ТОП 10:

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ



ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике требует от предприятий внедрения новых форм хозяйствования и управления производством: активиза-ции предпринимательства, инициативы, повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции, услуг и т. д. Важ-ная роль в этом принадлежит экономическому анализу деятельности предприятии, с помощью которого вырабатываются их стратегия и тактика развития, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор, маркетолог, менеджер должен хорошо владеть современными методами экономического анализа, О возникновении аналитического мышления Ф.Энгельс писал: «Уже разбивание ореха есть начало анализа».

В I разделе дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» можно ознакомиться с теоретическими основами экономического анализа.

Во II разделе - с методикой комплексного анализа основных экономических показателей результатов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Раздел I включает пять тем.

 

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

При изучении данной темы Вы узнаете:

1. Что такое содержание экономического анализа.

2. Что понимается под предметом экономического анализа.

3. Каковы задачи экономического анализа на современном этапе.

4. Какова роль анализа в принятии управленческих решений.

1.1. Экономический анализ и его содержание

Термин «анализ» происходит от греческого слова «аnа1isys», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю», т. е. анализ представляет собой расчленение явления или предмета на составные части. Это дает возможность понять сущность того или иного явления, предмета. Анализ находится в диалектическом единстве с понятием «синтез» (от греч. syntez), т. е. соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое. Анализ и синтез особое значение приобрели в экономике, в т. ч. в экономическом анализе. Анализом в более широком смысле занимается теория экономического анализа; в профессиональном - экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности в соответствующих отраслях: в промышленности, сельском хозяйстве. торговле, строительстве и т. д. В условиях рыночной экономики анализ в основном развивается на микроуровне, т. е. на уровне отдельных предприятий и их структурных подразделений. Экономический анализ как наука, изучающая экономику предприятий и отраслей хозяйства, тесно связан с теоретической и экономической статистикой, бухгалтерским учетом, экономикой предприятий и другими дисциплинами. Ознакомившись с понятием анализа, можно теперь сказать, что экономический анализ - это система специальных знаний, связанная с исследованием деятельности предприятия для объективной оценки достигнутых результатов, выявления резервов повышения эффективности работы и разработки мероприятий по их использованию.

Характерными чертами анализа хозяйственной деятельности являются: государственный подход; научность; комплексность; системность; объективность; действенность; плановость; своевременность; достоверность: демократизм; эффективность.

Предмет и объекты экономического анализа

Экономический анализ, как и каждая наука, имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимается финансово-хозяйственная деятельность предприятия и конечные результаты его деятельности, отраженные через систему экономической информации. Чтобы узнать, как изменяются результаты деятельности предприятия под влиянием различных факторов, необходимо знать сущность процессов хозяйственной деятельности, причинно-следственные связи этих процессов. Отсюда можно дать следующее определение экономического анализа. Предметом экономического анализа являются причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности.

Анализ причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятия дает возможность понять сущность процессов, происходящих в экономике, и дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить скрытые резервы, обосновать планы и управленческие решения. На основе вышесказанного можно назвать объекты анализа. К ним относится: хозяйственная деятельность предприятий, организаций, фирм, ассоциаций, а также ее экономические результаты. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты, финансовое состояние и т. д.

Разобравшись в сущности экономического анализа, можно перейти к роли экономического анализа в решении определенных задач.

Задачи экономического анализа в условиях рыночной экономики

Задачи экономического анализа вытекают из экономической политики на данном историческом этапе и роли анализируемых объектов в ее осуществлении.

К основным задачам экономического анализа можно отнести:

1. Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов, что достигается в первую очередь осуществлением ретроспективного или текущего анализа.

2. Объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции (работ, услуг).

3. Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, т. е. контроль за экономным расходованием ресурсов.

4. Контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (по всей работе именно это понятие употребляется) и оценка конечных финансовых результатов. Коммерческий расчет выступает в качестве важнейшего средства последовательного осуществления экономического принципа распределения по труду. Отличительными особенностями коммерческого расчета являются: самостоятельность предприятий и ответственность их перед государством по налогообложению, эффективность использования ресурсов.

5. Поиски резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

6. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности (принятие управленческих решений).

Таким образом, анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих, решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

Влияние объема выпуска продукции, остатков готовой продукции на складе, на объем, реализации продукции (тыс. руб.)

Таблица 1.1

Показатель План Факт Отклонение от плана
1. Выпуск продукции за отчетный период 23 000 23 950 + 950
2. Остатки готовой продукции на складе: 2.1 на начало года 2.2 на конец отчетного периода 23 00 21 00 24 00 28 90 + 100 + 790
3.Реализация продукции 23 200 23 460 + 260

 

Данные таблицы 1.1 показывают, что реализация продукции за отчетный период возросла на 260 тыс. руб., на что повлияло увеличение выпуска продукции на 950 тыс. руб. Реализация продукции могла бы тоже возрасти на 950 тыс. руб., но рост остатков готовой продукции на складе снизил объем реализуемой продукции на 790 тыс. руб. (950 + 100 - 790) = 260, в результате объем реализации продукции увеличился всего лишь на 260 тыс. рублей.

В ходе дальнейшего анализа следует изучить причины роста остатков готовой продукции на складе.

ЗАДАНИЕ

А теперь самостоятельно решите следующую задачу: Определите объем отгруженной и реализованной продукции и сделайте вывод о взаимосвязи между показателями, приведенными в таблице 1.2.

Таблица 2.1

Показатели Годы Темп роста (%)
В 1999г. В 2000г.
Выпуск продукции (тыс.р.) 26 000 26 100 23 950 100,4

 

Данные таблицы 2.1 показывают, что по сравнению с 1998 годом рост продукции в 1999 году составил 100,4%, а в 2000 году - 92,1%, т.е. произошло снижение на 7,9% (92,1 - 100). Наблюдается тенденция к снижению выпуска продукции. Дальнейший анализ должен быть направлен на выяснение причин снижения выпуска продукции.

Широко используются относительные величины при изучении структуры явления. Примером может служить удельный вес продукции производственно-технического назначения в общем объеме выпускаемой продукции. Используя данные анализируемого предприятия, можно вычислить удельный вес продукции производственно-технического назначения в общем объеме продукции и его изменение за ряд лет.

Таблица 2.2

Показатели Год Изменение по сравнению с будущим годом
1998 1999 2000 1998г. 1999г.
Объем продукции производственно-технического назначения а) в сумме, тыс.руб   б) в % к общему объему   26 000     18 000   69,2   26 100     18 200   69,7   23 950     18 750   78,3   + 100     +750   +0,5   - 2150     +550   +9,1

 

Из данных таблицы 2.2 видно, что значительный удельный вес в общем объеме продукции составляет продукция производственно-технического назначения. При этом выпуск данной продукции возрастает. Чисто аналитический характер имеют относительные величины интенсивности, (например, выпуск продукции на 100 руб. инвестиционных фондов, объем розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади и др.).

Не менее важную роль в анализе играют средние величины. Они дают возможность обобщить однородные показатели, определить общие тенденции, закономерности в развитии экономических процессов. В анализе используются различные виды средних - средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана.

Например, для исчисления средней стоимости основных фондов, средних остатков оборотных средств, среднесписочной численности работников и др. показателей используется чаще всего средняя хронологическая величина, определяемая по формуле:

Х = (Х1:2 +Х2 + Х3+... +Хn:2):(n-1)

( См. рабочую тетрадь №4).

Для выявления взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми показателями используются аналитические группировки. Например, на выпуск продукции влияют многочисленные факторы, которые можно объединить в три группы:

1) факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов;

2) факторы, связанные с использованием материальных ресурсов;

3) факторы, связанные с использованием основных фондов.

Группировочные признаки положены в основу построения таблиц (простых, групповых, комбинационных) в зависимости от количества признаков. Построение аналитических таблиц является одним из важнейших приемов проведения анализа на всех его этапах. Они применяются для систематизации исходных данных, проведения аналитических расчетов и оформления результатов анализа.

Использование таблиц при проведении аналитической работы и представлении результатов анализа обеспечивает:

· уменьшение объема исходных данных в отчетных документах;

· систематизацию данных и выявление закономерностей;

· наглядность;

· уменьшение объема аналитических записок.

Построение макетов таблиц является важным этапом в проведении анализа, поэтому, прежде чем приступить к сбору данных, необходимо по возможности разработать все макеты аналитических таблиц, в которые будут заноситься исходные данные и результаты анализа. Любая аналитическая таблица должна сопровождаться текстовыми выводами, при оформлении которых необходимо руководствоваться правилом от «общего к частному», т. е. сначала анализировать общий итог, а затем переходить к промежуточным итогам и отдельным показателям. Сгруппированные показатели могут быть представлены также в виде графиков и диаграмм, которые наглядно отражают взаимозависимость показателей или их динамику. Покажем это на примере.

Имеются данные за 5 лет об объеме выручки от реализации (продажи) продукции и издержках производства за 5 лет (Таблица 2.3). Необходимо построить график движения издержек и дать им оценку.

Объем выручки от реализации продукции (продажи) и издержках производства за 5 лет (тыс.руб)

Таблица 2.3

Показатели 1-й год 2-й год 3-йгод 4-й год 5-й год
1. Выручка от реализации продажи продукции 31 800 28 100 33 200 23 400 43 620
2. Полные издержки производства 1) в сумме, тыс.руб.   2) в % к выручке от реализации   29 680   93,3   26 790   95,3   29 920   90,1   20 180   86,2   40 400   02,6
3. Управленческие расходы 1) в сумме, тыс.руб. 2) в % к выручке от реализации   1 420 4,5   3,1   1 360 4,1   1 220 5,2   1 640 3,8
4. Коммерческие расходы 1) в сумме, тыс.руб. 2) в % к выручке от реализации   2,1   2,6   2,8   1 120 4,8   1 080 2,5

 

 

график 2.1

 

 
 

 

 


Прием сравнения

Одним из важнейших приемов экономического анализа является сравнение. При использовании данного приема нужно помнить два изречения: «все познается в сравнении» и «всякое сравнение хромает». И задача аналитика состоит в том, чтобы свести погрешность приема к минимуму. При проведении анализа с использованием этого приема необходимо выбрать базу сравнения и обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей (равенство и соответствие периодов, одинаковые единицы измерения, одинаковая оценка сравниваемых показателей, единая методика исчисления и т. д.).

Процедура сравнения включает несколько этапов:

· выбор сравниваемых объектов;

· выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям);

· выбор шкал сравнения и степени значимости различий;

· выбор числа признаков, по которым должно производиться

сравнение;

· выбор вида признаков, а также определение их существенности и несущественности;

· выбор базы сравнения.

Базой для сравнения выступают: плановые показатели, показатели предшествующих периодов, показатели родственных предприятий, в первую очередь передовых. С помощью таких сравнений можно оценить место предприятия в отрасли, косвенно оценить его конкурентоспособность, выявить сильные и слабые стороны, «узкие» места. Можно сравнивать деятельность анализируемого предприятия с деятельностью зарубежных предприятий аналогичного или близкого профиля.

Выбор базы (баз) сравнения зависит от цели и задач анализа. Результаты сравнения могут выражаться в абсолютных и относительных величинах, что видно из данных следующей аналитической таблицы.

Прием цепных подстановок

Для изучения причин (факторов), влияющих на тот или иной результативный показатель, широко используется прием цепных подстановок, или прием элиминирования. Этот прием имеет несколько модификаций (прием абсолютных и относительных разниц и др.). Прием цепных подстановок состоит в после-довательной замене базовой (плановой, за прошлый отчетный период) величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величиной, все остальные показатели при этом считаются неизменными. Следовательно, каждая подстановка связана с отдельным расчетом. Степень влияния того или иного показателя выяв-ляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего - второй и т. д. В первом расчете все величины базовые, в последнем - фактические. При определении влияния двух факторов (двух показателей) делают три расчета, трех факторов - четыре расчета и т. д.

Порядок применения приема цепных подстановок разберем на примере, используя данные анализируемого предприятия о выпуске продукции и трудовых ресурсах. Выпуск продукции можно представить в виде следующего равенства (формулы):

П = Р х Д х Ч х В,где

П - объем (выпуск) продукции;

Р- среднесписочное число рабочих;

Д - среднее число дней, отработанных одним рабочим за отчетный период;

Ч - среднее число часов, отработанных одним рабочим в день;

В- среднечасовая выработка продукции.

Из этой формулы видно, что объем продукции равен произведению четырех вышеперечисленных показателей. Для измерения влияния каждого из них на объем продукции следует сделать пять расчетов. Исходные данные для этих расчетов приведены в Таблице 2.6.

 

Исходные данные для расчетов

Таблица 2.6

Номер Показатели План Фактически Отклонение от плана (+, -)
1. Объем продукции, (тыс. руб.) 23 000 23 950 +950
2. Среднесписочное чис­ло рабочих, (чел.) -15
3. Среднее число дней, отра­ботанных одним рабочим за отчетный период, (дни) -6
4. Среднее число часов, от­работанных одним рабо­чим в день, (час) 6,4 6,1 -0,3
5. Среднечасовая выработка одного рабочего, (руб). 56,88 67,62 +10,74

 

Из данных таблицы 2.6 видно, что объем продукции возрос на 950 тыс. руб. Для определения влияния отдельных факторов на увеличение объема продукции, сделаем следующие расчеты, используя буквенные обозначения показателей и цифровые данные таблицы, при этом П усл.1; П усл.2; П усл.3 - скорректированный объем продукции.

Первый расчет: Все показатели плановые, т. е.

П план. = РхДхЧхВ, или П план. = 260 х 243 х 6,4 х 56=23 000

Второй расчет: Среднесписочное число рабочих фактическое, остальные показатели плановые, т. е.

П усл.1 = Р1 х Дх Чх В или

П усл.1 = 245 х 243 х 6,4 х 56,88 = 21673 тыс. руб.

Третий расчет: Число рабочих и отработанные ими дни фактические, остальные показатели плановые, т. е.

П усл.2= Р1 х Дг х Ч х В, или

П усл.2= 245 х 237 х 6,4 х 56,88=21 138

Четвертый расчет: Число рабочих, отработанные ими дни и часы фактические, а часовая выработка плановая, т. е.

П усл.3= Р1 х Д, х Ч х В или

П усл.3= 245 х 237 х 6,1 х 56,88 = 20 147

Пятый расчет: Все показатели фактические, т.е.

П ф = Р1хД1хЧхВрили

П факт. - 245 х 237 х 6,1 х 67,62 = 23 951

А теперь с помощью приема цепных подстановок подсчитаем влияние на рост объема продукции в сумме 950 тыс. руб. всех четырех факторов (тыс. руб.):

1. Снижение числа рабочих (П усл.1-П план.) =21673-23000= - 1327

2. Уменьшение числа отработанных дней (Пусл.2-Пусл.1) =21137-21673= = - 535

3. Уменьшение средней продолжительности рабочего дняь(Пусл.3-Пусл2.) = 20147-21137 = - 991

4. Повышение среднечасовой выработки одного рабочего (Пфакт.-Пусл.3) = 23950-20147 = + 3803

5. Общее отклонение ..

Расчеты показывают, что весь прирост продукции был обусловлен повышением среднечасовой выработки. Прирост продукции мог бы составить 380 тыс. руб., но снижение числа рабочих, отработанных дней и продолжительности рабочего дня уменьшили выпуск продукции на 2853 тыс. руб. (1327 + 536 + 990) и в итоге прирост составил только 950 тыс. руб. (3803-2853)

Использование приема цепных подстановок можно показать на упрощенном примере влияния изменения среднесписочного числа рабочих и средней выработки одного рабочего на отклонение от плана выпуска продукции с использованием буквенного обозначения и цифровых данных. С этой целью используем следующую аналитическую таблицу 2.7.

Таблица 2.7

  План Фактически Отклоне­ние от плана объема продукции, (тыс. руб.)
    Средне­списочное число рабочих, (чел.) Выработка на одного рабочего, (тыс. руб.) Объем продук­ции, (тыс.руб) Средне-списоч­ное число рабочих, (чел.) Выработ­ка на одного рабочего, (тыс. руб.) Объем продукции, (тыс.руб.)  
Цифровые 88,462 97,755 + 950
показатели              
Буквенное обозначение показателей а б ах б а 1 б1 а1Хб1 -

 

Если заменить плановое число рабочих фактическим, то получим: а1б= 245 х 88,462 = 21673 тыс. руб.

Сравнивая скорректированный показатель с плановым, выявим снижение выпуска продукции за счет уменьшения численности рабочих на 15 чел. всего на 1327 тыс. руб.

Расчет 1. г1б - аб = 21673 - 23000 = 1327

Заменяя плановую среднюю выработку одного рабочего фактической, определяем второй скорректированный показатель, который при наличии двух факторов совпадает с фактическими данными. Получаем; а1б1 = 245 х 97,755 = 23950 тыс. руб.

Сравнивая этот показатель с первым скорректированным показателем (21673), выявляем влияние изменения выработки одного рабочего на объем продукции.

Расчет 2. а1б1- а1б = 23950 - 21673 = + 2277 тыс. руб.

В результате общая сумма отклонения составляет 950 тыс. руб.

(- 1327 + 2277). Расчеты, которые мы проделали, можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 2.8

Показатели План При фактической численности и плановой выработке Факти­чески Откло­нение от плана (+,-)
1. Среднесписочное число рабочих (чел) 260 X 245 - 15
2. Средняя выработка одного рабочего, тыс. руб (стр.3 -.стр.1) 88,462 X 97,755 +9,293
3. Объем продукции, тыс, руб. + 950
В том числе за счет изменений: а) числа рабочих
Продолжение таблицы 2.8

 

21673 -23000 =

    - 1327
6) средней выработки одного рабочего   23950 -21763 = + 2277

 

Из данных таблицы 2.8 видно, что перевыполнение плана по объему продукции на 950 тыс. руб. было обусловлено ростом выработки одного рабочего на 9,293 тыс. руб., что увеличило объем продукции на 2277 тыс. руб., но снижение числа рабочих на 15 чел. уменьшило объем продукции на 1327 тыс. руб.

Прием абсолютных разниц

На основе данных расчетов 1, 2 можно использовать способ «абсолютных разниц» для подсчета влияния этих же факторов на объем продукции. С этой целью надо преобразовать приведенные выше расчеты 1 и 2.

Расчет 1.

а1б - ахб = (а1 - а) х б = (245 - 260) х 88,462 = - 1327 тыс. руб.

Расчет 2.

1б -ахб) = (б1 - б) х а1 = (97,755 - 88,462) х 245 = + 2277 тыс.руб. Общее отклонение составляет 950 тыс. руб.

Пользуясь расчетами 1,2 можно сформулировать прием абсолютных разниц: Влияние количественного фактора на результативный показатель определяется путем умножения отклонения от базы количественного фактора па базовый качественный. Влияние качественного показателя на результативный показатель определяется путем умножения отклонения от базы качественного показателя на фактический количественный показатель. (В таблице 2.8 влияние этих факторов показано стрелками).

Примечание.В практике аналитической работы в первую очередь определяется влияние количественных факторов, а потом - качественных.

Прием относительных разниц

Разновидностью приема цепных подстановок является прием отно-сительных разниц, суть которого в следующем. Чтобы рассчитать влияние количественного (первого) фактора на величину результативного показателя, надо базисную (плановую) величину результативного показателя умножить на относительный прирост (снижение) первого фактора, выраженный в процентах, и результат разделить па 100. Чтобы рассчитать влияние качественного (второго) фактора на величину результативного показателя, нужно к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора, а затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и разделить на 100.

Покажем использование этого приема на тех же данных:

Прием относительных разниц

Таблица 2.9

Показатели План Фактически Темп роста % Откло­нение от Фплана (+,-)
1. Среднесписочное число рабочих, чел. 94,23 -15
2. Средняя выработка одного рабочего, тыс. руб. 88,462 97,755 110,505 + 9,29
3. Объем продукции, тыс. руб. 23 000 23 950 104,1 + 95
в том числе за счет изменений: а) числа рабочих б) средней выработки одного рабочего 23000 х (94,23 - 100):100 = -1327
    (23000-1327) х (110,505 - 100):100 = + 2278,2

 

Как видим, приемы абсолютных и относительных разниц значительно проще приема цепных подстановок, что делает их более удобными для применения. Приемом относительных разниц целесообразно пользоваться в тех случаях, когда требуется рассчитать влияние большого количества факторов.

Интегральный метод

Используя данные таблицы 2.9, можно определить влияние изменения числа рабочих и их средней выработки на объем продукции интегральным методом, который является более точным по сравнению с методом цепных подстановок и его разновидностями, т. к. дает возможность избежать неоднозначной оценки влияния факторов. При этом методе результаты не зависят от местоположения факторов. Дополнительный прирост результативного показателя от взаимодействия факторов раскладывается поровну.

Из таблицы 2.9 видно, что прирост продукции составил 950 тыс. руб., на что повлияло два фактора: изменение числа рабочих и средней выработки одного рабочего.

При интегральном методе определения влияния этих факторов на прирост продукции следует произвести следующие расчеты:

а) влияние изменения числа рабочих

-15 х ((88,462 + 97,755): 2) = - 1397 тыс. руб., или

- 15 х 88,462 + (- 15 х 9,293); 2 = - 1397

б) влияние изменения средней выработки одного рабочего

+ 9,293 х ((260 + 245): 2) = + 2347, или

+ 9,293 х 260 + (- 15 х 9,293): 2 = + 2347

Общее отклонение составит + 950 тыс. руб. (- 1397 + 2347)

Индексный метод

Влияние факторов на изменение уровня результативного показателя

можно рассчитать с помощью индексного метода, который основан на относительных показателях динамики выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном (плановом) периоде. Опираясь на данные таблицы 2.9, можно вычислить индекс объема продукции (Jn) по формуле Jn = q1p1 : q0p0, или Jn = Jq х Jp,

где q0; q1 - плановая и фактическая численность рабочих;

р0; р1 - плановая и фактическая выработка одного рабочего;

Jq - индекс числа рабочих;

- индекс выработки.

Jn = 245 х 97,755: (260 х 88,462) = 1,04 - индекс объема продукции.

Влияние изменения числа рабочих на индекс объема продукции составит:

Jp = qф х рn / (qn х рn) = 245 х 88,462 : (260 х 88,462) = 0,942

Влияние изменения выработки на индекс объема продукции:

Jq = qф х рф /( qф х рn) = 245 х 97,755 : (245x88,462) = 1,105

Влияние обоих факторов на индекс объема продукции составит:

Jn = Jq x Jp = 0,942 х 1,105 = 1,04

Прием долевого участия

В ряде случаев для определения влияния факторов на изменение результативного показателя может быть использован прием долевого участия (пропорционального деления), когда необходимо детализировать факторы 1-го, 2-го, 3-го и п-го порядков. Влияние этих факторов на результативный показатель выражается не абсолютной суммой, а относительными показателями. Для расчета факторов определяется так называемый коэффициент долевого участия (KLд) как отношение прироста результативного показателя к сумме изменения факторных показателей. Уровень влияния отдельных факторов на результативный показатель определяется умножением суммы изменения отдельных факторов на коэффициент долевого участия. Например, надо рассчитать уровень влияния числа дней, отработанных одним рабочим, продолжительности рабочего дня и часовой выработки на результативный показатель, т. е. на рост выработки одного рабочего. Из таблицы 2.9 видно, что изменение выпуска продукции за счет выработки составляет 9,9% (2277:23000)х100. Общая сумма изменения выработки одного рабочего составила + 9,293 тыс. руб., в т. ч. за счет изменения;

Балансовый прием

Этот прием применяется в тех случаях, когда надо изучить соотношения двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть равны между собой. Наибольшее распространение прием балансовых увязок получил при анализе финансового состояния.

Этот прием применяется также для проверки полноты и правильности произведенных расчетов по определению влияния отдельных факторов на общую величину отклонения по изучаемому показателю. Даже когда действие определенного фактора рассматривается как совершенно самостоятельное, алгебраическая сумма влияния отдельных факторов должна равняться величине общего отклонения по показателю в целом. Примером может служить влияние трех факторов на изменение выработки одного рабочего (см. расчеты выше). Если такого равенства нет, значит, не полностью выявлены факторы, влияющие на данный показатель, или допущены ошибки при исчислении уровня их влияния.

Кроме перечисленных выше используется целый ряд и других приемов, выбор которых зависит от целей и задач анализа.

Одним из наиболее распространенных приемов анализа является детализация показателей, явлений, процессов. При сочетании с другими приемами детализация позволяет всесторонне оценить изучаемые явления и вскрыть причины создавшегося положения. В зависимости от сложности явления описывающие его показатели расчленяются по временному признаку, по месту совершения хозяйственных операций, составным частям. Анализ показателей, детализируемых по хронологическим периодам, выявляет динамику и ритмичность хозяйственных процессов. Детализация по времени позволяет установить периоды (месяцы, дни), на которые приходятся лучшие или худшие результаты. Примером может служить выпуск продукции по месяцам, декадам, а по составным частям - ассортимент выпускаемой продукции. С этим подробно вы ознакомитесь во II разделе изучаемой дисциплины. В анализе используется метод экспертных оценок, одной из разновидностей которого является дельфийский метод. Город Дельфы был известен в Древней Греции своими прорицателями-оракулами, жившими там и предсказывавшими будущее. Метод представляет собой обобщение оценок экспертов, касающихся перспектив развития того или иного субъекта (организации, предприятия, области, страны и т.п.). Особенность метода состоит в последовательном, индивидуальном, анонимном опросе экспертов. Такая методика исключает групповое влияние, возникающее при совместной работе, и приспособление к мнению большинства. В ходе анализа выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения.

Используются методы ситуационного анализа и прогнозирования, морфологический анализ, имитационное моделирование, метод сценариев и другие.

Важным направлением совершенствования экономического анализа является использование математических или дифференциальных методов, т.е. дифференциального и интегрального исчисления, логарифмирования, методов математической статистики, эконометрических методов, методов математического программирования, исследования операций, экономической кибернетики и др. Так, методы элементарной математики используются в обычных традиционных экономических расчетах при обосновании потребностей в ресурсах, учете затрат на производство, разработке планов, проектов, при балансовых расчетах. Факторный анализ изменения многих экономических показателей может быть осуществлен с помощью дифференцирования и интегрирования. Методы математической статистики применяются в тех случаях, когда изменение анализируемых показателей можно представить как случайный процесс. Методы математического программирования - основное средство решения задач оптимизации производственно-хозяйственной деятельности. По сути своей эти методы - средство плановых расчетов. Они позволяют оценивать напряженность плановых заданий, определять виды сырья, материалов и др. Заслуживает внимания теория игр, т. е. теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта сторон, имеющих различные интересы.

Экономическая кибернетика анализирует экономические явления и процессы в качестве очень сложных систем с точки зрения законов и механизмов управления и движения информации в них. Наибольшее распространение в анализе получили методы моделирования и системного анализа.

Методики, модели решения задач, программное обеспечение повы-шают оперативность и качество анализа, т.к. позволяют автоматизировать аналитические расчеты, шире использовать оптимизационные методы решения аналитических задач и на их основании принимать оптимальные управленческие решения. Менеджеру, бухгалтеру, экономисту необходимо овладеть методикой анализа с помощью ПК, т. е. научиться математическому описанию задач. Существуют специальные прикладные аналитические пакеты. Хорошим примером такой аналитической системы является пакет М8 Ехсе1. Небольшой, но весьма функциональный аналитический пакет входит в состав программы М8 Ехсе1, с которой Вы уже знакомы. Если Вы уже пользуетесь таблицами Ехсе1, есть смысл познакомиться и с его возможностями анализа данных. Пакет этот можно найти в строке меню «Данные/Анализ данных», затем выбрать из предлагаемых видов анализа интересующий вас.

Компьютер - хороший помощник, когда необходимо разрабатывать планы, модели, пути наиболее эффективного использования ресурсов и вырабатывать оптимальные решения.

2.3. Этапы проведения анализа. Его последовательность и содержание

Повышение эффективности хозяйствования во многом зависит от обоснованности, своевременности и целесообразности принимаемых управленческих решений. Одним из золотых правил менеджера (руководителя) является умение определять важность, очередность и последовательность выполнения задач. Только правильно организованная работа по аналитическому исследованию результатов хозяйствования может обеспечить его эффективность, основательно повлиять на ход хозяйственных процессов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.220 (0.033 с.)