Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хромосома как носитель наследственной информации. Кариотип. Методы дифференциального окрашивания. Хромосомные нарушения и их значение↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы 1. Структурно-функциональная организация клетки. Жизненный цикл клетки. Химический состав и структурная организация хроматина ядра. Структура хроматина на разных фазах клеточного цикла. 2. Хромосомы делящихся клеток. Кариотип человека. 3. Аутосомы и половые хромосомы (гоносомы). Современные методы цитогенетического анализа. 4. Основные способы передачи наследственной информации: а)Митоз. Распределение материала материнских хромосом между дочерними клетками в митозе; б) Мейоз как редукционное деление. С какой особенностью мейоза связан рост частоты хромосомных дефектов у детей при увеличении возраста матерей? 5. Оогенез и сперматогенез человека. Оплодотворение. 6. Хромосомные, геномные и генные мутации. Хромосомные нарушения и их значение. 7. Подготовьте доклады по темам: «Особенности раннего онтогенеза человека», «Цитоплазматическая наследственность и генная инженерия», «Актуальные вопросы тератологии».
Список литературы Основная литература: [1], [2], [5] Дополнительная литература: [1], [3] Занятие 4 - 5 Наследственная патология. Этиология и патогенез, диагностика и лечение. Методы генотерапии. Моногенные болезни. Характеристика отдельных форм. Хромосомные болезни. Связь хромосомного дисбаланса с отклонениями в развитии. Болезни с наследственной предрасположенностью Вопросы и задания 1. Классификация наследственных болезней человека. 2. Этиология и патогенез наследственных болезней. Причины мутаций. Мутагены и их классификация. Спонтанный мутагенез. Роль ферментных систем в коррекции мутаций. Частота наследственных аномалий. Роль возраста родителей в частоте проявления наследственных болезней. 3. Хромосомные и геномные болезни. 4. Моногенные болезни. Типы наследования. 5. Провоцирующее влияние среды в развитии наследственных болезней. Болезни с наследственной предрасположенностью. 6. Задание. Укажите формулу кариотипа: при синдроме Эдвардса; при синдроме Патау; при синдроме Дауна; при синдроме кошачьего крика». 7. Задача 1. Отец передает заболевание всем своим дочерям и ни одному из своих сыновей. При каком типе наследования это возможно? 8. Задача 2. В семье имеется ребенок 5 лет с умственной отсталостью, микроцефалией, «мышиным запахом», повышенным тонусом мышц, судорожными эпилептиформными припадками, слабой пигментацией кожи и волос. Какое заболевание можно предположить? Как поставить диагноз? Какова вероятность появления в этой семье ребенка с такой же патологией? Список литературы Основная литература: [1 - 5] Дополнительная литература: [1], [2], [4] Занятие 6 -7 Медико-генетическое консультирование. Расчеты риска при болезнях с наследственной предрасположенностью. Методы пренатальной диагностики. Характеристика отдельных видов профилактики и лечения наследственных болезней Вопросы 1. Диагностика наследственных болезней. Генная диагностика. Цитогенетическая диагностика. 2. Профилактика наследственных болезней. 3. Роль пренатальной диагностики для профилактики распространения наследственных болезней. 4. Медико-генетическое консультирование. Расчеты риска для некоторых типов наследственных болезней. 5. Лечение отдельных видов генных болезней. Современные достижения генотерапии. 6. Задание: собрать генеалогические данные, начертить схему своей родословной, пользуясь международными обозначениями. Установить тип наследования изучаемого признака (болезни) и риск передачи его потомкам. 7. Задача 1. По данным анамнеза мать здорова и происходит из благополучной по одной из форм ихтиоза (Х – сцепленный рецессивный тип наследования) семьи, а отец болен этой формой ихтиоза. Дочь этих родителей выходит замуж за здорового юношу. Определите степень генетического риска рождения больного данной формой ихтиоза ребенка в молодой семье? Какие методы пренатальной диагностики могут быть использованы для обнаружения данного заболевания у плода? Какие рекомендации даст врач – генетик? 8. Задача 2. Здоровые муж и жена (двоюродные сибсы) имеют больную атаксией Фридрейха (прогрессирующее расстройство координации движений) дочь. Мать мужа и отец жены, родные сибсы, здоровы. Общий дядя супругов здоров. Их общая бабушка была здорова, а дед страдал атаксией. Все родственники со стороны мужа, в том числе 2 дяди, двоюродная сестра, дед и бабушка здоровы. Составьте родословную. Определите: а) тип наследования и генотипы лиц родословной; б) вероятность рождения больного ребенка в семье, если больная дочь выйдет замуж за здорового юношу, отец которого болел атаксией Фридрейха? в) что в этом случае порекомендует врач – генетик? 9. Задача 3. В медико – генетическую консультацию обратились две супружеские пары, у которых родились дети с дефектом твердого неба («волчья пасть»). Изучив родословную каждой семьи и выяснив их бытовые и производственные условия, врачи пришли к заключению, что у супругов А. все последующие дети, а также внуки не должны иметь этого дефекта, а у супругов Б. существует большая вероятность появления его у детей и внуков. Укажите возможные механизмы появления данного дефекта у ребенка в семье А. и семье Б. Список литературы Основная литература: [1], [2], [4], [5] Дополнительная литература: [1], [3] Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Составьте схему «Взаимосвязь генетики с другими науками медико-биологического и психолого-педагогического циклов». 2. Подготовьте таблицу, раскрывающую исторический аспект развития генетики (периоды, персоналии и их вклад). 3. Составьте словарик основных терминов, используемых в генетике. 4. Раскройте роль медико – генетических знаний в работе специалиста – дефектолога. 5. Раскройте основные положения хромосомной теории наследственности. 6. Дайте характеристику основных генетических и средовых факторов возникновения отклонений в развитии у детей. 7. Типы наследования. 8. Особенности раннего онтогенеза человека. 9. Цитоплазматическая наследственность и генная инженерия. 10. Генетика пола. 11. Актуальные вопросы тератологии. 12. Ранняя диагностика отклонений в развитии. 13. Профилактика и лечение наследственных заболеваний. 14. Болезни с наследственной предрасположенностью. Тематика контрольных работ 1. Роль наследственности и среды в формировании психологических качеств человека. 2. Генетика врожденных пороков и аномалий развития. 3. Современные достижения генной инженерии. 4. Актуальные проблемы генетики человека. 5. Лечение и профилактика наследственных заболеваний. 6. Роль наследственности и среды в возникновении нарушений зрения. 7. Роль наследственности и среды в возникновении нарушений слуха. 8. Роль наследственности и среды в возникновении нарушений поведения. 9. Роль наследственности и среды в возникновении нарушений речи. 10. Роль наследственности и среды в возникновении нарушений интеллекта. 11. Роль наследственности и среды в возникновении нарушений поведения. 12. Роль наследственности и среды в возникновении нарушений опорно – двигательного аппарата. 13. Роль наследственности и среды в возникновении эмоционально – личностных расстройств. 14. Генетика раннего детского аутизма. 15. Методы исследования закономерностей наследственности и изменчивости человека. 16. Место и роль знаний основ медицинской генетики в профессиональной деятельности специалиста в области коррекционной педагогики и специальной психологии. 17. Ранняя диагностика и профилактика наследственных нарушений развития у детей. Вопросы к экзамену 1. Генетика как наука. Основные понятия генетики. 2. История развития генетики. 3. Структура генетики. Основные проблемы и отрасли генетики человека. Предмет и проблематика медицинской генетики. 4. Методы изучения закономерностей наследования. 5. Геном человека. Взаимодействие аллельных генов. 6. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия. 7. Норма реакции. 8. Генетическая роль ДНК и РНК. 9. Генетический код, его роль и основные свойства. 10. Кариотип человека. Методы дифференциального окрашивания хромосом. 11. Хромосомная теория наследственности. 12. Хромосома как носитель наследственной информации. Хромосомные нарушения и их значение. 13. Генетический код. 14. Матричные процессы в клетке. Биосинтез белка. 15. Основные способы передачи наследственной информации.Митоз и мейоз. 16. Оогенез и сперматогенез человека. Оплодотворение. 17. Законы Менделя и их значение для медицинской генетики. 18. Евгеника. 19. Общие закономерности патогенеза наследственных болезней. Классификация наследственных болезней. 20. Этиология наследственных болезней. Мутационная изменчивость человека. 21. Врожденные пороки и аномалии развития: понятие, причины возникновения, классификация, диагностические признаки. 22. Клинические проявления врожденных пороков и аномалий развития. 23. Хромосомные синдромы. 24. Моногенные болезни: понятие, этиология, особенности течения, характер наследования. 25. Энзимопатии. Нарушения углеводного и минерального обмена. 26. Нарушения белкового обмена. 27. Нарушения жирового обмена. 28. Болезни накопления (мукополисахаридозы), 29. Болезни с наследственной предрасположенностью. 30. Хромосомные болезни: связь хромосомного дисбаланса с отклонениями в развитии, общая характеристика и диагностические признаки хромосомных аномалий. 31. Аутосомные синдромы. 32. Синдромы, обусловленные нарушениями числа и структуры половых хромосом. 33. Роль наследственных факторов в возникновении нарушений интеллекта. 34. Генетика эмоционально-личностных расстройств. 35. Генетический фактор возникновения нарушений слуха. 36. Генетический фактор возникновения расстройств зрения. 37. Генетический фактор возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата 38. Генетический фактор возникновения нарушений речи. 39. Медико-генетическое консультирование. 40. Методы лечения наследственных болезней. 41. Методы внутриутробной диагностики нарушений развития. 42. Расчет генетического риска (решение задач). Список литературы по курсу Основная литература: 1. Асанов А.Ю. и др. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей. – М., 2003. 2. Бочков Н.П. Медицинская генетика. – М., 2002. 3. Бочков Н.П., Асанов А.Ю., Иванченко И.П. Медицинская генетика. – М., 2001. 4. Козлова С.И., Семанова Е. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. – М., 2005. 5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. – М., 2006. Дополнительная литература: 1. Мутовин Г.Р. Основы клинический генетики. – М., 2001. 2. Наследственные болезни нервной системы. Руководство для врачей. / Под ред. акад. РАМН Ю.Е. Вельтищева, проф. П.А. Тёмина. – М.,1998. 3. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. – Ростов-на - Дону, 1997. 4. Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека. В 3-х томах. – М., 1990. 5. Шевченко В.А., Топорина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека. – М., 2002.
Раздел 2 ОСНОВЫ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы Тема 1. Введение в нейрофизиологию и ВНД Нейрофизиология как наука. Значение для общей и специальной педагогики и психологии. Роль нейрофизиологии и ВНД в системе подготовки педагога-дефектолога. Исторический аспект развития нейрофизиологии. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского, А.А.Ухтомского и др. в развитии представлений о функциях нервной системы. Тема 2. Регулирующие системы и их взаимодействие. Гомеостаз Уровни организации организма. Структурная и функциональная взаимосвязь органов и систем в организме. Анатомо-физиологические системы организма, их взаимодействие и регулирование. Нейро-гуморальное регулирование. Внутренняя среда организма. Гомеостаз, его особенности у детей. Организм как единое целое. Роль нервной системы в регулировании компенсаторных механизмов организма. Прямые и обратные связи в нервной системе. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Рецепторы и эффекторы, их взаимосвязь. Тема 3. Онтогенез нервной системы Эволюция нервной системы. Понятие о филогенезе и онтогенезе нервной системы. Основные этапы ее развития в пренатальном и постнатальном периодах. Развитие нервной системы. Образование нервной трубки, мозговых пузырей, их дифференцировка. Основные этапы формирования отделов нервной системы. Понятие о критических периодах в развитии нервной системы. Тема 4. Структура и функции отделов мозга Общий обзор нервной системы. Понятие о центральной и периферической частях нервной системы. Понятие о соматическом и вегетативном отделах нервной системы. Строение нервной ткани - нейроны и глиальные элементы. Нейрон. Тело нейрона, его отростки. Принцип строения дендритов и аксона. Виды нейронов, их положение в нервной системе. Понятие о синапсе, виды синапсов, строение синоптической области и принцип ее работы. Роль синапсов в проведении нервного импульса. Понятие о медиаторах, виды медиаторов. Нейроглия. Нервная система - центральная, периферическая, вегетативная. Центральная нервная система – спинной и головной мозг. Спинной мозг, взаимоотношения серого и белого вещества. Сегментарный принцип иннервации. Спинальный автоматизм. Физиология спинного мозга. Возрастные особенности спинного мозга. Проводниковая функция спинного мозга. Головной мозг. Взаимоотношения белого и серого вещества. Принцип строения головного мозга. Отделы головного мозга: продолговатый мозг, мост мозга, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, конечный мозг. Функциональное значение каждого отдела. Возрастные особенности структур головного мозга. Взаимоотношения коры и подкорковых структур. Лимбическая система как объединение соматических и висцеральных функций центральной нервной системы. Ее роль в поведении человека. Функциональная связь лимбической системы и ретикулярной формации. Ретикулярная формация и ее функциональное значение. Активирующее влияние ретикулярной формации. Периферическая нервная система. Черепные и спинномозговые нервы. Значение периферической нервной системы. Возрастные особенности. Вегетативная нервная система, ее ответственность за регуляцию внутренней среды. Симпатическая и парасимпатическая часть вегетативной нервной системы. Центры вегетативной нервной системы. Метасимпатическия нервная система. Вегетативная и соматическая нервная система, их содружество. Тема 5. Основные законы деятельности нервной системы Основные законы деятельности нервной системы: принцип структурности, детерминизма, анализ и синтез всех раздражителей внешней и внутренней среды. Анализ и синтез - основные физиологические механизмы психической деятельности. Понятие о динамическом стереотипе как основе поведения. Последствия изменения стереотипов в детском, зрелом и пожилом возрасте. Условия формирования стереотипа. Учение А.А.Ухтомского о доминанте. Тема 6. Функциональные системы Учение П.К.Анохина о функциональных системах. Функциональные системы как основы интегративный деятельности мозга. Возрастной аспект формирования функциональных систем. Значение функциональных систем в обеспечении принципа системогенеза. Речевая функциональная система. Тема 7. Высшая нервная деятельность Рефлекс - основной элемент деятельности нервной системы. Роль элементов нервной ткани в рефлекторной деятельности (тело нейрона, его отростки, синоптическая область). Нервный импульс, его формирование и проведение. Виды рефлексов. Механизм формирования рефлекса. Рефлекс - основа высших психических функций. Сознание, память, мышление, речь, внимание, воля, эмоции. Основные физиологические процессы в нервной системе - возбуждение и торможение. Их характеристика. Формирование торможения в фило - и онтогенезе. Виды торможения (центральное и периферическое, сознательное и бессознательное, внешнее и внутреннее). Виды внутреннего торможения (угасательное, дифференцировочное, запаздывающее и охранительное). Распределение процессов возбуждения и торможения на коре – принцип функциональной мозаики. Охранительное торможение. Сон. Теории сна, условия возникновения и иррадиации сонного торможения. Фазы сна, типы сна. Сонное опьянение. Биологическое значение сна и процессы в коре, сопровождающие сон. Физиологические механизмы сновидений. Гипноз, механизмы формирования гипнотического состояния, стадии гипнотического сна. Участие корковых и подкорковых структур в организации сна. Возрастные особенности сна и их объяснение. Соотношение процессов возбуждения и торможения, определяющее тип нервной деятельности - сила, подвижность и уравновешенность этих процессов. Сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический типы нервной деятельности. Понятие о первой и второй сигнальных системах. Типы нервной деятельности в зависимости от преобладания той или иной сигнальной системы. Художественный, мыслительный и смешанный тип нервной деятельности. Анализаторы. Определение анализатора по И.П.Павлову. Отделы анализатора и их функции. Принцип строения периферической части анализатора. Структуры, входящие в состав проводниковой части анализатора. Центральный отдел анализатора - корковое представительство (первичная, вторичная и третичная зоны и их функции). Виды анализаторов. Анализаторы внешнего и внутреннего мира. Роль анализаторов в организации поведенческих реакций. Тема 8. Нейрофизиологические механизмы психических процессов Ведущая роль коры в нейрофизиологических механизмах психических процессах. Взаимоотношение коры и подкорковых структур. Основные типы нейрофизиологических механизмов психической деятельности: восприятие, память и мышление. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Тема 9. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка Основная функция нервной системы – регулирование физиологических процессов в соотношении с меняющимися условиями внешней и внутренней среды. Характеристика основных этапов развития ребенка. Пластичность детской нервной системы. Адаптация к условиям окружающей среды. Мозг, как саморазвивающаяся система. Значение биологических ритмов. Режим дня ребенка.
Планы практических занятий Занятие 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.014 с.) |