Организация безналичного оборота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация безналичного оборота



Безналичные расчеты – это денежные расчеты, осуществляемые путем записей по счетам в банках, в результате которых происходит списание денег со счета плательщика и зачисление их на счет получателя.

Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов их организации. А также форм и способов расчетов и связанного сними документооборота.

Принципы организации безналичных расчетов:

1. Осуществление безналичных расчетов осуществляется по счетам, которые банки открывают клиентам для хранения и перевода средств.

2. Проведение расчетов через банк должно сочетаться с экономической самостоятельностью клиентов и их материальной ответственностью за свои действия.

3. За хозяйствующими субъектами остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах. Ограничение свободы выбора со стороны банка не допускается.

4. Перечисление средств по счетам предприятий производится по поручению плательщика или с его согласия.

5. Срочность платежа, т.е. осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в договорах.

6. Установление очередности списания со счета клиента средств в случае их недостатка для осуществления всех платежей.

 

Для проведения расчетов и учета средств хозяйствующим субъектам и населению открываются следующие счета:

ü Расчетный счет открывается юридическим лицам, действующим на принципах коммерческого расчета.

ü Текущий счет – открывается некоммерческим предприятиям и филиалам. Представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий и организаций. Текущий счет позволяет производить лишь ограниченные операции, главным образом связанные с оплатой труда и административными расходами.

ü Бюджетный счет – открывается предприятиям и организациям, находящимся на бюджетном финансировании, для целевого использования бюджетных средств.

ü Депозитный счет – открывается для хранения временно свободных денежных средств предприятий.

ü Валютный счет – открывается для проведения расчетов в иностранной валюте.

ü Ссудный счет – это счет на котором банки учитывают получение и возврат заемных средств.

 

Формы расчетов между плательщиком и получателем определяются ими самими. В соответствии с действующим законодательством используются следующие формы безналичных расчетов (документы):

1. Платежные поручения. Расчеты платежными поручениями – это форма расчетов, при которой плательщик предоставляет в банк расчетный документ, содержащий поручение о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя в срок, установленный в банке и предусмотренный законодательством. Поручение плательщика исполняется банком при наличии на его счете денежных средств. Для совершения платежа может быть использована суда банка.

В расчетах за товары и услуги платежные поручения могут использоваться в следующих случаях:

ü за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату документа. Подтверждающего получение товара и ли услуг плательщиком;

ü для платежей в порядке предварительной оплаты товара или услуг плательщиком;

ü для осуществления плановых платежей, используемых при постоянных связях покупателей с товаропроизводителем;

ü для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;

ü по всем нетоварным операциям;

ü при платежах в бюджет и органы государственного и социального страхования;

ü при погашении кредитов и процентов по кредитам;

ü при уплате пени, штрафов и пр.

Преимущество расчетов платежными поручениями заключается в том, что они обеспечивают простой и быстрый документооборот, максимальное сближение моментов получения покупателем товаров и совершения платежа, возможность для плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров. Общем безналичном обороте эта форма составляет порядка 80%.

 

2. Платежные требования. Расчеты платежными требованиями – это требование получателя платежа к плательщику об уплате определенной суммы. Для совершения платежа получатель направляет платежное требование в банк плательщика.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Без акцепта плательщика расчеты могут осуществляться в случаях:

ü предусмотренных законодательством;

ü предусмотренных сторонами в основном договоре при условии, предоставления банку права на списание денежных средств со счета плательщика без его согласия.

 

3. Аккредитивы. Аккредитив – это условно денежное обязательство принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Виды аккредитивов:

ü Покрытые (депонированные) – аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение исполняющего банка.

ü Непокрытые (гарантированные) – аккредитивы, при которых банк-эмитент предоставляет исполняющему банку права списывать средства с открытого у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива.

ü Отзывные. Аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств и без каких-либо обязательств перед ним. Аккредитив является отзывным, если иное не указано в нем.

ü Безотзывные. Аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя средств.

Получив извещение об открытии аккредитива, поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя, для получения средств по аккредитиву он предоставляет в исполняющий банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженный товар, на основании которых банк проверят выполнение всех условий аккредитива поставщиком и только после этого производится платеж.

Преимущество данной формы состоит в гарантии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товаров.

4. Чеки. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Форма чека, его реквизиты, порядок заполнения, документооборот определяются законодательством и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Чек подлежит оплате в течение 10 дней после его предъявлении плательщику.

5 . Инкассо. При расчетах по инкассо банк обязуется по поручению своего клиента и за его счет получить от должника (плательщика) причитающиеся клиенту денежные средства и (или) акцепт платежа. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых

может производиться с акцептом и без акцепта плательщика и инкассовых поручений. Бесспорное списание средств со счетов предприятий осуществляется государственными налоговыми инспекциями при взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, исполнительным документам и пр.

Денежная система РФ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.006 с.)