Комментирующие детали и реплики в интервью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комментирующие детали и реплики в интервью



В текст часто попадают «оправдания и реверансы» (корректировка высказываний, данная самим собеседником).

Возможны в тексте пояснения, как именно задавался вопрос, как шла беседа (например: «После третьего настойчивого вопроса...»).

Расшифровка смысла высказывания или поведения, помимо резонерства реплик, с удовольствием подается и способом: «уточняющая ремарка». Так, резкое неприятие журналистом речи героя интервью, его рассуждений привело к использованию приема резонерства: Материал обрамлен двумя фразами-ремарками. Первая: Позвольте журналисту умолкнуть предваряет «откровения» героя, намеренно поданные монологом. А завершается материал репликой-подписью; Автора изумленно выслушала Мария Варденга» (АИФ)

Иногда журналист, расшифровывая интервью с человеком, достаточно авторитетным, но страдающим косноязычием, отшлифовывает речь. Собеседник так и не сумел логично изложить свою мысль, журналист «додумывает» за него. Такие ситуации нередки и весьма проблематичны с этической точки зрения.

Есть ли в интервью уже публиковавшаяся или посторонняя информация? Следует ли сверить полученные данные с другими источниками? Есть ли опасность судебного иска по обвинению в клевете? Следует ли предоставить затронутой в интервью стороне возможность возразить?

При литературной подготовке интервью важна щепетильность по отношению к просьбе – не публиковать определенную информацию и точность в выделении ключевых моментов беседы.

Существуют и множатся профессиональные тонкости подготовки, проведения и обработки интервью в зависимости от вариантов этой литературной формы. Однако. в целом, в процессе литературной обработки беседы:

· Убираются свои огрехи (в формулировках вопросов), опускаются некоторые «блоки» беседы, не особенно существенные.

· Усиливается новостной элемент (все, что было найдено в плане мысли, самовыражения, интонационных оговорок, ощущения ответственности за сказанное).

· Вводятся информационные куски (вводки, врезы, послесловия).

· Если надо, вводятся куски «картинок» («зарисовки в интервью», поясняющие эмоциональное состояние собеседника, степень готовности отвечать, моменты сомнений в правильности выбранной интонации пр.).

Интервью на полосе выглядит по-разному. Может увлекать состязательностью спора, забавной сценкой, игровой ситуацией или парадоксами размышления. Оно кажется «наджанровым», напоминая то портрет, то проблемную статью, то репортаж, то рецензию... И все же интервью – это интервью: беседа как самоочевидный факт.

В интервью, данном российской журналистке, американский писатель-фантаст Роберт Шекли, которого попросили пофантазировать, придумать рассказ, в основе которого будет ситуация с интервью, заметил, что «ситуация с интервью сама по себе довольно фантастична. С помощью ваших вопросов я постигаю себя, ведь для себя я загадка. И вот вы мне задаете вопросы, я отвечаю что-то неожиданное для себя... и в процессе разговора обнаруживаю, что я – это вовсе не я» (Собеседник, 1998). То есть, оформление интервью-беседы – вещь очень ответственная, требующая осторожности.

Знакомство читателя с «фактом общения с человеком-источником» (как и со всяким другим, представленным журналистом на суд аудитории) может дать разные результаты. Наглядно видно, удалось ли профессионально помочь собеседнику, помочь ему проявиться (как эксперту, как очевидцу, как «дутой величине» или по-настоящему яркой личности, острослову и умнице).

Итак, рассмотрев вопросы профессионализма поведения интервьюера в общении «глаза в глаза», предварительно организованном и нацеленном на результат – качественную информацию (подлинную, новую, интересную, полезную), можно сказать следующее:

· Журналист не «берет» информацию, а организует процесс ее свободного «перетекания», создавая предельно комфортную обстановку общения, убирая или смягчая возможные помехи общения.

· На его совести ответственная коррекция этого процесса, он воспринимает информацию, оценивает ее качество и предпринимает профессиональные усилия по ее доработке. Лучший путь к этому – модель «свободное плавание».

· Профессионализм современного интервьюера связан с умением «сидеть на теме» столько, сколько нужно для полной доработки важной информации, с вопросами «из ответов», помогающими и корректирующими.

· Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки (тематической и психологической), с умением продумывать вопросы, профессионально точно вести интервью.

· Наилучшее творческое состояние интервьюера как профессионала общения – это состояние взаимодействия с другим человеком, который становится источником сведений или идей.

Интервью удается лишь в том случае, когда собеседники разговаривают на одном уровне и одинаково заинтересованы в успешном решении основного вопроса интервью.

Журналист приходит на интервью не для того, чтобы ему «вручили» информацию как листок с пресс-релизом. Интервьюер получает, точнее, берет информацию, причем делает это искусно. Необходимой условием успеха в получении подлинной информации – базой является сумма знаний человека, в том числе знаний в области психологии, этики; его личные качества, а также желание общаться.

 

В заключение рассуждений об интервью-методе и интервью-жанре позволим себе повторить ряд общепринятых рекомендаций.

Работа в процессе интервью сводится к ряду задач:

Понять, что именно знает собеседник (круг его знаний, уровень компетентности, границы возможного при передачи знаний – служебные и коммерческие тайны, личные неудобства, связанные с иными темами). Все это мы пытаемся понять в процессе подготовки, во время интервью это – первое. Что надо привести в порядок, в чем удостовериться. (Стадия «пристрелки»)

Выделить, «сузить» зону поиска (профессиональное «чутье на новость»)

Помочь собеседнику

· осознать важность для аудитории этого искомого знания (разомкнуть круг его интересов – личных, профессиональных, предложить взглянуть на них с позиций всестороннего информирования широкой аудитории).

· осознать важность того, что нужны именно его слова, его суждения, его ответственный голос; поднять в глазах собеседника его ценность как ньюсмейкера.

· точнее «озвучить» свое знание (помогающими вопросами и сменой «масок»).

· «озвучить» так, чтобы он выглядел прилично, и поставить его об этом в известность. (Что именно, и как он сказал).

Уловить неповторимую интонацию суждений собеседника и изложения «личностную окраску»). Искать «новости» именно в этой окраске. (Ставка на «двойную новость»: известные ему сведения, плюс он сам). Искать новость для аудитории в особой атмосфере общения.

Обозначать «этапы пути» в процессе общения (по ходу беседы, почти перед каждым переходом к следующему «проблемному кусту» вопросов, иногда – в концовке интервью («как мы работали, к чему пришли»).

Работать на «примиряющую концовку».

 

В процессе литературной обработки беседы:

· Убираются явные огрехи в формулировках вопросов;

 

· Опускаются некоторые «блоки» беседы, не особенно существенные;

 

· Осторожно подправляется стилистика фраз в ответах собеседника;

 

· Подчеркиваются интонационно выразительные фрагменты его речи;

 

· Усиливается новостной элемент (подчеркивается все, что было найдено интересного, нового, знаменательного в плане мысли и самовыражения собеседника; а также те моменты беседы, в которых есть ощущение ответственности за сказанное);

 

· Вводятся информационные куски (вводки, врезы, послесловия)

 

Итак, повторим: интервью – это способ добыть новую информацию, перепроверить ее в процессе беседы и адекватно передать новое (полезное для аудитории), облеченное в интересную форму диалога, обмена репликами, наглядного взаимодействия. Тут разговор о технологических приемах предстает рекомендациями, как преодолеть все, что «затемняет» новость и «искажает» ее, мешает отделить случайное от подлинно ценного.

Интервью предстает нерасторжимым единством, в котором итог – полноценный жанр опосредован качеством интервью – метода, психологически тонко построенной беседы, в которой раскрываются оба собеседника. Главным в процессе общении такого рода является журналист, который по максимуму своих возможностей контролирует, осторожно направляет собеседника и попутно корректирует общение.

Ход интервью и успех публикации в жанре интервью всецело зависят от журналиста, его человеческих качеств и профессиональных способностей.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.007 с.)