………………………………………………

Бронхиальное древо -………………………………………………….

…………………………………………………………………………

Плевра - …………………………………………………………………

Хоаны -…………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

Носовые раковины -……………………………………………………

……………………………………………………………………………

3.Подсчитать число дыхательных движений (ЧДД) в минуту в покое: _____, что соответствует _____________________________ __________________________________________________________ _________________________________________________________.

4. Дайте оценку длительности произвольной задержки при вдохе и на выдохе:

- задержка выдоха после спокойного вдоха _____сек;

- задержка вдоха после спокойного выдоха _____ сек;

- задержка выдоха после глубокого вдоха _____ сек;

- задержка вдоха после глубокого выдоха _____ сек.

Объясните полученные результаты: …………………………………………………………………………………………………………………….….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………....…………………………………………………………………………..

5.Определите дыхательный объем (ДО) и жизненную емкость легких в состоянии покоя.

- ДО и ЖЕЛ определяют в положении стоя.

- Студент протирает мундштук спирометра ватой, смоченной спиртом.

- Для определения ДО испытуемый при спокойном дыхании выдыхает воздух в спирометр.

- Для определения ЖЕЛ испытуемый после максимального вдоха делает максимально глубокий выдох в спирометр, зажав при этом свободной рукой нос.

- По шкале спирометра определяют ЖЕЛ. Точность результатов повышается, если измерение ЖЕЛ производится несколько раз, и вычисляют среднюю величину. При многократных измерениях необходимо у спирометра поворачивать измерительную шкалу и нулевое деление шкалы совмещать со стрелкой.

- Полученные данные занесите в таблицу № 12 «Показатели внешнего дыхания»:

Показатели внешнего дыхания Таблица № 12

  Показатели   Испытуемые
1 испытуемый 2 испытуемый 3 испытуемый
покой нагрузка покой нагрузка покой нагрузка
Возраст            
Пол            
Масса тела (в кг)            
Длина тела (в см)            
ЖЕЛ фактическая            
ЖЕЛ должная            
Время задержки выдоха            
ЧДД            

6. Сравните полученные результаты с нормативными из таблицы №13 и дайте оценку состояния внешнего дыхания испытуемых: ……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………

Средняя величина показателей внешнего дыхания Таблица № 13

Показатели   Мальчики Девочки
16-17 лет 18-19 лет 16-17 лет 18-19 лет
ЧДД в мин 18-20 14-16 20-22 15-17
ДО в мл        
ЖЕЛ        
Время задержки выдоха в сек (в покое)   30-35   35-45   25-30   30-35

7.Определить изменение показателей после нагрузки:

- Испытуемый делает 40 приседаний в минуту, или бег на месте в темпе 160-180 шагов в минуту.

- Сразу после нагрузки в положении стоя определяем ЖЕЛ.

- Подсчитываем число дыхательных движений за 15 секунд. Умножив подсчитанное число на 4, получим ЧДД за 1 минуту.

- Определите продолжительность задержки дыхания (задержка выдоха).

- Должную жизненную емкость легких рассчитывают по формуле:

ЖЕЛдолж.= должный основной обмен * коэффициент.

- При этом, должный основной обмен (определяется по таблицам № 17 и № 18 «Определение основного обмена по данным веса, возраста и роста»)

Возрастной коэффициент равен: для девушек 15-16 лет – 2,6

для юношей 15-16 лет – 2,7

для женщин - 2,3

для мужчин - 2,6

- Определите какой процент от должной жизненной емкости легких составил показатель ЖЕЛ фактич. из пропорции: ЖЕЛ долж. – 100 %

. ЖЕЛ факт. – Х %, Х =

8. Проанализируйте полученные данные и сделайте выводы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля:

1. Из каких основных процессов состоит дыхание?

2. Что такое дыхательный объем (ДО)?

3. Что такое резервный объем вдоха?

4. Назовите процессы, протекающие в носовой полости.

5. Что называется жизненной емкостью легких?

6. Как определяется минутный объем дыхания?

7. Какие выделяют типы дыхания?

8. Назовите основные структурные элементы легких.

 

Литература.

1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975, стр. 155 -177.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985, стр.322 -329

3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Academa, 2002, стр. 202 – 220.

4. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология

и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990, стр. 236- 243.

Лабораторная работа № 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.91 (0.008 с.)