Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонетическая система русского языка Схема 1

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

Значение овладения устной речью для ребенка с нарушенным слухом……………………………………………………………………………………4

 

Фонетическая система русского языка………………………………………………...6

 

Органы участвующие в процессе речеобразования. Их строение и работа……………………………………………………………………………….13

 

Механизм образования звуков речи……………………………………………………16

 

Классификация звуков речи……………………………………………………………19

 

Влияние глухоты на устную речь………………………………………………………21

 

Сенсорная база овладения устной речью детьми с нарушениями слуха…………………………………………………………………………………25

 

Методы обучения произношению………………………………………………………27

 

Задачи, содержание и этапы работы, методические приемы формирования произносительной стороны устной речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста……………………………………………………………..32

 

Роль технических средств обучения в формировании произношения………………………………………………………………………33

 

Анализ программных требований по методике обучения произношению детей с нарушением слуха……………………………………………………………………………….34

 

Значение речевой ритмики в процессе формирования произносительной стороны устной речи глухих (слабослышащих) детей дошкольного возраста………………………………………………………36

Система работы над звуками с использованием речевой ритмики…………………..37

 

Работа над речевым дыханием и слитностью произношения с использованием речевой ритмики…………………………………………………………………………….45

 

Система работы над голосом в процессе применения речевой ритмики……………………………………………………………………………..

 

Система работы над ритмом с применением речевой ритмики……………………………………………………………………………..49

 

Работа над темпом речи с применением речевой ритмики……………………………………………………………………………..50

 

Значение развивающегося слухового восприятия в коррекционной работе над речью глухих (тугоухих) детей………………………………………………………………………………...53

 

Особенности работы над голосом и формирования навыков самоконтроля над ним………………………………………………………………………………….

 

Работа над звуками речи. Регламентированные, нерегламентированные, допустимые, дефектные замены. Последовательность работы над звуками в речи неслышащих (слабослышащих) детей……………………………………65

 

Работа формированию орфоэпически правильного воспроизведения слов. Навыки самоконтроля над нормами орфоэпии……………………………………………………………………………72

 

Характеристика системы работы над словом…………………………………………76

 

Система работы над фразой……………………………………………………………82

 

Использование наглядных пособий и технических средств обучения на разных этапах работы над произносительной стороной устной речи детей с недостатками слуха………………………………89

 

Система работы над звуками, приемы формирования навыков самоконтроля над ними………………………………………………………………………………..

 

Планирование в работе над произношением у детей с нарушениями слуха при условии реализации индивидуально-дифференцированного подхода. Виды планирования, его структура, содержание, требования к нему…………………………………………………………………………………96

 

Виды учета, его периодичность. Разделы, содержание учета в зависимости от года обучения ребенка. Требования, предъявляемые к речевому материалу. Методы исследования произношения и фиксации результатов………………………………………………………………………….100

 

Значение ЗУА в работе над произношением…………………………………………..102

 

Формы взаимодействия семьи и специального дошкольного учреждения по вопросам формирования произношения у глухих (слабослышащих) детей……………………………………………………………105

Система работы над звуком “Р” и приемы формирования навыков самоконтроля над ними в речи глухих детей………………………………………………………………………………..107

 

 

Влияние устной речи на мышление ребенка Схема 2

 

 
 

 


Под влиянием устной речи

обеспечивает способность к абстракции на различных ступенях развития
фиксирует не только материальный мир, но и культурные нормы, мировоззрение
становится более точным и дифференцированным
мышление ребёнка

 

 


Таблица

Значение устной речи для эмоционального и социального развития

№ п/п Значение
  Без обучения устной речи невозможно сформировать у ребёнка с нарушенным слухом представления о явлениях культуры, её ценностях и общественных нормах
  Устная речь является предпосылкой для социальной интеграции
  Понимание глухим ребёнком словесной речи и овладение ею позволяют применять к нему словесные средства воспитания
  Способность воспринимать эмоционально значимые звуковые характеристики голоса имеет огромное влияние на становление полноценно развитой личности
  Устная речь обеспечивает передачу ребёнку широкого спектра эмоциональных сигналов и информации, что помогает воспитать эмоционально стабильную и социально приспособленную личность

Схема 2

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ

 

 
 
ПО МЕХАНИЗМУ ОБРАЗОВАНИЯ  


1.

       
   

 

  Фонация, обусловленная вибрацией голосовых связок и свободный проход вдыхаемого воздуха через ротовую полость. 1. По продвижению языка в ротовую полость: - переднего ряда - Э. И (перемещение языка вперед); - заднего ряда – О, У (перемещение языка назад); - среднего ряда – А, Ы (промежуточное положение языка)   2. По подъему спинки языка: - верхнего подъема – И, Ы, У; - среднего подъема – О, Э; - нижнего подъема – А     Образуется преграда в ротовой полости на пути выдыхаемого воздуха (смычка, щель). Преграда может сочетаться с голосом при образовании одних согласных звуков и отсутствием его при образовании других.

 

 


КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ

  Участие голоса в шуме   место артикуляции     способ артикуляции губные язычные
Губно-губные Губно-зубные Язычно-зубные Язычно-альвео-лярные Язычно-передне-небные Язычно-средне-небные Язычно- задне- небные  
Тверд. Мягк. Тверд. Мякк. Тверд. Мягк. Тверд. Мягк. Тверд. Мягк. Тверд. Мягк. Тверд. Мягк.  
  шумные   смычные глухие звонкие п б п, б, - - - - т д т, д, - - - - - - - - - - к, г, к г - -  
  щелевые глухие звонкие - - - - ф в ф, в, с з с, з, - - - - ш ж щ - - - х й (j) х, - - -  
смычно-щелевые (аффрикаты) глухие звонкие - - - - - - - - ц - - - - - - - - - ч - - - - - - - - -  
    Сонорные     Смычно-проход-ные носо-вые глухие звонкие - м - м, - - - - - н - н, - - - - - - - - - - - - - - - -  
рото-вые глухие звонкие - - - - - - - - - л - л, - - - - - - - - - - - - - - - -  
Дрожащие (вибранты) глухие звонкие - - - - - - - - - - - - - р - р, - - - - - - - - - - - -  

 


Таблица

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

 

 

место подъема степень подъема     РЯД
  передний   средний   задний
  Подъем верхний   И   Ы   У
  » средний   Э   -   О
  » нижний   -   А   -
  огубленность – неогубленность   нелабиализованные   лабиализованные

 


Тема: Органы, участвующие в процессе речеобразования. Их строение и работа.

 

Схема 1.

Отделы речевого аппарата

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ:

· Корковые центры · Подкорковые узлы · Проводящие пути · Ядра ствола · Нервы

 
 

 


ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ:

               
   
 
 
Дыхательный: · Грудная клетка
  • Бронхи
· Трахея
  • Легкие
  • Диафрагма
 
Голосовой: · Гортань · Надгортанник · Голосовые связки
 
Артикуляционный: · Язык · Губы · Челюсти · Твердое небо · Мягкое небо · Альвеолы  

 

 


Таблица 1.

Анатомия органов речи

 

Орган речевого аппарата Строение Функции
    Нос   Нос состоит из наружного носа и носовой полости с ее придаточными пазухами. Наружный нос состоит из костно-хрящевого скелета и мягких частей. Боковые подвижные части носа называются крыльями носа, их свободные края образуют ноздри. Носовая полость состоит из двух половин, отделенных друг от друга носовой перегородкой. Вся носовая полость выстлана слизистой оболочкой. Является началом дыхательных путей. Одновременно он служит органом обоняния, участвует в образовании так называемой надставной трубы голосового аппарата.
Ротовая полость Ротовая полость делится на преддверие рта (щелевидное пространство между зубами и деснами с одной стороны, щеками и губами – с другой) и собственно ротовую полость, почти полностью занятую языком, прилегающим к твердому и мягкому небу. Служит одновременно органом речи и вкуса (язык), а в особых случаях – органом дыхания.
Глотка Мышечный орган, соединяющий носовую полость с гортанью. Глотка делится на три отдела: носоглотку, ротоглотку и гортанную часть. Связь носоглотки с полостью среднего уха обеспечивает уравнивание давления воздуха в среднем ухе с внешним давлением
Гортань Широкая короткая трубка, состоящая из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи. Отдел воздухоносных путей. Орган голосообразования, участвующий в процессе членораздельной речи.
  Сверху гортань переходит в гортанную часть глотки, снизу – в трахею. В полости гортани расположены голосовые связки.
Трахея, бронхи, легкие Трахея представляет собой цилиндрическую трубку, состоящую из отдельных колец. На уровне 5-го грудного позвонка трахея делится на 2 трубки – главные бронхи. Конечные разветвления бронхов переходят в альвеолярные ходы, окруженные легочными пузырьками – альвеолами. Легочные пузырьки вместе с разветвлениями бронхов составляют ткань легких.   Участвуют в процессе газообмена.
Грудная клетка Образуется позвоночником, ребрами и грудной костью. Промежутки между ребрами заполнены мышцами, расположенными в два слоя, - внутренними и наружными реберными мышцами.   Ритмические движения грудной клетки осуществляют вентиляцию воздуха в легких и поддерживают постоянство его состава.
Диафрагма Массивная плоская мышца, которая отделяет грудную полость от полости живота. Диафрагма имеет куполообразную форму. Приводит в движение грудную клетку. При сокращении диафрагма становится более плоской, объем грудной клетки увеличивается. При возвращении диафрагмы в спокойное состояние объем грудной полости соответственно уменьшается.  

 


Схема 2.

Механизм речеобразования

 

 

                                 
   
       
     
 
 
 
 
   
   
 
 
 
     
   
       
 
 

 

Тема: Механизм образования звуков речи

Слуховой анализатор

эфферентный путь

Речевой орган

 

СХЕМА №3

 
 

 


СХЕМА №4

       
   
 

Таблица 1.

Тема: Задачи, этапы, методические приемы формирования произносительной стороны речи глухих и слабослышащих дошкольников

 

Задачи Этапы Методические приемы
1. Сформировать у детей внятную речь. 2. Осуществлять систематическую работу по обучению детей членораздельному произношению. 3. Максимально приблизить речь глухих к естественному произношению нормально слышащих и говорящих людей.   1. Этап постановки звука. 2. Этап автоматизации. 3. Этап дифференциации.   1. Название и показ положений органов артикуляционного аппарата. 2. Название и показ положений органов артикуляционного аппарата. 3. Дифференциация правильно произносимых звуков по месту и способу образования на основе ощущений. 4. Словесное описание артикуляции с опорой на графическую схему звука.  

 


 

Тема: Роль технических средств обучения в формировании произношения

 

 

1. Особенностипроизношенияудетейснарушеннымслухом.

 

 

2. Основныеусловия,определяющиестепень сформированностипроизносительныхнавыков

 

3. Звукоусиливающая аппаратура, применяемая для обучения детей с нарушениями слуха произношению.

       
   

 

 


 

 

                       
           
 

 


       
 
индивидуальные слуховые аппараты
 
стационарная аппаратура

 

 


 

 

Задачи ритмики и цель

1.Оздоровительные.

Способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развивает дыхание, моторные функции, формирует правильную осанку, походку, грацию движений.

2.Образовательные.

Формирует двигательные навыки и умения пространственных представлений, способствует освоению теоретических знаний в области музыкальной культуры, развитию музыкального представления, восприятия и чувствительности.

3.Воспитательные.

Воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. Воспитание способностей восприятия музыкальных образов, умение перевоплощаться в соответствии с образом, проявлять свои художественные и творческие способности. Воспитание своих личностных качеств: чувство коллективизма, умение соблюдать правила в выполнение упражнений и развитие организаторских способностей.

4.Коррекционные.

Коррекция двигательной сферы, познавательной сферы, речи, эмоционально-волевой сферы.

Схема

Работа над интонацией Работа над темпом Работа над ритмом

 
 


Значение речевой ритмики

 
 


Работа над звуком Работа над речевым дыханием

и слитностью речи Работа над голосом

 

Таблица

Вид работы Значение
1. Работа над звуком Движения детей, которые сопровождают произнесения звуков и слогов, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем. Когда произносятся те или иные звуки, то разные группы мышц участвующие в их воспроизведении, по-разному расслабляются или напрягаются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При описании движений, сопровождающих произнесении звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапря­женно». Интенсивность определяет динамику речи, т.е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или другого звука. При описании звуков интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо». Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно». С самого начала занятий ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками. Двигательные упражнения, сопровождающие произнесения гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений:
  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л, р.
  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого начинаются движения для звуков и, к, л.
  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это для звука р.
Но если у ребенка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например: па, по и т.п.  
2. Работа над интонацией Роль интонации в речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, побуждения, вопроса, восклицания, пауз, изменения темпа речи. Она усиливает лексическое значение слов. Для значительной части слабослышащих школьников ха­рактерно нарушение интонационной стороны речи, выра­жающееся в монотонности. Однако следует заметить, что слабослышащие дети могут воспринимать интонацию учителя и подражать ей. Эти возможности существенно увеличиваются при помощи звукоусиливающей аппара­туры. Работа по формированию интонации стороны устной речи осуществляется в различных направлениях. Сюда относится работа над логическим ударением. Логическое ударение, как известно, состоит в выделении слов, наиболее важных по смыслу. Задача облегчается, если учитывать цель высказывания. Слова, на которые падает ударения, могут выделяться хлопаньем в ладоши, энергичными движениями рук и т. п. Ученики вместе с учителем выполняют эти движения, одновременно проговаривая словосочетания, словосочетания, предложе­ния, выделяя необходимые слова голосом и движением. Кроме того, предусматриваются задания на выделения движением и голосом определенного слова по предъявленной табличке или с требованием подобрать нужный вопрос к высказыванию учителя. Большое внимание уделяется формированию у детей умения пользоваться повествовательной, вопросительной, вос­клицатель­ной и повелительной интонациями. Кроме того, ведется работа по формированию естественной инстанции, выражающей эмоционально различные состояния: радость, удивление, испуг и другие. Работа над интонацией проводится на материале слов, предложений, небольших текстов и стихотворений. Проговаривание сопровождается определенными выразительными движениями. Они сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока учащиеся не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.  
3. Работа над ритмом Ритм организует двигательную деятельность человека. У слабослышащих детей отмечается большое количество отклонений в ритме движений, двигательных реакциях, в распределении собственных усилий. Выполнение ритмических упражнений и заданий способствует саморегулированию и развитию движений. Слуховое восприятие ритмических сигналов позволяет обучить слабослышащих детей приемам и способам слуховой ориентировки, развивает слуховую память, стимулирует деятельность слухового анализатора. Ритм регулирует не только движение, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи, которым относятся словесные ударения. Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнениями формируют у детей не только чувство ритма, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи. Восприятие слабослышащими детьми со сложной ритмической структурой развивается постепенно. Для правильного воспроизведения ритмов в движении и проговаривание необходимо, чтобы ритм, передаваемый движением, соответствовал ритмическому рисунку слова или фразы. Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения способствуют их автоматизации, что исключает напряжение в двигательном аппарате, а это положительно сказывается на качестве речи.  
4. Работа над голосом Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение. Очень важно научить слабослышащих говорить громко, но не крикливо. Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание умения пользоваться голосом нормальной высоты. От этого зависит мелодика речи. Упражнения направлены на формирование умения повышать и понижать голос. Очень важно в упражнениях, направленных на развитие голоса, следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Наиболее распространенным и грубым дефектом является открытая гнусавость. Повышение и понижение голоса. Изменение его силы хорошо контролируются его слухом. Постоянного использование слухового восприятия при помощи звукоусиливающей аппаратуры дает возможность развить у слабослышащих подвижность голосового аппарата.  
5. Работа над темпом Характерной особенностью произношения слабослышащих является замедленные темп устной речи слабослышащих. Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля. Если упражнения связаны со слоговым материалом, то темп усваивается на таких простых движениях, как ходьба в медленном и быстром темпе, прыжки, взмахи руками. Проговаривание маленьких стихотворений и текстов сочетается с отхлопыванием, прыжками, притоптыванием и бегом в различном темпе. Коррекция темпа движений помогает сформировать правильный речевой темп, который благотворно сказывается на координации общих движений.  
6. Работа над речевым дыханием и слитностью речи Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие представляет трудность для слабослышащих, так как они еще плохо управляют работой дыхательных мышц. Упражнения не развитие дыхания направлены на выработку продолжительного выдоха. Что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи, как под музыку, так и без нее. Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и словосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения. Особое значение приобретает характер значений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.

 

 

Тема: Система работы над звуками с использованием речевой ритмики

 

Таблица №1.

Речевая ритмика

           
     
 
 

 


Понятие

 

 

Таблица №2.

Требования к учителю-дефектологу, проводившему речевую ритмику.

               
   
Стремиться к максимальной естественности и раскованности движений как своих, так и детей.
 
Пользоваться голосом нормальной высоты и силы в инструкциях и при передачи речевого материала.
     
 
 

 

 


Слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять.
Видеть и уметь исправлять характер движений у детей.
Уметь сочетать систему движений с музыкой в разном темпе.
Ритмично и красиво двигаться под музыку и без нее.
Требования к учителю-дефектологу, проводившему речевую ритмику

 

 

Таблица №3.

 

Типы дыхания

Тип дыхания «+» «-»
Диафрагмальный (нижнее-реберный) Самое глубокое и сильное дыхание при использовании мышц диафрагмы, при минимум усилий.  
Грудной (верхнее-реберный)   Сопровождается сильным подъемом грудной клетки и напряжением шейной мускулатуры, что сильно препятствует речевому дыханию и слитному произнесению.
Ключичный   Происходит поднимание плечевого пояса и верхних ребер, в результате чего наблюдается расширение верхней части грудной клетки.

 

Способы постановки дыхания

  Способ постановки Содержание
  Фонетическая ритмика Система двигательных упражнений, в которых сочетаются различные движения и речевой материал.
  При подражании Может быть на: · слуховой основе; · зрительной основе; · слухо-зрительной основе; · тактильно-вибрационной основе.
  Механический Воздействие на органы артикуляции специальным зондом, шпателем или рукой сурдрпедагога.
  Смешанный Соединяет в себе подражание и механический способ постановки.

 

ПЛАН

1. Определение слухового восприятия. Особенности слухового восприятия глухих и слабослышащих детей.

2. Задачи работы по развитию слухового восприятия.

3. Этапы работы по развитию слухового восприятия.

4. Направления работы по развитию слухового восприятия.

5. Формы работы по развитию слухового восприятия.

6. Характеристика содержания программных требований по годам обучения.

7. Подготовка к школе.

 

Список литературы:

1. Бельтюков И.Ф.. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухих произношению. – М., 1960.

2. Головчиц Л.А. Сурдопедагогика. – М., 2001.

3. К вопросу о развитии слухового восприятия у слабослышащих дошкольников./Под ред. С.И. Ли.//Дефектология. - №1. – 1991.

4. Лекционный материал по курсу развитие слухового восприятия./Под ред. О.А. Денисовой.

5. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитии слухового восприятия у глухих дошкольников. – М., 1971.

6. Методика обучения слуховому восприятию./Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001.

7. Методические материалы по развитию слухового восприятия./Под ред. О.А. Денисовой. – Череповец, 1996.

8. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей./Под ред. Ф.Ф. Рау.//Дефектология. - №1. – 1991.

9. Обучение и воспитание аномальных детей./Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1991.

10. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи у детей с нарушением слуха. – М., 1998.

11. Програма воспитания и обучения глухих детей./Под ред. Л.П. Носковой, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко. – М., 1991.

12. Программа воспитания и обучения слабослышащих детей../Под ред..П. Носковой, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко. – М., 1991.

 

1.

СЛУХОВОЕ

ВОСПРИЯТИЕ Þ ИЛИ

¥

передает воспринимает

 

условия общения

 

Слуховое восприятие в условиях общения – это компонент двуединого акта речевой коммуникации, предполагающий двух или более партнеров, из которой один передает информацию, а другой принимает (Ф.Ф. Рау).

 

 

Подготовка к школе.

За период обучения в детском саду научаются воспринимать на слух разнообразные неречевые и речевые сигналы: определяют количество звучаний и направлений звука: различают звучание игрушек, долготу, громкость, слитность, темп и ритм звучаний, музыкальные ритмы (марш,

 

- слова при выборе из 5-7 единиц, а дети с

- словосочетания большими остатками слуха при

- тексты выборе из 10-ти.

 

В дошкольный период детей целенаправленно учат анализировать услышанное, повторять, на что оно похоже, все дошкольники (кроме тех, которые продолжают терять слух) овладевают умением узнавать некоторые незнакомые по звучанию слова и фразы, воспроизводить их контур или, что бывает реже, отдельные слоги и звуки.

Таким образом, все глухие дошкольники вне зависимости от степени и характера поражения слуха овладевают умением различать на слух и воспроизводить количество, долготу, громкость, слитность, темп и двух-трехсложный ритм неречевых и речевых звучаний, различать звучащие игрушки и определять направление звука. Затруднения возникают при воспроизведении характера звучаний «музыкальных инструментах» и у некоторых детей – при изображении ритма геометрическими фигурами.

 

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте механизм восприятия речи детьми с нарушениями слуха.

2. Назовите задачи, этапы, направле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.210 (0.014 с.)