Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация видов кейс стади по другим основаниям

Поиск

В начале этого раздела мы поставили несколько вопросов. Поэто­му сначала мы постараемся ответить на уже поставленные выше воп­росы, а затем перейдем к другим классификациям кейс стади.

Часто в социологической литературе подчеркивается, что дизайн кейс стади может быть осуществлен на основе как единич­ного, так и множественного кейса. В том случае, когда невозмож­но расширить количество случаев, исследователь ограничен ана­лизом единичного случая.

Йин подчеркивает, что количество случаев не влияет на обоб­щения, поскольку вне зависимости от того, какой дизайн иссле­дования был применен, как правило, обобщения касаются только теории, а не популяции. Таким образом, множественные случаи усиливают только теоретические позиции исследователей, по­скольку позволяют найти повторяемость определенных шаблонов и образцов и тем самым способствуют развитию теории.

Итак, кейс стади может включать в себя одиночные и множе­ственные кейсы. Именно возможность одновременного изучения нескольких кейсов привела к тому, что в социологии, в полити­ческих науках, в управлении возник такой термин, как «сравни­тельный кейс стади». Но в действительности это просто одна из вариаций организации множественного кейса, имеющего опре­деленную специфику.

Кейсы, хотя и ограниченно, но могут включать количествен­ные данные. Очень важное отметить, что стратегию кейс стади мы не должны путать с качественными исследованиями в целом. Некоторые исследования в стиле кейс стади могут использовать этнографический подход, удовлетворяющий двум условиям:

1) использовать наблюдение реального мира самим исследо­вателем;

2) избегать предварительных оценок и использования каких-либо теоретических моделей.

Тем не менее, этнографическое исследование не всегда воспро­изводит кейс стади. А кейсы не всегда сводятся только к тем двум условиям, перечисленным выше. Наоборот, в рамках одного кейс стади исследователь может опираться на смешение количествен­ных и качественных логик аргументации. Добавим также, что кейс стади не всегда используют прямое детальное наблюдение в каче­стве источника доказательств.

Итак, по Р.Йин классификации исследований в стиле кейс ста­ди могут быть также выстроены:

1) по типам исследовательского вопроса,

2) по принципу сбора и анализа данных:

• с использованием индивидуального интервью,

• с использованием группового интервью,

• с использованием включенного наблюдения,

• с использованием фокус групп,

• с использованием множества методов, включая интегра­цию количественных и качественных методов;

3) по объекту исследования:

• личность или ее жизненная траектория (судьба),

• организация,

• социальный процесс или явление;

4) по наличию одного или нескольких кейсов:

• единичный кейс,

• множественный кейс.

5) по наличию одного исследователя или команды исследователей.

Р.Йин выделает, по крайней мере, пять возможностей приме­нения кейс стади:

Во-первых, это - объяснение реальной жизни людей, малоизве­стных явлений, комплексных феноменов, которые слишком слож­ны для опросов или экспериментов. Именно объяснение этих про­цессов с помощью кейсов дает возможность разработать и применить специальные программы улучшения жизни людей.

Во-вторых, это описание любого типа интервенций, нововведе­ний в реальный жизненный контекст, того, как это случилось и к чему это привело.

В-третьих, кейсы могут иллюстрировать определенные темы, конечно, в описательной манере и даже в журналистском стиле, однако все-таки там присутствует оценка данного явления жизни.

В-четвертых, стратегия кейс стади может быть использована там, где требуется детальное изучение тех ситуаций, в которых изучае­мое явление не имеет достаточно четких и ощутимых результатов.

В-пятых, кейс стади могут быть мета-оценкой - изучением другого оценочного исследования.

Не следует, наконец, забывать, что определенные журналистские расследования, конечно же, могут быть квалифицированы как кейс стади. Одним из наиболее выдающихся исследований подобного рода было расследование Уотергейтского скандала, проведенное двумя журналистами. Кейс рассматривает не только саму Уотергейт­скую кражу и коррупцию всего окружения Никсона, но и раскры­вает сложную сеть всех событий, которые произошли в качестве последствий этой кражи. Они расследовали как сокрытие про­изошло, последовательно изучая сначала ложные показания, а потом факт за фактом, отвечая на вопросы «как» и «почему».

исследовательский вопрос

После того как выбрана тема и определена главная цель иссле­дования, необходимо прояснить: на какие наиболее важные воп­росы должно ответить ваше исследование. Ведь вживаться в них придется в течение длительного периода, так что окончательный выбор должен отвечать нашим интересам. Содержание перечня ис­следовательских вопросов может варьироваться в зависимости от исследуемой проблемы. Как сузить его до выполнимых размеров?

Особенность исследования в стиле кейс стади состоит в том, что исследовательский вопрос или вопросы формулируются на самом начальном этапе исследования, однако это не означает, что исследовательский вопрос - это застывшая схема. Поскольку фо­кус исследования в поле может измениться, то также может изме­ниться и исследовательский вопрос.

Как указывает Р.Йин, может возникнуть ситуация, когда иссле­дователь начнет сбор данных до того, как исследовательский вопрос определен окончательно. Однако, этот вариант может быть успешен только в случае, если исследователь имеет большой опыт в проведе­нии такого рода исследований. В большинстве же случаев исследователь выстраивает основной исследовательский вопрос (или основ­ные исследовательские вопросы) до начала исследования. И такой подход показывает серьезность намерений исследователя.

Составление первоначального списка исследовательских воп­росов не должно быть очень быстрым. А.Страус и Д.Корбин советуют, по крайней мере, потратить на это 2-3 часа и, кроме того, сделать это с некоторыми интервалами. Так, вы можете на­писать первоначальную формулировку и сделать небольшой пе­рерыв. Как правило, вопрос, который первоначально достаточно понятен и привлекает своей логичностью, уже через несколько часов теряет ее при повторном рассмотрении.

Они же порекомендуют несколько источников исследователь­ских вопросов:

/. Помощь у преподавателя, ведущего долгосрочные исследо­вательские проекты в интересующей вас области. Часто он или она будут рады, что студент или аспирант возьмет на себя неболь­шую часть проекта. Этот путь отыскания проблемы повышает воз­можность включения в «выполнимую» и «подходящую» исследо­вательскую тему. Это происходит потому, что более опытный исследователь уже знает, что сделано и что еще нужно сделать в этой конкретной предметной области. Вариант «предложенной» исследовательской проблемы может иметь и другое преимущество, так как на исследования по определенным темам имеются выде­ляемые средства или гранты.

2. Специальная литература. Она может указывать на относи­тельно неисследованную область или предлагать тему, требующую дальнейшей разработки.

3. Личный и профессиональный опыт часто служит источником вопросов. Человек может пережить смерть близкого человека и интересоваться тем, как другие женщины или мужчины пережи­вали подобные ситуации. Или кто-то в своей профессии может столкнуться с проблемой, которая не имеет ответа.

Способ, которым задается исследовательский вопрос, крайне важен, так как он в значительной степени определяет исследова­тельский метод, который используется: видеть решение пробле­мы в качественной или количественной перспективе.

Другой важный аспект исследовательского вопроса состоит в установлении границ того, что будет изучаться. Никакой исследова­тель не может охватить все аспекты проблемы. Исследовательские вопросы помогают сузить до реально выполнимого размера пробле­му, которая на этом этапе концептуально не проработана, а связи между понятиями слабо поняты. Поэтому первоначальный воп­рос ставится широко, позволяя ясно представить, что наиболее ин­тересное есть в той области, которую мы изучаем. Начинать надо с достаточно общих исследовательских вопросов, а затем перехо­дить к более четким. В ходе исследовательского процесса они ста­новятся более узкими и более сфокусированными.

пример 1.

При исследовании «Перестройка управленческих отношений на предприятиях России», проведенном командой ИСИТО в 1992-1994 гг., были сформулированы следующие исследователь­ские вопросы:

/. Какова модель перестройки взаимоотношений между работ­никами и управляющим персоналом на предприятии?

2. Каковы взаимоотношения между официальными профсою­зами, административными структурами и неофициальными рабо­чими организациями на предприятиях и вне их?

3. Каковы связи между формальными и неформальными ви­дами рабочей организации и мобилизации?

4. Что является принципиальным фокусом конфликта, разви­вающегося на предприятии, и как такой конфликт институциализируется экономически и политически?

5. Каковы принципиальные размежевания внутри трудового коллектива и как это связано с развитием институциализированного конфликта (с особым отношением к разделению внутри рабочих, между работниками ручного и умственного труда, а так­же между мужчинами и женщинами)?

6. Как изменяются позиции и ценности работников в ходе кон­фликта?

пример 2.

В другом проекте по изучению стратегий занятости на предприяти­ях России на этапе формирования программы интерес представляли следующие исследовательские вопросы:

/. Какие ограничения накладываются на политику менеджмента объективными факторами?

2. Каковы различия между кадровой политикой на высшем и низ­шем уровнях в организации?

3. Как изменялась кадровая политика во времени, в частности, с точ­ки зрения сохранения численности/ядра трудового коллектива?

4. Используют ли предприятия различные стратегии найма для раз­ных категорий персонала?

5. Несмотря на то, что предприятия практически «лежат на боку», почему на них продолжается прием различных категорий работников?

6. Почему различные категории работников увольняются с предприятия? Куда они уходят?

7. Сохранились ли до сих пор «мертвые души» и как много их было в прошлом?(«Мертвые души» — люди, которые числились на предприятии, но фактически работали в другом месте (в частном секторе, на рынке).

Таким образом, как справедливо отмечает И.Козина, «коренное отличие кейс стади от других видов социологического исследования - это предварительная формулировка исходных вопросов как одно­го из элементов программы, а не методического инструмента».

Формулировка десяти и более общих вопросов - это путь, который скорее приведет к сложности, что называют «за деревья­ми не видно леса». Это будет очень мешать исследованию, и со­бираемые данные также будут очень фрагментированы. Работа по многим исследовательским вопросам, как правило, ведет к тому, что становится трудно видеть возникающие связи между различ­ными данными и кроме того, очень сложно интегрировать наход­ки исследования. Одним из возможных решений при большом числе исследовательских вопросов может быть использование одного главного исследовательского вопроса и подвопросов, каж­дый из которых может быть сформулирован более четкое и ясно по сравнению с главным исследовательским вопросом.

В проекте «Создание и создатели малых предприятий в России (1990-1993 гг.)» исследование выстраивалось вокруг цент­рального вопроса: Что представляют из себя очаги и акторы инно­вации в кризисной среде в лице малых предприятий? Уже на на­чальной стадии было зафиксировано желание получить ответы на четыре исследовательских вопроса:

1. Приемлемы ли имеющиеся сегодня в России экономические условия для создания нацеленных на производство товаров и услуг малых предприятий и их развития?

2. Являются ли обладатели дипломов о высшем образовании заинтересованными в создании нацеленных на производство товаров и услуг малых предприятий?

3. Какие тактики и стратегии используются при создании малых предприятий?

4. Какие тактики и стратегии используются для развития малых предприятий на начальном этапе их существования?

Построение гипотез

Гипотеза - определенное утверждение, выраженное в стиле предположения. Гипотеза описывает скорее в конкретных, чем в теоретических терминах, то, что вы сможете (или не сможете) увидеть и соответственно сможете либо подтвердить, либо опро­вергнуть в ходе вашего исследования.

Исходные гипотезы выполняют задачу определения (ограни­чения) предмета исследования, обращая внимание на те конкрет­ные аспекты, которые подлежат изучению. Исследовательские вопросы не указывают на то, что мы должны изучить. Гипотезы, с одной стороны, связаны с определенными теоретическими посыл­ками, с другой стороны, точнее указывают на то, где искать соот­ветствующую информацию.

Не все исследования имеют гипотезы. В некоторых исследова­ниях, когда изучение носит поисковый характер, не имеется никакой формальной гипотезы. В таких исследованиях цель изу­чения состоит в том, чтобы исследовать некоторую область более полно, чтобы развить некоторую определенную гипотезу, которая может быть проверена в будущих исследованиях.

Надо сказать, что в силу влияния определенных объективных факторов в советской социологии - научном коммунизме - сло­жилась культура научных предположений, которая порой часто отрывалась от действительности и не соответствовала ей: утвер­ждение о союзе рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Или постулат наших теоретиков о том, что в ходе исторического процесса сложилась единая общность - советский народ. Коли­чество конфликтов на этнической почве, неимоверно выросшее во время распада СССР и в России, показывает, что некоторые национальные трения носили латентный характер и только сегодня для некоторых наций и народностей появилась возможность заявить о своих притязаниях. Порой наши известные социологи грешат тем, что заявляют о неких теоретических конструкциях, имеющих место в реальности. Однако, как показывают данные эмпирических исследований, эти теоретические конструкты ото­рваны от реальных процессов, происходящих в нашей жизни.

С другой стороны, западная традиция формулировки предпо­ложений (гипотез) не претендует на особую масштабность. Основной урок, который преподносят нам западные исследователи-качественники, состоит в том, что научные предположения, как правило, проистекают непосредственно из данных исследования и базируются на них. Таким образом, западная традиция застав­ляет нас в своих теоретических предположениях «плясать от данных» и постоянно их проверять и перепроверять.

По-видимому, оба эти подхода имеют слабости, однако, если говорить о предпочтениях, то с нашей точки зрения путь созда­ния теории на данных эмпирического исследования более пред­почтителен, поскольку он снижает возможность построения необоснованных предположений об определенных явлениях, хотя и страдает порой излишним субъективизмом.

В качественных исследованиях гипотезы обычно формулиру­ются в рамках исследовательского вопроса. Исследовательский вопрос - это, как правило, широкая тема, которая требует уточ­нения и именно это уточнение и фокусирование достигается с помощью гипотез, или научных предположений.

Особенность применения гипотез в качественном исследова­нии состоит в том, что их можно выдвигать и в самом начале, направляя исследование в определенное русло, развивая его в нуж­ном направлении.

пример 1.

В международном проекте «Создание и создатели малых пред­приятий в России (1990-1993)» и в самом начале была выдвинута гипотеза: «Социальные акторы, обладающие необходимыми компетенциями, займутся в России в течение короткого периода со­зданием предприятий, нацеленных на производство товаров и услуг и создающих значимую прибавочную стоимость».

Таким образом, процесс построения гипотез в качественном исследовании - это постоянный процесс на этапе подготовки и сбора данных. Особенно продуктивно построение научных пред­положений при проведении лонгэтюдных исследований, когда гипотезы строятся после первичного сбора данных, переформу­лируются, уточняются в ходе сбора материала на следующем эта­пе и тем самым позволяют подтверждать или опровергать перво­начальные предположения и выявлять реальные процессы, имеющие место в обществе. Некоторые исследователи называют этот процесс многоступенчатым процессом выдвижения гипотез.

Предположения, или гипотезы, могут подчиняться одной цен­тральной гипотезе или связываться в определенные блоки по определенным темам. В качестве примера может служить процесс построения гипотез в проекте по инновациям:

пример 2.

В центральной гипотезе, сформулированной на основе резуль­татов первого этапа исследований, была зафиксирована зависи­мость внутренних механизмов управления инновационным процес­сом на предприятии от таких факторов, как стабильность внешней среды, природа источника финансирование, характер кон­троля. В частности, было отмечено, что такие черты механизма внедрения нововведений, как низкая степень его формализации, отсутствие системы оценки проектов, контроля за ходом и резуль­татами, закрытость информации, авторитаризм, часто является следствием самофинансирования, т.е. опоры на внутренние источ­ники и контроля директора над предприятием. В свою очередь, привлечение внешних инвесторов или наличие реальных внешних собственников приводит к созданию формальных механизмов отбора перспективных нововведений и оценки их результатов.

пример з.

Основные гипотезы, относящиеся к положению одиноких матерей на рынке труда:

1. Существует систематическое нарушение прав различных социальных групп, среди которых одинокие матери находятся в наиболее уязвимом отношении.

2. Отсутствие государственной поддержки и законодательных актов, направленных на поддержку одиноких матерей, а также постоянные отказы работодателей приводят к тому, что одинокие матери вынуждены искать работу в неформальном секторе экономики. В связи с этим, уровень дискриминации одиноких мате­рей в неформальном секторе намного выше, чем в формальном секторе.

3. Условия дискриминации одиноких матерей зависят не толь­ко от различных форм условий найма, но также и от местных условий на рынках труда в регионах.

4. Условия дискриминации одиноких матерей на рынке труда будут зависеть также от наличия российского гражданства или его отсутствия.

5. Стратегии выживания одиноких матерей а также их стратегии занятости будут зависеть от их образовательного потенциала, коли­чества детей, а также от наличия/отсутствия родственной поддерж­ки (в лице родителей, сестер, братьев и т.п.) в их домохозяйстве.

6. Отсутствие финансовых средств и необходимость обеспече­ния приемлемого уровня питания детей будет толкать одиноких матерей на поиски вторичной занятости.

В процессе исследования часть этих гипотез подтвердилась, однако, например, гипотеза №6 была полностью опровергнута не только качественным исследованием автора, но и данными количественного исследования, проведенного под руководством профессо­ра С.Кларка и посвященного стратегиям выживания домохозяйств в переходной экономике. Данные как количественного, так и качествен­ного исследований показали, что в силу того, что одиноким матерям не с кем оставлять своих детей, очень мало одиноких матерей ищет вторичную занятость. В основном они используют стратегию мини­мизации потребностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.248 (0.015 с.)