Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1: методика и технология социологических исследований. Обработка и анализ иформации

Тема № 1: Методика и технология социологических исследований. Обработка и анализ иформации

Методика социологического исследования представляет собой совокупность научных методов сбора, обработки и анализа фактов действительности. К социальным фактам относят: 1) поведение личности, групп, коллективов; 2) материальные и духовные продукты их деятельности 3) мнения, оценки, суждения субъектов социальных процессов, т.е. их вербальные действия.

Социологическое исследование включает 5 взаимосвязанных этапов: 1) подготовка исследования,; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке; 4) анализа обработанной информации; 5) подготовка отчетов по результатам исследования с выводами и рекомендациями. На первом, подготовительном, этапе составляется программа исследования; устанавливается выборка; определяются методы сбора информации; проводиться пробное исследование. Низкая результативность социологических исследований часто является следствием плохой подготовки, отсутствия программы. Социолог работает вслепую, не знает, каких выводов можно ждать, и не в состоянии с максимальной эффективностью использовать даже весьма интересные данные. Разработке программы научные коллективы уделяют не один месяц, на их создание уходит гораздо больше времени, чем на проведение прикладного исследования.В программе формулируется проблема, цели и задачи исследования. Объектом социологического исследования выступает совокупность людей, с которой связана социальная проблема. Характеристики и качества объекта, подлежащие изучению, являются предметом исследования. Различают сплошное, монографическое и выборочное исследование. К методам сбора первичной социологической информации относятся следующие: 1) изучение документальных материалов; 2) наблюдение; 3) опрос; 4) эксперимент.

Метод наблюдения

Наблюдение может быть открытым, когда группа знает о проведении исследования, и инкогнито, когда группе неизвестен факт наблюдения за ней.Надежность информации при наблюдении зависит от способа регистрации наблюдаемого, от того, как ведутся записи. Обязательно на карточке наблюдения нужно оставить место для заметок, где наблюдатель фиксирует факты, не поддающиеся формализации (числовому выражению). Необходимо иметь ввиду, что всегда существует опасность получить необъективную, искаженную информацию об изучаемом процессе, так как сам факт наблюдения может изменить поведение наблюдаемых. Наблюдатель не может быть лишен чисто человеческой черты, эмоционально-ценностной окрашенности восприятия. Кинокамера, казалось бы, беспристрастный наблюдатель, но камеру направляет человек, за ним остается выбор объекта и ракурса съемки. В числе недостатков включенного наблюдения – опасность наблюдателя утратить объективность, становясь в позицию тех, в среде кого он действует. Помимо того, с помощью наблюдения невозможно получить информацию об оценках, суждениях, мнениях. Сказанное означает, что наблюдение должно выступать в системе всех методов социологического исследования, т.е. после проведения наблюдения его результаты должны быть сверены с документальными источниками, сопоставлены с разработанной научной теорией, с данными бесед и интервью.

Опрос

Одним из самых распространенных в социологических исследованиях является метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые социологом вопросы. Опросы – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их настроениях, духовных и материальных потребностях, склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Проведение опроса требует специальной подготовки и подразумевает строгое соблюдение правил и процедуры. В противном случае, он может исказить информацию, будет малоэффективен и даже способен нанести ущерб. Прежде всего надо четко различать 4 разновидности опроса: 1) анкетирование – письменный заочный опрос; 2) интервью – устная беседа, очный опрос; 3) социометрический опрос; 4) экспертный опрос, предполагающей получение ответов от компетентных по изучаемой проблеме лиц. По функциям различают 4 типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. Попробуем на примере вышеприведенного опросчика превратить открытые вопросы в закрытые. По форме различают прямые и косвенные вопросы.

Любая анкета включает в себя 4 части: 1) Введение, 2) основная - содержательная часть, где излагаются вопросы и ответы на них, 3) демографические сведения (паспортные), 4) путь возврата анкеты. Наиболее популярная в отечественной социологии разновидность метода опроса – групповой (аудиторный) опрос. Наиболее удачно проходят групповые опросы при численности аудитории, не превышающей 10 – 15 человек. Если группа увеличивается до 25 – 30 человек, то руководителю опроса нужно иметь 2 – 3 ассистентов.

Эксперимент

Эксперимент в социологическом исследовании – это способ получить информацию об изменении поведения изучаемого объекта под влиянием управляемых факторов. Различают естественный (полевой) эксперимент и лабораторный. Кроме того, выделяют натурный и мысленный эксперимент. Анализ собранной информации – самый увлекательный этап исследования, когда проверяется гипотеза, получаются ответы на вопросы, выявляются новые, неожиданные результаты и проблемы. Однако, надо иметь ввиду, что чем больше задач ставится социологом, тем больше нужно затратить сил и времени. Поэтому при обработке надо брать минимальное количество признаков, по которым создаются группировки. Очевидно, нет, ибо отражено субъективное мнение только одной стороны. Необходим более детальный анализ и, прежде всего, надо высказаться другой стороне – учителям. Анализ и интерпретация социологических данных должны быть оформлены в форме отчета или аналитической справки.

Виды социальных институтов

Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (государство);

3) потребности в добывании средств существования (производство);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Тема № 1: Методика и технология социологических исследований. Обработка и анализ иформации

Методика социологического исследования представляет собой совокупность научных методов сбора, обработки и анализа фактов действительности. К социальным фактам относят: 1) поведение личности, групп, коллективов; 2) материальные и духовные продукты их деятельности 3) мнения, оценки, суждения субъектов социальных процессов, т.е. их вербальные действия.

Социологическое исследование включает 5 взаимосвязанных этапов: 1) подготовка исследования,; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке; 4) анализа обработанной информации; 5) подготовка отчетов по результатам исследования с выводами и рекомендациями. На первом, подготовительном, этапе составляется программа исследования; устанавливается выборка; определяются методы сбора информации; проводиться пробное исследование. Низкая результативность социологических исследований часто является следствием плохой подготовки, отсутствия программы. Социолог работает вслепую, не знает, каких выводов можно ждать, и не в состоянии с максимальной эффективностью использовать даже весьма интересные данные. Разработке программы научные коллективы уделяют не один месяц, на их создание уходит гораздо больше времени, чем на проведение прикладного исследования.В программе формулируется проблема, цели и задачи исследования. Объектом социологического исследования выступает совокупность людей, с которой связана социальная проблема. Характеристики и качества объекта, подлежащие изучению, являются предметом исследования. Различают сплошное, монографическое и выборочное исследование. К методам сбора первичной социологической информации относятся следующие: 1) изучение документальных материалов; 2) наблюдение; 3) опрос; 4) эксперимент.

Метод наблюдения

Наблюдение может быть открытым, когда группа знает о проведении исследования, и инкогнито, когда группе неизвестен факт наблюдения за ней.Надежность информации при наблюдении зависит от способа регистрации наблюдаемого, от того, как ведутся записи. Обязательно на карточке наблюдения нужно оставить место для заметок, где наблюдатель фиксирует факты, не поддающиеся формализации (числовому выражению). Необходимо иметь ввиду, что всегда существует опасность получить необъективную, искаженную информацию об изучаемом процессе, так как сам факт наблюдения может изменить поведение наблюдаемых. Наблюдатель не может быть лишен чисто человеческой черты, эмоционально-ценностной окрашенности восприятия. Кинокамера, казалось бы, беспристрастный наблюдатель, но камеру направляет человек, за ним остается выбор объекта и ракурса съемки. В числе недостатков включенного наблюдения – опасность наблюдателя утратить объективность, становясь в позицию тех, в среде кого он действует. Помимо того, с помощью наблюдения невозможно получить информацию об оценках, суждениях, мнениях. Сказанное означает, что наблюдение должно выступать в системе всех методов социологического исследования, т.е. после проведения наблюдения его результаты должны быть сверены с документальными источниками, сопоставлены с разработанной научной теорией, с данными бесед и интервью.

Опрос

Одним из самых распространенных в социологических исследованиях является метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые социологом вопросы. Опросы – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их настроениях, духовных и материальных потребностях, склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Проведение опроса требует специальной подготовки и подразумевает строгое соблюдение правил и процедуры. В противном случае, он может исказить информацию, будет малоэффективен и даже способен нанести ущерб. Прежде всего надо четко различать 4 разновидности опроса: 1) анкетирование – письменный заочный опрос; 2) интервью – устная беседа, очный опрос; 3) социометрический опрос; 4) экспертный опрос, предполагающей получение ответов от компетентных по изучаемой проблеме лиц. По функциям различают 4 типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. Попробуем на примере вышеприведенного опросчика превратить открытые вопросы в закрытые. По форме различают прямые и косвенные вопросы.

Любая анкета включает в себя 4 части: 1) Введение, 2) основная - содержательная часть, где излагаются вопросы и ответы на них, 3) демографические сведения (паспортные), 4) путь возврата анкеты. Наиболее популярная в отечественной социологии разновидность метода опроса – групповой (аудиторный) опрос. Наиболее удачно проходят групповые опросы при численности аудитории, не превышающей 10 – 15 человек. Если группа увеличивается до 25 – 30 человек, то руководителю опроса нужно иметь 2 – 3 ассистентов.

Эксперимент

Эксперимент в социологическом исследовании – это способ получить информацию об изменении поведения изучаемого объекта под влиянием управляемых факторов. Различают естественный (полевой) эксперимент и лабораторный. Кроме того, выделяют натурный и мысленный эксперимент. Анализ собранной информации – самый увлекательный этап исследования, когда проверяется гипотеза, получаются ответы на вопросы, выявляются новые, неожиданные результаты и проблемы. Однако, надо иметь ввиду, что чем больше задач ставится социологом, тем больше нужно затратить сил и времени. Поэтому при обработке надо брать минимальное количество признаков, по которым создаются группировки. Очевидно, нет, ибо отражено субъективное мнение только одной стороны. Необходим более детальный анализ и, прежде всего, надо высказаться другой стороне – учителям. Анализ и интерпретация социологических данных должны быть оформлены в форме отчета или аналитической справки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.67 (0.007 с.)