Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛИДЫ материалов типа “фичерс”.

Поиск

- Возможен “суммирующий” лид, который выделяется как “врез”.

- Часто “картинка” начинается с цитаты или реплики.

- Эмоциональное описание ситуации.

- Заход с яркого фрагмента, анекдота.

- Хороши варианты лида с вопросительной интонацией.

- Желательна демонстрация поступка или неожиданного факта.

-Часто в таких материалах используют шокирующиå лиды (shockers).

 

Тематические разновидности репортерских “картинок”:

- “Профили” или “персоналии” (портретные зарисовки);

- Исторические зарисовки;

- Зарисовки приключений;

- Сезонные зарисовки. (Праздники, фенологические наблюдения;

- Популяризаторство (“how to do it features”, медицинские темы...);

- Необычные хобби и другие тематические варианты

 

Репортаж – событие в движении

В творческой сфере «картинок» – наглядных изображении с помощью характерных деталей и сенсорики, есть направление, которые выделяется своими усложненными задачами. Это подготовка динамичных репортажей (с места события, или воссозданных событию вослед, по свидетельствам очевидцев). Читателя может увлечь процесс наслоения, обрастания факта подробностями. Например, для постройки плотины перекрыта река. Этот факт лучше не констатировать, но показать в динамике свершения,– показать, как поднимают фонтаны брызг каменные глыбы, летящие в воду, как приплясывая, с гармошкой, идут люди по первому «мостику» через реку, по шатким еще камням... Событие оживает, выглядит более значительным, читатель как бы сам включается в происшествие.

Изменчивость ситуации выступает в качестве репортерской новости. Желательно не упустить моменты «поворотов», определить, что и как изменилось перед наблюдателем, красочно передать наиболее выразительные эпизоды.

В фор ме событийного репортажа наглядно предстают:

· экстремальные ситуации, бедствия, катастрофы;

· пик спортивных состязаний;

· свидетельства мужественных поступков;

· свидетельства обвинения;

· хроника происшествий (Дом переехал...);

· рассказы об открытиях

Репортажи призваны создавать движущуюся «картинку», воссоздавать факт как процесс, казаться сиюминутным откликом, сохраняющим взволнованность очевидца, а также обращать внимание на авторское «я» – не только как воспринимающее, но и действующее, проверяющее ситуацию «на себе». Из всех вариантов «картинок» репортаж более всего тяготеет к публицистичности.

Выразительность репортажной детали

Деталь в репортерской картинке может быть не только удостоверяющей или расцвечивающей, но и оценочной (черный платок, повязанный на манер пиратского). Ее еще называют: «деталь – окошко», имея в виду, что использование такой детали «открывает вид» на далеко идущие выводы, стимулирует и мысль, и фантазию.

Эмоциональный накал деталей зависит от того, переданы они лишь отдельными штрихами, или виден целеустремленный их подбор. Гулкое нутро “вертушки” (вертолета) – репортерская изобретательность в изображении оттенков события. Когда такие находки объединяются и выстраиваются, создается эмоциональная характеристика ситуации.

Целеустремленный подбор «эмоционально заряженных» деталей – образных примет события нагнетает экспрессию. Работа через эмоционально заряженные детали вполне способна исказить факт, подправляя реальную картину в соответствии с тенденциозностью автора. Так, рассказывая о съезде сторонников одной из политических партий, один репортер обратит внимание на набычившихся охранников, на назойливое выпячивание букв алфавита, составляющих аббревиатуру названия партии на фронтоне здания; политический лидер, ненавистный журналисту, будет награжден соответствующими эпитетами: маленький человечек, вскочил как клоун, надсадно вопил, размахивая кулаками и т.п. В то же время эту же картину этого же съезда другой репортер опишет иначе.

Особенно нагнетается экспрессия, если выделяется деталь – «символ». Вот, к примеру, репортер – в незнакомых местах, где всего несколько часов назад гремели выстрелы:

Разбитая полевая дорога, словно вывернутые внутренности земли... Развороченный и сожженный танк... Серые в подпалинах камуфляжа боевые вертолеты, пролетающие едва ни над самой кабиной... Чистенькие сапоги... с ногами, но без туловища, забытые на поляне... Вот приметы войны, щедро оставленные на невеликом, в общем-то, пространстве.

Бьющая по нервам, до ужаса наглядная деталь, подсмотренная в реальной жизни, заменяет прямой авторский вывод запоминающимся образом войны. Такой образ события, ситуации – главный центр репортажа – может передаваться штрихом (сапоги на поляне...), но это может быть и целый символический эпизод. К примеру, репортера поразили официанты, снующие по проходам переполненного зала, предлагая миску с гороховым супом и сосиской во время наивысшего накала страстей в предвыборной борьбе; охрипшие, возбужденные депутаты деловито поглощали «свой привычный суп в свое привычное время»...

Авторское «я действующее»

«Наблюдение за наблюдателем» – это отражение в тексте репортажа поведения и реакций самого репортера, что привносит движение в сюжет, разнообразит его. Широко известны «репортажи двумя перьями», когда событие предстает в разных ракурсах. В репортажном тексте достигается единство наблюдений, впечатлений и действий журналиста. Авторское «я» репортажа – это «Я» действующее».

Суть ситуации лучше всего проявляется в маленьких происшествиях - сюжетах. К примеру, репортер пытается пробраться «на ту сторону», поговорить с людьми в деревне, где еще вчера действовало «бандформирование»:

Когда в бок упирается дуло автомата, совершенно неохота разговаривать.

Куда едешь, а? Не слышу! – орет мне в затылок затянутый с ног до головы в камуфляж омоновец, голова его обвязана по-пиратски черным платком. Ноги шире! Руки на бетон! Еще шире! Документы где?

Я полез в карман.

– Руки, руки не опускать!

– А как же документы...

– Не твоего ума дело...

Известный журналист Василий Песков, мастер наглядного изображения ситуаций, осмысляя задачи репортажа, писал: “...Проблемы находят отклик в сердцах и умах при условии, что человек в повышенно взволнованном состоянии следит за развитием событий, следит за поведением героев, или самого автора. К восприятию тех или иных проблем и истин читателя нужно готовить. Готовить эмоционально. Сначала – взволновать.”

Характер движения и ритм

Существуют проблемы последовательности изображения (временная канва репортерского повествования). Не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов. Лучше отобрать лишь наиболее существенные фрагменты, – моменты изменений и “поворотов. Условно говоря, не стоит разбивать стремительную прямую на точки, описывая каждую из них, но попытаться передать движение пунктиром деталей.

В динамичном репортаже «работают» не обязательно короткие, но обязательно ритмически организованные предложения; эффект коротких фраз, следующих одна за другой дают эффект монотонности они унылы и одинаковы как частокол. Нужно их время от времени переслаивать длинными фразами.

У репортера немало возможностей, способов, как можно передать в репортаже замедленный ритм, ритм «хаоса», «марша» и т.п. Он подбирает соответствующие глаголы действия, ритмические детали, метафоры. Для уточнения характера движения используются ритмические детали и “ритмические слова” («Ну!», «Давай!», «Р-раз – и завинчена гайка…р-раз – и снова сдвинулась лента конвейера…»)

Часто сопоставляют «рваный монтаж» репортажа с документалистикой кинематографа, видя тут общее в отчетливой и выразительной работе через деталь, исключающей описательность и в некоторых приемах, например, таких:

· Общий план

· Наезд камеры

· Крупный план

· Панорама

«Мелодия события»

Помимо темы основной, информативной, для репортажа желательна и другая, «эмоциональная тема» (ее еще называют «мелодией события»”), которая передается подбором соответствующих деталей. Примерами могут послужить, скажем, «упорство преодоления» в спортивном репортаже, или «радость бунта» в рассказе о манифестации протеста. Существование дополнительной темы, единого эмоционального сценария, делает репортаж очень субъективным способом передачи фактов: у разных людей, в данном случае, журналистов, одни и те же факты могут вызывать разные эмоции.

Девиз репортажа – «От эффекта присутствия – к эффекту соучастия». Соучастие – результат творческой обработки факта. Возможности личного творчества у репортера, создающего картинку, практически неограниченны, поскольку о реальном рассказывается с привлечением образной догадки. У каждого, даже самого искреннего очевидца событий может быть свой угол зрения, а значит и «своя правда». В самой манере писать по-репортажному очень много соблазнов подправить факт, рассказать о нем чуть с большей горячностью, чем он того заслуживает, возникают эмоциональные перехлесты, намеренное выпячивание малосущественных, но кажущихся «нужными» деталей... Эффект внушения – оружие сильное и обоюдоострое.

Надо проверять собственный текст прежде всего на точность интонации. Смысл усилий – выразительно и, по возможности, без «отсебятины» передавать факт, чем-то выделяющийся из среды других, представлять его как выбранный не случайно и не зря. Своеобразный талант автора репортажей – чутье на интонацию, особую «атмосферу» и ритм события, поданного как интересная новость, на его специфическую и неповторимую «мелодию», в которой – внушаемая публицистическая ценность «картинки».

В целом, задачи зарисовочно – репортажных форм: с ообщая новости, их расцвечивать и “гуманизировать”

Основные рекомендации по работе над ”фичерс”:

· - Не только сообщать новость, но и делиться впечатлениями;

· - Нарисовать картинку в воображении читателя;

· - Показать людей, совершающих поступки;.

· - Инсценировать события, насыщая диалогами («Позволяйте им говорить!»);

· - Придать “сценическому действию” характер движения;

· - Поддерживать движение («А что дальше? А что дальше?»);

· Позаботиться о “подтексте” (скрытых оценках).

С формами “фичерс” связаны не только материалы по неэкстренной информации. Зарисовочно - репортажные формы широко используются для более колоритной, детализированной и впечатляющей подачи важных новостей. Сообщая о случившемся, они позволяют заглянуть «за кулисы» событий, или соединить кажущиеся несовместимыми факты, передавая ощущения и эмоции свидетелей и участников.

Таким образом, ”картинки” репортера- менее оперативны, менее локальны,- более наглядны и эмоциональны, чем обычные “news”; их суть, их публицистическая ценность раскрывается при творчески выразительном ответе на вопрос «как». Важнейшее их качество - наряду с сообщением новости, представление ее в сенсорных деталях, в красках и лицах; умелое и эмоционально насыщенное описание (новеллистические элементы). Вместе с тем - это подлинно репортерские произведения, в которых неизменно важен эффект «самоочевидности», изображение «внешней» по отношению к читателю и к писателю действительности; это не эссе и не статьи с их субъективизмом.


Раздел III

ИНТЕРВЬЮ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.01 с.)