Тема 3. «финансы как экономическая категория» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. «финансы как экономическая категория»



 

Сущность финансов

Понятие "финансы" зачастую отождествляют с деньгами. Однако, если финансы и деньги обозначают одно и то же, возникает вопрос: зачем существуют два разных термина для одной и той же категории?

Финансы возникли в эпоху средневековья, но финансовые отношения существовали и в рабовладельческом государстве (дань с покоренных племен). Предпосылками появления финансов является появление денег и становление государства.

В натуральной общине денег, товарного производства, а следовательно, и финансов не было. Только с появлением государства и товарного обмена возникает необходимость в финансах. Для того чтобы государство существовало, нужно было главе государства иметь казну и содержать армию, тюрьмы, чиновничий аппарат. Получить необходимые средства можно было лишь путем взимания налогов. При чем налоги могли взиматься как в денежной, так и в натуральной формах.

С развитием торговли между странами государства стали устанавливать высокие таможенные пошлины, а затем в 17 – 18 вв. формируются финансовые системы. В начале формирования финансы сосредотачивались в руках главы государства, затем произошло формирование бюджетов, в котором имелась статья расходов на содержание монарха и его двора. Так было в России 19 века, так формируются бюджеты государств, где сохранилась монархия (Япония, Англия, Нидерланды и пр.).

Термин "финансы" (ит. finansia) возник в XIII—XV вв. в торговых городах Италии и сначала означал любой денежный платеж. Следовательно, данный термин означал какой-то процесс, отношения между субъектами, а конкретно — денежные отношения В дальнейшем термин получил международное распространение, но сфера его использования ограничивалась денежными платежами в общегосударственные фонды денежных средств.

Таким образом, основными признаками финансов являются:

1. Денежные отношения, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).

2. Наличие двух субъектов, один из которых наделен особыми полномочиями. Таким субъектом выступает государство.

3. В процессе денежных отношений осуществляется формирование или использование общегосударственных фондов денежных средств. Можно сказать, что отличительным признаком финансов является их фондовый характер.

4. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

По данным признакам безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство регулирует здесь денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными отношениями.

Другая группа денежных отношений — уплата подоходного налога физическими лицами. Здесь четко присутствуют все признаки финансов: уплата налога осуществляется в денежной форме; присутствует два неравноположенных субъекта (физическое лицо и государство); государство определяет все элементы данных отношений, оформляет их в виде закона, осуществляет контроль, налагает санкции за нарушение закона; результатом данных платежей является формирование доходной части общегосударственного фонда денежных средств бюджета.

Исходя из сказанного можно сформулировать первое определение финансов.

Финансы — это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач.

Каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменились в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось: в бюджете Англии — 1,05%, Франции — 2,01%, Пруссии — 3,9%, России — 2,7% общего объема государственных расходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11—13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды. Существенные изменения в структуре государственных расходов произошли во второй половине XX столетия. Они выразились в том, что некоторые страны Западной Европы значительно снизили военные расходы и отдали предпочтение затратам на социальные цели, экономику.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении.

Распределительные отношения — часть экономических отношений в обществе. И финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов любого государства являются валовой внутренний продукт и его основная часть — национальный доход. С помощью финансов осуществляется его распределение и перераспределение и, следовательно, прямое воздействие на производство, распределение и потребление.

Таким образом, необходимость финансов вызвана функциями, которые выполняет государство:

- оборона страны;

- развитие экономики;

- социальная функция;

- управление государством.

 

Можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый этап — неразвитая форма финансов. Она характеризуется, во-первых, непроизводительным характером финансов, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически финансы не оказывали воздействия на экономику. Во-вторых, узостью финансовой системы, состоящей из одного звена — бюджетного и ограниченного количества финансовых отношений. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно независимо от политического устройства и уровня экономического устройства того или иного государства финансы вступили во второй этап своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений.

Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений, такие, как финансы межгосударственных сообществ. Например, страны Европейского сообщества создали межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления негативных последствий интеграционных процессов отдельными регионами этих стран. Страны СНГ также стоят на пути создания аналогичных фондов. Новой сферой финансовых отношений выступают и финансы частных транснациональных корпораций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.01 с.)