Тема: Моделирование эмоциогенных ситуаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Моделирование эмоциогенных ситуаций.



Вводные замечания: Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Существенные проявления: 1) это сложные соединения разнообразных настроений и аффектов, связанные с различными, личностно существенными событиями в жизни человека, с людьми и предметами, с видами деятельности; 2) чувства внешне весьма заметны; они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам; 3) чувства носят исторический характер – они различны у разных на­родов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Существенные проявления: 1) это кратковременное и достаточно сильное эмоциональное переживание, бурно протекающее, затрагивающее основные физиологические процессы в организме и связанное с важными событиями в жизни человека, достижениями и упущениями, успехами и неудачами (примеры аффектов: радость, гнев, печаль, страх); 2) это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь по­ставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность; 3) аффекты способны моментально мобилизовать энергию и ресурсы организма для решения внезапно возникшей задачи или преодоления неожиданно появившегося препятствия (в этом состоит их основная жизненная роль); 4) аффект, навязывая субъекту стереотип­ные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воз­действие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремле­ний и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели.

Стресс – является одним из наиболее распространенных видов аффектов. Это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое воз­никает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Проявления: 1) стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения, 2) стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека, 3) это главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Настроение – это сравнительно слабо выраженное, долгое время сохраняющееся эмоциональное состояние, связанное или с общим физическим, или с психологическим самочувствием человека в данный период времени. Существенные проявления: 10 настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека; 2) это сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела; 3) создает определенный тонус организма, т. е. его общий настрой (отсюда название "настроение") на деятельность.

Эмоциональные состояния, возникающие в процессе деятельности, могут повышать или понижать, тормозить жизнедеятельность, активность человека. Первые называются стеническими, вторые – астеническими. Стеническими, как правило, бывают положительные эмоции: удовлетворенность (удовольствие), радость, счастье, а астеническими – отрицательные: неудовольствие, горе, печаль.

Психические состояния – это психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания.

Профессор А.О. Прохоров даёт следующее определение: «психическое состояние – это субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени».

Учитывая, что психическое состояние есть следствие субъективного отражения личностью ситуации, предполагается, что состояние выполняет функцию адаптации, уравновешивания субъекта с окружающей средой (природной и социальной). Функциональные системы (суть состояния) организуются таким образом, чтобы состояние человека в данных условиях было оптимально и эффективно. Так же выделяются управляющая, регулирующая, антиципирующая, побуждающая и оценочная функции.

Структура психического состояния (по В.А. Ганзену) организована иерархически. Выделяется 4 уровня: 1) социально-психологический уровень, когда состояние проявляется в поведении, в отношениях человека, в его деятельности; 2) психологический – в ощущениях, восприятии, мнемических процессах и т.д.; 3) психофизиологический уровень – вегетативные реакции, психомоторика и т.д.; 4) физиологический уровень – биохимические, нейрофизические процессы.

Цель: Проверить следующие гипотезы: 1) монотонная работа и ситуация неуспеха вызывают у человека отрицательное эмоциональное состояние; 2) незнакомая комическая информация вызывает у человека положительное эмоциональное состояние.

Оборудование и материалы: секундомер, методика «САН» (см. Приложение к лабораторной работе № 22), текст юмористического рассказа, карандаш, бумага.

Ход работы: Работа проводится в парах: экспериментатор и испытуемый. Эксперимент проводится в две серии.

Серия 1. Для выявления фонового эмоционального состояния испытуемый заполняет методику «САН». Далее экспериментатор предъявляет испытуемому эталон времени (1минута). Затем перед ним ставится задача: в течение эталонного времени выполнять монотонную деятельность, заключающуюся в написании единиц. Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам будет предъявлен эталон времени в 1минуту. Затем Вам нужно будет представить этот эталон и в течение 1 минуты необходимо писать единицы в строку. Если время выполнения задания не будет совпадать с эталонным более чем на 5 секунд, то задание считается невыполненным. Вы будете выполнять задание до полного его выполнения».

Для создания ситуации неуспеха можно использовать следующие приемы:

· секундомер выключать раньше или позже начала работы с тем, чтобы испытуемый мог убедиться, что он не уложился во времени;

· обвинять испытуемого в том, что он считает единицы, и требовать начать эксперимент заново;

· сообщать в конце пробы, что он не справился с заданием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.007 с.)