Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и формы финансового контроляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Финансовый контроль является неотъемлемой частью процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта должен обязательно сопровождаться непрерывным контролем потоков денежных средств в экономике. Финансовый контроль – это законодательно регламентированная деятельность специально созданных для этого учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всеми хозяйствующими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовой деятельности. Финансовый контроль не ограничивается только правовой и количественной сторонами, а имеет также аналитический характер. Система органов финансового контроля в большинстве развитых стран включает: - ведомство главного ревизора – аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно президенту или парламенту страны. Цель этого ведомства контроль за расходованием государственных денежных средств и государственного имущества; - налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, которое контролирует поступление налоговых доходов и других денежных средств в государственный бюджет; - контролирующие структуры в составе министерств и ведомств, которые осуществляют проверки и ревизии подведомственных им учреждений; аудиторские фирмы, которые на коммерческой основе осуществляют проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций хозяйствующими субъектами; - службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основной задачей которых является снижение производственных издержек, оптимизация потоков денежных средств и увеличение прибыли предприятия.
Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям: А) регламент осуществления - обязательный (внешний) осуществляется на основе действующего законодательства. Сюда относятся прежде всего налоговые проверки, контроль за целевым использование бюджетных ресурсов, обязательные аудиторские проверки и пр.; - инициативный (внутренний) контроль не предусмотрен законодательством, но является частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей развития хозяйствующего субъекта; Б) время проведения - предварительный – проводится до совершения финансовых операций имеет важное значение для предупреждения и выявления финансовых нарушений; - текущий (оперативный) – осуществляется в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании денежных средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению расчетов; - последующий – осуществляется на основе анализа ревизии отчетной бухгалтерской (финансовой) документации, предназначен для оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых показателей с прогнозируемыми и пр. В) субъекты контроля - президентский; - законодательных органов и органов местного самоуправления; - контроль исполнительных органов власти; - контроль финансово-кредитных органов; - аудиторский; - вневедомственный; - внутрифирменный; Г) объекты контроля - бюджетный; - контроль за внебюджетными фондами и денежными потоками; - налоговый; - валютный; - кредитный; - страховой; - инвестиционный; - таможенный.
Различают следующим методы проведения финансового контроля: - документальные и камеральные проверки (рассматриваются отдельные вопросы хозяйствующего субъекта и намечаются меры для устранения выявленных нарушений; - обследование охватывает более широкий круг финансово-хозяйственных показателей обследуемого субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития; - надзор осуществляется контролирующими органами за хозяйствующими субъектами, которые получили лицензию на тот или иной вид деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов; - анализ финансового состояния предполагает детальное изучение финансовой отчетности с целью оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности, ликвидности, обеспеченности капиталом и эффективности его использования; - наблюдение (мониторинг) подразумевает постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента; - ревизия включает полное обследование хозяйствующего субъекта и является наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля.
Виды финансового контроля Изначально финансовый контроль возник как государственный в связи с необходимостью контроля за расходованием и использованием денежных средств из государственной казны. По мере развития финансовых отношений, создания бюджетной и налоговой систем сфера применения финансового контроля расширилась. Помимо государственного финансового контроля возник аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах. Таким образом, выделяют два вида финансового контроля: государственный и негосударственный. Государственный финансовый контроль представляет собой систему экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на Конституции РФ других законах. Его задача – отслеживать стоимостные пропорции распределения валового внутреннего продукта. Главная цель – максимализация поступления денежных средств в государственный бюджет и недопущение их нецелевого расходования. Государственный финансовый контроль распространяется на все потоки движения денежных средств, так или иначе связанных с формированием ресурсов государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Так, государственные контролеры проверяют, прежде всего, соблюдение финансовой дисциплины, т.е. неукоснительность исполнения всех установленных предписаний государства в отношении использования казенных денежных средств, включая бюджетные ресурсы, внебюджетные фонды, средства Банка России, органов местного самоуправления. Контролеры наделены правом осуществлять проверки главным образом в организациях отраслей государственного сектора экономики. Организации сфер частного и корпоративного бизнеса подвержены государственному контролю лишь частично по определенному кругу вопросов (налогообложение, пользование государственными ресурсами, оборот наличных денежных средств). Финансовый контроль со стороны Счетной Палаты РФ. Специфическое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счетной Палате России. Это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган финансового контроля, который наделен широкими полномочиями и подотчетен Федеральному Собранию РФ. Сферой полномочий Счетной Палаты России является контроль за использованием федеральной собственности и расходованием федеральных денежных средств. Счетная Палата также обязана контролировать состояние внешнего и внутреннего долга РФ, деятельность Банка России по его обслуживанию; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление РФ финансовых ресурсов в форме займов иностранным государствам и международным организациям. Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ на основе издания соответствующих указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Банка России. Функции финансового контроля выполняет также Контрольное управление Президента РФ, которое подчиняется непосредственно Президенту РФ, но при этом взаимодействует со всеми органами государственной исполнительной власти. Среди его функций можно выделить следующие: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений администрации Президента РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц. Финансовый контроль Правительства РФ. Главную роль в системе государственного контроля со стороны Правительства РФ играет Минфин России, который не только разрабатывает и осуществляет финансовую политику в стране, но и непосредственно контролирует ее проведение органами исполнительной власти. В первую очередь Минфин осуществляет финансовый контроль в ходе разработки проекта федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ; осуществляет руководство организации бухучета в стране; проводит аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (кроме аудита банков). В составе Минфина созданы шесть организационных структур, которые осуществляют задачи финансового контроля в соответствии с их функциональным назначением: - Федеральное казначейство (Казначейство России); - Федеральная налоговая служба; - Федеральная служба по финансовому мониторингу; - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; - Федеральная служба страхового надзора; - Федеральная таможенная служба.
Негосударственный финансовый контроль. Его задачей является повышение эффективности использования вложенных денежных средств за счет снижения производственных издержек, включая обязательные платежи в пользу государства. К негосударственным видам финансового контроля относятся: - внутрифирменный (корпоративный) контроль – осуществляется экономическими службами самого хозяйствующего субъекта (бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента); - контроль со стороны коммерческих банков за хозяйствующими субъектами – осуществляется для контроля за соблюдением организациями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства; - аудиторский контроль представляет собой сравнительно новый вид финансового контроля, который появился РФ в начале 90-х гг. прошлого века. Основные задачи аудиторского контроля: установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации; контроль за соблюдением требований законодательства РФ; анализ расчетно-денежной документации хозяйствующего субъекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.200 (0.012 с.) |