ТОП 10:

Система показателей в экономическом анализе. Характеристика аналитических показателей.



Ознакомившись с источниками информации, привлекаемыми для экономического анализа, необходимо изучить и экономические показатели, которыми измеряется вся финансово-хозяйственная деятельность. Все многочисленные экономические показатели можно сгруппировать и свести в определенную систему. Их можно подразделить на: а) стоимостные и натуральные - в зависимости от положенных в основу измерителей; б) количественные и качественные - в зависимости от того, какая сторона явлений измеряется; в) объемные и удельные в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений. Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Одним из важнейших стоимостных показателей является показатель реализованной продукции. Не менее важным стоимостным показателем является показатель товарной продукции. Широко используются стоимостные показатели в сельском хозяйстве, строительстве, торговле.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике всех предприятий. В промышленности они применяются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее материально-вещественном содержании. Применение того или иного измерителя зависит от физических свойств продукции (кг, т, м, литры, штуки и т. д.). Значение натуральных показателей со временем будет возрастать. Использование компьютера позволяет про-изводить в натуральных показателях глубокий экономический анализ деятельности различных видов предприятий. В аналитической практике наряду с натуральными показателями используется их разновидность -условно-натуральные показатели. Их применяют при планировании и анализе деятельности предприятий, выпускающих изделия разнообразного ассортимента для обобщающей характеристики объема производства, для сравнительного анализа выпуска всей продукции за ряд лет. Например, условные пары обуви в обувной промышленности, тысячи условных банок на консервных предприятиях и др. Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих о&ьем производства и ре-ализации продукции, его структуру и другие стороны работы предприятий. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном. так и в натуральном измерении. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях., выпуск продукции текстильным комбинатом в метрах, процент выполнения плана выпуска продукции и др.

Качественные показатели используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов. Например, для оценки производительности труда, материалоемкости, фондоотдачи и др.

Необходимо помнить, что изменение количественных показателей обязательно приводит к изменению качественных, и наоборот. Так. рост производительности труда обеспечивает увеличение выпуска продукции, а увеличение выпуска продукции ведет к снижению ее себестоимости. Объемные показатели используются при анализе деятельности всех видов предприятий, выражаются в денежном измерении. Примером может служить объем выпущенной продукции, ее себестоимость, прибыль и др.

Удельные показатели являются вторичными, производимыми от соответствующих объемных показателей. Например, выпуск продукции, численность работников - это объемные показатели, а выработка на одного работника - это удельный показатель, и определяется он путем деления объема выпущенной продукции на численность работников,

т. е. 23950 тыс. руб. : 245 чел. - 97,755 тыс. руб.

97,755 тыс. руб.- это выработка на одного работника (удельный показатель).

Можно показатели подразделить на общие и специфические.

К общим относятся объем продукции, себестоимость и др. Примером специфических показателей могут быть прочность нити на разрыв, теплопроводность, жирность молока, урожайность картофеля и др.

По степени синтеза показатели, используемые в анализе хозяйственной деятельности, делятся на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные).

Обобщающие показатели применяются для обобщенной характеристики сложных экономических явлений. Например, обобщающими показателями производительности труда являются среднегодовая, среднедневная, среднечасовая выработка продукции одним работником.

Частные показатели отражают отдельные стороны изучаемых явлений. К частным показателям производительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции (нормо-часы) или количество произведенной продукции в единицу рабочего времени.

Вспомогательные показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа. Например, количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ.

Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежном, натуральном измерении. Относительные показатели - это соотношение каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффици-ентах или индексах.

Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на стоимостные, натуральные, условно-натуральные, о чем сказано выше. При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные. Если тот или другой показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он назы-вается результативным. Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и являются причиной изменения его величины, называются факторными. Примером результативного показателя служит объем продукции, а факторных - число рабочих и средняя выработка одного рабочего (см. таблицу № 2.8).

По способу формирования различают показатели

· нормативные (нормы расхода сырья, электроэнергии, нормы амортизации и др.);

· плановые (показатели бизнес-плана);

· учетные (данные бухгалтерского-статистического, оперативного учета);

· отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности);

· аналитические (оценочные), которые исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия.

Например, с данным бухгалтерского баланса предприятия можно проанализировать его финансовое состояние, определив обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами, вычислив коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия и др. показатели.

Каждый из рассмотренных показателей имеет свой определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Комплексное изучение экономики предприятия предусматривает систематизацию показателей в их взаимосвязи, соподчиненности. Только при этом условии можно всесторонне и объективно изучить финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Подробно о системе комплексного анализа Вы узнаете при изучении темы 5.

Итак, Вы получили представление об информационной базе экономического анализа, обратили внимание на то, что определяющую роль в обеспечении действенности анализа имеют состав, содержание и качество информации, привлекаемой к анализу, что важным методологическим вопросом в экономическом анализе является выбор и обоснование системы показателей для отражения экономических явлении и процессов (объектов исследования)Знание материала данной темы значительно облегчит Вам изучение методики экономического анализа деятельности предприятия.Чтобы убедиться в том, что Вы усвоили материал данной темы, проверьте себя, ответив на следующие вопросы.

 

 

Контрольные вопросы

1. Что лежит в основе оптимальных управленческих решений?

2. Считаете ли вы, что информационная база статична? Если нет, то почему?

3. Чем могут быть вызваны экономические просчеты?

4. Какова роль экономиста, бухгалтера, менеджера, маркетолога в изучении информации?

5. Какие требования предъявляются к информации и почему?

6. Как вы понимаете, соответствие всей системы экономической информации потребностям экономического анализа?

7. Что означает рациональность системы информации?

8. Без каких видов источников информации экономический анализ немыслим?

9. Каково назначение экономического паспорта предприятия?

10. Чем отличается система внутренней информации от внешней?

11. Назовите показатели, используемые в экономическом анализе. Какова роль каждого из них?

12. Какие требования предъявляются к показателям?

13. Зачем необходимо различать результативные и факторные показатели?

14. Как получают аналитические (оценочные) показатели?

15. Что означает систематизация показателей?

А теперь ответьте на вопросы теста.

ЗАДАНИЕ







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.47.43 (0.006 с.)