Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что Является объектом кейс стади: практика выделения объекта в качественном исследованииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многообразие качественных исследований, которые проводятся во всем мире в огромных количествах, привело к тому, что некоторые исследователи делают попытки каким-либо образом их классифицировать. Существует несколько классификаций, но на сегодняшний день нет достаточно исчерпывающих. И, кроме того, не существует единой системы, с которой бы согласилось большинство. В отличие от количественного исследования, где четко определяются объект и предмет, в стратегии кейс стади главным остается вопрос: «Что является объектом исследования, или единицей анализа?» Этот вопрос является критическим для любого кейса стади. Дело в том, что специфика информации, получаемой в ходе качественного исследования, в том числе и в стиле «кейс стади», делает невозможным построение программы по аналогии с программами количественных исследовательских стратегий. Это не означает, что составление программы опускается вообще. Программа качественного исследования в смысле логической конструкции, привязывающей эмпирические данные к исходным исследовательским вопросам, гипотезам и, в конце концов, к выводам, выступает в виде плана, которым руководствуется исследователь. Главная его цель - помочь избежать ситуации, в которой собранные данные оказываются не связанными с основными исследовательскими вопросами. В кейс стади часто объектом социологического анализа выступает не индивид или группа индивидов, а система действий или взаимодействий индивидов той или иной группы. Обычно в кейс стади изучается какая-либо одна проблема или тема, которая, по мнению исследователей, является фундаментальной для понимания изучаемой системы. При проектировании исследования важно выделить три основных компонента плана, имеющие свои исходные формулировки: 1) объект исследования (случай), 2) исследовательские вопросы, 3) исходные гипотезы. Одним из первых вопросов при проектировании качественного исследования является выбор эмпирического объекта (единицы анализа), то есть определение того, что есть «случай». Если суммировать данные, представленные в литературе по отношению к классификации кейс стади по объекту, то можно сказать, что в основном они сводятся к тому, как исследователи понимают слово «случай» (сазе). С нашей точки зрения, на этот счет существует два противоположных подхода: 1. В качестве случая рассматривается носитель той или иной проблемы, а именно - люди, и, таким образом, под случаем понимается как отдельный индивид, так и целая социальная группа, организация (а именно люди) или общество в целом. 2. Под случаем понимается определенный процесс, роль или какое-то событие. Тогда в полевой работе фиксируется наступление или существование этого явления и далее дается детальное его описание. В самом общем виде мы можем определять случай как явление некоторого вида, встречающееся в ограниченном контексте. Каждый случай имеет центральную часть - «сердце» - и в то же время несколько неопределенную границу с периферией, вне которых ничто не будет изучаться. Если в качестве объекта взят создатель малого предприятия, то граница определяет его семью и сеть профессиональных связей в качестве контекста. Исследователи не будут брать интервью, например, у коллег создателя предприятия на прежнем его месте работы или посещать теннисный клуб, где он/она обедает. Ограничение существует также во времени: никакая информация не будет собрана по прошествии, например, двух лет после регистрации предприятия. Другим примером определения пространственных и временных границ случая может быть изучение конкретного собрания учителей в школе. Всегда важно определить случай на самых ранних этапах проекта: хотя бы интуитивно наметить для себя границу, но при этом помнить, что понятие границы достаточно условно и подвижно в зависимости от обстоятельств. Принятие концептуальной схемы вместе с исследовательскими вопросами помогает определить то, что мы будем рассматривать в качестве случая. Выбор единицы анализа (объекта) имеет и другие нюансы: ОБЪЕКТ. Он в первую очередь связан с тем, что есть случай. Тогда в каждом конкретном случае его составные части могут быть разными. Например, в классических исследованиях в качестве кейсов выступали индивидуумы. Ранними кейсами в Чикагской школе были истории жизни юных правонарушителей. Можно также представить кейсы клинических пациентов, выдающихся студентов или определенного типа лидеров. В каждой ситуации индивид - это и есть случай для изучения. Информация о каждом таком индивиде собирается, и несколько таких индивидов будут включены во множественные случаи. Кроме того, кейсом может быть и некоторое событие, организация, общность, нечто целое. Кейсы были проведены по поводу принятых решений, программ, процессов внедрения чего-либо, организационных изменений. Однако выбор единицы анализа (ОБЪЕКТА) ~ дело очень тонкое. Например, в книге «Душа новой машины» Трейси Киддер писала о развитии нового типа мини-компьютера. Это очень легкая в чтении книга описывает как команда инженеров изобрела и совершенствовала новый компьютер. Книга начинается с процесса концептуализации самого компьютера и заканчивается тем, как команда инженеров передавала бразды правления персоналу маркетингового бюро. Книга - изумительный пример кейс стади. Однако возникает вопрос в определении единицы для анализа. Было ли это исследование о мини-компьютере или оно касалось динамики малой группы - команды инженеров? И ответ является очень важным, если мы хотим понять, каким образом кейс стади соотносится с более широкими понятиями общенаучного знания. Ответ также является важным, если иметь в виду окончательный анализ и возможности обобщений. В приведенном выше случае обобщения могут быть сделаны как относительно технологической стороны разработки, так и относительно групповой динамики Может быть, мы намеренно усложняем процесс понимания того, что является кейсом, но, по нашему мнению, в объект кейс стади входит как непосредственный объект исследования, а именно: завод, предприятие или организация, отдельный человек, - так и определенное событие или события, которые мы наблюдаем в результате изучения этого объекта. Поясним это на примере. В проекте «Перестройка управленческих отношений на предприятиях России», который проводился в 1992-1995 гг., объектом исследования в стиле кейс стади были, с одной стороны, промышленные предприятия в четырех городах России, а, с другой стороны, - именно случаи перестройки управленческих отношений на разных уровнях предприятия. В конечном итоге, если объект, т.е. само предприятие, не менялся в течение всего периода лонгитюдного исследования, то фокус исследования менялся. Если в начале исследования нас интересовали случаи перестройки управленческих взаимоотношений на постах высших уровней, то по мере разворачивания исследования нас интересовали случаи трансформации отношений уже на уровне цеха и мы собирали информацию о том, какую роль в этой перестройке играют менеджеры среднего звена. В международном проекте «Создание и создатели малых предприятий в России возникли в качестве объекта исследования одновременно два значительных феномена: и процесс создания, и группа создателей малых предприятий. Было бы интересно заняться каждым из них и написать о каждом. Один феномен - создание малых предприятий, другой феномен - биографии людей. Когда пришло время интегрировать результаты анализа, было решено сосредоточиться на ходе создания малых предприятий. Биография сохранилась как второстепенная идея, как феномен, действующий и как условие создания, и сам, в свою очередь, находящийся под его влиянием. В будущей публикации создание малых предприятий и его влияние на биографию могут быть поставлены в центре внимания. Создание малых предприятий в этом случае будет рассматриваться как ряд условий, влияющих и на биографическую траекторию в этой связи. Итак, единицами анализа в качественном исследовании могут быть и отдельные люди, и отдельные группы, и определенные события. Как их отбирать? В качественном исследовании этот выбор полностью обусловлен соответствием параметров объекта задачам исследования. Принципы отбора основываются на представлении о целевой выборке - соответствии элемента выборки теоретическим представлениям о генеральной совокупности. Логика такой выборки состоит в отборе информационно богатых с точки зрения исследуемой проблемы случаев. Стратегии отбора могут быть различны: если объектов исследования несколько, чаще всего применяется отбор типичных случаев или отбор максимальных вариаций. В биографическом исследовании может быть применен метод «снежного кома», когда интервьюируемый называет следующего человека, представителя изучаемой общности, он, в свою очередь, следующего и т.д. В литературе можно встретить упоминания об исследованиях, включающих изучение нескольких случаев. Они называются либо «множественным кейс стади», либо «сравнительным исследованием» Такое исследование позволяет, несмотря на уникальность каждой ситуации, выявить некоторые общие для всех тенденции, типичные практики, то есть является, по сути, детальным исследованием событий или явлений, которые выступают примером проявления общих закономерностей. Таким образом, определение, что же является объектом для кейс стади, играет очень важную роль для проведения исследования и для самого исследователя. При работе над проектом в составе исследовательской команды дискуссия между членами по поводу того, что же в данном исследовании будет «случаем», может растянуться на несколько часов, и, в конце концов, в ходе итерационного процесса и выслушивания мнений членов команды приходит окончательное видение. Когда применим кейс стади В науках об обществе и человеке методология в стиле кейс стади может использоваться для многих целей: • Для исследования новых неизученных областей и проблем, а также для изучения тем, по которым практически нет теоретических данных. • Для того, чтобы описать воздействие определенного события на определенную группу людей или организацию. В особенности такие исследования эффективны, когда события затрагивают множество вовлеченных сторон. • Для описания и объяснения сложных процессов и явлений, которые трудно изучать количественными методами. В отличие от количественного исследования, стратегия кейс стади, по мнению многих исследователей, позволяет скорее ответить не на вопрос сколько, а на качественные вопросы: как и почему происходят те или иные явления. Согласно Р.Йину исследование в стиле кейс стади начинается там, где основными исследовательскими вопросами являются: Кто, Что, где, как и почему. Когда мы ставим вопросы типа «КАК» и « ПОЧЕМУ », то такого рода вопросы могут вести к использованию техник кейс стади в качестве наиболее предпочтительной исследовательской стратегии, поскольку именно кейс стади сможет дать объяснение. Кейс стади предпочтителен при проведении исследований не исторических событий (трудно проводить кейс стади, когда очевидцев событий нет в живых), а современных. Самое главное в кейс стади - прямое наблюдение и систематическое интервьюирование. В качестве примера можно привести кейс, в котором вопросы «как?» и «почему?» были центральными при исследовании приватизации двух заводов: английского и российского- основным исследовательским вопросами были следующие: — Как организованы неформальные отношения на обоих предприятиях? — Почему (в чем) они схожи? — Каковы основные механизмы функционирования неформальных отношений на различных уровнях организации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.125.137 (0.007 с.) |