Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе↑ Стр 1 из 93Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Белуха Н.Т. Б 43 Аудит: Учебник. — К.: "Знания", КОО, 2000. — 769 с. — (Высшее образование XXI века). ISBN 966-620-021-Х Изложена система организации и методологии аудиторского контроля с использованием международных и национальных стандартов (норм) аудита, зарубежного опыта, новых компьютерных технологий, общенаучных и собственных методических приемов финансово-экономического контроля и аудита. Рассматривается методика обобщения результатов финансового контроля и аудита, профилактики недостатков и правонарушений в бизнесе. Для студентов экономических факультетов высших учебных заведений. Может быть полезным работникам контрольно-ревизионных и налоговых служб, банков, страховых компаний, акционерных обществ и компаний, корпораций и предприятий всех форм собственности.
ISBN 966-620-021-Х ББК 65.050я73
© Н.Т. Белуха,2000 © Киевская областная организация общества "Знания" Украины, 2000
Содержание и виды экономического контроля По содержанию контроль включает проверку экономических, социальных, политических, идеологических, научно-технических и других направлений развития общества. Экономический контроль распространяется на сферу развития экономики народного хозяйства — отрасли, предприятия. Важной функцией экономического контроля является влияние через систему управления на успешное выполнение планов экономического и социального развития, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращение непроизводительных расходов и убытков, укрепление хозяйственных связей, соблюдение хозяйственного и трудового законодательства, обеспечение сохранения собственности. Кроме того, экономический контроль предполагает систематическое наблюдение за финансовым состоянием предпринимателя, конкурентной способностью его продукции на внутреннем и мировом рынках. Экономический контроль призван предотвратить банкротство и разорение предпринимателей. Следовательно, содержание экономического контроля — это система контрольных мер, направленных на рациональное хозяйствование предпринимателей с разными формами собственности в условиях рыночных отношений. По периодичности осуществления экономический контроль делят на предварительный, оперативный (текущий) и заключительный (ретроспективный).
Предварительный контроль осуществляется перед выполнением хозяйственной операции, чтобы предотвратить нерациональные расходы и бесхозяйственность, незаконные действия и разные потери. Осуществляют его все органы государственного и хозяйственного управления, а также собственники. Так, Фонд государственного имущества Украины, производя разгосударствление имущества, контролирует его оценку при выкупе на предварительной преддоговорной стадии. Министерство финансов Украины при планировании расходов из государственного бюджета на финансирование инвестиций предварительно контролирует целесообразность расходования средств и их эффективность. Руководители предприятий осуществляют предварительный контроль за расходованием средств на стадии проектирования технологических процессов выпуска продукции, снижением ее себестоимости, повышением конкурентоспособности и т. п. Национальный банк Украины и коммерческие банки при предоставлении кредитов предприятиям и объединениям контролируют возвращение их. Перед тем как выписать документы на расходование средств, бухгалтерия предприятия проверяет целесообразность расходов, соответствие их потребностям согласно нормам и т. п. Оперативный (текущий) контроль осуществляется в процессе выполнения хозяйственных операций. Основной задачей этого контроля является выявление отклонений в процессе выполнения работ с целью принятия необходимых мер по устранению негативных факторов и закреплению положительного опыта. Согласно Закону Украины «О предприятиях» текущий контроль осуществляется в условиях широкой гласности с привлечением всего коллектива. Социально-экономические решения, касающиеся деятельности предприятия, разрабатываются и принимаются на предприятии при участии трудового коллектива, а также профсоюзной организации в соответствии с их статусом и законодательством. Аналогично принятым решениям осуществляется текущий контроль за их исполнением в процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом предприятие строго контролирует рациональное и экономное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, чтобы предотвратить бесхозяйственность и расточительство.
Заключительный (ретроспективный) контроль осуществляется после завершения хозяйственных операций всеми контрольными органами, на которые возложен контроль за экономическими процессами в разных сферах маркетинговой деятельности. Основная задача заключительного контроля — проверить правильность и законность хозяйственных операций, проведенных на предприятиях, выявить нарушения и злоупотребления, а также разработать меры по устранению выявленных недостатков и предотвращению их в будущем. Важнейшей формой заключительного контроля является ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, которая проводится собственником не чаще одного раза в год в соответствии с Законом Украины «О предприятиях в Украине». Задача ревизии — дать заключительную оценку деятельности предприятия за прошедший год, выявить резервы и оказать помощь предприятию в их использовании, проверить соблюдение законодательства, сохранность собственности, достоверность учета и отчетности. Государственная налоговая администрация и ее органы на местах осуществляют заключительный контроль деятельности предприятий по выполнению обязательств перед бюджетом относительно уплаты налога на прибыль, добавленную стоимость и других платежей. Государственная контрольно-ревизионная служба Украины не чаще одного раза в год проверяет расходование бюджетных средств на социальные нужды, содержание государственных управленческих структур и т. п. Заключительный контроль Национальным банком Украины и коммерческими банками устанавливает эффективность использования предоставленных кредитов, использования средств бюджетного финансирования на выполнение национальных программ и т. п. По информационному обеспечению в экономическом контроле различают документальный и фактический контроль. Документальный контроль состоит в том, чтобы установить сущность и достоверность хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она была отражена в бухгалтерском, внутрихозяйственном и статистическом учете. Так, например, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на предприятии контролируется и проверяется по данным первичной документации, учета и отчетности. Фактический контроль состоит в установлении действительного реального состояния объекта путем подсчета, взвешивания, измерения, лабораторного анализа и т. п. К объектам фактического контроля относят: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовую продукцию, незавершенное производство. Фактический и документальный контроль взаимосвязаны, поэтому совместное применение их дает возможность установить действительное состояние объектов, разработать меры по устранению недостатков. По формам осуществления экономического контроля различают такие контрольные проверки: превентивные, текущие, тематические, ревизии. Превентивные (от лат. praeventivus — предупредительный) контрольные проверки осуществляют на стадии предварительного контроля производственной и финансово-хозяйственной деятельности объединений и предприятий. Собственник или делегированное им лицо проверяет оптимальность планов и сбалансированность ресурсами согласно технически обоснованным нормативам.
Министерство финансов Украины и его органы на местах проверяют обоснованность финансовых планов, взносы в государственный бюджет налога на прибыль (доход), добавленную стоимость и другие поступления в местный бюджет согласно установленным нормативам. Коммерческие банки проверяют соответствие расчетно-кредитных отношений действующим законодательным актам: обоснованность планов капитальных вложений и финансирование их согласно утвержденным нормативам, лимитам долгосрочного кредитования. Если эти органы государственного контроля осуществляют превентивные проверки периодически, то внутрихозяйственный контроль на предприятии предусматривает их систематическое и непрерывное выполнение. Санкционируя выполнение хозяйственной операции, руководитель предприятия и лица, им уполномоченные, предварительно проверяют ее со стороны хозяйственной целесообразности, нормативно-правовой и плановой обоснованности, хозяйственной и материальной ответственности лиц, которым поручено ее исполнение, и т. п. В превентивных проверках хозяйственных операций, отражаемых в системе бухгалтерского учета, особенно ответственна роль главного бухгалтера. Каждая хозяйственная операция, зафиксированная на материальных носителях, подлежит повторной превентивной проверке, которую осуществляет главный бухгалтер или лицо, уполномоченное им, после санкционирования руководством предприятия ее выполнения. Одновременно с проверкой хозяйственной операции по указанным выше параметрам, также контролируемым бухгалтерией, проверяется юридически - правовая обоснованность документа, отражающего достоверность проведения хозяйственной операции, количественные и качественные ее показатели, нормы расходования ресурсов, цены на товарно-материальные ценности и объекты основных фондов, заполнение показателей, обеспечение сохранности ценностей, кодирование реквизитов документа, которые определяют содержание и характеристику операции для отражения в системе бухгалтерского учета хозяйственной деятельности. Исключительно большое значение имеет превентивный контроль хозяйственной деятельности, осуществляемый главным бухгалтером. Нормативными актами о главном бухгалтере предусмотрено, что документы, являющиеся основой для приема и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства подписывает руководитель объединения, предприятия и главный бухгалтер или лицо, им на то уполномоченное. Без подписи главного бухгалтера указанные документы считают недействительными и не принимают к исполнению материально ответственные лица и бухгалтерия объединения, предприятия, а также учреждения банка. Главному бухгалтеру предоставлено право не принимать к исполнению и оформлению документы по хозяйственным операциям, противоречащие законодательству и установленному порядку приема, хранения и расходования средств, товарно-материальных и других ценностей.
Превентивные проверки — наиболее эффективное средство экономического контроля, поскольку они дают возможность предотвратить возникновение недостач, перерасходов и потерь ресурсов в хозяйственной деятельности объединений, предприятий, отрасли, народного хозяйства в целом. Текущие контрольные проверки — средство оперативного систематического контроля конкретных операций хозяйственной деятельности объединений, предприятий. Текущие проверки проводят все контролирующие органы по вопросам, которые входят в их компетенцию. Так, учреждения коммерческих банков во время текущего контроля проверяют использование денежной наличности из кассы, своевременность и полноту сдачи выручки в банк. При текущем контроле финансирования капитальных вложений банки проверяют организацию строительства, обеспеченность проектной документацией объектов, которые строятся, внедрение индустриальных методов строительства и т. п. Госкомстат Украины и его органы на местах осуществляют текущие проверки применения типовой документации в учете хозяйственной деятельности объединений, предприятий, обнаруживают избыточную отчетность, не утвержденную в установленном порядке, достоверность статистической отчетности. Внутрисистемный контроль применяется для проверки выполнения подведомственными объединениями, предприятиями указаний собственника по вопросам их деятельности, а внутрихозяйственный с помощью текущих проверок — для оперативной проверки выполнения хозяйственных операций непосредственно на предприятии (расходование и сохранность товарно-материальных ценностей, обеспеченность массоизмерительными приборами и использование их; качество изготавливаемой продукции, организация пропускного режима, соблюдение трудового законодательства и т. п.). Следовательно, текущие контрольные проверки являются способом оперативного систематического контроля конкретных операций хозяйственной деятельности, которые не требуют применения сложных методик и выполняются, чтобы предотвратить бесхозяйственность. Тематические контрольные проверки — средство периодического оперативного хозяйственного контроля выполнения объединениями, предприятиями однородных хозяйственных операций, например использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечения сохранности собственности. Тематические проверки подобны текущим, но производятся по более широкому кругу показателей конкретной темы с применением методов экономического анализа, вычислительной техники и привлечением специалистов разного профиля не систематически, а периодически по мере возникновения потребности. Если в процессе текущего обследования применяются в основном методы фактического контроля, то при тематических проверках используются планово-нормативная и договорная информация, данные бухгалтерского учета, хронометражных наблюдений, выборочных инвентаризаций и т. п.
Ревизия — метод заключительного (ретроспективного) контроля, который дает возможность произвести всестороннюю оценку производственной и финансово-хозяйственной деятельности объединения, предприятия и других объектов предпринимательской деятельности относительно выполнения производственных и финансовых планов, расходования материальных и трудовых ресурсов, результатов коммерческой деятельности за обревизованный период, обеспечения сохранности собственности, обнаружения резервов повышения эффективности производства и совершенствования качества продукции, ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. Исходя из содержания экономического контроля, периодичности, информационного обеспечения и форм осуществления выделяют общеэкономический и финансово-хозяйственный контроль. Общеэкономический контроль имеет следующие объекты исследования: выполнение программ экономического и социального развития страны, региона; удовлетворение жизненно важных потребностей людей; динамика ценообразования; конъюнктура рынка; использование ресурсов страны, региона и другие крупномасштабные национальные программы народнохозяйственного значения, — т. е. осуществляется на макроэкономическом уровне. Финансово-хозяйственный контроль исследует финансово-хозяйственную деятельность предпринимателей в сфере производства, обмена и потребления общественно необходимого продукта на микроэкономическом уровне. Следовательно, все виды экономического контроля взаимосвязаны и взаимообусловлены, направлены на успешное развитие экономики для удовлетворения жизненных потребностей людей. Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики обобщается с использованием денежного измерителя, т.е. финансового критерия. Поэтому в системе экономического контроля сформировался финансовый контроль. Содержанием этого контроля являются производственные отношения и производительные силы в сфере макро- и микроэкономики хозяйственной деятельности. В сфере макроэкономики функционирует государственный финансово-экономический контроль, который осуществляет Счетная палата Верховной Рады Украины. Объектами его являются Государственный бюджет Украины (формирование и расходование), сметы высших органов государственной исполнительной, судебной власти, иностранные валютные кредиты, иностранные инвестиции в крупномасштабные программы и т. д. На уровне микроэкономики функционирует финансово-хозяйственный контроль, который осуществляют Государственная контрольно-ревизионная служба Украины и контрольно-ревизионные подразделения владельцев капитала, а также по заказу последних — независимые аудиторские организации (фирмы). Цель финансово-хозяйственного контроля — способствовать рациональному использованию денежных средств и предметов труда, а также самого труда в предпринимательской деятельности для получения наибольшей прибыли. Задачи финансово-хозяйственного контроля подразделяются на частные и общие. Решение частных задач предусматривает проверку одной из сторон хозяйственной деятельности (использование сырья в производстве, выпуск продукции и ее себестоимость, сохранность ценностей), а общих — всей хозяйственной деятельности объединения, корпорации с определением рентабельности и конкурентоспособности продукции, прибыльности хозяйствующих субъектов. Основными задачами финансово-хозяйственного контроля являются выявление и профилактика нарушений в технологии производства, имеющих причинные связи с выпуском недоброкачественной продукции, перерасходами сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов; невыполнением договорных обязательств по кооперированным поставкам; неконкурентоспособностью продукции; убыточной работой отдельных хозяйствующих субъектов. Финансово-хозяйственный контроль в Украине осуществляется государственными контрольными органами, общественным и независимым аудиторским контролем, а также самими владельцами капитала, вложенного в предпринимательскую деятельность. Так, от Министерства финансов Украины финансово-хозяйственный контроль на предприятиях, в объединениях, концернах, корпорациях осуществляет Главная государственная налоговая администрация; от местных Советов народных депутатов и их комиссий — контрольно-ревизионные подразделения; независимый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Собственник, который имеет в своей предпринимательской деятельности хозрасчетные предприятия, организации, осуществляет финансово-хозяйственный контроль за их деятельностью через бухгалтерию, специальные контрольно-ревизионные службы, а также подразделения внутреннего аудита. Формами финансово-хозяйственного контроля являются тематические проверки, ревизии, аудит. Тематические проверки производят все контролирующие органы; ревизии — собственники и Государственная контрольно-ревизионная служба; аудит — независимые специализированные хозрасчетные аудиторские организации. Основным контролирующим органом финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей является Государственная налоговая администрация Украины, в состав которой входят государственные налоговые администрации в областях, районах, городах. Задачи и функции ее определены Указом Президента Украины о Государственной налоговой администрации Украины. Основной задачей государственной налоговой администрации является обеспечение соблюдения законодательства о налогах, полный учет всех плательщиков налогов и других обязательных платежей в бюджет, осуществление контроля и обеспечение правильности исчисления и уплаты этих налогов. Государственная налоговая администрация Украины выполняет следующие функции: осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет, а также за индивидуальной трудовой деятельностью; организовывает работу государственных налоговых администраций по учету, оценке и реализации конфискованного, а также имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и сокровищ; организовывает с привлечением государственных налоговых администраций проверку правильности взыскания и сохранности денежных средств, полученных в уплату государственной пошлины, а также при осуществлении кассовых операций исполнительными комитетами сельских и поселковых Советов народных депутатов, при приеме от населения средств в уплату налоговых платежей; разрабатывает и издает инструкции, методические указания и другие нормативные документы о порядке применения законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет. Государственные налоговые администрации в районах и городах выполняют следующие функции: контролируют соблюдение законодательства о налогах и других платежах в бюджет; обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет; контролируют своевременность представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет, а также проверяют достоверность их относительно правильности определения прибыли, дохода, других объектов налогообложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет; контролируют соблюдение гражданами законодательства об индивидуальной трудовой деятельности; обеспечивают взыскание финансовых санкций за нарушение обязательств перед бюджетом; передают правоохранительным органам материалы о фактах нарушений, за которые предусмотрена криминальная ответственность, а также подают в арбитражные и судебные органы иски к предприятиям, организациям и гражданам о взыскании в доход государства средств, полученных ими по незаконным соглашениям, и в других случаях получения средств без установленных законом оснований. Государственные налоговые администрации имеют широкие права в финансово-хозяйственном контроле. В частности, им предоставлено право у субъектов предпринимательской деятельности проверять и в случае необходимости изымать денежные документы, проверять бухгалтерский учет и отчетность, планы, сметы, декларации и другие документы, связанные с вычислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки по этим вопросам. Они имеют право фактического контроля производственных, складских, торговых помещений предприятий и граждан, используемых для получения доходов. Государственные налоговые администрации имеют право применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания штрафов за неправильную уплату налогов, а также налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении в неустановленной форме бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с вычислением и уплатой налогов. За аналогичные действия на граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, государственные налоговые администрации имеют право также накладывать административные штрафы. Размер административных штрафов установлен законодательными актами. Государственная контрольно-ревизионная служба осуществляет финансово-хозяйственный контроль организаций, финансируемых из бюджета, путем проведения ревизий и тематических проверок расходования средств в соответствии с утвержденными сметами, а также сохранности государственной собственности, соблюдения законодательства и нормативных актов в их деятельности. Государственная инспекция по контролю за ценами — важное звено финансово-хозяйственного контроля, который она осуществляет в составе Минэкономики Украины. В соответствии с возложенными на нее задачами она проводит проверку соблюдения законодательства при установлении и применении цен и экономическом их обосновании во всех отраслях экономики, выполняя эту работу вместе с налоговыми администрациями, правоохранительными и другими контролирующими органами; может лишать субъекты предпринимательства права применять договорные (свободные) цены в случае чрезмерного их роста и сокращения производства товаров в натуральных показателях, а также отменяет цены и тарифы, утвержденные с нарушением требований законодательных актов Украины по вопросам ценообразования, с одновременным представлением соответствующим органам управления предложений по установлению фиксированных или регулированных цен и тарифов. Государственная инспекция издает обязательные для выполнения министерствами и ведомствами, объединениями, предприятиями указания об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий, порождающих эти нарушения. Кроме того, она разрабатывает и издает инструктивные и методические указания, другие нормативные документы о порядке применения законодательных актов по вопросам контроля за ценами; применяет по отношению к субъектам предпринимательства в соответствии с действующим законодательством экономические санкции за нарушение порядка установления и применения цен; проводит мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров. В условиях рыночных отношений возникают конфликтные ситуации между объектами предпринимательства и органами государственного контроля относительно размера налогов, которые следует платить в бюджет, цен и порядка их применения. Эти спорные вопросы решаются правоохранительными и государственными органами управления при условии, что стороны представляют письменные заключения независимого аудиторского контрольного органа. Цели финансово-хозяйственного контроля зависят от среды, в которой он функционирует и для обслуживания которой он создан. Под средой понимают все то, что окружает объект контроля или его элементы и воздействует на них. Такие воздействия можно разделить на вещественные, энергетические и информационные. Проведение финансово-хозяйственного контроля основывается в значительной степени на информационном факторе, который связан с вещественными элементами производства, его технологией и маркетингом, а также планированием, учетом, анализом и управлением финансово-хозяйственной деятельностью. Технологические процессы контролируют с помощью статистических методов, где объект контроля выступает как «черный ящик». Количественная характеристика цели финансово-хозяйственного контроля обусловлена выбором системы оценки показателей хозяйственной деятельности, которые объединяют в следующие группы: экономическая — эффективность, себестоимость продукции, рентабельность, рыночная стоимость и прибыль; технико-экономическая — производительность труда, надежность работы оборудования; технологическая — точность, качество и конкурентоспособность продукции, надежность и прогрессивность технологии. Следовательно, содержание, цели и задачи финансово-экономического контроля определяют его функции в управлении хозяйственной деятельностью. Глава 3. АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ, ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ Содержание и функции аудиторского контроля Теоретических разработок в области аудита крайне мало в Украине и странах СНГ, т.е. отечественная практика аудита не нашла пока необходимого обобщения. Поэтому содержание и функции аудиторского контроля трактуются в различных пособиях, статьях и даже учебниках неоднозначно, что отрицательно сказывается на развитии аудита. Отдельные авторы считают «ревизию» синонимом «аудита», поэтому переносят полностью содержание, функции и задачи ревизии на аудит. Другие — подменяют ведомственную ревизию в отдельных отраслях хозяйствования на аудит. Третьи — включают аудит в систему финансово-хозяйственного контроля как отдельный вид финансового контроля, что более логично, поэтому данное направление необходимо сделать наиболее приемлемым и его следует развивать. Финансово-хозяйственный контроль деятельности предприятий при рыночных отношениях и разных формах собственности наполнился другим содержанием. Возникла новая форма финансово-хозяйственного контроля — аудиторский контроль. Это независимый контроль, который осуществляют аудиторские организации (фирмы) по договорам с предприятиями и предпринимателями, а также отдельные независимые аудиторы (от лат. auditor — слушатель, которому учитель поручил проверять уроки других учеников, проверяющий). Государственная налоговая служба и ее органы на местах имеют право требовать от субъектов хозяйствования при представлении годовых отчетов о финансово-хозяйственной деятельности заключения (акты) о проверке аудитором (аудиторской организацией) достоверности бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторские заключения в соответствии с законодательством имеют право требовать от субъектов хозяйствования учреждения Национального банка Украины при выдаче кредитов, использовании государственного финансирования в их деятельности. Этим же правом пользуются коммерческие банки, органы государственной статистики по вопросам их компетенции. Аудит в современном понимании существует свыше двухсот лет. Возник он тогда, когда впервые началось разграничение интересов между лицами, которые непосредственно занимаются управленческой деятельностью (менеджерами) и собственниками капитала, вложенного в деятельность субъекта хозяйствования. Вместе с тем начали зарождаться акционерные товарищества, и аудитор занял центральное место общественного контролера внешней отчетности правления компании, отстаивая интересы сторон (прежде всего акционеров), заинтересованных в объективных бухгалтерских показателях. В основном таким образом формируется содержание современного аудита, который широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Аудит в странах с развитой рыночной экономикой прошел в своем развитии определенный эволюционный путь. Вначале аудит был лишь орудием проверки и подтверждения достоверности бухгалтерских документов и отчетов, затем он стал системно-ориентированным на активизацию экономической деятельности. При этом с целью предупреждения ошибок основные усилия были направлены на повышение эффективности системы управления предприятием и прежде всего системы его внутреннего контроля, что положительно отразилось на точности учета и достоверности отчетных данных. Таким образом, системный подход обусловил новые качества аудита, его консультативную деятельность. При системном подходе осуществляется формализация аудиторских процедур, позволяющих оптимизировать проведение проверок, начиная с подготовительной стадии и заканчивая составлением аудиторского заключения. Третий этап развития аудита — это его ориентация на предупреждение возможного риска при проведении проверок или консультаций, недопущение риска. Особенность риска для аудитора объясняется не только возможностью утраты репутации аудитором или аудиторской фирмой и потери клиента, но и большими штрафами в тех случаях, если из-за непорядочности и неправильного заключения аудитора заказчику-клиенту причинен материальный ущерб. Заявляя об ошибках и других обнаруженных нарушениях, аудитор должен соблюдать конфиденциальность, так как нарушение ее может причинить ущерб заказчику. Аудитор может не выполнять часть работы в случае, если он доверяет системе внутреннего контроля, действующего на предприятии. Например, он может использовать данные инвентаризаций товарно-материальных ценностей, проведенных ревизорами предприятия-заказчика, если уверен, что проверки произведены правильно. Кроме того, аудитор проявляет доверие к заключениям других аудиторов, проверявших организации и дочерние филиалы компании, при аудите сводного (консолидированного) финансового отчета материнского предприятия. Аудиторская проверка проводится с использованием аудиторских стандартов (норм аудита), разработанных практикой в странах с развитой рыночной экономикой. Аудиторские стандарты. — это основные принципы выполнения аудиторских процедур. Им нужно следовать независимо от условий, в которых проводится аудит. В состав аудиторских стандартов включаются пояснения и нормы аудита, являющиеся руководством к выполнению аудиторских процедур, применения их к отдельным объектам проверки, подготовки аудиторских отчетов. В аудиторской практике выделяются два основных направления деятельности: частный аудит и аудит по закону. Под термином «частный аудит» следует понимать аудит, осуществляемый по желанию заинтересованной стороны (партнера по компании) в частном порядке по договоренности, независимо от того, предусмотрена ли такая проверка законом. Аудит по закону (обязательный) является необходимой мерой защиты интересов учредителей (акционеров, участников капитала) и государства от непреднамеренного искажения в отчетности показателей предпринимательской деятельности. Каждая компания с ограниченной ответственностью по закону обязана приглашать квалифицированного аудитора для проверки своих бухгалтерских счетов. Характер и масштабы частного аудита зависят в основном от заинтересованного клиента. Масштабы аудита по закону четко обозначены, и изменять их ни директора, ни акционеры, ни даже аудиторы компании-клиента не имеют права. Аудит является сильным моральным стимулом для добросовестной работы служащих фирмы. Понимание того, что все записи и отчеты будут проанализированы незаинтересованными лицами, вынуждает служащих аккуратно и четко вести учет и составлять отчетность о хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателя. Проводят аудит преимущественно после окончания отчетного периода и отражения деятельности предприятия в бухгалтерском учете и отчетности. На практике такое четкое разграничение аудиторской и бухгалтерской работы не всегда возможно, особенно при частном аудите в небольших компаниях. Мелкие фирмы часто не утруждают себя заданиями ведения бухгалтерских книг и составлением отчетов, возлагают это на аудиторов. Необходимо указать, что в таких ситуациях бухгалтерские отчеты не являются составляющей аудита. Скорее наоборот, для объективной оценки проверки этому аудитору не следует выполнять контрольные функции. Содержание аудиторского контроля как одной из форм финансово-хозяйственного контроля состоит из экспертной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета, баланса, отчетности, внутреннего аудита. Распространено мнение, что аудит необходим только для больших предприятий со сложной структурой или компаний, в которых акционеры нуждаются в защите своих интересов. Однако очень часто проведение аудиторской проверки имеет преимущества даже в тех случаях, когда с точки зрения закона она не обязательна. Известно, что собственник неохотно воспринимает контроль его финансово-хозяйственной деятельности, но в проведении аудита он заинтересован, поскольку это создает возможности для правильного распределения прибыли между государством и предприятием в форме налогов, подлежащих уплате в бюджет; обоснованное распределение прибыли по акциям и займам в форме дивидендов и других ф
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.109.60 (0.019 с.) |