Цели работы над дипломным исследованием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели работы над дипломным исследованием



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Самарский филиал

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по подготовке и оформлению

Дипломных работ

для студентов специальностей «Педагогика и психология» и «Дошкольная педагогика и психология»

 

 

Самара 2009

 

 

 

 

Настоящее пособие имеет своей целью оказать помощь сту­дентам, выполняющим дипломные работы по психологии, в выборе темы, проведении эксперимента, составлении и оформ­лении библиографии, оформлении рукописи, в самостоятельной работе со специальной литературой, в знакомстве с процедурой рецензирования, предзащиты и защиты диплома.

Пособие составлено на основе нормативных документов Министерства образования и науки РФ и методического пособия ИПССО МГПУ, рекомендовано к изданию Ученым советом психолого-педагогического факультета СФ ГОУ ВПО МГПУ 14.10.2010 (протокол № 3)

 

Составители:

доктор психологических наук, профессор Яньшин Петр Всеволодович;

кандидат психологических наук, доцент Горохова Маргарита Юрьевна.

Рецензент:

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии ПГСГА Николай Николаевич Ярушкин

Содержание

1.Цели работы над дипломным исследованием………………………………4

2.Структура и содержание дипломной работы……………………………….4

3. Оформление титульного листа………………………………………………7

4. Оформление «содержания»………………………………………………….7

5. Введение……………………………………………………………………...8

6. Теоретический раздел исследования (Глава 1)…………………………...12

7. Эмпирический раздел (Глава 2)……………………………………………16

8. Выводы………………………………………………………………………23

9.Заключение…………………………………………………………………..25

10. Список использованной литературы…………………………………….26

11. Приложения к работе……………………………………………………..30

12. Рецензирование дипломной работы……………………………………..31

13. Оценивание дипломной работы………………………………………….32

14. Взаимодействие выпускника и научного руководителя……………….33

15. Отзыв научного руководителя……………………………………………34

16.Подготовка к защите и защита дипломной работы……………………..34

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….36

 

Дипломная работа - это самостоятельное исследование, проводимое студентом по одной из актуальных проблем какой-либо отрасли психологии под наблюдением научного руково­дителя.

Цели работы над дипломным исследованием

 

• Глубокое изучение теоретического материала по избран­ной теме; развитие самостоятельности мышления студента, его творческого потенциала, наблюдательности, потребности в по­знании нового; привитие вкуса к исследовательской деятельно­сти.

• Формирование навыков разработки стратегии научного исследования, самостоятельной работы со специ­альной литературой, реферирования статей и составления обзоров по заданной теме, правильного оформления отчетов о проделанной работе, исполь­зования статистических методов обработки данных, анализ полученных результатов, обоснования гипотез и выводов исследования.

• Выявление уровня специальной подготовки студента, умения применять полученные теоретические знания и практи­ческие навыки в решении конкретных задач, выяснение степени овладения методами научного исследования, способности само­стоятельно анализировать и обобщать материал научных статей и специальной литературы, делать на их основе правильные выводы, разрабатывать в рамках изучаемой проблемы конкрет­ные рекомендации, обосновывать и защищать их.

2. Структура и содержание дипломной работы

 

Содержание, количество и состав разделов работы опреде­ляется сложностью избранной темы, особенностями объекта исследования, объемом и характером используемого материала. Дипломная работа должна включать следующие основные час­ти:

1. Название (тема)

Содержание

3. Введение:

- Актуальность

- Проблема

- Объект

- Предмет

- Цель

- Задачи

- Гипотезы

- Характеристика эмпирической выборки

- Методики исследования

- Структура

Теоретический раздел (Глава 1)

Параграф 1 (Теоретический анализ объекта исследования)

Параграф 2 (Теоретический анализ предмета исследования)

Параграф 3 (Теоретическое обоснование гипотезы)

5. Эмпирический раздел (Глава 2):

1) Описание процедуры исследования:

а) характеристика эмпирического объекта исследования

б) характеристика модели эксперимента

в) характеристика метода исследования

Изложение результатов

Обсуждение (анализ) результатов исследования

Выводы

Заключение

Список использованной литературы

9. Приложение (не обязательно)

 

Выбор темы дипломной работы осуществляется в рамках направлений научных исследований кафедр факультета психологии. Выбор темы дол­жен быть результатом собственных размышлений студента, возникающих на основе личных наблюдений и знакомства со специальной литературой, отражать его научные интересы. При этом необходимо учитывать ограничения, накладываемые вре­менными рамками, имеющимися средствами и выполнимостью исследования на доступном контингенте испытуемых.

Название работы, как правило, отражает цель (не обяза­тельно), предмет (обязательно) и объект (не обязательно) исследования. Пример: «Исследование объема непроизвольного внимания у младших школьников с отклоняющимся поведени­ем». «Объем непроизвольного внимания» - предмет; «группа младших школьников с отклоняющимся поведением» - эмпи­рический объект исследования.

Окончательно тема и название работы определяются науч­ным руководителем, и проходят утверждение на предзащите, поскольку у студента, как правило, еще нет достаточного опыта. Темы дипломных работ утверждаются на заседании соответствующей кафедры. Наиболее ценными тема­ми дипломных работ являются темы, имеющие практическую направленность и выполняемые на местах настоящей (для заоч­ного отделения) или будущей работы студентов.

Примеры названий дипломных работ:

«Валидизация методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн как метода выявления защитных механизмов Я-концепции»;

«Эффективность применения техник нейролингвистического программирования в образовании»;

«Динамика эмоционального отношения к плоду и психического состояния женщины на разных сроках беременности»;

«Апробация компьютерного метода диагностики эмоцио­нального состояния»;

«Сравнительный анализ эффективности современных систем обуче­ния в начальной школе»;

«Влияние учебной мотивации младшего школьни­ка на успешность его учебной деятельности»;

«Психологическая готовность ребенка к школьному обуче­нию как результат совместной деятельности семьи и дошколь­ного образовательного учреждения».

Оформление титульного листа

 

Титульный лист оформляется на типовом бланке и включает наименование вуза, в котором выполняется работа: наименова­ние кафедры, на которой выполнена работа; название темы работы; фамилию, имя, отчество студента; специальность; форму обучения; фамилию, имя, отчество, ученое звание и должность научного руководителя; город и год выполнения работы. Допуск к защите дипломной работы подтверждается под­писью заведующего кафедрой или декана на титульном листе (см. Приложение 1).

Оформление «содержания»

 

Слово «содержание» записывают в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. В содержании работы указывается перечень всех глав и разделов работы, а также номера страниц, с которых начинается каждый из них. Главы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки. Разделы каждой главы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер раздела в выпускной работе состоит из номера главы и непосредственно но­мера параграфа в данной главе, отделенного от номера главы точкой (см. Приложение 2).

Наименование глав записывают в виде заголовков строчными буквами (кроме первой прописной) симметрично относительно тек­ста без подчеркивания. Наименование разделов записывают в виде заголов­ков (с абзаца) строчными буквами (кроме первой прописной) также без подчер­кивания. Переносы слов в наименовании глав и разделов не допус­каются, точку в конце наименования не ставят. Если наименование главы или раздела состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

При написании работы ее необходимо рационально структурировать. Основная часть должна состоять из двух глав: одна посвящена анализу литературы по проблеме, а другая — описанию эмпирического исследования. Обзор заголовков глав и разделов уже должен характеризовать определенную логику, использованную в работе. Главное требование к научному тексту — последовательность и логичность изложения. При этом следует помнить, что слишком большие разделы (более 9 страниц) затрудняют понимание читателем логики вашего изложения. Однако слишком короткие подразделы (менее 3 страниц) также нецелесообразны. Количество разделов в главе должно быть не менее трех, но не более 5.

Текст дипломной работы печатается на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А 4. При печати необходимо оставлять поля: левое — не менее 30 мм, правое не менее 15 мм, верхнее — не менее 20 мм, нижнее — не менее 25 мм. Номер шрифта – 14. Междустрочный интервал – полуторный. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами. Нумерация страниц работы начинается с титульного листа, при этом соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. На титульном листе номер страницы не ставится. Нумероваться страницы должны внизу листа по центру.

Дипломные работы сдаются переплетенными в жесткий переплет и в электронном варианте.

Введение

 

Дипломная работа начинается с раздела «Введение», который не нумеруется. Содержание данного раздела может несколько отличается в зависимости от того, является ли работа реферативной или содержит описание эмпирического исследования.

Введение имеет целью краткое ознакомление с основ­ным содержанием работы. Это облегчит работу чле­нов Государственной аттестационной комиссии, поскольку они ограничены временем, отведенным дипломнику для доклада. Члены комиссии обычно обращают внимание на правильное оформление, оглавление, содержание введения, описание прак­тической части, заключение и выводы, грамотное оформление списка использованной литературы. Введение содержит сжатую характеристику исследования. Во «Введении» обосновывается актуальность работы, формулируется ее гипотеза, объект, предмет, цель, задачи, используемые методы и дается краткий обзор всей работы.

Общий объем «Введения» составляет 2 - 3 страницы. Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Однако полезно ключевые слова выделять подчеркиванием, или жирным шрифтом, или курсивом, но не заключать в кавычки.

Актуальность исследования обычно обосновывается важностью темы работы для понимания какой-либо теоретиче­ской проблемы или решения практических задач. Здесь необходимо дать понять, в связи с чем выпускник обратился к поиску решения данной проблемы Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Актуальность темы должна быть сформулирована на 0,5 страницы, включать в себя научное и практическое значение работы и 5-7 фамилий авторов, изучающих данную проблему. На практике это сводится к краткой характеристике состояния интересующей области ис­следований с последующим формулированием проблемы в форме явного противоречия между потребностями теории и практики и недостатком имеющихся знаний.

Объект. Под объектом познания в философии в общем виде пони­мается элемент реальной действительности, противостоящий субъекту в его познавательной деятельности и существующий независимо от его сознания.[1] Мир разнообразен и неисчерпаем, поэтому каждая наука выделяет в нем свой специфический объ­ект и разрабатывает собственные методы его исследования. Объектом профессиональной деятельности специалиста-психолога являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.[2] В качестве объекта исследования в психологии принято указывать эмпирическую область психологических феноменов, в которой проводится исследование. Объект психологического исследования — это психологические явления, свойства, процес­сы и т.п. «Следует различать предмет науки и ее объект. Независимо от познавательных возможностей человека существует психическая реальность. Она и является объектом психологиче­ского исследования» - М.Г. Ярошевский.[3] Не следует путать объект психологического исследования с характеристикой вы­борки испытуемых. Например, «Объектом исследования явля­ются лица пожилого возраста» - неполное определение, т.к. не указана психологическая феноменология. Более полное и пра­вильное определение могло бы звучать так: «Объектом исследо­вания являются факторы психологической адаптации лиц по­жилого возраста». В исключительных случаях, когда, несмотря на все старания, не удается выделить в объекте психологиче­ский феномен, допустимо в качестве объекта исследования рассматривать индивида или группу индивидов. Пример: «Объ­ект исследования - учащиеся младших классов общеобразова­тельной школы. Предмет исследования - уровень школьной адаптации».

Предмет исследования - это конкретный аспект, сторо­на объекта, находящийся в фокусе исследования. «Пси­хологическое познание - это опосредованное познание психи­ческого через раскрытие его существенных, объективных связей и опосредований... Основная, конечная теоретическая задача психологии и заключается в раскрытии специфических психо­логических закономерностей» - С.Л. Рубинштейн.[4] Как правило, предмет исследования совпадает с главной смысловой частью названия работы. При выделении объекта и предмета исследо­вания хорошо «работает» следующая аналогия: «Мы исследуем яблоко (объект) на предмет его съедобности (паразитоустойчивости, аромата, кулинарных особенностей и т.п.)». Пример: «мы исследуем факторы адаптации лиц пожилого возраста (объ­ект) на предмет влияния на адаптацию позитивной оценки жиз­ненного опыта (варианты: характеристик умственной работо­способности, объема непроизвольного запоминания и т.п. - на вкус исследователя)». Полное название исследования с учетом предмета и объекта могло бы звучать так: «Исследование объе­ма непроизвольного запоминания как фактора психологической адаптации лиц пожилого возраста».

Цель - это предвосхищаемый конечный результат Вашего исследования. Цель должна быть сформулирована в явной фор­ме и логично вытекать из обоснования актуальности, объекта и предмета исследования. Например, если в разделе «актуаль­ность исследования» Вы обосновываете необходимость целена­правленного развития внимания в младших классах общеобра­зовательной школы, то целью Вашего исследования может стать разработка методики развития внимания первоклассников. (Ес­ли подобные методики уже существуют (так ли это, вы обязаны убедиться, исследуя литературные источники), в разделе «науч­ная новизна исследования» Вы указываете на то новое, что от­личает Ваш метод развития внимания от имеющихся.)

Задачи - это этапы достижения поставленной цели. Необходимо сформулировать 3-5 задач. Это обычно де­лается в форме перечисления, на­пример: изучение литературных источников по проблеме разви­тия внимания, изучения недостатков имеющихся методик, раз­работка собственного метода формирования внимания, прове­дение формирующего эксперимента, статистическое подтвер­ждение правильности гипотез, анализ полученных результатов, формулирование практических рекомендаций по результатам проделанного исследования. В последующем, при написании заключения необходимо сделать выводы, отражающие достижение цели и задач работы.

В конце введения излагаются гипотезы исследования (Во введении гипотезы не обосновываются, а только излагаются. Обос­нование гипотез проводится в теоретическом разделе работы.)

Гипотезы - это сформулированные в явной и лаконичной форме предполагаемые результаты исследования; «хорошо продуман­ные предположения, выраженные в форме научных понятий, которые должны в определенном месте дополнить пробелы эмпирического познания или связать эмпирические знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов».[5] В качестве гипотезы, например, может вы­ступать положительный эффект новой развивающей методики или ее большая эффективность по сравнению с аналогичными; наличие или отсутствие сходства / различия; наличие / отсутствие связи, а также характер связей и т.п. Гипотез исследования может быть больше, чем одна.

В дополнение к перечисленным обязательным пунктам вве­дения могут быть добавлены краткие характеристики эмпириче­ской выборки и названия конкретных психологических методик или процедур исследования.

В конце введения раскрывается структура работы (дается краткий перечень ее структурных элементов).

Все основные структурные части работы (введение, главы, заключение, выводы, список использованной литературы, приложение начинаются с новой страницы. Более мелкие подразделы начинать с новой страницы не рекомендуется.

Выводы

Это итог вашей работы. Их значимость опре­деляет, стоит ли ваше исследование затраченных на него сил и средств, и чего стоят выдвинутые гипотезы. Именно в выводах наиболее ярко проявляется способность (или не­способность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по от­ношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться ме­ханическим суммированием ранее сказанного, а должно содер­жать главные итоги всей работы.

Выводы формулируются в ходе обсуждения и обобщения полученных результатов в последнем параграфе предыдущей главы. Они - органичная часть и результат анализа полученных результа­тов. Но после того, как обсуждение завершено, сделанные выводы должны быть систематизированы и вынесены в специ­альный раздел дипломной работы. Объем каждого вывода 3 – 10 строк текста.

При формулировании выводов необходимо учитывать, что, во-первых, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проде­ланной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.); во-вторых, при формулировании выводов целесообразно приводить те положе­ния, которые важны для понимания материала работы; в-третьих, выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе написа­ния работы действия.

При формули­ровке выводов следует придерживаться следующих правил:

1) выводы исследования не должны механически копировать полученные результаты. Они появляются вследствие обобщения этих результатов;

2) выводы располагаются в порядке их значимости: в первую очередь излагаются выводы, соответствующие гипотезам исследования, во вторую - выводы по частным результатам эксперимента;

3) выводы, если их больше одного, должны быть пронумеро­ваны;

4) выводы должны быть достаточно лаконичны и в то же время – должны отражать все результаты, заслуживающие внимания;

5) в качестве выво­дов следуем формулировать полученные конечные результаты, а не промежу­точные;

6) выводы должны формулироваться в форме позитивных ут­верждений, а не в форме отчета о проделанной работе. Вывод нельзя подменять декларацией о результатах проде­ланной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.). Пример неправильно сформулированного вывода: «В нашей работе был проделан анализ уровня тревожности старшеклассников». Пример правильно сформулированного вывода: «На про­тяжении всего периода беременности закономерно изменя­ется уровень как ситуативной, так и личностной тревожно­сти», или: «Наиболее высокие оценки по шкалам потребитель­ской ценности даются тем кафе, в названиях которых пре­обладают положительные фоносемантические характеристики»;

7) результирующие выводы касаются самостоятельно добытых фактов, а не теоретической главы. Выводы по теоретической главе (если такие имеются) не выносятся в окончательные выводы;

8) в выводах следует избегать рассуждений и предположений;

9) выводы не должны повторяться в заключении;

10) большое количество выводов (более 4-5) затрудня­ет понимание результатов работы.

Заключение

 

Заключение представляет собой обобщение основных результатов проведенной работы. Следует следовать логике: цель работы – вопрос, заключение – развернутый ответ на этот вопрос. В заключение могут со­держаться рекомендации и предложения по практическому применению ма­териалов дипломной работы, указываться перспективы дальнейшей научной работы в данном направлении. Заключение выпускной работы должно быть по объему 1-2 страницы.

Цель заключения - еще раз в сжатой форме изложить главное содержание и результаты проделанного исследования. Заключение является необходимым разделом работы и тради­ционно включается в нее для завершения целого. Как правило, это завершение композиционное, заключение симметрично вве­дению и строится примерно по тем же пунктам, но менее фор­мально. Кратко напоминается актуальность и проблема иссле­дования, его цель, предмет, объект и гипотезы. Специальное внимание следует уделить тому, в какой мере удалось выполнить задачи исследования. За гипотезами, как правило, следует вывод о том, подтвердилась ли гипотеза. Если в ходе обсуж­дения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтвер­ждения, следует изложить их в том же разделе, что и выводы, и наметить возможные пути их подтверждения.

Психологическое назначение заключения - вежливо попро­щаться с читателем и дать ему последний шанс понять смысл вашего исследования. Помните: список выводов исследования приводится только однажды - либо в конце аналитического раздела, либо в заключении. Следует также коротко остановить­ся на имеющихся не решенных проблемах в области исследова­ния, которой посвящена дипломная работа.

Список использованной литературы

 

Список литературы помещается непосредственно после основного текста дипломной работы.

В список включаются все использованные автором источники. Приво­димый список свидетельствует об объеме использованных студентом литера­турных источников, уровне изученности состояния исследуемой проблемы, на­выков работы с научной литературой.

Источники в списке литературы располагаются по алфавиту. Существуют четкие правила библиографического описания для разных видов источников, таких как: монографии (книги, написанные одним автором по одной проблеме); коллективные монографии (книги, написанные коллективом авторов по одной проблеме); сборники статей (книги, составленные из статей нескольких авторов); статьи одного автора или группы авторов в сборниках статей; статьи в энциклопедии или словаре; статьи одного автора или группы авторов в журналах; тезисы докладов одного автора или группы авторов в сборниках материалов конференции; сборники статей или журналы (только в случае необходимости ссылки на весь сборник или журнал в тексте работы); дипломные или курсовые работы, выполненные другими студентами; публикации в Интернете.

Правила библиографического описания для каждого из этих видов публикаций включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:

—сведения об авторах;

—заглавие;

—сведения об издании;

—выходные данные;

—количественные характеристики.

Сведения об авторах — это их фамилии, написанные полностью, без сокращений, и инициалы, которые располагаются после фамилии, далее пиiлется полностью (без сокращений) точное заглавие книги, без кавычек.

Сведения об издании отделяются от основных сведений об авторах и заглавии точкой и тире. Они включают в себя информацию о том, какое по порядку издание (если первое, то этот элемент описания опускается), является ли книга переводом с иностранного языка (с какого), а также сведения о составителях, редакторах, издающей организации и др., которые отделяются от предшествующих данных косой чертой. Например,

Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 528 с.

Если книга имеет двух или трех авторов, то их фамилии располагаются в том порядке, как они приведены в книге, и разделяются запятой. Например, Лебединская К. С., Райская М. М.. Грибачова Г. В.Подростки с нарушениями в аффективной сфере...

Если книга имеет более трех авторов, то сведения о них даются после заглавия и отделяются от него косой чертой. Например,

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. – 197 с.

В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия, далее после косой черты указывается редактор (или редакторы), далее описание сведений об издании, выходных данных, количественных характеристик, как в предыдущих случаях. Например,

Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — 377 с.

После сведений об издании указываются Выходные данные. Они отделяются точкой и тире и включают сведения о месте издания, названии издательства и годе издания. В книге они приводятся на титульном листе и часто на его обороте. Место издания — это город, в котором была издана книга. Почти все названия городов приводятся полностью. Исключением являются Москва и Ленинград (Санкт-Петербург), Минск, которые даются в сокращении соответственно «М.», «Л.», «СПб.», «Мн.».

Описание диссертаций, авторефератов диссертаций, курсовых и дипломных работ в списке литературы приводится в следующей последовательности: Автор и его инициалы. Заглавие работы: Дис. … канд. психол. наук (или Дис. … д-ра психол. наук, или Автореф. дис. … канд. психол. наук. Здесь используются только общепринятые сокращения, которые нужно знать. – Место (город): Название учебного заведения, где выполнена работа – Год представления работы к защите. – Количество страниц в источнике.

При описании статей из сборников, журналов, газет сначала приводятся сведения о статье - фамилия автора и заглавие статьи. Затем после знака «//»указываются сведения об издании, в котором она опубликована.

Примеры описания статей в сборниках, журналах, газетах:

Ширков Ю.Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – с.185-200.

Леонтьев Д.А. Российская реклама в поисках психологии // Психологическая газета. – 1988. - №3 (30). – с.4-6.

Если в работе цитируются несколько статей из сборника трудов или журнала, то единицами библиографического описания являются каждая из этих статей, а не весь сборник или журнал. Журнал, как правило, не используется в качестве единицы библиографического описания. Сборник трудов может использоваться в этом качестве, если в тексте характеризуются и, соответственно, цитируются общие идеи, подходы, темы, характерные для статей всего сборника.

Неопубликованная статья или книга также может быть источником, приводимым в списке литературы. В таком случае указывается автор, заглавие и далее в скобках пишется: (рукопись).

При оформлении списка литературы важно уделить особое внимание, как правильному библиографическому описанию источников, так и точности их выходных данных. Списком литературы завершается текст работы.

Сноски на использованную литературу оформляются в виде затекстовых ссылок:цифро­вых, содержащих порядковый номер цитируемой работы в спи­ске использованной литературы и номер страницы через точку с запятой (например, "...Цитата..." [14; 4б] (Это значит, что список литературы должен быть упорядочен а алфа­витном порядке и пронумерован), либо именных: ука­зания фамилии автора, года издания и страницы (например, "...цитата..." (Иванов И.И., 1989. С. 4б) (В этом случае достаточно упорядочить список использованной лите­ратуры по алфавиту). В обоих случаях цита­та берется в кавычки и искажения текста цитат не допускаются. В случаях, когда в тексте дается только сжатое изложение ис­точника, а не точный текст, кавычки не используются и не ука­зывается точная страница. В работе следует использовать только один способ оформления сносок (цифровой либо имен­ной).

Список использованной литературы должен содержать все использованные источники, упоминаемые в тексте!

ВНИМАНИЕ!!! Категорически запрещается вставлять в дипломную работу фрагменты чужого текста без обрамления их кавычками и без указания ссылки на первоисточник! Это является серьезным основанием для снижения оценки дипломной работы.

Приложения к работе

 

Характер приложения определяется автором самостоятельно, исходя из содержания.

В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Порядок оформления по тексту ссылок на приложения такой же, как и оформления ссы­лок на иллюстрации. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тек­сте работы.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно тек­ста с прописной буквы отдельной строкой. Если используется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без знака «№» (например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д.).

В Приложении помещается вспомогательный материал, который в основной части загромождает текст и затрудняет его восприятие. К вспомогательным материалам относятся:

— полное описание методик исследования,

— результаты первичной обработки данных эмпирического исследования, студентом,

— таблицы некоторых эмпирических данных, полученных в исследовании,

— подробное описание развивающих программ, методик диагностики, использованных студентом в работе.

Приложения должны помочь читателю углубить представление о проделанной работе, убедить его в обоснованности и доказательности представленных выводов. Однако следует помнить, что все материалы исследования, важные для его понимания и доказательности выводов, приводятся в основном тексте работы. Суть всех этапов и результатов исследования должна быть понятна из основного текста (без обращения к приложению).

Оценивание дипломной работы

 

Оценка дипломной работы производится по многим критериям. Оценке подлежит как содержание работы, так и ее оформление. Немаловажное значение имеет поведение диплом­ника во время защиты: ясность и четкость доклада, свободное владение материалом, обоснованность ответов на заданные вопросы и замечания рецензента.

Поскольку члены ГАК знакомятся с работой только во вре­мя выступления, очень важно обратить внимание на четкость изложения, продуманную структуру работы. В выступлении рекомендуется сосредо­точить внимание на изложении введения, методов исследова­ния, эмпирических результатов и выводов.

К исследованию предъявляются следующие требования: полнота списка изученной литературы, при чем в списке долж­ны содержаться только те источники, сноски на которые встре­чаются в тексте; глубина проработки литературных источников; систематичность и логичность построения обзора литературы, правильное использование понятий, логичность и непротиворе­чивость рассуждений; грамотное владение письменной речью, грамотность проведения эксперимента и умение корректно изложить его результаты; глубина анализа полученных результа­тов и корректность выводов.

В обязательном порядке в распоряжение ГАК диплом­ник обязан предоставить оригинал протоколов эмпириче­ского исследования.

14. Взаимодействие выпускника и научного руководителя [7]

 

Научный руководитель осуществляет руководство на всех этапах дипломного исследования. Он выступает в качестве консультанта по всем вопросам, вызывающим затруднение у выпускника.

Научный руководитель помогает в выборе темы исследова­ния с учетом научных направлений кафедры, собственных интересов или интересов студента. Тема формулируется только с его согласия и утверждается на предзащите.

В работе с литературой студент должен проявить самостоятельность. Руководитель может подсказать несколько источников после того, как будет закончен библиографический поиск.

После работы с литературой с руководителем согласовывается план первой и второй глав. После проведения экспериментальной работы и обработки результатов происходит обсуждение содержания и текста дипломной работы. Руководитель может помочь в формулировке основных характеристик работы во введении, в интерпретации полученных результатов, выводах.

Дипломная работа считается законченной после того, как к этому выводу придет научный руководитель.

Ошибки в сотрудничестве с научным руководителем быва­ют двух типов. Часть студентов воспринимает научного руководителя только как контролирующую инстанцию и обращается за консультациями к кому угодно, кроме него. Другая категория студен­тов боится любого самостоятельного действия, не пробуют сами анализировать, обобщать, интерпретировать и пытается всю ответственность и работу перело­жить на научного руководителя, что выражается в жалобах на нехватку времени, отсутствие литературы или опыта в работе с ней.

При отсутствии указанных крайностей сотрудничество дипломника и его научного руководителя ста­новится интересным, результативным и перспективным.

Отзыв научного руководителя

 

Именно научный руководитель контролирует самостоя­тельность и добросовестность выполнения дипломной работы. Научный руководитель обязан ознакомиться с материалами всех этапов исследования, включая протоколы, и имеет право не допускать работу к защите, если таковые не предоставлены.

Отзыв научного руководителя должен содержать характе­ристику личности дипломника, его деловых и профессиональ­ных качеств, проявленных в период подготовки дипломного исследования.

Отзыв дается в свободной форме.

16. Подготовка к защите и защита дипломной работы

Предварительная подготовка студента-дипломника к защите включает в себя:

a составление текста или развернутого плана выступления перед Государственной аттестационной комиссией;

a изготовление иллюстративных материалов (таблиц, графиков, раздаточного материала, комп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.150 (0.11 с.)