Классификация организационных форм аудиторского контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация организационных форм аудиторского контроля



Организационное и методическое обеспечение является базисом всей системы финансово-хозяйственного контро­ля, в том числе и его важнейшего вида — аудиторского. Без единого подхода к функциям аудита (многие авторы не считают его видом финансового контроля) нельзя про­вести классификацию организационных форм аудиторского контроля. Не имея единого методического подхода в части классификации аудиторского контроля, нельзя достигнуть комплексного решения его организации и методологии.

Аудиторский контроль — аудит — в зависимости от задания заказчика выполняет функции предварительного, перманентного (текущего, оперативного), ретроспективного (послеоперационного) и стратегического видов финансово-хозяйственного контроля. Аудит имеет единый предмет и метод с другими видами контроля (ревизия, тематические проверки и т. п.), поэтому использует те же источники ин­формации, методические приемы и контрольно-ревизион­ные процедуры.

Классификация аудиторского контроля финансово-хо­зяйственной деятельности представлена на рис.3.1.

Рис. 3.1. Классификация аудиторского контроля финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия

По организационным признакам аудит подразделяет­ся на регламентированный, договорный, внутренний (ведом­ственный) и государственный.

Проведение регламентированного аудита регулирует­ся законодательством и нормативными актами, которыми определены субъекты хозяйственной деятельности, подле­жащие обязательному аудиту, например, по данным годо­вого финансового отчета о финансово-хозяйственной дея­тельности до представления его налоговым службам или в сроки, определенные органами государственного управле­ния; при получении банковского кредита — обязательное представление заемщиком заключения аудитора о его фи­нансовом состоянии. Перед эмиссией ценных бумаг эми­тент обязан согласно правилам Национального банка Украи­ны представить заключение аудитора о его финансовом состоянии. В частности, по данным бухгалтерского учета, баланса и отчетности субъекта хозяйствования в заключе­нии аудитора должны быть отражены следующие показа­тели: общий размер прибыли и источники ее формирова­ния; сумма уплаченных налогов; прибыль, подлежащая распределению между акционерами; размер капитализи­рованной прибыли (с разбивкой по фондам); сумма прибы­ли, отчисленной в резервный фонд; другие направления использования прибыли (расшифровываются).

Договорный — объект аудита, объем работ, период и сро­ки их выполнения обусловливаются договором между субъектом предпринимательской деятельности и аудитор­ской организацией (аудитором).

Внутренний (ведомственный) аудит — проводится соб­ственником в зависимости от потребности управления мар­кетингом, определения платежеспособности и предупреж­дения банкротства. Применяется он как на предприятиях, так и внутри компаний, концернов и др.

Государственный — аудиторские подразделения нало­говых служб, которые непосредственно у плательщиков налогов (юридических и физических лиц) проверяют состояние учета хозяйственных операции и отражение их в финансовой отчетности, полноту и своевременность начис­ления и уплаты налогов в государственный и муниципаль­ный бюджеты, финансовые фонды и др.

По процессуальным признакам, т.е. участию в процес­се проведения аудита различных специалистов и аудитор­ских организаций, аудит подразделяется на одно-, много­предметный (комплексный), комиссионный.

Однопредметный — исследуется вопрос одного вида (предмета) аудита — платежеспособности, эмиссии ценных бумаг и др.

Многопредметный — комплексный аудит стратегии управления маркетингом, выполнения народнохозяйствен­ных программ, поэтому в нем принимают участие специа­листы разных профессий, а также различных аудиторских организаций. Комплексный аудит может выполняться ло­кально, когда каждый аудитор исследует вопросы, относя­щиеся к его компетенции (предмету). Свои заключения они передают заказчику для обобщения и комплексной оценки в зависимости от его потребностей.

Комиссионный аудит проводится несколькими специа­листами разных профессий, но одной аудиторской органи­зации, поэтому обобщение делается в одном заключении, которое подписывается всеми аудиторами, принимавшими в нем участие. Этот аудит осуществляется, как правило, аудиторскими фирмами, которые назначают одного из ауди­торов руководителем. Обязанностью его является синтези­рование результатов исследования разных аудиторов, при­нимавших участие в комиссионном аудите. Руководитель аудиторской группы должен иметь наибольшие познания в отрасли методологии финансово-хозяйственного контроля, методики экономических исследований, уметь синтезиро­вать выводы других аудиторов (экономистов, социологов, технологов), имеющих отношение к одной программе ис­следования, т.е. классифицировать аудиторскую идентифи­кацию их.

Изложенная классификация по процессуальным при­знакам предусмотрена нормами процессуального права, относящимися к экономическим экспертизам, поэтому их правомерно применять в теории и практике аудита.

По содержанию и функциям в управлении финансово-хозяйственной деятельностью аудит подразделяют на пре­дупредительный, перманентный (текущий), ретроспективный (послеоперационный) и стратегический.

Предупредительный — это аудит, целью которого есть предупреждение разного рода конфликтных ситуаций в финансово-хозяйственной деятельности до их возникнове­ния, т.е. на стадии подготовки технологии производства, до проведения маркетинговых операций и др. Проводится он преимущественно внутренним аудитом, действующим в структуре предприятия как специальное подразделение или этими функциями наделено контрольно-ревизионное под­разделение.

Перманентный — это аудит, который проводится не­прерывно в процессе финансово-хозяйственной деятельно­сти предприятия. Целью его является обеспечение менед­жеров информацией об отклонениях производственных процессов от заданных параметров, финансовой стабильно­сти в маркетинговой деятельности, конкурентоспособности произведенной продукции, работ и услуг на внутреннем и зарубежном рынках. Перманентный аудит осуществляет­ся внутренним аудиторским подразделением предприятия или внешним аудитом на договорных началах.

Ретроспективный — это аудит, который проводится после выполнения хозяйственных операций преимуществен­но за прошлый год. Проводится он внешними аудиторски­ми организациями, аудиторами.

Внешний аудит выполняют аудиторские фирмы по до­говорам с заказчиками — предприятиями и предпринима­телями. В соответствии с этими договорами заказчик на­правляет аудиторской фирме заказ, в котором указывает конкретные вопросы для решения аудитом. Вопросы эти касаются проверки состояния финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета, баланса и отчетности. При этом аудит определяет соответствие этой деятельности законодательству, а также достоверность ее отражения в системе бухгалтерского учета и отчетности. На договорных началах аудиторская фирма предоставляет предприятию-заказчику разные аудиторские услуги по со­вершенствованию бухгалтерского учета и контроля финан­сово-хозяйственной деятельности, консультации и рекомен­дации по вопросам бизнеса.

Аудит на современном этапе его развития подразделя­ется на добровольный и обязательный для субъектов пред­принимательства, годовые отчеты которых по действующему законодательству подлежат обязательному аудиту. Перечень субъектов, подлежащих обязательной аудиторской провер­ке, определяют согласно законодательству органы государ­ственного управления по поручению правительства в зави­симости от определенных экономических критериев — вида собственности и формы деятельности субъектов, размера производства и реализации продукции (работ, услуг), чис­ленности работников и др.

При обязательном аудите субъекту хозяйственной дея­тельности предоставляется право самостоятельного выбора аудиторской фирмы. Вместе с тем к выполнению аудита нельзя привлекать лиц, являющихся родственниками руко­водителя предприятия, деятельность которого проверяется.

Развитие независимого внешнего аудита через аудитор­ские фирмы зависит от качества аудиторских проверок и ответственности аудиторов за квалифицированное и добро­совестное выполнение своих договорных обязательств пе­ред клиентом.

По результатам проверки при внешнем аудите аудитор составляет заключение, в котором дает оценку состоянию учета, внутрихозяйственного контроля и достоверности от­четности предприятия, а также другим сторонам его деятельности. Ретроспективный аудит проводится с участием руководителя предприятия, ответственного за его деятель­ность, и главного бухгалтера, на которого возложена ответ­ственность за отражение этой деятельности в системе бух­галтерского учета и отчетности. На основании акта ауди­торской проверки аудитор составляет заключение, в кото­ром указывает достоверность годового бухгалтерского от­чета и соответствие его нормативным актам. На основе аудиторского заключения собственник принимает решение об утверждении годового отчета предприятия. В случае от­рицательного заключения аудитора подтвердить достовер­ность годового отчета предприятие обязано исправить от­меченные недостатки и представить исправленный отчет на вторичную аудиторскую проверку.

Стратегический — это аудит, который решает вопросы стратегии развития фирмы, компании в перспективе. Преж­де всего это относится к маркетинговой деятельности. Мар­кетинг — это динамическая система прогнозного бизнеса, поэтому компании периодически осуществляют так назы­ваемую ревизию маркетинга.

Ревизия маркетинга — это комплексное, системное, не­предвзятое и регулярное аудиторское исследование марке­тинговой среды фирмы, ее задач, стратегии и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем, а также открывающихся возможностей, разработки рекомен­даций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы.

Аудитор, проводящий ревизию маркетинга, должен оз­накомиться с текущими и перспективными планами фи­нансово-хозяйственной деятельности фирмы, бухгалтерски­ми балансами и отчетами за ряд лет. На основании собран­ной информации он составляет план ревизии маркетинга, позволяющий разработать рекомендации по стратегическо­му развитию фирмы.

План ревизии маркетинга включает следующие части: ревизию маркетинговой среды (демографические, экономиче­ские, природные, экологические, научно-технические, полити­ческие, культурные факторы); микросреды (рынки, клиенту­ра, конкуренты, поставщики); стратегии маркетинга (про­грамма деятельности фирмы, эффективность менеджмента); результативности маркетинга (маркетинговый контроль, ана­лиз прибыльности, товары, цена, реклама, стимулирование сбыта, пропаганда). Такой план позволяет провести иссле­дования планирования деятельности фирмы, выявить ры­ночные возможности в сферах, где фирма может иметь яв­ные конкурентные преимущества. Резервы можно выявить, интенсивно увеличивая масштабы товарно-рыночной дея­тельности (более глубокое проникновение на рынок, рас­ширение границ собственного рынка, совершенствование качества товара). На практике фирмы применяют три типа маркетингового контроля своей деятельности: выполнения годовых планов, прибыльности и стратегический контроль.

Следовательно, стратегический аудит — это проверка оптимальности стратегии и программы развития фир­мы применительно к прогнозной маркетинговой среде и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Необходимо отметить, что все виды аудита взаимосвя­заны в единой системе финансово-хозяйственного конт­роля, направлены на совершенствование предприниматель­ской деятельности независимо от форм собственности и хозяйствования в условиях рыночных отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.011 с.)