Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции черепно-мозговых нервов (ЧМН)

Поиск

(по Л.О. Бадаляну, 2000)

№ пары Наименование ЧМН Патология функции ЧМН Изучение функции ЧМН
I пара Обонятельный нерв. Рецепторы расположены в слизистой оболочке верхних носовых раковин, верхнего отдела перегородки носа и соединены с чувствительными нейронами обонятельной луковицы, находящейся на основании лобных долей в передней черепной ямке. Корковые центры обоняния расположены во внутренних отделах височной доли (гиппокамп). Симптомами поражения периферических отделов анализатора являются гипосмия – снижение обоняния, аносмия – полное отсутвие обоняния, гиперосмия – обострение обоняния. При расстройстве функции на более высоких уровнях возникает дизосмия – извращенное обоняние, обонятельные галлюцинации, обонятельные агнозии. Используют духи, валериану, скипидар.
II пара Зрительный нерв. Образован центральными отростками ганглиозных клеток сетчатки. Выйдя из глазного яблока, зрительный нерв проходит через зрительный канал в полость черепа и на основании лобных долей, под турецким седлом зрительные волокна частично перекрещиваются, образуя хиазму, и направляются в составе зрительных трактов к наружным коленчатым телам и ядрам верхних бугров четверохолмия. От подкорковых ядер сигналы поступают по волокнам зрительной лучистости к затылочным долям (клин и язычная извилина). Поражение на уровне сетчатки проявляется в снижении остроты зрения (амблиопия), полной слепоты (амавроз), концентрического сужения полей зрения. Наследственная патология сетчатки обуславливает ахроматопсию и дальтонизм. Поражение более высоких отделов зрительного нерва (например, области хиазмы), вызывает выпадение участков полей зрения (гемианопсия – выпадение половины поля зрения, скотома – выпадение ограниченного участка поля зрения). При поражении коркового отдела может отмечаться зрительная агнозия, фотопсии, метморфопсии. Определяется острота зрения правого и левого глаза, тестирование на цветоощущение и цветоразличение, исследуются поля зрения и состояние глазного дна. Границы полей зрения для белого цвета: наружная – 900, внутренняя – 550, верхняя – 500, нижняя - 700 . у детей дошкольного возраста границы поля зрения примерно на 10 % уже, чем у взрослых.
III пара Глазодвигательный нерв. Содержит двигательные и парасимпатические волокна, иннервируют мышцы, поднимающие верхние веки, верхние прямые мышцы глазного яблока, внутренние и нижние прямые, нижние косые, реснитчатые мышцы, мышцы, суживающие зрачок. Ядра расположены в ножках мозга, сигналы от коры к ядрам поступают по корковопроводящим путям. Возможен паралич соответствующих мышц и ограничение движений глазного яблока – косоглазие. Кроме того, отмечается птоз и неравенство зрачков. Функции III, IY и YI пар исследуются совместно. Проверяются ширина и равномерность глазных щелей, положение и объем глазных яблок, форма и величина зрачков, реакция на свет (прямая и содружественная), конвергенция (процесс сведения зрительных осей до их пересечения на рассматриваемом предмете, т.е. точке фиксации) и аккомодация (изменение кривизны хрусталика). Отмечается наличие птоза, экзофтальма, энофтальма, пареза взора, диплопии; положение глазных яблок (срединное, отклоняющееся кнутри или кнаружи).
IY пара Блоковой нерв. Иннервирует верхние косые мышцы глаз. Ядра нервов расположены также в ножках мозга, с корой они связаны корковоядерными путями. Возможен паралич соответствующих мышц и ограничение движений глазного яблока – косоглазие.  
Y пара Тройничный нерв. Является смешанным. Нерв выходит на основание мозга из боковой поверхности моста двигательными и чувствительными волокнами. Чувствительные волокна образуют узел тройничного нерва, от которого отходят три ветви: 1) глазничный чувствительный нерв, иннервирующий кожу лба, верхнего века и конъюнктиву глаза; 2) верхнечелюстной чувствительный, иннервирующий область верхней челюсти (слизистую оболочку, зубы). Центральные отростки тройничного узла образуют цепочку ядер, которая тянется от спинного до среднего мозга в глубине ствола мозга. Сигналы от стволовых ядер через таламус поступают к постцентральной извилине. 3) нижнечелюстной, смешанный, дает иннервацию слизистой оболочке, зубам нижней челюсти, коже височной области, ушной раковине, слюнным железам. Корковые двигательные центры располагаются в нижнезадних отделах лобных долей и кортикоядерными путями связаны с двигательным ядром тройничного нерва в мосту. От моста двигательные аксоны к мышцам идут в составе третьей ветви. При поражении периферических ветвей расстраивается кожная чувствительность лица. Возможны приступообразные боли по ходу нерва. Расстройства двигательных волокон вызывает паралич жевательных мышц, вследствие чего резко ограничиваются движения нижней челюстью, что затрудняет жевание пищи, нарушает звукопроизношение. Исследуются движения нижней челюсти, напряжение и трофика жевательных мышц, чувствительность кожи лица, точек выхода Y пары из черепа, болевых точек, корнеальный, конъюнктивальный, нижнечелюстной рефлексы. Выявляются боли и парестезии на лице.
YI пара Отводящий нерв. Иннервирует отводящие мышцы глаза. Двигательные ядра расположены в мосту, с корой связаны корковоядерными путями. Возможен паралич соответствующих мышц и ограничение движений глазного яблока – косоглазие.  
YII пара Лицевой нерв. Иннервирует мимическую мускулатуру лица. Двигательные ядра расположены в мосту, с корковыми двигательными центрами связаны через корковоядерные пути. На выходе из моста к лицевому нерву присоединяется промежуточный, осуществляющий вкусовую иннервацию подчелюстных и подъязычных слюнных желез, слезных желез. При одностороннем поражении развивается паралич, имеющий типичную картину: низкое расположение брови, глазная щель шире, чем на здоровой стороне; веки плотно не закрываются, сглажена носогубная складка, отвисает угол рта, затруднены произвольные движения, не удается нахмурить брови и поднять их вверх; равномерно надуть щеки, свистнуть губами или произнести звук «у». Ощущается онемение или боль на стороне поражения. Расстраивается слюноотделение и вкус. Проверяют симметричность иннервации мимических мышц, лобных и носогубных складок, глазных щелей, зажмуривание, положение углов рта при оскаливании. Отмечается трофика мышц лица, вкус на передних 2/3 языка, наличие гиперакузии, слезотечения.
YIII пара Улитково-слуховой нерв. Обеспечивает функцию слуха и равновесия. Первые нейроны располагаются в одноименных узлах, вторые – в ряде ядер продолговатого мозга и ствола. Имеют обширные двусторонние связи со структурами экстрапирамидной системы, мозжечка, спинного мозга, коры (височная доля, где расположено центральное ядро слухового анализатора). При одностороннем поражении слухового нерва и его ядер развивается глухота (анакузия) на одноименное ухо. При одностороннем поражении слуховых путей, а также корковой слуховой зоны имеет место некоторое снижение слуха (гипоакузия) на противоположное ухо. Полная корковая глухота возможна при двустороннем поражении в соответствующих слуховых зонах. При поражении вестибулярного аппарата, а также вестибулярного нерва и его ядер расстраивается равновесие, появляются системное головокружение (кружатся предметы), нистагм (быстрые колебательные движения глаз при слежении за перемещаемым предметом), тошнота, рвота, усиливающаяся при движении головы. Этот симптомокомплекс называется вестибулярным синдромом или вестибулярной атаксией. Проверяется острота слуха справа и слева, способность локализации источников слуха в пространстве, выявляются жалобы на звон и шум в ушах, головокружение в покое, при движениях. Определяется наличие нистагма и его характер.
IX пара Языкоглоточный нерв. Смешанный. Состоит из двигательных, чувствительных и парасимпатических волокон. Имеет три ядра. Проходит через яремное отверстие, где образует верхний и нижний узлы, отростки клеток которых образуют чувствительную часть нерва, которая иннервирует заднюю треть языка и верхнюю часть глотки. Двигательные волокна иннервируют мышцы глотки, парасимпатические волокна иннервируют околоушную слюнную железу. При поражении отмечаются расстройства вкуса, понижение чувствительности в области глотки, а также нерезко выраженные спазмы глоточной мускулатуры. В отдельных случаях может быть нарушено слюноотделение. Функции IX и X пар исследуются совместно. Исследуют положение и подвижность мягкого неба в покое, при произнесении звука «а», глотание, фонацию, артикуляцию. Чувствительность глотки, гортани и корня языка, небный и глоточный рефлексы, саливацию, вкус на задней трети языка, функцию околоушной слюнной железы, отмечается сухость слизистых, слюнотечение; оценивается звучание голоса, гнусавость, недостаточность звучности голоса.
X пара Блуждающий нерв. Смешанный, имеет три ядра: двигательное, парасимпатическое и чувствительное. Выходит из черепа через яремное отверстие, образуя в нем верхний и нижний узлы. Иннервирует (двигательными и чувствительными волокнами) мускулатуру глотки (совместно с IX парой), мягкого неба, гортани, надгортанника, голосовых связок. X пара выходит за пределы черепа и иннервирует трахею, бронхи, легкие, сердце, желудочно-кишечный тракт и некоторые другие внутренние органы, а также сосуды. При нарушении функции, особенно при двустороннем частичном поражении, могут отмечаться расстройства глотания, изменение тембра голоса (назальный, гнусавый оттенок), вплоть до полной анартрии. Могут отмечаться тяжелые нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вплоть до паралича дыхательной и сердечной деятельности.  
XI пара Добавочный нерв. Двигательный, выходит через яремное отверстие, иннервирует грудино-ключично-сосцевидную и трапециевидную мышцы. Осуществляются такие движения, как поворот головы, приподнимание плеч, приведение лопаток к позвоночнику. При поражении развивается атрофический паралич указанных мышц, вследствие чего затрудняется поворот головы, плечо опущено. При раздражении нерва могут отмечаться тонические судороги шейных мышц, в результате чего голова насильно наклонена в сторону (кривошея). Клоническая двусторонняя судорога вызывает кивательные движения. Проверяется положение плеч, лопаток, головы, поднимание, плеч, поворот головы, напряжение и трофику грудино - ключично-сосцевидной и трапециевидной мышцы.
XII пара Подъязычный нерв. Двигательный, выходит через канал подъязычного нерва затылочной кости. Иннервирует мышцы языка. Вместе с ветвями шейного сплетения участвует в иннервации мышц шеи, расположенных ниже подъязычной кости. При поражении ослабляется способность языка к движениям, необходимым для выполнения речевой функции и функции еды. При двустороннем поражении развивается анартрия. Типичная картина расстройства речи и фонации развивается при комбинированном поражении IX, X и XII пар нервов, известной под названием бульбарного паралича. Поражаются ядра продолговатого мозга или отходящие от него корешки и нервы. Наблюдается паралич языка, тяжелые расстройства речи, расстройства глотания, поперхивание; жидкая пища выливается через нос, голос приобретает гнусавый оттенок. Отмечается атрофия мышц. Паралич имеет периферический характер. Исследуется положение языка во рту и при высовывании, его мышечный тонус и подвижность. Отмечают наличие атрофии, фибриллярных подергиваний, дизартрии.

 

 

Глоссарий

Абазия — неспособность ходить.

Абсанс — кратковременное расстройство сознания,

Абстиненция — симптомокомплекс соматических и нервно-психических расстройств у наркоманов и больных алкого­лизмом в период прекращения приема наркотиков (алкоголя).

Абулия — безволие.

Агейзия — отсутствие вкуса.

Агнозия — расстройство узнавания окружающего при помо­щи зрения (зрительная агнозия), на ощупь (астереогнозия), при помощи слуха {слуховая агнозия), при помощи обоня­ния (обонятельная агнозия) и др.

Аграфия — расстройство письма.

Адекватный — соответствующий ситуации.;

Ажитированиый — возбужденный,

Адиадохокинез — нарушение способности быстро выполнять движения, противоположные по смыслу (супинация и про­нация, сгибание и разгибание).

Адинамия — обездвиженность или резкое ограничение актив­ных движений, обусловленное общей слабостью, недоста­точностью сил.

Акалькудия — расстройство счета.

Акинезия — расстройство активных движений.

Алексия — утрата способности читать, понимать написанное.

Амавроз — слепота.

Амблиопия — понижение остроты зрения.

Аментивный синдром — расстройство сознания, характери­зующееся полной дезориентировкой, отрывочными гал­люцинациями, бессвязностью речи и двигательным беспо­койством.

Амимия — отсутствие мимики.

Амиотрофия — атрофия мышц.

Амнезия – расстройство памяти

Анакузия — глухота

Анальгезия — утрата болевой чувствительности.

Анартрия — утрата речи, обусловленная нарушением функ­ции аппарата артикуляции.

Анестезия — утрата чувствительности.

Анизокория — неравномерность величины зрачков.

Анизорефлексия — неравномерность симметричных рефлексов.

Анозогнозия — отсутствие сознания своего дефекта, болезни.

Анорексия — утрата аппетита.

Аносмия — утрата обоняния.

Апатия — безразличие к окружающему, утрата интереса. : :

Апоплексический удар — кровоизлияние в мозг, инсульт.

Апраксии — расстройство выполнения сложных двигательных актов.

Астазия — неспособность стоять.

Астазия-абазия — невозможность стоять и ходить при со­хранности мышечной силы и координации движений.

Астения — общая слабость, быстрая утомляемость.

Атаксия — расстройство координации движений.

Атетоз — одна из разновидностей гиперкинезов, проявляю­щаяся медленными вычурными движениями преимущест­венно в дистальных отделах конечностей.

Атония — отсутствие мышечного тонуса.

Аура — мимолетное ощущение (слуховое, обонятельное, зрительное или другое) или переживание (психическая ау­ра), возникающее в самом начале эпилептического припадка.

Аутизм — отгороженность от окружающего, уход больного в мир собственных переживаний, нарушающие контакты с другими людьми.

Афазия — расстройство речи в связи с поражением корковых центров (моторная афазия — невозможность говорить, сенсорная афазия — невозможность понимания обращен­ной речи).

Афония — отсутствие голоса.

Аффект — сильное выражение чувств (гнев, радость, страх).

Брадикинезия — замедленность движений.

Булимия — волчий голод, чрезмерный аппетит.

Гематоэнцефалический барьер - особенность кровеносных сосудов центральной нервной системы в том, что они изолированы тесно прилегающими к ним астроцитами и через их стенки не проходят крупные молекулы. Поступают только газы и небольшие молекулы питательных веществ. Это ограничение получило название гематоэнцефалического барьера. Так же ограничено обратное поступление веществ из мозга в кровь. Повреждение гематоэнцефалического барьера приводит к тяжелым нарушениям деятельности мозга.

Гемианестезия — утрата чувствительности на одной полови­не тела.

Гемибаллизм — грубый размашистый гиперкинез конеч­ностей одной половины тела.

Гемипарез — снижение мышечной силы в одной половине тела.

Гемиплегия — паралич одной половины тела.

Гемиспазм — спастическое сокращение мышц одной полови­ны тела.

Гипалыезия — снижение болевой чувствительности.

Гиперакузия — повышение остроты слуха.

Гиперестезия — повышенная чувствительность.

Гиперкинез — непроизвольные или насильственные движения.

Гиперпатия - болезненные и неприятные ощущения обыч­ных раздражений.

Гиперрефлексия — повышение рефлексов.

Гипертония — повышение мышечного тонуса.

Гипертрофия — увеличение размеров органов, тканей.

Гиперсомния — повышенная сонливость.

Гипестезия — понижение чувствительности.

Гипотония — понижение тонуса тканей.

Дебилыюсть — легкая степень слабоумия.

Делирий — сноподобное состояние сознания, характери­зующееся возбуждением, дезориентировкой в месте и вре­мени, обилием галлюцинаций.

Деменция — слабоумие, приобретенное в процессе болезни.

Депрессия — тоскливое, угнетенное настроение.

Дизартрия — нарушение артикуляции речи (смазанность, гну­савость речи).

Дизестезия — извращенное ощущение раздражителей (прикосновение ощущается как боль, холод как тепло и т.д.).

Дизрафия — аномалии развития скелета.

Диплегия — паралич двух конечностей (двух рук или двух ног).

Диплопия — двоение в глазах.

Дисфагня - нарушение глотания,

Дисфония — расстройство фонации голоса.

Дисфория — тоскливо-злобное настроение

Желудочки мозга - полости, расположенные в спинном и головном мозге. Представляют собой последовательное соединение полостей различной конфигурации и размера: вытянутый спинномозговой канал – 4 мозговой желудочек (задний и продолговатый мозг) – водопровод мозга (средний мозг) – 3 желудочек (промежуточный мозг) – парные боковые желудочки (конечный мозг). Стенки желудочков выстланы особыми клетками нейроглии – эпиндимой. В некоторых участках в желудочки проникают кровеносные сосуды, которые с оболочками мозга и эпиндимой образуют сосудистые сплетения, в котором происходит образование спинномозговой жидкости. Она через отверстие в стенке 4 – го желудочка поступает в пространство между оболочками мозга и оттуда в венозную систему.

Интенционный тремор — тремор, возникающий в момент вы­полнения точных движений.

Ишиас — невралгия седалищного нерва.

Каталепсия — оцепенение, обездвиженность.

Кататония — одна из форм шизофрении.

Кернига симптом — рефлекторное сокращение мышц — сги­бателей голени при положении больного лежа на спине с согнутыми в тазобедренном и коленном суставах ногами (симптом поражения мозговых оболочек).

Каузалгия — жгучая боль.

Клонус — ритмическое сокращение мышц при растяжении их сухожилий.

Кома — самая глубокая степень расстройства сознания.

Конвергенция — схождение глазных яблок.

Конфабуляции — ложные воспоминания.

Крампи — болезненные судороги мышц.

Криз — внезапный приступ.

Ксантохромия — желтоватая окраска спинномозговой жид­кости.

Лагофтальм — недостаточное смыкание глазной щели.

Летаргия — длительный глубокий сон.

Менингизм — синдром раздражения мозговых оболочек.

Миастения — мышечная слабость.

Минимальная мозговая дисфункция (синдром гиперактивности и нарушения внимания) – болезненное состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений. Следствие недостаточности функций головного мозга. предположительно связана с нарушением развития дизонтогенезом определенных мозговых структур; прежде всего лобных долей. В подавляющем большинстве случаев решающая роль принадлежит генетическим факторам, предопределяющим дисфункцию нейромедиаторных систем мозга. Впервые проявляется в дошкольном возрасте, встречается у 5-10 % школьников. Выявляются нарушения внимания, тонкой моторики, дислексии, дискалькулии. В юношеском возрасте затрудняется социальная адаптация, нередко отмечается асоциальное поведение.

Миотония — патологическое повышение мышечного тонуса.

Мидриаз — расширение зрачка. -

Миоз — сужение зрачка.

Мутизм — немота при сохранности понимания речи и отсут­ствии органических поражений речевых центров.

Оболочки головного мозгатвердая мозговая оболочка состоит из двух лепестков: наружный плотно сращен с костями черепа и является их надкостницей, внутренняя (собственно твердая мозговая оболочка) состоит из плотной фиброзной ткани, лишенной сосудов. Паутинная оболочка плотно прилегает к внутренней поверхности твердой мозговой оболочки, но не срастается с нею, а отделена субдуральным пространством. Мягкая оболочка плотно прилегает к поверхности мозга.

Оглушение — легкая степень расстройства сознания.

Олигофрения — малоумие.

Офтальмоплегия — паралич глазных мышц.

Параплегия — паралич одноименных конечностей.

Парез — снижение мышечной силы, ослабление произволь­ных движений.

Парестезия — неприятное ощущение в виде "ползания мурашек".

Персеверация — наклонность повторять уже сказанное слово, или предложение.

Полидипсия — патологически усиленная жажда.

Птоз — опущение верхнего века.

Резонерство — бесплодное, бесцельное рассуждение.

Ремиссия — временное улучшение в состоянии больного.

Ригидность — тугоподвижность, оцепенелость.

Сенильный — старческий.

Синергия — содружественное движение, действие.

Спинномозговая жидкость. Спинномозговая жидкость образуется в сосудистых сплетениях желудочков мозга. Из боковых желудочков ликвор проникает в 3 желудочек, а затем по сильвиеву водопроводу в 4 желудочек и из него - в подпаутинное пространство головного и спинного мозга. Жидкость вырабатывается непрерывно около 600 мл в сутки и так же непрерывно происходит ее отток в основном через венозную систему. Частично ликвор всасывается через лимфатическую систему. Движение ликвора обусловлено пульсацией сосудов, дыханием, движениями головы и тела. В состав спинномозговой жидкости входят вода, клетки (лимфоциты), белковые вещества, глюкоза, хлориды, электролиты, микроэлементы, витамины, гормоны. В норме ликвор прозрачный, бесцветный, количество его у взрослого человека 120-150 мл, цитоз (лимфоцитов) 7-12 в 1 мкл, глюкозы 0,5-0,8 г/л, количество белка 0,12-0,33 г/л, давление до 200 мм вод. ст. (в положении на боку). Физиологическое значение спинномозговой жидкости многообразно. Прежде всего, она служит как бы гидравлической подушкой мозга, обеспечивая его механическую защиту при толчках, сотрясениях. Она же участвует в обмене веществ, доставляя к головному и спинному мозгу питательные вещества и отводит от них продукты обмена; поддерживает электролитный баланс в тканях и постоянство внутренней среды мозга.

Стереогнозия — способность различать предметы на ощупь.

Ступор — двигательное оцепенение.

Суицидальный — склонный к самоубийству.

Терманестезия — утрата температурной чувствительности.

Тетраплегия — паралич четырех конечностей.

Тремор — дрожание.

Фасцикуляции — неритмичное "подергивание" мышечных волокон.

Фобии — страхи.

Циклотимия — легкая форма маниакально-депрессивного психоза.

Эйфория —повышенное, благодушное настроение.

Экзофтальм —выпячивание глазного яблока.

Энофтальм — западение глазного яблока.

Энурез — недержание мочи.

Ятрогения — ухудшение состояния больного под влиянием услышанных высказываний медперсонала о его болезни.

 

 

Раздел 4

Психопатология

Содержание программы

Тема 1. Психиатрия как наука.

Психиатрия как наука. Исторический аспект становления психиатрии: эмпирический, феноменологический, нозологический периоды. Разделы психиатрии: общая психопатология; клиническая, возрастная, организационная, социальная, судебная, психиатрия. Методологические основы: учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах; учение П.К. Анохина о функциональных системах организма; учение А.Р. Лурия о функциональной организации деятельности человеческого мозга; учение А.Р. Лурия и Л.С Выготского о высших психических функциях; учение А.Н. Леонтьева о деятельностном характере психического отражения. Учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта; учение Б.В. Зейгарник о соотношении нарушения и развития. Связь с дефектологией.

Тема 2. Психическая болезнь и психическое здоровье.Исследованиелиц с психическими расстройствами.

Психическое здоровье. Критерии психического здоровья. Степени психического здоровья: идеальное здоровье (норма), среднестатистическое здоровье (норма), конституциональное здоровье (норма), акцентуация, предболезнь. Психическая болезнь. Различия между болезнью и состоянием.

Дизонтогенез как нарушения темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребенка и подростка. Причины дизонтогенеза: биологические (генетические и пр.) патогенные факторы, социально-средовые воздействия. Виды дизонтогенеза недоразвитие; задержанное развитие; поврежденное развитие; дефицитарное развитие; искаженное развитие; дисгармоническое развитие. Основные механизмы дизонтогенеза – ретардация, асинхрония, регресс, акселерация. Уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков: соматовегетативный; психомоторный; аффективный; эмоционально-идеаторный.

Классификация психических и поведенческих расстройств по МКБ 10 и DSM - IY.

Клиническое исследование лиц с психическими расстройствами: соматическое, неврологическое, лабораторное.

Параклиническое исследование лиц с психическими расстройствами. Характеристика основных методов патопсихологического исследования: патопсихологический эксперимент, беседа; тесты; опросники; проективные методики. Исследование восприятия. Исследование памяти. Исследование мышления. Исследование внимания. Исследование личности. Исследование эмоциональной сферы. Исследование сознания.

Задачи исследования: экспериментально-психологическое исследование больных для получения данных о состоянии их психики; объективизация динамики психического состояния больных в процессе терапии; психологический анализ структуры психической деятельности при ряде заболеваний, обусловленных воздействием экзогенных вредностей.

Этапы исследования: формулировка задачи; составление плана исследования, отбор методик и тестов; проведение исследования; обработка и анализ данных исследования; описание результатов; составление заключения (паспортная часть, задача исследования; описание основных результатов исследования (поведение больного, его отношение к исследованию, результаты исследования с конкретными примерами), заключение).

Тема 3. Этиология и патогенез психических и поведенческих расстройств. Особенности у детей и подростков.

Эпидемиология психических и поведенческих расстройств. Этиология психических и поведенческих расстройств. Предрасполагающие факторы: генетические, личностные, гендерные, возрастные, состояние физического здоровья, социальные. Провоцирующие факторы: физические, биологические, социальные. Поддерживающие факторы: длительность заболевания.

Патогенез психических расстройств: нейробиологический и психологический подход. Нейробиологический подход: нарушение функциональной организации мозга, расстройство нейротрансмиттерного звена, пренатальный и постнатальный дизонтогенез. Психологический подход: психодинамическое, поведенческое, когнитивное направления.

Особенности этиологии и патогенеза психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте. Уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков (по В.В. Ковалеву): соматовегетативный; психомоторный; аффективный; эмоционально-идеаторный.

Тема 4. Симптомы психических расстройств. Особенности у детей и подростков.

Симптомы психических расстройств.Психопатологические симптомы чувственного познания (патология ощущения, восприятия, представлений). Психопатологические симптомы нарушения памяти. Психопатологические симптомы нарушения мышления. Психопатологические симптомы нарушения эмоций. Психопатологические симптомы нарушения произвольной деятельности. Психопатологические симптомы нарушения сознания. Особенности у детей и подростков.

Симптомы психических расстройств, встречающиеся только в детском и подростковом возрасте: синдром невропатии, синдром раннего детского аутизма, гипердинамический синдром, синдром детских патологических страхов, синдром дисморфомании, синдром нервной анорексии, синдром психического инфантилизма, синдром гебоидности.

Специфические расстройства развития речи. Современные представления о речевых расстройствах. Нарушения звукопроизношения. Мелодико-интонационные нарушения. Системные нарушения речи. Нарушения темпо-ритмической организации речи. Особенности реабилитации и профилактика специфических нарушений речи.

Специфические расстройства школьных навыков. Расстройства письменной речи: дислексия, дисграфия. Нарушения счета. Особенности реабилитации и профилактика специфических расстройств школьных навыков.

Тема 5. Синдромы психических расстройств. Особенности у детей и подростков.

Синдромы психических расстройств. Психотические и непсихотические психические расстройства. Неврозоподобные синдромы. Бредовые синдромы. Галлюцинаторный синдром. Аффективные синдромы. Синдромы двигательно-волевых нарушений. Синдромы интеллектуально-мнестических расстройств. Синдромы расстройства сознания. Особенности у детей и подростков.

Тема 6. Психопатология умственной отсталости.

Психопатология умственной отсталости. Олигофрения. Деменция. Пограничные формы умственной отсталости. Особенности у детей и подростков.

Тема 7. Эндогенные психозы. Особенности у детей и подростков.

Шизофрения. Этиология: генетические, органические, психогенные факторы. Патогенез: нарушение обмена веществ в головном мозге, аутоиммунные нарушения. Клиника. Негативные и позитивные симптомы шизофрении. Симптомы нарушения когнитивной сферы, эмоциональной сферы и общения, нарушения речи, нарушения моторики, нарушения побуждений. Типы течения шизофрении: непрерывнотекущая,приступообразно-прогредиентная (шубообразная), рекуррентная (периодическая). Клинические формы шизофрении: простая, гебефреническая, параноидная, кататоническая, циркулярная. Особенности течения шизофрении в раннем, дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Особенности лечения шизофрении у детей и подростков.

Эпилепсия. Этиология: органические, генетические, криптогенные факторы. Патогенез: расстройства ионных, медиаторных, энергетических механизмов. Клиника: парциальные и генерализованные припадки. Бессудорожные пароксизмы. Непароксизмальные психические расстройства. Особенности лечения эпилепсии у детей и подростков.

Маниакально-депрессивный психоз (МДП). Этиология и патогенез. Клиника. Типы течения: биполярное, монополярное, злокачественное. Особенности симптоматики при маниакальной и депрессивной фазах: нарушения эмоциональной, когнитивной, вегетативной сферы. Лечение. Особенности МДП у детей и подростков.

Тема 8. Пограничные расстройства. Расстройства личности. Фармакологические и нефармакологические аддикции. Особенности у детей и подростков.

Пограничные расстройства.Этиология, патогенез, клиника тревожно-фобического, компульсивного, диссоциативного, стрессового расстройств. Стрессовое расстройство и нарушение адаптации у детей и подростков. Соматоформные расстройства. Лечение и профилактика. Особенности у детей и подростков.

Акцентуации характера. Девиантное поведение. Особенности у детей и подростков.

Расстройства личности. Этиология и патогенез расстройств личности. Современная классификация расстройств личности. Особенности возрастной динамики расстройств личности. Клиника расстройств личности. Лечение и профилактика. Особенности у детей и подростков.

Фармакологические аддикции. Основные понятия, критерии диагностики, лечения и профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании. Нефармакологические аддикции: гэмблинг, интернет-зависимость.Особенности у детей и подростков.

Тема 9. Симптоматические психозы. Особенности у детей и подростков

Симптоматические психозы.Симптоматические психозы при соматических заболеваниях. Симптоматические психозы при инфекционных заболеваниях. Симптоматические психозы при эндокринных заболеваниях. Психические нарушения при черепно-мозговых травмах. Психические расстройства при энцефалитах. Психические расстройства при синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД). Особенности у детей и подростков.

Лечение и профилактика симптоматических психозов.

Тема 10. Лечение и профилактика психических расстройств. Особенности у детей и подростков.

Психофармакотерапия. Клиническая классификация. Антипсихотики. Антидепрессанты. Нормотимики. Нейрометаболические стимуляторы. Анксиолитики. Особенности психофармакотерапии у детей и подростков.

Электросудорожная и инсулинокоматозная терапия. Особенности применения у детей и подростков.

Психотерапия. Психодинамическая индивидуальная психотерапия (психоанализ). Особенности психоанализа у детей и подростков. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Игровая психотерапия. Недирективные методы гипносуггестии. Групповая психотерапия. Сотрудничество с родителями.

Социореабилитация. Этапы. Особенности у детей и подростков.

Психопрофилактика. Первичная, вторичная, третичная психопрофилактика.

 

Планы семинарских занятий

Занятие 1

Психиатрия как наука

Вопросы

 

1. Психиатрия как наука.

2. Методологические и научно-теоретические основы психиатрии.

3. Исторический аспект развития детской психиатрии

4. Связь детской психиатрии и специальной педагогики и психологии.

 

Список литературы

Основная литература: [7], [9], [11]

Дополнительная литература: [4],[6], [12]

 

Занятие 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.119.163 (0.014 с.)