Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Информационное обеспечение финансово-хозяйственного контроля и аудита

Поиск

Содержание, задачи, классификация информационного обеспечения финансово-хозяйственного контроля и аудита

Информация — это сведения о событиях, процессах, про­исходящих в хозяйственной деятельности людей, природе, обществе. Информация является объектом хранения, пере­дачи и преобразования для использования в любой сфере человеческой деятельности. Различают информацию зву­ковую, текстовую, цифровую и др.

Сообщение — форма представления информации. Каж­дая информация имеет свои формы представления, состоя­щие в изменении любой величины: высоты и частоты ко­лебаний звука, интервала между импульсами и т. п. Эта переменная величина называется сигналом, то есть носите­лем информации.

Задачей информационного обеспечения является инфор­мирование участников контрольно-аудиторского процесса о состоянии подконтрольных объектов, функционировании их и соответствиях нормативно-правовым актам и законо­дательству в хозяйственном механизме предприятий. Кро­ме того, информационное обеспечение является средством коммуникации аудиторов и ревизоров по вопросам, касаю­щимся их профессиональной деятельности.

Информационное обеспечение хозяйственного механиз­ма усложняется в соответствии с ростом общественного производства в условиях рыночных отношений и ускоре­ния научно-технического прогресса. Прежде всего увели­чиваются объемы экономической информации о деятель­ности предприятий, концернов, корпораций, совместных предприятий, содержащей данные для исследования реви­зией и аудитом. Рост объемов информации усложняет орга­низацию и методику проведения ревизии и аудита финан­сово-хозяйственной деятельности.

Экономическая информация — это совокупность сведе­ний, характеризующих производственную и финансово-хо­зяйственную деятельность.

Исходя из задач информационного обеспечения и роли в контрольно-аудиторском процессе в основу его класси­фикации положена профессиональная информационная коммуникация, познавательность информации и содержа­ние информационного обеспечения (рис. 8.1).

Профессиональная информационная коммуникация основывается на контактах работников, занятых в конт­рольно-аудиторском процессе.

Различают следующие виды профессиональной инфор­мационной коммуникации работников контроля:

рабочую — между членами ревизионной бригады при осуществлении контрольных функций;

информационную прямую — исследование информации о состоянии подконтрольных объектов и поведения их в динамических процессах производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

информационную косвенную — изучение нормативно-правовых актов, регулирующих поведение подконтрольных объектов, методических указаний и инструкций по выпол­нению контрольно-аудиторских процедур, служебную пе­реписку и т. п.;

информационную опосредованную — изучение данных о производственной и финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий одной отрасли и сопоставление их с данными контролируемого предприятия, специальной ли­тературы, а также информации радио, телевидения и кино.

В информационном контакте экономисты-контролеры, аудиторы используют принципы информатики — науки, которая изучает строение и общие свойства информации, закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в разных сферах деятельности человека. Все виды информации, зафиксированной на материальных но­сителях (бумаге, перфокартах, перфолентах, магнитных но­сителях и др.), информатика рассматривает как документы, которые различаются по содержанию и особенностям обоб­щения информации.

 

 

Рис. 8.1. Классификация информационного обеспечения финансо­во-хозяйственного контроля и аудита

Относительно финансово-хозяйственного контроля ин­формация — это совокупность любых сведений о состоя­нии и изменениях объектов контроля или соответствии их нормативно-правовым актам. Для целей информирования данные об объекте контроля преобразуются в информаци­онные совокупности, характеризующие отклонения этих объектов от параметров, предусмотренных законодатель­ством, плановыми заданиями, договорами, инструкциями и положениями, утвержденными государственными и хозяй­ственными органами управления.

По степени познавательности информацию в конт­рольно-аудиторском процессе делят на новую, отражающую новизну предложенного решения или обосновывающую причину недостатков, выявленных аудитом (например, ре­зультаты инвентаризации ценностей, факторного анализа выполнения плана производства и реализации продукции, проведенных аудитом), и релевантную, которая раньше была в аналогах, т.е. прототипе (отчетности о производственной и финансово-хозяйственной деятельности контролируемо­го предприятия). Описание прототипа должно касаться толь­ко той части подконтрольных объектов, в которой выявле­ны недостатки в их функционировании, использовании или хранении. Поэтому в акте ревизии или аудита освещение этих объектов на основе релевантной информации должно быть не столько исчерпывающим, сколько достаточным для доказательства истины. Так, нет необходимости в акте ре­визии или аудита описывать подробно результаты выпол­нения плана производства и реализации всей продукции предприятия за контролируемый период, поскольку отчет­ность по ним есть у организации, назначившей аудит. Сле­дует осветить причины невыполнения плана по отдельным видам продукции на основе данных, которые имеются в бухгалтерской отчетности, установить лиц, ответственных за недостатки в деятельности предприятия. Таким образом, новая информация, созданная в процессе проведения ревизии и аудита, и релевантная, имеющаяся в планах эко­номического и социального развития предприятия, бухгал­терской и статистической отчетности, в одинаковой степе­ни являются объектами ревизии и используются в конт­рольно-аудиторском процессе.

По содержанию информационное обеспечение финансо­во-хозяйственного контроля и аудита делят на законода­тельное, плановое и нормативно-справочное, договорное, тех­нологическое, организационно-управленческое и фактогра­фическое.

Законодательное — совокупность законов, регулирую­щих общественные и отдельные законотворческие отноше­ния. Законодательство — это деятельность высших орга­нов государственной власти по изданию законов. В Украи­не законодательство осуществляется исключительно Вер­ховной Радой Украины.

Законодательное обеспечение включает также законо­дательные акты по вопросам общественного, трудового, кри­минального и административного права, которые применя­ются в производственной и финансово-хозяйственной дея­тельности контролируемого предприятия.

Отдельную группу составляют нормативно-правовые акты, которые принимает исполнительная власть на выпол­нение действующего законодательства. К таким актам от­носятся Указы Президента Украины, постановления и рас­поряжения правительства Украины по вопросам экономи­ческого и социального развития государства.

Плановое и нормативно-справочное информационное обеспечение — совокупность информации, которая имеет­ся в планах экономического и социального развития кон­тролируемого предприятия; нормы и нормативы расходо­вания материальных, трудовых и финансовых ресурсов; образование фондов экономического стимулирования, це­левых затрат и др.; размеры платежей в государственный бюджет, по социальному страхованию и т. д.

Планово-экономические данные разрабатывают непо­средственно на контролируемом предприятии в пределах предоставленных ему прав Законом Украины «О предприя­тиях» и утвержденных норм и нормативов. Кроме того, они имеются в разных нормативных актах (инструкции, поло­жения, методические указания), которые издаются государ­ственными и хозяйственными органами управления (Мин­фином, Госкомстатом Украины, банками, комитетами) по планированию, учету, отчетности, контролю, статистике и др.

Договорное обеспечение — хозяйственные договоры, кон­тракты с субъектами предпринимательской деятельности, составленные контролируемым предприятием и утвержден­ные в установленном порядке. К ним относятся договоры на поставку сырья, товаров, реализацию продукции и т. п.

Технологическое — техническая документация по тех­нологии производства продукции, работ и услуг, междуна­родные и национальные стандарты, технические условия качества продукции, отраслевые стандарты, проектно-техническая документация и другие, используемые на контро­лируемом предприятии.

Организационно-управленческое — состоит из структу­ры контролируемого предприятия, его юридически-право­вой, хозрасчетной самостоятельности и организационно-рас­порядительных документов, утвержденных вышестоящей организацией, а также приказы, распоряжения, служебная переписка по вопросам производственной и финансово-хо­зяйственной деятельности. Кроме того, сюда относят орга­низационно-распорядительные документы, которые издает руководство ревизируемого предприятия (штатное распи­сание, приказы и распоряжения), служебную переписку по вопросам его деятельности.

Фактографическое — совокупность данных экономиче­ского характера о фактах (операциях), которые действитель­но произошли в производственной и финансово-хозяйствен­ной деятельности, отражены в первичных документах, учет­ных регистрах бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также в отчетности о деятельности контроли­руемого предприятия, объединения.

Следовательно, классификация информационного обес­печения направлена на всестороннее информирование ра­ботников, занятых в контрольно-аудиторском процессе, о состоянии и изменениях в функционировании объектов фи­нансово-хозяйственного контроля и аудита.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.27.122 (0.007 с.)