Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Экономический контроль, его сущность и функции в обществе



Белуха Н.Т.

Б 43 Аудит: Учебник. — К.: "Знания", КОО, 2000. — 769 с. — (Высшее образование XXI века).

ISBN 966-620-021-Х

Изложена система организации и методологии аудиторского контроля с использованием международных и национальных стан­дартов (норм) аудита, зарубежного опыта, новых компьютерных технологий, общенаучных и собственных методических приемов финансово-экономического контроля и аудита. Рассматривается методика обобщения результатов финансового контроля и аудита, профилактики недостатков и правонарушений в бизнесе.

Для студентов экономических факультетов высших учебных заведений. Может быть полезным работникам контрольно-реви­зионных и налоговых служб, банков, страховых компаний, акцио­нерных обществ и компаний, корпораций и предприятий всех форм собственности.


 

 

ISBN 966-620-021-Х

ББК 65.050я73

 

© Н.Т. Белуха,2000

© Киевская областная организация

общества "Знания" Украины, 2000

 


Содержание и виды экономического контроля

По содержанию контроль включает проверку экономи­ческих, социальных, политических, идеологических, науч­но-технических и других направлений развития общества. Экономический контроль распространяется на сферу раз­вития экономики народного хозяйства — отрасли, предпри­ятия.

Важной функцией экономического контроля является влияние через систему управления на успешное выполне­ние планов экономического и социального развития, рацио­нальное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращение непроизводительных рас­ходов и убытков, укрепление хозяйственных связей, соблю­дение хозяйственного и трудового законодательства, обес­печение сохранения собственности. Кроме того, экономи­ческий контроль предполагает систематическое наблюде­ние за финансовым состоянием предпринимателя, конку­рентной способностью его продукции на внутреннем и ми­ровом рынках. Экономический контроль призван предот­вратить банкротство и разорение предпринимателей.

Следовательно, содержание экономического контроля — это система контрольных мер, направленных на рацио­нальное хозяйствование предпринимателей с разными формами собственности в условиях рыночных отношений.

По периодичности осуществления экономический кон­троль делят на предварительный, оперативный (текущий) и заключительный (ретроспективный).

Предварительный контроль осуществляется перед вы­полнением хозяйственной операции, чтобы предотвратить нерациональные расходы и бесхозяйственность, незаконные действия и разные потери. Осуществляют его все органы государственного и хозяйственного управления, а также соб­ственники. Так, Фонд государственного имущества Украи­ны, производя разгосударствление имущества, контролиру­ет его оценку при выкупе на предварительной преддого­ворной стадии. Министерство финансов Украины при пла­нировании расходов из государственного бюджета на фи­нансирование инвестиций предварительно контролирует це­лесообразность расходования средств и их эффективность. Руководители предприятий осуществляют предварительный контроль за расходованием средств на стадии проектиро­вания технологических процессов выпуска продукции, сни­жением ее себестоимости, повышением конкурентоспособ­ности и т. п. Национальный банк Украины и коммерче­ские банки при предоставлении кредитов предприятиям и объединениям контролируют возвращение их. Перед тем как выписать документы на расходование средств, бухгалтерия предприятия проверяет целесообразность расходов, соответствие их потребностям согласно нормам и т. п.

Оперативный (текущий) контроль осуществляется в процессе выполнения хозяйственных операций. Основной задачей этого контроля является выявление отклонений в процессе выполнения работ с целью принятия необходимых мер по устранению негативных факторов и закреплению положительного опыта. Согласно Закону Украины «О пред­приятиях» текущий контроль осуществляется в условиях широкой гласности с привлечением всего коллектива. Со­циально-экономические решения, касающиеся деятельнос­ти предприятия, разрабатываются и принимаются на пред­приятии при участии трудового коллектива, а также проф­союзной организации в соответствии с их статусом и зако­нодательством. Аналогично принятым решениям осуще­ствляется текущий контроль за их исполнением в процес­се производственной и финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия. При этом предприятие строго контро­лирует рациональное и экономное расходование материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов, чтобы предотвра­тить бесхозяйственность и расточительство.

Заключительный (ретроспективный) контроль осущест­вляется после завершения хозяйственных операций всеми контрольными органами, на которые возложен контроль за экономическими процессами в разных сферах маркетинговой деятельности. Основная задача заключительного контроля — проверить правильность и законность хозяйственных опе­раций, проведенных на предприятиях, выявить нарушения и злоупотребления, а также разработать меры по устранению выявленных недостатков и предотвращению их в будущем.

Важнейшей формой заключительного контроля является ревизия производственной и финансово-хозяйственной дея­тельности предприятий, которая проводится собственником не чаще одного раза в год в соответствии с Законом Украи­ны «О предприятиях в Украине». Задача ревизии — дать заключительную оценку деятельности предприятия за прошедший год, выявить резервы и оказать помощь предприя­тию в их использовании, проверить соблюдение законода­тельства, сохранность собственности, достоверность учета и отчетности.

Государственная налоговая администрация и ее органы на местах осуществляют заключительный контроль деятель­ности предприятий по выполнению обязательств перед бюд­жетом относительно уплаты налога на прибыль, добавлен­ную стоимость и других платежей. Государственная конт­рольно-ревизионная служба Украины не чаще одного раза в год проверяет расходование бюджетных средств на соци­альные нужды, содержание государственных управленче­ских структур и т. п.

Заключительный контроль Национальным банком Украины и коммерческими банками устанавливает эффек­тивность использования предоставленных кредитов, исполь­зования средств бюджетного финансирования на выполне­ние национальных программ и т. п.

По информационному обеспечению в экономическом контроле различают документальный и фактический конт­роль.

Документальный контроль состоит в том, чтобы уста­новить сущность и достоверность хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она была отражена в бухгалтерском, внутрихозяйственном и статистическом учете. Так, напри­мер, выполнение планов производства и реализации про­дукции, ее себестоимости и рентабельности на предприя­тии контролируется и проверяется по данным первичной документации, учета и отчетности.

Фактический контроль состоит в установлении действи­тельного реального состояния объекта путем подсчета, взве­шивания, измерения, лабораторного анализа и т. п. К объек­там фактического контроля относят: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовую продукцию, незавершенное производство.

Фактический и документальный контроль взаимосвя­заны, поэтому совместное применение их дает возможность установить действительное состояние объектов, разработать меры по устранению недостатков.

По формам осуществления экономического контроля различают такие контрольные проверки: превентивные, текущие, тематические, ревизии.

Превентивные (от лат. praeventivus — предупредитель­ный) контрольные проверки осуществляют на стадии пред­варительного контроля производственной и финансово-хо­зяйственной деятельности объединений и предприятий. Собственник или делегированное им лицо проверяет опти­мальность планов и сбалансированность ресурсами соглас­но технически обоснованным нормативам.

Министерство финансов Украины и его органы на мес­тах проверяют обоснованность финансовых планов, взно­сы в государственный бюджет налога на прибыль (доход), добавленную стоимость и другие поступления в местный бюджет согласно установленным нормативам. Коммерче­ские банки проверяют соответствие расчетно-кредитных отношений действующим законодательным актам: обосно­ванность планов капитальных вложений и финансирова­ние их согласно утвержденным нормативам, лимитам дол­госрочного кредитования. Если эти органы государствен­ного контроля осуществляют превентивные проверки периодически, то внутрихозяйственный контроль на пред­приятии предусматривает их систематическое и непрерыв­ное выполнение. Санкционируя выполнение хозяйствен­ной операции, руководитель предприятия и лица, им упол­номоченные, предварительно проверяют ее со стороны хо­зяйственной целесообразности, нормативно-правовой и плановой обоснованности, хозяйственной и материальной ответственности лиц, которым поручено ее исполнение, и т. п. В превентивных проверках хозяйственных операций, отражаемых в системе бухгалтерского учета, особенно от­ветственна роль главного бухгалтера. Каждая хозяйственная операция, зафиксированная на материальных носите­лях, подлежит повторной превентивной проверке, которую осуществляет главный бухгалтер или лицо, уполномоченное им, после санкционирования руководством предприятия ее выполнения.

Одновременно с проверкой хозяйственной операции по указанным выше параметрам, также контролируемым бухгалтерией, проверяется юридически - правовая обосно­ванность документа, отражающего достоверность проведе­ния хозяйственной операции, количественные и качествен­ные ее показатели, нормы расходования ресурсов, цены на товарно-материальные ценности и объекты основных фон­дов, заполнение показателей, обеспечение сохранности цен­ностей, кодирование реквизитов документа, которые опре­деляют содержание и характеристику операции для отра­жения в системе бухгалтерского учета хозяйственной деятельности.

Исключительно большое значение имеет превентивный контроль хозяйственной деятельности, осуществляемый главным бухгалтером. Нормативными актами о главном бухгалтере предусмотрено, что документы, являющиеся основой для приема и выдачи денежных средств и товар­но-материальных ценностей, а также кредитные и расчет­ные обязательства подписывает руководитель объединения, предприятия и главный бухгалтер или лицо, им на то упол­номоченное. Без подписи главного бухгалтера указанные документы считают недействительными и не принимают к исполнению материально ответственные лица и бухгалте­рия объединения, предприятия, а также учреждения банка. Главному бухгалтеру предоставлено право не принимать к исполнению и оформлению документы по хозяйственным операциям, противоречащие законодательству и установлен­ному порядку приема, хранения и расходования средств, товарно-материальных и других ценностей.

Превентивные проверки — наиболее эффективное сред­ство экономического контроля, поскольку они дают возможность предотвратить возникновение недостач, перерасходов и потерь ресурсов в хозяйственной деятельности объедине­ний, предприятий, отрасли, народного хозяйства в целом.

Текущие контрольные проверки — средство оператив­ного систематического контроля конкретных операций хо­зяйственной деятельности объединений, предприятий. Те­кущие проверки проводят все контролирующие органы по вопросам, которые входят в их компетенцию. Так, учрежде­ния коммерческих банков во время текущего контроля проверяют использование денежной наличности из кассы, своевременность и полноту сдачи выручки в банк. При те­кущем контроле финансирования капитальных вложений банки проверяют организацию строительства, обеспечен­ность проектной документацией объектов, которые строятся, внедрение индустриальных методов строительства и т. п. Госкомстат Украины и его органы на местах осуществляют текущие проверки применения типовой документации в учете хозяйственной деятельности объединений, предприя­тий, обнаруживают избыточную отчетность, не утвержден­ную в установленном порядке, достоверность статистичес­кой отчетности.

Внутрисистемный контроль применяется для проверки выполнения подведомственными объединениями, предприя­тиями указаний собственника по вопросам их деятельности, а внутрихозяйственный с помощью текущих проверок — для оперативной проверки выполнения хозяйственных опе­раций непосредственно на предприятии (расходование и со­хранность товарно-материальных ценностей, обеспеченность массоизмерительными приборами и использование их; ка­чество изготавливаемой продукции, организация пропуск­ного режима, соблюдение трудового законодательства и т. п.).

Следовательно, текущие контрольные проверки являют­ся способом оперативного систематического контроля конкретных операций хозяйственной деятельности, кото­рые не требуют применения сложных методик и выпол­няются, чтобы предотвратить бесхозяйственность.

Тематические контрольные проверки — средство пе­риодического оперативного хозяйственного контроля вы­полнения объединениями, предприятиями однородных хо­зяйственных операций, например использования материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечения сохран­ности собственности. Тематические проверки подобны те­кущим, но производятся по более широкому кругу показа­телей конкретной темы с применением методов экономи­ческого анализа, вычислительной техники и привлечением специалистов разного профиля не систематически, а перио­дически по мере возникновения потребности. Если в про­цессе текущего обследования применяются в основном ме­тоды фактического контроля, то при тематических провер­ках используются планово-нормативная и договорная ин­формация, данные бухгалтерского учета, хронометражных наблюдений, выборочных инвентаризаций и т. п.

Ревизия — метод заключительного (ретроспективного) контроля, который дает возможность произвести всесторон­нюю оценку производственной и финансово-хозяйственной деятельности объединения, предприятия и других объек­тов предпринимательской деятельности относительно вы­полнения производственных и финансовых планов, расхо­дования материальных и трудовых ресурсов, результатов коммерческой деятельности за обревизованный период, обес­печения сохранности собственности, обнаружения резервов повышения эффективности производства и совершенство­вания качества продукции, ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.

Исходя из содержания экономического контроля, пери­одичности, информационного обеспечения и форм осуще­ствления выделяют общеэкономический и финансово-хо­зяйственный контроль.

Общеэкономический контроль имеет следующие объек­ты исследования: выполнение программ экономического и социального развития страны, региона; удовлетворение жизненно важных потребностей людей; динамика ценообразования; конъюнктура рынка; использование ресурсов стра­ны, региона и другие крупномасштабные национальные про­граммы народнохозяйственного значения, — т. е. осущест­вляется на макроэкономическом уровне.

Финансово-хозяйственный контроль исследует финан­сово-хозяйственную деятельность предпринимателей в сфере производства, обмена и потребления общественно необхо­димого продукта на микроэкономическом уровне.

Следовательно, все виды экономического контроля взаи­мосвязаны и взаимообусловлены, направлены на успешное развитие экономики для удовлетворения жизненных по­требностей людей.

Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи

Хозяйственная деятельность в условиях рыночной эко­номики обобщается с использованием денежного измери­теля, т.е. финансового критерия. Поэтому в системе эконо­мического контроля сформировался финансовый контроль. Содержанием этого контроля являются производственные отношения и производительные силы в сфере макро- и микроэкономики хозяйственной деятельности. В сфере мак­роэкономики функционирует государственный финансово-экономический контроль, который осуществляет Счетная палата Верховной Рады Украины. Объектами его являют­ся Государственный бюджет Украины (формирование и рас­ходование), сметы высших органов государственной испол­нительной, судебной власти, иностранные валютные креди­ты, иностранные инвестиции в крупномасштабные програм­мы и т. д.

На уровне микроэкономики функционирует финансово-хозяйственный контроль, который осуществляют Государ­ственная контрольно-ревизионная служба Украины и контрольно-ревизионные подразделения владельцев капитала, а также по заказу последних — независимые аудиторские организации (фирмы).

Цель финансово-хозяйственного контроля — способство­вать рациональному использованию денежных средств и предметов труда, а также самого труда в предприниматель­ской деятельности для получения наибольшей прибыли. Задачи финансово-хозяйственного контроля подразделяются на частные и общие. Решение частных задач предусмат­ривает проверку одной из сторон хозяйственной деятельно­сти (использование сырья в производстве, выпуск продук­ции и ее себестоимость, сохранность ценностей), а общих — всей хозяйственной деятельности объединения, корпорации с определением рентабельности и конкурентоспособности продукции, прибыльности хозяйствующих субъектов.

Основными задачами финансово-хозяйственного конт­роля являются выявление и профилактика нарушений в технологии производства, имеющих причинные связи с выпуском недоброкачественной продукции, перерасходами сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов; невыполнением договорных обязательств по кооперирован­ным поставкам; неконкурентоспособностью продукции; убыточной работой отдельных хозяйствующих субъектов.

Финансово-хозяйственный контроль в Украине осущест­вляется государственными контрольными органами, об­щественным и независимым аудиторским контролем, а так­же самими владельцами капитала, вложенного в предпри­нимательскую деятельность. Так, от Министерства финан­сов Украины финансово-хозяйственный контроль на пред­приятиях, в объединениях, концернах, корпорациях осуще­ствляет Главная государственная налоговая администрация; от местных Советов народных депутатов и их комиссий — контрольно-ревизионные подразделения; независимый кон­троль осуществляют аудиторские фирмы. Собственник, ко­торый имеет в своей предпринимательской деятельности хозрасчетные предприятия, организации, осуществляет финансово-хозяйственный контроль за их деятельностью че­рез бухгалтерию, специальные контрольно-ревизионные службы, а также подразделения внутреннего аудита.

Формами финансово-хозяйственного контроля являют­ся тематические проверки, ревизии, аудит. Тематические проверки производят все контролирующие органы; ревизии — собственники и Государственная контрольно-ревизион­ная служба; аудит — независимые специализированные хозрасчетные аудиторские организации.

Основным контролирующим органом финансово-хозяй­ственной деятельности предпринимателей является Госу­дарственная налоговая администрация Украины, в состав которой входят государственные налоговые администрации в областях, районах, городах. Задачи и функции ее опреде­лены Указом Президента Украины о Государственной на­логовой администрации Украины.

Основной задачей государственной налоговой админис­трации является обеспечение соблюдения законодательства о налогах, полный учет всех плательщиков налогов и дру­гих обязательных платежей в бюджет, осуществление кон­троля и обеспечение правильности исчисления и уплаты этих налогов.

Государственная налоговая администрация Украины выполняет следующие функции:

осуществляет контроль за соблюдением законодатель­ства о налогах и других платежах в бюджет, а также за индивидуальной трудовой деятельностью;

организовывает работу государственных налоговых ад­министраций по учету, оценке и реализации конфискован­ного, а также имущества, перешедшего по праву наследова­ния к государству, и сокровищ;

организовывает с привлечением государственных нало­говых администраций проверку правильности взыскания и сохранности денежных средств, полученных в уплату го­сударственной пошлины, а также при осуществлении кас­совых операций исполнительными комитетами сельских и поселковых Советов народных депутатов, при приеме от на­селения средств в уплату налоговых платежей;

разрабатывает и издает инструкции, методические ука­зания и другие нормативные документы о порядке приме­нения законодательных актов о налогах и других плате­жах в бюджет.

Государственные налоговые администрации в районах и городах выполняют следующие функции:

контролируют соблюдение законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

обеспечивают своевременный и полный учет платель­щиков налогов и других платежей в бюджет;

контролируют своевременность представления налого­плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налого­вых расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет, а также проверяют дос­товерность их относительно правильности определения при­были, дохода, других объектов налогообложения и исчисле­ния налогов и других платежей в бюджет;

контролируют соблюдение гражданами законодательства об индивидуальной трудовой деятельности;

обеспечивают взыскание финансовых санкций за нару­шение обязательств перед бюджетом;

передают правоохранительным органам материалы о фактах нарушений, за которые предусмотрена криминаль­ная ответственность, а также подают в арбитражные и су­дебные органы иски к предприятиям, организациям и граж­данам о взыскании в доход государства средств, получен­ных ими по незаконным соглашениям, и в других случаях получения средств без установленных законом оснований.

Государственные налоговые администрации имеют ши­рокие права в финансово-хозяйственном контроле. В част­ности, им предоставлено право у субъектов предпринима­тельской деятельности проверять и в случае необходимос­ти изымать денежные документы, проверять бухгалтерский учет и отчетность, планы, сметы, декларации и другие документы, связанные с вычислением и уплатой налогов, полу­чать необходимые объяснения, справки по этим вопросам. Они имеют право фактического контроля производствен­ных, складских, торговых помещений предприятий и граж­дан, используемых для получения доходов.

Государственные налоговые администрации имеют пра­во применять к предприятиям, учреждениям, организаци­ям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания штрафов за неправильную уплату налогов, а также нала­гать административные штрафы на должностных лиц пред­приятий, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (до­хода) или других объектов налогообложения, отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением уста­новленного порядка и бухгалтерских отчетов, в непредстав­лении, несвоевременном представлении или представлении в неустановленной форме бухгалтерских отчетов и балан­сов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с вычислением и уплатой налогов. За аналогичные действия на граждан, занимающихся индивидуальной трудовой дея­тельностью, государственные налоговые администрации имеют право также накладывать административные штра­фы. Размер административных штрафов установлен зако­нодательными актами.

Государственная контрольно-ревизионная служба осу­ществляет финансово-хозяйственный контроль организаций, финансируемых из бюджета, путем проведения ревизий и тематических проверок расходования средств в соответствии с утвержденными сметами, а также сохранности государ­ственной собственности, соблюдения законодательства и нор­мативных актов в их деятельности.

Государственная инспекция по контролю за ценами — важное звено финансово-хозяйственного контроля, который она осуществляет в составе Минэкономики Украины. В соответствии с возложенными на нее задачами она прово­дит проверку соблюдения законодательства при установле­нии и применении цен и экономическом их обосновании во всех отраслях экономики, выполняя эту работу вместе с налоговыми администрациями, правоохранительными и другими контролирующими органами; может лишать субъекты предпринимательства права применять договор­ные (свободные) цены в случае чрезмерного их роста и со­кращения производства товаров в натуральных показате­лях, а также отменяет цены и тарифы, утвержденные с на­рушением требований законодательных актов Украины по вопросам ценообразования, с одновременным представле­нием соответствующим органам управления предложений по установлению фиксированных или регулированных цен и тарифов. Государственная инспекция издает обязатель­ные для выполнения министерствами и ведомствами, объе­динениями, предприятиями указания об устранении наруше­ний дисциплины цен, причин и условий, порождающих эти нарушения. Кроме того, она разрабатывает и издает инструк­тивные и методические указания, другие нормативные доку­менты о порядке применения законодательных актов по вопросам контроля за ценами; применяет по отношению к субъектам предпринимательства в соответствии с действу­ющим законодательством экономические санкции за на­рушение порядка установления и применения цен; прово­дит мероприятия по профессиональной подготовке и пере­подготовке кадров.

В условиях рыночных отношений возникают конфликт­ные ситуации между объектами предпринимательства и органами государственного контроля относительно размера налогов, которые следует платить в бюджет, цен и порядка их применения. Эти спорные вопросы решаются правоохра­нительными и государственными органами управления при условии, что стороны представляют письменные заключения независимого аудиторского контрольного органа.

Цели финансово-хозяйственного контроля зависят от среды, в которой он функционирует и для обслуживания которой он создан. Под средой понимают все то, что окру­жает объект контроля или его элементы и воздействует на них. Такие воздействия можно разделить на вещественные, энергетические и информационные. Проведение финансо­во-хозяйственного контроля основывается в значительной степени на информационном факторе, который связан с ве­щественными элементами производства, его технологией и маркетингом, а также планированием, учетом, анализом и управлением финансово-хозяйственной деятельностью.

Технологические процессы контролируют с помощью статистических методов, где объект контроля выступает как «черный ящик». Количественная характеристика цели финансово-хозяйственного контроля обусловлена выбором системы оценки показателей хозяйственной деятельности, которые объединяют в следующие группы:

экономическая — эффективность, себестоимость продук­ции, рентабельность, рыночная стоимость и прибыль;

технико-экономическая — производительность труда, надежность работы оборудования;

технологическая — точность, качество и конкуренто­способность продукции, надежность и прогрессивность тех­нологии.

Следовательно, содержание, цели и задачи финансово-эко­номического контроля определяют его функции в управлении хозяйственной деятельностью.

Глава 3. АУДИТОРСКИЙ КОНТРОЛЬ, ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Содержание и функции аудиторского контроля

Теоретических разработок в области аудита крайне мало в Украине и странах СНГ, т.е. отечественная практика ауди­та не нашла пока необходимого обобщения. Поэтому содер­жание и функции аудиторского контроля трактуются в различных пособиях, статьях и даже учебниках неодно­значно, что отрицательно сказывается на развитии аудита. Отдельные авторы считают «ревизию» синонимом «ауди­та», поэтому переносят полностью содержание, функции и задачи ревизии на аудит. Другие — подменяют ведомствен­ную ревизию в отдельных отраслях хозяйствования на аудит. Третьи — включают аудит в систему финансово-хозяйственного контроля как отдельный вид финансового контроля, что более логично, поэтому данное направление необходимо сделать наиболее приемлемым и его следует развивать.

Финансово-хозяйственный контроль деятельности пред­приятий при рыночных отношениях и разных формах соб­ственности наполнился другим содержанием. Возникла новая форма финансово-хозяйственного контроля — ауди­торский контроль. Это независимый контроль, который осу­ществляют аудиторские организации (фирмы) по догово­рам с предприятиями и предпринимателями, а также отдель­ные независимые аудиторы (от лат. auditor — слушатель, которому учитель поручил проверять уроки других учени­ков, проверяющий).

Государственная налоговая служба и ее органы на мес­тах имеют право требовать от субъектов хозяйствования при представлении годовых отчетов о финансово-хозяйствен­ной деятельности заключения (акты) о проверке аудито­ром (аудиторской организацией) достоверности бухгалтер­ского учета и отчетности. Аудиторские заключения в соот­ветствии с законодательством имеют право требовать от субъектов хозяйствования учреждения Национального бан­ка Украины при выдаче кредитов, использовании государственного финансирования в их деятельности. Этим же правом пользуются коммерческие банки, органы государ­ственной статистики по вопросам их компетенции.

Аудит в современном понимании существует свыше двухсот лет. Возник он тогда, когда впервые началось разгра­ничение интересов между лицами, которые непосредственно занимаются управленческой деятельностью (менеджерами) и собственниками капитала, вложенного в деятельность субъекта хозяйствования. Вместе с тем начали зарождать­ся акционерные товарищества, и аудитор занял централь­ное место общественного контролера внешней отчетности правления компании, отстаивая интересы сторон (прежде всего акционеров), заинтересованных в объективных бух­галтерских показателях. В основном таким образом фор­мируется содержание современного аудита, который широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.

Аудит в странах с развитой рыночной экономикой про­шел в своем развитии определенный эволюционный путь.

Вначале аудит был лишь орудием проверки и подтвер­ждения достоверности бухгалтерских документов и отче­тов, затем он стал системно-ориентированным на активи­зацию экономической деятельности. При этом с целью пре­дупреждения ошибок основные усилия были направлены на повышение эффективности системы управления пред­приятием и прежде всего системы его внутреннего контро­ля, что положительно отразилось на точности учета и досто­верности отчетных данных. Таким образом, системный под­ход обусловил новые качества аудита, его консультатив­ную деятельность. При системном подходе осуществляет­ся формализация аудиторских процедур, позволяющих опти­мизировать проведение проверок, начиная с подготовитель­ной стадии и заканчивая составлением аудиторского за­ключения. Третий этап развития аудита — это его ориен­тация на предупреждение возможного риска при проведе­нии проверок или консультаций, недопущение риска. Осо­бенность риска для аудитора объясняется не только возможностью утраты репутации аудитором или аудиторской фир­мой и потери клиента, но и большими штрафами в тех слу­чаях, если из-за непорядочности и неправильного заключе­ния аудитора заказчику-клиенту причинен материальный ущерб.

Заявляя об ошибках и других обнаруженных наруше­ниях, аудитор должен соблюдать конфиденциальность, так как нарушение ее может причинить ущерб заказчику. Ауди­тор может не выполнять часть работы в случае, если он доверяет системе внутреннего контроля, действующего на предприятии. Например, он может использовать данные инвентаризаций товарно-материальных ценностей, проведен­ных ревизорами предприятия-заказчика, если уверен, что проверки произведены правильно. Кроме того, аудитор про­являет доверие к заключениям других аудиторов, прове­рявших организации и дочерние филиалы компании, при аудите сводного (консолидированного) финансового отчета материнского предприятия.

Аудиторская проверка проводится с использованием аудиторских стандартов (норм аудита), разработанных практикой в странах с развитой рыночной экономикой. Аудиторские стандарты. — это основные принципы вы­полнения аудиторских процедур. Им нужно следовать не­зависимо от условий, в которых проводится аудит. В состав аудиторских стандартов включаются пояснения и нормы аудита, являющиеся руководством к выполнению аудитор­ских процедур, применения их к отдельным объектам про­верки, подготовки аудиторских отчетов.

В аудиторской практике выделяются два основных на­правления деятельности: частный аудит и аудит по зако­ну. Под термином «частный аудит» следует понимать аудит, осуществляемый по желанию заинтересованной стороны (партнера по компании) в частном порядке по договорен­ности, независимо от того, предусмотрена ли такая провер­ка законом. Аудит по закону (обязательный) является не­обходимой мерой защиты интересов учредителей (акционеров, участников капитала) и государства от непреднаме­ренного искажения в отчетности показателей предприни­мательской деятельности. Каждая компания с ограничен­ной ответственностью по закону обязана приглашать ква­лифицированного аудитора для проверки своих бухгалтер­ских счетов. Характер и масштабы частного аудита зави­сят в основном от заинтересованного клиента. Масштабы аудита по закону четко обозначены, и изменять их ни ди­ректора, ни акционеры, ни даже аудиторы компании-кли­ента не имеют права.

Аудит является сильным моральным стимулом для добросовестной работы служащих фирмы. Понимание того, что все записи и отчеты будут проанализированы незаин­тересованными лицами, вынуждает служащих аккуратно и четко вести учет и составлять отчетность о хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателя.

Проводят аудит преимущественно после окончания от­четного периода и отражения деятельности предприятия в бухгалтерском учете и отчетности. На практике такое чет­кое разграничение аудиторской и бухгалтерской работы не всегда возможно, особенно при частном аудите в неболь­ших компаниях. Мелкие фирмы часто не утруждают себя заданиями ведения бухгалтерских книг и составлением отчетов, возлагают это на аудиторов. Необходимо указать, что в таких ситуациях бухгалтерские отчеты не являются составляющей аудита. Скорее наоборот, для объективной оценки проверки этому аудитору не следует выполнять контрольные функции.

Содержание аудиторского контроля как одной из форм финансово-хозяйственного контроля состоит из экспертной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприя­тия по данным бухгалтерского учета, баланса, отчетности, внутреннего аудита.

Распространено мнение, что аудит необходим только для больших предприятий со сложной структурой или компа­ний, в которых акционеры нуждаются в защите своих интересов. Однако очень часто проведение аудиторской про­верки имеет преимущества даже в тех случаях, когда с точ­ки зрения закона она не обязательна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.048 с.)