Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова структура программы исследования системы управления?

Поиск

5. Чем определяется организационная значимость программы и плана исследования?

6. Какие принципы определяют успех планирования?

Тема 9. Формы и факторы организации исследования

ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

Каким образом успех исследования зависит от его организации?

Как организовать исследование, что надо для этого сделать?

Может ли мешать организация исследования текущему управлению?

Как интегрируются индивидуальные интеллекты исследователей?

Какие виды организации исследований предпочтительнее?

Существует ли технология исследования?

Какое организационное и практическое значение она имеет?

В чем особенности технологии исследования?

Какие этапы характеризуют технологию исследования?

Как распределить методы исследования по его технологическим этапам?

9.1. Организация исследования: условия, требования, виды

Организация исследования — это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение ис­следовательских работ. Организация исследования определяет дифференци­ацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследова­тельских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.

Существуют различные формы организации (схема 37). В каждом кон­кретном случае приходится выбирать, какой из видов может оказаться наи­более приемлемым или наиболее эффективным.

1. Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями ис­следовательской работы. Такие исследования возможны в том случае, ес­ли у персонала управления есть резервы времени и его исследователь­ский потенциал достаточно высок. Тогда необходимо провести соответ­ствующие консультации, организовать систему контроля и мотивации, организовать координацию деятельности по этим заданиям. Можно орга­низовать конкурс проектов и дополнительную оплату труда. Возможна добровольная или обязательная форма.

2. Создание специализированных групп из наиболее творческой и актив­ной части персонала с освобождением участников этих групп на опре­деленное время от основной работы.

3. Приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и предо­ставление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекоменда­ций.

4. Создание собственных консультационных, а лучше образовательно-исследовательских структур в системе управления, позволяющих, сов­местить повышение профессионализма персонала с развитием исследо­ваний и обеспечением их необходимого качества.

5. Возможна комбинация этих форм, и во многих случаях она оказывает­ся весьма полезной и эффективной. Например, создание творческих коллективов, состоящая как из собственных работников, так и из при­глашенных специалистов консультационной фирмы. При этом очень важно учитывать (и здесь часто возникают сложности) социально-психологические моменты формирования таких коллективов.

Вообще в исследовании управления и в управлении такими исследовани­ями возникает много проблем, к решению которых надо быть готовыми. Это проблемы полномочий на организацию наблюдений, тестирования, социометрического анализа и пр., проблемы предоставления и поиска необходимой информации, которую не всегда работники стремятся открыть и предоста­вить, проблема обеспечения соответствующих условий, административного вмешательства в рабочий процесс исследуемого объекта, которое должно быть минимальным, проблема доверия и влияния на социально-психологическую атмосферу работы. Исследования управления не должны нарушать порядок и ритм нормального функционирования системы управ­ления.

Все эти вопросы должны быть заранее продуманы при планировании и построении организации исследования.

9.2. Технологии исследования систем управления

Любое исследование является организованным процессом. В основе его организации лежит определенная технологическая схема, которая отражает последовательность и комбинацию использования методов исследования.

Технология — это вариант рационального построения процесса иссле­дования. Например, строительство дома предполагает сначала возведение фундамента, потом самого здания и на заключительном этапе — крыши. Это процесс строительства, отражающий содержание и особенность этого вида деятельности. Но технология строительства может быть разнообразной в рамках этого процесса. Если дом большой, то можно сделать сначала фун­дамент его селекции и начать возводить стены, параллельно заготавливать элементы крыши. Все зависит от распределения ресурсов и выбора варианта их использования. Но можно не приступать к возведению стен, пока полно­стью не закончатся работы с фундаментом.

Процесс всегда отражает объективные этапы выполнения работы, техно­логия — это вариант рационального выполнения работ.

В зависимости от характера исследуемой проблемы, а также конкретных условий, таких как время, ресурсы, квалификация, острота проблемы и пр., технологические схемы могут быть различными. Поэтому важно выбирать эффективные технологические схемы или конструировать их по реальным потребностям и условиям (схема 38).

Наиболее простой, элементарной технологией является линейная техно­логия. Она заключается в последовательном проведении исследований по этапам постановки проблемы, формулировке задач ее решения, выборе ме­тодов исследовании, проведения анализа и поиске позитивных решений, экспериментальной проверке решения, если она возможна, разработке инно­ваций.

Каждый из этапов характеризуется оригинальным набором методов ис­следования и временными ограничениями. Это и определяет успех проведе­ния исследования.

Такая технология может быть весьма эффективной в случае решения сравнительно простых исследовательских проблем. В практике не всегда удается построить технологическую схему так прямолинейно и последова­тельно. На каждом из этапов могут возникнуть новые проблемы или затруд­нения, которые заставят вернуться к предыдущему этапу и скорректировать его работы. Например, может оказаться, что проблема определена недоста­точно глубоко, появилась необходимость рассмотреть ее в новом ракурсе или не полностью выявлены альтернативы использования методов исследо­вания, возникла необходимость привлечения новых ресурсов для обеспече­ния качества исследования и т. д.

Все это заставляет возвращаться к пройденным этапам, корректировать уже проведенные исследовательские работы. Так возникает новый тип тех­нологии исследования — тип циклического исследования. Он характеризу­ется возвратами к пройденным этапам, повторению пройденного для обеспе­чения надежности результатов.

Многие схемы рациональных технологий предполагают возможность па­раллельного выполнения работ или операций. В технологии исследований такой подход также существует. Например, по сложным, комплексным про­блемам можно выполнять отдельные исследовательские работы параллельно. Более того, в некоторых случаях это оказывается просто необходимым. Это экономит время, позволяет более эффективно использовать персонал, повы­шает компетентность и производительность деятельности.

Это технологии рационального разветвления деятельности. Рациональ­ность ее заключается не только в разделении исследования по аспектам про­блемы или функциям ее решения, но и в проведении по некоторым видам проблем одинаковых непараллельных исследований. Ведь исследование — это всегда поиск неизвестного, нового, необычного. В этом поиске возможны разные пути и стратегии и осуществление различных стратегий позволяет найти наилучший результат.

Во многих случаях это может быть не столько разветвление, сколько действительно параллельное исследование. Для сложных проблем это вовсе не является пустой тратой средств и ресурсов.

Бывают проблемы в исследовании, решение которых трудно представить заранее в определенной технологической схеме, трудно предвидеть, какие этапы необходимы для определения окончательного результата и вообще существует ли он по этой проблеме.

В этом случае используются технологии адаптивного типа. Суть их за­ключается в последовательной корректировке технологической схемы по мере проведения каждого из этапов исследования. Это технология по сопут­ствующей проблеме: что делать дальше, что можно сделать в этой ситуации? Каждый этап в этой технологической схеме оценивается по его результатам и эта оценка необходима для определения нового этапа.

Технологическая схема исследования не может не учитывать конкретных целей его проведения. Такими целями могут быть цели кардинального реше­ния проблемы (достижение кардинальных изменений) или цели частичного решения проблемы (достижение частичных изменений), цели получения но­вых знаний и развития образования служащих, повышения их интеллекту­ального потенциала или цели разработки программы нововведений.

По целям частичных изменений используется технология последователь­ных изменений качества деятельности. Она построена на оценке сущест­вующего качества управления (управленческой деятельности) и поиске не­принципиальных, незначительных, но реальных изменений качества. Такая технология позволяет проводить исследования при незначительных ресурсах, избегать рисков инноваций, повысить надежность преобразований.

В области исследования существуют и технологии случайного поиска. На первом этапе такой технологии не предполагается много внимания уделять постановке проблемы, ее выбору, обоснованию. Берется любая проблема и на ее основе проводится исследование по смежным проблемам, устанавли­ваются связи, заполняется решениями "поле проблем", определяется таким образом траектория развития. Она и показывает главную проблему, на кото­рой необходимо сосредоточить внимание.

Наиболее эффективно эта технология реализуются в диверсифицирован­ных методах исследования — мозговой штурм, синектика и др.

Можно назвать и еще одну технологию исследования, это технология критериальной корректировки. Суть ее заключается в том, что при подго­товке исследования разрабатывается не сама технологическая схема, а ком­плекс критериев ее возможной корректировки при проведения исследова­ния.

Если мы получим такой-то результат, тогда будем делать то-то; если не получим, то вернемся к предыдущему этапу или какому-либо другому и продолжим поиск от него. Эта технологическая схема часто называется ал­горитмом исследования. Она предполагает оперативное управление техноло­гией и широко используется в автоматизации некоторых расчетных и анали­тических работ.

Выбор технологических схем проведения исследования способствует по­вышению его эффективности. Технология исследования в значительной мере отражает искусство исследователя. Конечно, надо знать, какие схемы суще­ствуют и какие из них наиболее приемлемы в тех или иных условиях. Но оценка условий, характера проблемы, возможностей использования ресурсов зависит от исследователя, его знаний, опыта и способностей к исследова­тельской деятельности.

9.3. Консультирование как форма организации исследования систем управления

Одной из форм организации и проведения исследований систем управле­ния является консультационная деятельность.

Консультация — это форма услуги, человеку или фирме (организации), предоставляемой с целью объяснения ситуаций и решения, связанных с ними проблем.

Консультационная деятельность в сфере управления широко распростра­нена во многих зарубежных странах. Это связано с нарастающим усложне­нием управления, потребностями профессионального решения возникающих проблем, возрастающего количества факторов эффективного управления.

В методологическом отношении консультирование может быть полезным как средство оценки ситуаций при помощи взгляда со стороны, независимых суждений. В научном плане это явление можно назвать известным принци­пом внешнего дополнения, который позволяет увидеть и оценить то, что не­возможно увидеть с внутренних позиций.

Консультации опираются не только на опыт и знания, но и на проведе­ние конкретных и специализированных исследований. Такие исследования, как правило, бывают весьма эффективными, потому что, во-первых, они опираются на богатый, обобщенный и проверенный опыт консультантов; во-вторых, осуществляются специалистами в определенных областях знаний и практических проблем; в-третьих, проводятся по определенным программам, вносящим в эту работу необходимую организационную четкость и ответст­венность.

Существуют консультационные фирмы, специализирующиеся на опреде­ленных видах консультационной деятельности, имеющие в ней авторитет и достижения, располагающие методиками. Они проводят исследование на до­говорной основе и разрабатывают комплекс рекомендаций.

Технологически эта работа включает следующие этапы: при получении заказа специалисты проводят общее знакомство с фирмой, оценивают ее по­требности в консультациях, выбирают форму консультационной работы и заключают договор на ее проведение, осуществляют диагностику управления фирмой, разрабатывают рекомендации и консультационные предложения, проводят мониторинг их реализации.

Консультационная фирма в сотрудничестве с заказчиком формирует ис­следовательскую группу, с учетом характера исследуемых проблем, органи­зацию проведения исследования, объема работ. Очень часто консультанты выступают в роли экспертов или арбитров. Но главной их задачей является все-таки разработка вариантов совершенствования управления.

Существуют внешние и внутренние консультанты. Нередко возникают такие потребности в консультационной деятельности, которые нерациональ­но реализовывать, привлекая внешних консультантов. Это происходит в слу­чае небольшого объема исследовательской работы, высоких цен использова­ния внешних консультантов, опасения открытия информации о состоянии фирмы, недоверия консультационной фирме и пр. В этих случаях использу­ются внутренние консультанты. Многие фирмы даже организуют подготовку таких консультантов.

Внутренними консультантами могут быть наиболее опытные работники из персонала управления, прошедшие специальную подготовку и способные квалифицированно провести диагностику ситуации, а также разработать практически ценные рекомендации по развитию управления или решению какой-либо проблемы. Как правило, отбор таких консультантов делается на конкурсной основе, с использованием тестирования. Они работают либо по заявкам, либо по специальным заданиям. Главными факторами успеха их де­ятельности является объективность и профессионализм, опыт и знания, ав­торитет и независимость.

Практика внутреннего консультирования имеет большое значение в реа­лизации инновационного менеджмента, обучения персонала, распространении позитивного опыта, формирования атмосферы поиска новых подходов к управлению и форм его организации.

Могут быть различные виды консультационно-исследовательской дея­тельности. Кроме разделения их на внешнее и внутреннее консультирование можно выделить различные его виды по степени и формам вмешательства в процессы управления (схема 39).

Можно исследовать управление по поставленной проблеме и не вмеши­ваясь в процесс управления, используя только возможности наблюдений, изучения существующих документов, информацию об аналогичных ситуаци­ях в подобных фирмах и условиях. На этой основе разрабатывать рекомен­дации и в дальнейшем предлагать их для практической реализации персона­лом управления.

Но могут быть исследования и с активным вмешательством в процессы управления: проведение экспериментов, социометрических обследований, социологических опросов, тестирований и пр. Такие исследования построе­ны на конструктивном сотрудничестве исследователя и персонала управле­ния. В этом случае исследователь становится как бы руководителем исследо­вательской группы, в которую входит весь персонал управления. Такое ис­следование нуждается в специальных и хорошо продуманных организацион­ных формах. Оно имеет, помимо всего прочего, и обучающий эффект.

9.4. Образовательно-исследовательские структуры в системе управления

Организация исследования предполагает не только упорядочение работы исследовательских групп, но и подготовку исследователей, и корректировку действий менеджеров по исследовательским функциям.

Каждый человек имеет определенные способности к исследовательской работе. Организация управления должна предусматривать раскрытие и реа­лизацию этих способностей, но вместе с тем она должна и мотивировать их развитие. Такое мотивирование осуществляется не только через требования к менеджеру, но и через создание, с одной стороны, условий для проявления и реализации этих способностей, с другой — развитие их посредством регу­лярных образовательных программ, программ подготовки исследователей.

Для того чтобы быть хорошим исследователем, недостаточно иметь опре­деленные способности к этому виду деятельности, надо обладать приемами эффективного исследования. Способности должны быть усилены и система­тизированы специальным обучением.

Но можно ли научить исследованию? Не является ли оно прерогативой вдохновения, особых качеств человека?

В любом деле необходимо соединение таланта с мастерством его реали­зации. Первый должен не только быть, но и развиваться соответствующим образом, мастерство должно прийти в процессе обучения, освоения предмета деятельности. Это присуще любой деятельности, в том числе и исследова­тельской. Вдохновение надо уметь вызывать, но при этом надо и уметь его использовать. Вот почему подготовка исследователей становится важной, ак­туальной проблемой современного менеджмента. Во многих крупных фир­мах за рубежом, а сегодня и в России имеются свои образовательные под­разделения, которые предназначены не только для профессиональной подго­товки менеджеров, но и для развития в них исследовательских способностей, для превращения их в творческих личностей.

Такие задачи должны согласовываться и с программами обучения. Это должны быть особые программы, ориентированные не столько на получение знаний и навыков, сколько на мотивировании поиска решений по наиболее сложным проблемам, развитие гибкого, вариативного мышления, формиро­вание установок на факторы развития, с какими бы проблемами не прихо­дилось сталкиваться.

В современной практике управления часто подготовка исследователей совмещается с профессиональной исследовательской деятельностью. Можно ее осуществлять в отрыве от практической управленческой деятельности, но можно ее соединить с практическим управлением, "вмонтировать" в дейст­вующую организацию управления. Это очень хорошо вписывается в идеи и практику стратегического и инновационного менеджмента. Так формируется новый тип менеджмента — обучающий менеджмент. Его особенность заключается в том, что он преследует цели не только принятия эффектив­ных решений в реальной практике управления, но и использования всех процессов разработки решений для образования и целенаправленной подго­товки менеджеров. Это новые технологии управления, которые должны в будущем получить большое развитие.

Сегодня можно сказать, что не каждый менеджер учится на ошибках и промахах и уже тем более не каждый учиться на успехах и достижениях. Многие полагают, что успех — это естественный результат их профессио­нальной работы. Но и при успехах может быть анализ упущенных возможностей, факторов их достижения, возникавших барьеров. Все это можно ис­пользовать как материал для образования и исследовательской подготовки. Надо учить исследовать не только ситуации-проблемы, требующие управленческих решений, но и ситуации — последствия, требующие осмысления управлен­ческих решений. Так возникают представления о тенденциях развития — реальных, возможных и объективных.

Одним из важнейших факторов подготовки исследователя является орга­низация интегрального интеллекта. Нам представляется, что именно этот феномен и составляет основу соединения исследовательской, профессио­нальной и образовательной деятельности в процессах управления.

9.5. Формирование интегрального исследовательского интеллекта

Эффективность исследований во многом определяется коллективной дея­тельностью. Не все проблемы можно решить индивидуально. Это определя­ется и трудоемкостью, и методологией, которая иногда требует разнообразия интеллектов, образования, психологии исследователей. Но и коллективная деятельность исследователей также имеет свои критерии эффективности и в определенных условиях может быть менее эффективной, чем индивидуаль­ная исследовательская работа. Независимое мышление плохо сочетается с особенностями комформного интеллекта, точно так же как мобильность, эвристичность или креативность мышления с качествами, требующимися для нетворческой научной работы (существует и такая). Мало на земле людей, психика которых соединяла бы в себе исключающие друг друга способнос­ти.

Слабое место интеллекта индивида — саморефлексия, неспособ­ность к самооценке, определению характеристик собственного интел­лекта, самоанализу, слежению за процессом творчества, самоконтро­лю, определению значимости собственных результатов исследова­тельской деятельности, неспособность объективизировать себя.

Но коллективный интеллект только тогда может состояться, когда он сформирован по принципам научно обоснованного формирования коллек­тивного интеллекта, когда существует и реализуется система соединения способностей и качеств индивидов по определенным признакам, правилам и целям.

Высшей степенью формирования и функционирования коллективного интеллекта является интегральный интеллект, который отражает организмическое соединение способностей и интеллектуальных потенциалов исследо­вателей, синергетический эффект интеллектуальной деятельности, эффект взаимодополнения и взаимоусиления.

В исследовании управления, как, впрочем, и в любом другом исследова­нии и вообще в творческой деятельности, большую роль играет формирова­ние интегрального интеллекта. Многие ли современные менеджеры обладают способностями сознательного, эффективного и целенаправленного формиро­вания интегрального интеллекта для решения наиболее сложных и неорди­нарных проблем развития? Всегда ли они обладают всей необходимой для этого информацией? Нет однозначного ответа на эти вопросы. Во многих случаях действуют интуиция и опыт. Очень часто не хватает знаний и науч­ного подхода. Но иногда не обращают внимания на эти тонкости и не пони­мают потребности и важности формирования коллективного и интегрально­го интеллекта. Общий уровень квалификации группы рассматривается как сумма квалификаций о каждого из ее составляющих.

Факторы, определяющие возможность и эффективность деятельности коллективного и интегрального интеллекта, можно отразить в виде принци­пов его формирования. Ведь для того и надо знать эти факторы, чтобы учи­тывать их. А принцип является формой учета знаний, правилом, которому следуют в выполнении определенной работы.

Итак, принципы формирования интегрального интеллекта. В простейшем варианте это принципы формирования творческой исследовательской груп­пы. При серьезном, научном подходе это последовательное формирование интегрального интеллекта. Ведь и принципы можно использовать по-разному: приблизительно, спорадически, не полностью, небрежно, бессис­темно; но можно их использовать последовательно, тщательно, ранжировано в необходимом сопряжении. От этого и зависит конечный результат (схема 40).

1. Принцип гетерогенности, иначе говоря, неоднородности по типологи­ческим признакам творческого потенциала и характера личности.

Объединение в группу одинаковых по творческим способностям и харак­теристикам людей не обеспечит успех их деятельности. Но это не значит и было бы наивно полагать, что только стихийное формирование группы дает неоднородный ее состав. Неоднородность может быть различной. Иногда она рождает бесконечные конфликты, иногда дает эффект взаимоусиления и гармонии творческих потенциалов. Как достичь второго варианта? (схема 29).

Главное — цели исследования, особенности решаемых, проблем, знание особенностей и возможностей привлекаемых к работе исследователей, мо­тивы и способы объединения личностей.

Желательно, чтобы в коллективном интеллекте были полнее представле­ны различные типы творческих индивидуальностей. Вот их типологические характеристики (схема 41).*

* См. также Е. С. Жариков, А. Б. Золотов. Как приблизить час открытий. Кишинев, «Штиинца», 1990.

 

• Пионер (проблемщик), способный раньше других увидеть проблему и сформулировать ее. Он может это сделать даже тогда, когда многим другим ситуация не кажется проблемной. Он способен вообще мыс­лить проблемно, т. е. во всем искать противоречия.

• Энциклопедист, быстро находящий аналоги рассматриваемой про­блеме в различных отраслях знаний. Это позволяет делать сравни­тельный анализ, определять парадигмы решения проблемы, строить гипотезы, формировать нетрадиционные подходы, мотивировать науч­ную полемику.

Генератор идей или концептолог, селектирующий и интегрирующий множество идей по определенной цели. Это человек, способный скон­струировать концепцию, позволяющую объединить множество идей и, следовательно, видов исследовательской деятельности. Концепция имеет, как правило, значительный организационный потенциал.

Энтузиаст, иногда его считают или называют "фанатиком" идеи. Это человек, заряжающий других оптимизмом и уверенностью в успехе исследования, достижения результата.

• Скептик, иногда его называют "зануда", сомневающийся в успехе лю­бого начинания и плана, охлаждающий пыл в непродуманных дейст­виях и в принятии скороспелых решений. Он может оградить от авантюрных действий.

Прогнозист, чьей функцией в коллективном интеллекте является как можно точнее предвидеть последствия, почувствовать тенден­ции, просчитать все возможные варианты развития событий.

• Информатор, который в системе коллективного интеллекта очень часто действует по принципу "обгонять, не догоняя". Он собирает и классифицирует информацию и как бы оберегает от "открытия ве­лосипеда", повторения пройденного, он способствует поиску новых полей поиска решения проблемы.

Эстет, ищущий изящные идеи и решения. Он может сыграть весьма конструктивную роль. Его главными критериями является красота, гармония. Есть такое утверждение: "Концепция или решение только тогда могут быть правильными, когда они красивы". Конечно, "красота" не научное понятие, но практика жизни показьгеает, что это понятие не так далеко от науки, как это иногда кажется. Удачная идея или мысль всегда красива, она доставляет эстетическое удоволь­ствие человеку.

Психолог — он необходим для аккумуляции определенной психологи­ческой атмосферы деятельности исследователей. При этом он занят не только решением психодиагностических задач, но и призван обес­печивать определенный "дискомфортный комфорт", необходимый коллективному интеллекту. Это не только атмосфера сотрудничест­ва, взаимопонимания и доброжелательства, но и атмосфера поиска, воодушевления, энтузиазма.

Независимый, который чаще всего работает и любит работать ин­дивидуально и самостоятельно. При этом изучает чужие идеи, по ищет свои. Он работает в одиночку, но вносит существенный вклад в общую деятельность и результаты. Он часто презентует свои идеи не­ожиданно и при этом многих ставит в тупик, раздражает, но все-таки заставляет задумываться и глубже вникать в проблему.

Переводчик это не тот человек, который владеет многими иност­ранными языками; иначе говоря, не владение языками делает его пе­реводчиком. Это человек, способный в силу своей квалификации, опыта, особенностей мышления, уровня образования просто и доход­чиво, но при этом и предельно верно объяснить проблему, решение, идею специалистам разных областей знаний.

• Разработчик, склонный доводить результаты исследований до за­вершающей и конкретной, практически реализуемой стадии. Это очень ценный человек в коллективном интеллекте. Есть замечательная английская пословица: "Дьявол кроется в мелочах и деталях". Дейст­вительно, иногда детали могут разрушить всю конструкцию концеп­ции. И именно разработчикам чаще всего приходится иметь дело с деталями.

Реализатор, "привязывающий" результаты совместной работы к кон­кретным условиям и добивающийся их практического применения.

Перечисленные типы личностей в коллективном интеллекте не обяза­тельно должны выступать в виде отдельного человека по каждому из этих типов. Да и людей в чистом виде принадлежащих к тому или иному типу в реальной жизни не существует. Эта типология может рассматриваться как комплекс функций, из которых складывается коллективный интеллект и каждая из которых, по возможности, должна быть реализована, но при этом возможна комбинация и совмещение некоторых из этих функций в одной личности.

Так выглядит первый и очень важный принцип формирования коллек­тивного интеллекта. Но он не является единственным.

2. Принцип деятельной совместимости. Он является дополнением перво­го принципа. Суть его заключается в том, что для формирования коллектив­ного интеллекта необходимо привлекать исследователей, склонных и спо­собных работать вместе даже с теми людьми, которые по тем или иным причинам могут им не импонировать. Вообще совместимость людей может быть различной или по-разному проявляться в различной обстановке. Быва­ют случаи, когда люди очень хорошо контактируют, скажем, на отдыхе, но совершенно не могут работать вместе. Иногда совместимость определяется характером работы, условиями или даже особенностями группы, в которой оказываются два индивида. В этом случае, может быть, правильнее было бы говорить не о совместимости как таковой, а о срабатываемости, которая яв­ляется следствием умения человека управлять собой, своими отношениями с людьми ради определенных целей. Это и является, иначе говоря, деятельной совместимостью, т. е. такой, которая определяется не только чертами харак­тера, но и опытом, этикой, культурой, воспитанием, наконец, общей органи­зационной обстановкой, мотивированием взаимопонимания, доброжелатель­ства, терпимости.

3. Принцип рационального сочетания формальной и неформальной ор­ганизации деятельности также определяет формирование коллективного интеллекта. В творческих группах часто большую роль играет неформаль­ная организация. Она дает необходимую раскованность в проявлении спо­собностей, рождает атмосферу доверия и доброжелательства, позволяет гиб­ко реагировать на изменения творческой деятельности, появление новых идей.

4. Одним из важных принципов организации коллективного интеллекта является и принцип перманентности, иначе говоря, непрерывности и необ­ходимой ритмичности ведения исследовательской деятельности, включения новых проблем, переключения внимания на новые проблемы, динамики творческих интересов. Это принцип жизненной силы коллективного интел­лекта. Он включает также и необходимую ротацию исследователей и иссле­дований, способствует повышению творческого потенциала.

Может показаться, что этот принцип противоречит принципам необхо­димой специализации работ, которая всегда существует в любом коллективе, совместной деятельности и которая способствует повышению общей произ­водительности труда. В действительности здесь нет противоречия. Во-первых, следует учитывать, что речь идет о творческой деятельности, кото­рая отрицает вообще жесткую специализацию. Многие новые идеи и мысли, решения и гипотезы возникают на стыке, на сопряжении различных подхо­дов, знаний и интересов. Есть методологический принцип внешней дополни­тельности, творческая потребность выйти за границы привычных представ­лений и типичных, специализированных решений. В коллективном интел­лекте происходят процессы расширения и сужения интересов, исследуемых проблем, подходов. И надо формировать коллективный интеллект с учетом этих необходимых процессов, которые зависят как от качеств человека, так и от организации его работы, и социально-психологической атмосферы дея­тельности.

5. Существует и принцип имитации. Это принцип оценки, использования и мотивации способностей воспроизводить подход, и гипотезы других чле­нов творческой группы. Это возможность осваивать тип мышления другого человека, и опираясь на это, предполагать, предвидеть, какие вопросы он может поставить, как оценить то или иное решение, на что обратить внима­ние в первую очередь, какие выдвинуть аргументы.

Конечно, такие способности не только даются природой, но и развива­ются в процессах совместной деятельности.

Хотелось бы еще раз напомнить, что интегральный интеллект — это не просто группа людей, подобранная соответствующим образом. Это ком­плекс отношений между людьми, процессуальная организация их деятельно­сти (изменения, ротация, переключения и пр.), особый вид цели объедине­ния, социально-психологическая атмосфера работы, определенная (не вся­кая, а именно определенная) гармония человеческих качеств, система ин­теллектуального взаимодействия, управление креативного мотивирования.

Формирование интегрального интеллекта должно быть главным фактором планирования исследования и организации его проведения.

9.6. Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта

Главной проблемой, определяющей успех исследований, является техно­логия совместной деятельности исследователей, реальное функционирование интегрального интеллекта. Такая технология строится в зависимости от множества факторов. Среди них можно назвать цели исследования, характер исследуемых проблем, организационно-технические возможности, фактор времени, потенциал интегрального интеллекта (опыт, знания, социально-психологические качества исследователей), финансовое обеспечение.

Однако существуют общие принципы эффективного построения тех­нологии исследовательской деятельности, которые должны лежать в ос­нове ее организации (схема 42).

1. Принцип научного равенства свободное высказывание идей, мне­нии, оценок, предложении, гипотез. Из этой области должны быть ис­ключены формальные признаки положения человека — возраст, долж­ность, звание, научная степень и пр. Значимость, ценность, истинность и практическая применимость идеи должны оцениваться независимо от того, кем и при каких обстоятельствах они высказаны. Нельзя ценность идеи связывать с ее источником.

2. Принцип консультативности. Каждый должен иметь возможность быть консультантом в той сфере знании и деятельности, в которой он развил по максимуму свои способности. Консультант — это помощник в развитии и коррекции идеи. В совместной исследовательской дея­тельности необходим свободный выбор консультантов и консультаций.

3. Принцип творческой активности. О



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.02 с.)