ТОП 10:

Взаимосвязь между объемом выпуска продукции, ее отгрузкой потребителям и реализацией (тыс. руб.)



Таблица 1.2

№п/п Показатели План Фактически Отклонение от плана (+, -)
1. Остаток готовой продукции на складе на начало года  
2. Выпуск продукции  
3. Остаток готовой продук­ции на складе на конец отчетного периода  
4. Отгрузка продукции (стр.1 + стр.2 -стр.3)    
5. Товары отгруженные, не оплаченные на начало года  
6. Товары отгруженные, не оплаченные на конец отчетного периода  
7. Реализация продукции (стр.4 + стр.5 - стр.6)    

 

Реализация продукции за отчетный период снизилась на 1313 тысяч рублей. Значительное увеличился остаток готовой продукции на складе +1808 тысяч рублей, не смотря на увеличение выпуска на 500 тысяч рублей, в результате получили уменьшение реализованной продукции.
Следует изучить причины роста остатков на скаладе.
ТЕМА 2. МЕТОД И ПРИЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Возможно, вы не обретете богатства

используя всю доступную полезную

информацию, однако несомненно то,

что вы потеряете все, если не будете

этого делать.

(Дж. Трейнор)

Метод экономического анализа и его особенности

В предыдущей теме Вы ознакомились с понятиями «экономический анализ» и «предмет экономического анализа», его содержанием, ролью в управлении предприятием. Но изучение деятельности того или иного предприятия должно опираться на определенные методы и приемы, о чем и говорится в предлагаемой теме.

Изучая данную тему, Вы узнаете:

1. Что понимается под методом экономического анализа.

2. Каковы его особенности.

3. Что представляют собой традиционные приемы анализа.

4. Когда и какие приемы необходимо использовать в аналитической

работе.

5. Каковы основные этапы проведения экономического анализа, их последовательность.

В переводе с греческого слово «метод» буквально означает «путь к чему-либо». Говоря современным языком, под методом экономического анализа понимается диалектический подход к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Что же означает диалектический подход? Следует вспомнить, что диалектика исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии.

В применении к экономическому анализу это означает, что изучение хозяйственной деятельности предприятия должно проводиться с учетом взаимосвязей и взаимозависимостей между различными ее показателями, выявления положительных и отрицательных сторон каждого явления и процесса, определения влияния отдельных факторов на результаты деятельности.

Теперь, когда у нас есть некоторое представление о том, что такое «метод экономического анализа», отмстим его основные особенности.

К ним можно отнести:

1. Использование системы показателей, всесторонне характеризующих деятельность предприятия. Эта система формируется обычно в ходе планирования.

2. Изучение причин изменения этих показателей. Здесь задача анализа состоит в раскрытии и изучении этих причин (факторов). Дело в том, что на хозяйственную деятельность предприятия и даже на отдельные ее показатели могут влиять многочисленные и разнообразные причины. Задача состоит в том. чтобы установить, какие из них наиболее существенно повлияли на тот или иной показатель. Таким образом, предварительным условием является экономически обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственную деятельность и ее результаты.

3. Выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями. Например, выпуск продукции предприятия зависит от трех групп факторов, связанных с использованием трудовых, материальных ресурсов и основных производственных фондов. В свою очередь на каждый из перечисленных факторов влияет ряд причин. Так, эффективность использования трудовых ресурсов зависит от численности и текучести кадров, использования рабочего времени, производительности труда и др. причин, при этом каждый из перечисленных показателей также зависит от целого ряда причин. Следовательно, существует определенная зависимость одного показателя от другого, каждый фактор имеет значение, то есть нельзя показатели деятельности предприятия изучать изолированно.

Английский философ Ф. Бэкон, сравнивая метод со светильником, осве-щающим путнику дорогу в темноте, писал: «Даже хромой, медленно иду-щий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги».

Метод анализа хозяйственной деятельности представляет собой системное, комплексное изучение влияния различных факторов на результаты деятельности предприятия с помощью специальных приемов обработки системы плановых, учетных, отчетных показателей и других источников информации с целью повышения эффективности производства.

Приемы экономического анализ и их характеристика

Ознакомившись с основными особенностями метода экономического анализа, можно теперь изучить и приемы, с помощью которых исследуется деятельность предприятия. Условно приемы экономического анализа можно подразделить на три группы:

1) традиционные (экономико-статистические);

2) экономико-математические;

3) эвристические.

К основным традиционным способам и приемам можно отнести:

1) использование абсолютных, относительных и средних величин;

2) применение сравнения, группировки, индексного метода, метода

3) цепных подстановок, балансового метода, метода долевого участия

4) и др.

К экономике-математическим приемам можно отнести:

1) методы элементарной математики;

2) методы математической статистики;

3) эконометрические методы;

4) методы математического программирования;

5) методы математической кибернетики и др.

К эвристическим (психологическим) приемам относятся:

1) прием аналогии, который предусматривает использование известного решения;

2) прием инверсии, который заключается в применении системы «наоборот»;

3) прием контрольных вопросов, цель которого с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи, и др.

Применение тех или иных приемов зависит от цели и глубины объективного изучения, технических возможностей выполнения расчетов. Правильно выбранные приемы анализа предопределяют его результаты. Из выщеперечисленных групп приемов наиболее распространенными являются традиционные, или экономико-статистические (логические). Возможности и способы использования абсолютных, относительных, средних величин, группировок, таблиц, индексов Вы подробно изучили на первом году обучения в рабочей тетради №4, но тем не менее следует вспомнить следующее.

Анализ тех или иных показателей начинается с использования абсолютных величин (объем производства, затраты на производство и т. д.). Без абсолютных величин в анализе, как в бухгалтерском учете и статистике, обойтись нельзя.

В анализе они используются в основном в качестве базы для исчисления средних и относительных величин. Экономический анализ начинается с исчисления величины относительной. Например, бизнес-планом предусматривалось выпустить продукции на сумму 23000 тыс. руб., а выпущено ее на сумму 23950 тыс. руб., что составляет 104,1%, т. е. план перевыполнен на 4,1%.

Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т. е. они характеризуют изменение того или иного показателя во времени. Например, выпуск продукции в 1998 году составлял 26000 тыс. руб., в 1999 - 26100 тыс. руб., в 2000 - 23950 тыс. руб. Если за базу примем 1998 год (100%), то изменение выпуска продукции будет выглядеть так:

Таблица 2.1

Показатели Годы Темп роста (%)
В 1999г. В 2000г.
Выпуск продукции (тыс.р.) 26 000 26 100 23 950 100,4

 

Данные таблицы 2.1 показывают, что по сравнению с 1998 годом рост продукции в 1999 году составил 100,4%, а в 2000 году - 92,1%, т.е. произошло снижение на 7,9% (92,1 - 100). Наблюдается тенденция к снижению выпуска продукции. Дальнейший анализ должен быть направлен на выяснение причин снижения выпуска продукции.

Широко используются относительные величины при изучении структуры явления. Примером может служить удельный вес продукции производственно-технического назначения в общем объеме выпускаемой продукции. Используя данные анализируемого предприятия, можно вычислить удельный вес продукции производственно-технического назначения в общем объеме продукции и его изменение за ряд лет.

Таблица 2.2

Показатели Год Изменение по сравнению с будущим годом
1998 1999 2000 1998г. 1999г.
Объем продукции производственно-технического назначения а) в сумме, тыс.руб   б) в % к общему объему   26 000     18 000   69,2   26 100     18 200   69,7   23 950     18 750   78,3   + 100     +750   +0,5   - 2150     +550   +9,1

 

Из данных таблицы 2.2 видно, что значительный удельный вес в общем объеме продукции составляет продукция производственно-технического назначения. При этом выпуск данной продукции возрастает. Чисто аналитический характер имеют относительные величины интенсивности, (например, выпуск продукции на 100 руб. инвестиционных фондов, объем розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади и др.).

Не менее важную роль в анализе играют средние величины. Они дают возможность обобщить однородные показатели, определить общие тенденции, закономерности в развитии экономических процессов. В анализе используются различные виды средних - средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана.

Например, для исчисления средней стоимости основных фондов, средних остатков оборотных средств, среднесписочной численности работников и др. показателей используется чаще всего средняя хронологическая величина, определяемая по формуле:

Х = (Х1:2 +Х2 + Х3+... +Хn:2):(n-1)

( См. рабочую тетрадь №4).

Для выявления взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми показателями используются аналитические группировки. Например, на выпуск продукции влияют многочисленные факторы, которые можно объединить в три группы:

1) факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов;

2) факторы, связанные с использованием материальных ресурсов;

3) факторы, связанные с использованием основных фондов.

Группировочные признаки положены в основу построения таблиц (простых, групповых, комбинационных) в зависимости от количества признаков. Построение аналитических таблиц является одним из важнейших приемов проведения анализа на всех его этапах. Они применяются для систематизации исходных данных, проведения аналитических расчетов и оформления результатов анализа.

Использование таблиц при проведении аналитической работы и представлении результатов анализа обеспечивает:

· уменьшение объема исходных данных в отчетных документах;

· систематизацию данных и выявление закономерностей;

· наглядность;

· уменьшение объема аналитических записок.

Построение макетов таблиц является важным этапом в проведении анализа, поэтому, прежде чем приступить к сбору данных, необходимо по возможности разработать все макеты аналитических таблиц, в которые будут заноситься исходные данные и результаты анализа. Любая аналитическая таблица должна сопровождаться текстовыми выводами, при оформлении которых необходимо руководствоваться правилом от «общего к частному», т. е. сначала анализировать общий итог, а затем переходить к промежуточным итогам и отдельным показателям. Сгруппированные показатели могут быть представлены также в виде графиков и диаграмм, которые наглядно отражают взаимозависимость показателей или их динамику. Покажем это на примере.

Имеются данные за 5 лет об объеме выручки от реализации (продажи) продукции и издержках производства за 5 лет (Таблица 2.3). Необходимо построить график движения издержек и дать им оценку.

Объем выручки от реализации продукции (продажи) и издержках производства за 5 лет (тыс.руб)

Таблица 2.3

Показатели 1-й год 2-й год 3-йгод 4-й год 5-й год
1. Выручка от реализации продажи продукции 31 800 28 100 33 200 23 400 43 620
2. Полные издержки производства 1) в сумме, тыс.руб.   2) в % к выручке от реализации   29 680   93,3   26 790   95,3   29 920   90,1   20 180   86,2   40 400   02,6
3. Управленческие расходы 1) в сумме, тыс.руб. 2) в % к выручке от реализации   1 420 4,5   3,1   1 360 4,1   1 220 5,2   1 640 3,8
4. Коммерческие расходы 1) в сумме, тыс.руб. 2) в % к выручке от реализации   2,1   2,6   2,8   1 120 4,8   1 080 2,5

 

 

график 2.1

 

 
 

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.009 с.)