ТОП 10:

Работа № 3. Методика Мюнстерберга



Задача исследования: определение характеристик избирательности внимания с помощью корректурной пробы.

Оборудование: секундомер и бланк буквенного текста, состоящий из набора букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке сплошным текстом (без пропусков). Среди этих букв в случайном порядке размещены существительные в именительном падеже единственного числа. Степень сложности слов разная (односложные слова и более).

Порядок исследования: продолжительность работы – 2 минуты. Методика может применяться как в группе, так и индивидуально.

Инструкция испытуемому:«На бланке среди буквенного текста имеются слова – существительные в именительном падеже единственного числа. Вам необходимо внимательно просматривая строку за строкой как можно быстрее найти эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой буквы слова и заканчивая последней буквой, при этом не подчеркивая лишних букв. Например:

рюклбюсрадостьуфркнп…

Вопросы есть? Начали!».

Ход работы: запускается секундомер, и испытуемый начинает просматривать строки. При групповом исследовании работа завершается по истечении отведенного времени, при индивидуальном – после просмотра испытуемым всех строк (экспериментатор фиксирует время выполнения задания).

Обработка и анализ результатов: полученныерезультаты заносятся в протокол и обрабатываются по следующему алгоритму:

Ответы испытуемого (на корректурном бланке) Характеристики внимания
Правильные (m) Ошибочные Коэффициент точности (Р) Время (t), с Скорость выбора (V)
r p
           

1. проверить результаты корректурной пробы по программному бланку (ключу) экспериментатора;

2. подсчитать количество правильно подчеркнутых слов (m);

3. подсчитать количество пропущенных слов (l);

4. подсчитать количество неправильно подчеркнутых слов (r);

5. по формуле Уиппла вычислить показатель точности избирательности внимания (P);

6. вычислить скорость выбора (V);

7. совместно с экспериментатором определить для всей группы испытуемых средние значения избирательности внимания и скорости выбора.

В выводе необходимо проанализировать индивидуальные данные, сопоставляя их со средними по группе результатами и сделать выводы об индивидуальных особенностях избирательности внимания.

III. Исследование концентрации и устойчивости внимания

Работа № 4. Исследование концентрации внимания

Задача исследования: изучение индивидуальных особенностей концентрации внимания и оценка способности к концентрации внимания.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Порядок исследования: испытуемому предъявляются три математические задачи, которые он должен решить в уме, а полученные результаты после команды экспериментатора записать в рабочей тетради. Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Задачи читаются четко, медленно, с паузами (где многоточие).

Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам будут предложены три простых арифметических задачи. Вы должны решить их в уме. Результат вычислений необходимо будет записать только по команде: «Пишите!». Вслух ничего говорить нельзя. Переспрашивать тоже нельзя. Если Вы не расслышали или забыли примеры, то вместо ответа нужно будет поставить прочерк. Вопросы есть? Внимание! Начали!».

Ход работы:

«Даны два числа: 82… и 68… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа… От полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа… Пишите!...»

«Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа… Полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа... Пишите!...»

«Даны числа: 56… и 92… Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на первую цифру первого числа… Пишите!...»

Обработка и анализ результатов: Результаты заносят в протокол, отмечая «+» – решенную задачу и «–» – нерешенную или неправильно решенную задачу:

№ задачи Ответ Проверка правильности выполнения задания
   
   
   

Для решения всех трех задач необходимо сохранять устойчивость концентрированного внимания.

Правильное решение первой и второй задачи при неправильном решении третьей свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе исследования.

Правильное решение первой и третьей задачи при неправильном решении второй указывает на неустойчивость внимания.

Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предположить относительно медленную включаемость (врабатываемость) в работу.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.48.142 (0.004 с.)