Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Моделирование эмоциогенных ситуаций.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вводные замечания: Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Существенные проявления: 1) это сложные соединения разнообразных настроений и аффектов, связанные с различными, личностно существенными событиями в жизни человека, с людьми и предметами, с видами деятельности; 2) чувства внешне весьма заметны; они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам; 3) чувства носят исторический характер – они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Существенные проявления: 1) это кратковременное и достаточно сильное эмоциональное переживание, бурно протекающее, затрагивающее основные физиологические процессы в организме и связанное с важными событиями в жизни человека, достижениями и упущениями, успехами и неудачами (примеры аффектов: радость, гнев, печаль, страх); 2) это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность; 3) аффекты способны моментально мобилизовать энергию и ресурсы организма для решения внезапно возникшей задачи или преодоления неожиданно появившегося препятствия (в этом состоит их основная жизненная роль); 4) аффект, навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры. Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Стресс – является одним из наиболее распространенных видов аффектов. Это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Проявления: 1) стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения, 2) стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека, 3) это главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. Настроение – это сравнительно слабо выраженное, долгое время сохраняющееся эмоциональное состояние, связанное или с общим физическим, или с психологическим самочувствием человека в данный период времени. Существенные проявления: 10 настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека; 2) это сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела; 3) создает определенный тонус организма, т. е. его общий настрой (отсюда название "настроение") на деятельность. Эмоциональные состояния, возникающие в процессе деятельности, могут повышать или понижать, тормозить жизнедеятельность, активность человека. Первые называются стеническими, вторые – астеническими. Стеническими, как правило, бывают положительные эмоции: удовлетворенность (удовольствие), радость, счастье, а астеническими – отрицательные: неудовольствие, горе, печаль. Психические состояния – это психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания. Профессор А.О. Прохоров даёт следующее определение: «психическое состояние – это субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени». Учитывая, что психическое состояние есть следствие субъективного отражения личностью ситуации, предполагается, что состояние выполняет функцию адаптации, уравновешивания субъекта с окружающей средой (природной и социальной). Функциональные системы (суть состояния) организуются таким образом, чтобы состояние человека в данных условиях было оптимально и эффективно. Так же выделяются управляющая, регулирующая, антиципирующая, побуждающая и оценочная функции. Структура психического состояния (по В.А. Ганзену) организована иерархически. Выделяется 4 уровня: 1) социально-психологический уровень, когда состояние проявляется в поведении, в отношениях человека, в его деятельности; 2) психологический – в ощущениях, восприятии, мнемических процессах и т.д.; 3) психофизиологический уровень – вегетативные реакции, психомоторика и т.д.; 4) физиологический уровень – биохимические, нейрофизические процессы. Цель: Проверить следующие гипотезы: 1) монотонная работа и ситуация неуспеха вызывают у человека отрицательное эмоциональное состояние; 2) незнакомая комическая информация вызывает у человека положительное эмоциональное состояние. Оборудование и материалы: секундомер, методика «САН» (см. Приложение к лабораторной работе № 22), текст юмористического рассказа, карандаш, бумага. Ход работы: Работа проводится в парах: экспериментатор и испытуемый. Эксперимент проводится в две серии. Серия 1. Для выявления фонового эмоционального состояния испытуемый заполняет методику «САН». Далее экспериментатор предъявляет испытуемому эталон времени (1минута). Затем перед ним ставится задача: в течение эталонного времени выполнять монотонную деятельность, заключающуюся в написании единиц. Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам будет предъявлен эталон времени в 1минуту. Затем Вам нужно будет представить этот эталон и в течение 1 минуты необходимо писать единицы в строку. Если время выполнения задания не будет совпадать с эталонным более чем на 5 секунд, то задание считается невыполненным. Вы будете выполнять задание до полного его выполнения». Для создания ситуации неуспеха можно использовать следующие приемы: · секундомер выключать раньше или позже начала работы с тем, чтобы испытуемый мог убедиться, что он не уложился во времени; · обвинять испытуемого в том, что он считает единицы, и требовать начать эксперимент заново; · сообщать в конце пробы, что он не справился с заданием.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.006 с.) |