Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. «Социально-экономическая сущность бюджета»
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
История развития бюджета Возникновение такого понятия как «бюджет» неразрывно связано с возникновением государства, становлением и развитием государственного устройства. Исторически восточные племена славян, как и другие народы, вели набеги друг на друга. Вначале набеги преследовали цель защиты мест обитаний и охоты, но в дальнейшем борьба велась за захват соседних территорий. Первоначальные государственные образования восточных славян возникли в 4 – 7 вв., т.е. задолго до образования первого устойчивого государства под названием «Киевская Русь». С образованием княжеств одним из источников княжеской казны становится военная добыча, выкуп или дань, собираемые с покоренных народов. Вначале они носили натуральную форму и собирались в виде продовольствия, птицы, скота, мехов, меда, воска и пр. На территории восточных славян первое устойчивое государство сложилось к 882 г. и имело название «Киевская Русь». Государство было раннефеодальной монархией. Во главе стоял Великий князь, а во главе земель, которые входили в Киевскую Русь, стояли князья, платившие в казну Великого князя дань и другие подати. Содержание Великого князя, его дружины, аппарата управления, а равно и других князей-феодалов осуществлялось частично за счет средств, собираемых с покоренных народов в виде дани и иных платежей. Казна Великого князя и князей-феодалов являла собой прообраз бюджетной системы государства. Казна Великого князя формировалась за счет двух источников: - доходов, поступающих из казны князей-феодалов; - доходов, поступающих от подданных своего княжества. Казна же князя-феодала формировалась за счет поступлений от подданных княжества. Развитие государства неизменно влекло за собой изменение и развитие бюджетной системы государства. Начиная с середины 12 века наблюдается процесс ослабления власти Великого князя, начинается процесс образования суверенных княжеств, который продолжается вплоть до 15 века (до образования Московского княжества). В этот период все средства, собираемые с подданных княжества, оставались в распоряжении князя-феодала. Князь лично устанавливал и закреплял размеры податей и повинностей, размер платы за торговое дело, за аренду части усадьбы (земель), пошлин и штрафов.
С появлением Московского княжества как централизованного государственного образования вновь начала складываться двухзвенная финансово-бюджетная система, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые формировались за счет княжеских налогов и местных сборов. Доходы Великого князя (казны) составляли посошная подать, таможенные, соляные, кабацкие и другие сборы. С местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весче (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и пр. С укреплением Московского княжества, расширением его границ, введением земского управления, формированием стрелецких отрядов и другими преобразованиями 17 века были введены военные откупы, стрелецкая подать, оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц, а с народов Поволжья, Урала и Сибири стал собираться ясак (махами). В 1679 г. Стрелецкая подать была заменена подворным налогом, который в 1722 г. был заменен на подушную подать. Подушная подать взималась со всех лиц мужского пола независимо от их возраста. На ее долю приходилось 34% всех доходов казны. В начале 19 века в России произошли изменения в аппарате управления. Были создан ряд министерств, в губерниях - казенные палаты, в уездах – казначейства. Казенные палаты распределяли на население налоги, вели учет их поступлений и расходов, принимали и хранили средства, поступающие в казну, выдавали средства на финансирование мероприятий. В ходе реформ 1861 г. В России были созданы органы местного самоуправления – земства. В налоговой системе мирские повинности были переоформлены в земские повинности и земские сборы, подушная подать с мещан заменена налогом на недвижимое имущество; подушная подать с крестьян – на поземельный налог; для кочевых народов была введена кибиточная подать; вместо винных откупов введен акциз на производство спиртных напитков; также был введен промысловый налог (сбор за выдачу и оформление документов на право заниматься торговлей и промыслами).
В 1862 г. В России были разработаны правила государственной отчетности по составлению, утверждению и исполнению государственных финансовых средств, получивших название бюджетной росписи. Первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1863 г. После Февральской революции 1917 г.бюджетная система пришла в расстройство. При Временном правительстве доходы и расходы производились на основе отдельных кредитов (иностранных займов). С приходом к власти большевиков для финансирования неотложных нужд советское правительство прибегало к контрибуциям с имущих слоев населения, а также с купцов и спекулянтов. Конституция 1918 г. Предусматривала разделение государственного и территориальных бюджетов. Территориальные бюджеты формировались за счет: - поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими и волостными Советами; - надбавок в размере до 40% к государственному подоходному налогу; - доходов от местных предприятий и имущества; - ссуд и пособий из государственного бюджета. Однако в условиях военного времени и проведения политики «военного коммунизма» бюджеты не имели реального значения. Реальными были лишь ежемесячные планы распределения денежной эмиссии. С образование в 1922 г. СССР и принятием в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения и в бюджетную систему. В состав государственного бюджета СССР вошли бюджеты союзных республик. Законодательно был закреплен принцип подведомственности при формировании государственного и территориальных бюджетов, согласно котором все предприятия распределялись ие6жду различными уровнями бюджетной системы и вносили отчисления в соответствующий бюджет. В 1936 г. Была принята новая Конституция ССС, что усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему. Государственный бюджет СССР и территориальные бюджеты в неизме6нном виде оставались вплоть до распада СССР в 1991 г.
Сущность и функции бюджета Бюджет – категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества. Бюджет – категория не только экономическая, но и политическая. Его возникновение и развитие связано с зарождением, формирование и развитием политического строя государства. Бюджет также и социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества. По своей структуре бюджет – это: - с одной стороны, форма образования и расходования денежных средств; - с другой – это роспись доходов расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государства. Бюджет обеспечивает решение следующих задач: - перераспределение внутреннего валового продукта; - государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства; - стабилизация кредитно-денежной системы государства; - удовлетворение общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка и пр.; - регулирования экономической и социальной деятельности объектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий; - разрешение вопросов освоения новых технологий, программ и производств; - обеспечения международных договорных обязательств; - контроль за образование и использование централизованных фондов денежных средств и т.д.
Основными функциями бюджетов являются: - распределительная; - перераспределительная. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения. - регулирующая (проявляется через налоговые доходы и расходы бюджетов); - стимулирующая (проявляется через налоговые доходы и расходы бюджетов); - социальная (непосредственная поддержка наименее защищенных членов общества: населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, ЖКЖ); - функция планирования бюджетов предполагает: определение бюджетной политики; разграничение полномочий между органами власти в бюджетной сфере; определение потребности в денежных средствах и пр.; - функция организации бюджетов предполагает: определения бюджетного устройства; определение порядка составления, исполнения бюджетов; определение структуры контрольных органов и пр.; - контрольная функция предполагает возможность и обязательность контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. 8.3 Бюджетная система Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетное устройство РФ определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией РФ. Согласно ст. 10 Бюджетного кодека РФ бюджетная система имеет три уровня: - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; - местные бюджеты.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.017 с.) |