Вводные занятия по схематизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вводные занятия по схематизации



Вводные занятия по схематизации

Версия 1.1


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Занятие 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И МИРОПОНИМАНИЕ. 3

Образ и понимание. 5

Типичные ошибки при самоОБРАЗовании. 13

Занятие 2. ЭГОИЗМ, ГОРДЫНЯ (на примере фильма «Мирный воин») 14

Занятие 3. АЛГОРИТМИКА «Я-ЦЕНТРИЧНОГО» МЫШЛЕНИЯ. 15

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ПО СТЕРЕОТИПАМ.. 22

Обида. 22

Вина и стыд. 23

Испуг и страх. 24

Жертва. 25

Занятие 4. РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ. 27

Занятие 5. ВИДЫ МОТИВАЦИИ ЛЮДЕЙ. КОМПОНЕНТЫ ПСИХИКИ. ТИПЫ СТРОЯ ПСИХИКИ. 27

Занятие 6: НРАВСТВЕННОСТЬ. 27

Нравственность и безнравственность. 32

Переосмысление нравственности. 35

Конфликтность психики. Виды безнравственности. 38

Роль эмоций. Камертон. 39

О «плане максимуме» и «плане минимуме». 44

Вопросы и задание. 47

Типичные ошибки при построении образа нравственности. 48

К чему приводит тестирование. 49

Занятие 7. ВИДЫ ЭТИКИ. ЧТО ТАКОЕ «ВОЙНА» И «ВРАГ». 50

Что есть попущение Божие. 50

Виды этики людей. 52

Человечная этика. 53

Занятие 8. ОБ ИМИТАЦИОННО-ПРОВОКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 56

Занятие 9. ТАНДЕМНЫЙ ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 61

Алгоритм тандемной деятельности. 61

Внутренне не напряжённые системы взаимоотношений. 64

Основные ошибки в тандемах. 66

 


Занятие 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И МИРОПОНИМАНИЕ

Тема занятия: Освоение схематизации - способа формирования собственного Мировоззрения и Миропонимания, как основы для дальнейшего личностного развития.

ВП СССР фрагмент из ДОТУ:

«Некогда К.Прутков сказал: “Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий”. То есть проблемы понимания — результат отсутствия в психике необходимых стереотипов распознавания явлений и формирования их образов. Поэтому, чтобы выявлять отсутствие образов и своевременно их формировать, при чтении предлагаемых вниманию материалов надо взять карандаши и бумагу и, читая текст, рисовать для себя иллюстрации к тексту — схемы и образы рассматриваемых категорий и их взаимосвязей, состояний объектов, течения процессов и т.п., о чём идёт речь в тексте.

Мы выразили в тексте свои образные представления об управлении. Но чтобы у Вас возникли образные представления об управлении в Жизни, и Вы могли бы осуществить самоконтроль, иллюстрировать текст надо Вам, а не нам.

В этом предложении нет ничего унизительного или стеснительного: просто все мы выросли в эпоху, когда дисциплина, культура мышления у людей не только не воспитывалась целенаправленно с детства, но целенаправленно извращалась. И если кто-то может перемножать 5‑значные числа в уме, а кто-то только в столбик, то дело, прежде всего, — в различии внутренней дисциплины мышления обыкновенных здоровых людей. Но этот пример касается абстрактно-логи­чес­кого мы­шле­ния. Перемножая в столбик, мы помогаем своему недисциплинированному абстрактно-логическому мышлению скон­­цен­­трироваться и решить задачу. Рисуя картинки по ходу чтения, мы точно также помогаем своему недисциплинированному предметно-образ­ному мышлению (не надо забывать, что у большинства людей не левое полушарие головного мозга развито лучше правого, как в том уверяет научно-попу­лярная литература и школа, а правое полушарие, отвечающее за образное мышление, — недоразвито) сконцентрироваться и тоже решить задачу по формированию образных представлений и расширению круга своих понятий».

Так же ВП СССР неоднократно в своих работах[1] говорит о необходимости создания методик психологического тренинга и аутотренинга, что позволит человеку самостоятельно или в кругу единомышленников пересматривать свои нравственные мерила, налаживая предметно-образное и абстрактно-логическое мышление и их взаимосвязь.

Одну из таких методик, проверенную нами на практике, мы и представляем вашему вниманию.

Ниже приводим схемы, раскрывающие суть данного метода и те цели, которые он помогает достичь.

 

 

Динамическое программирование справедливого будущего

Образ и понимание

Разберём слова «образ» и «понимание». Часто под информацией люди понимают слова, а не образы, на самом деле, слова – это коды, мера, совокупность символов, выстроенных в определённой последовательности, и указывающих на определённые объекты и явления и их взаимосвязь.

Образ – это результат отражения в психику, познанного человеком через восприятие органами чувств, реального объекта/процесса, либо воображение нового объекта/процесса. Т.е. образ – это субъективное представление об объективном явлении – форма, картинка, модель, фигура, конструкция, голограмма, алгоритмика, программа, последовательность, порядок, взаимосвязь, направление, устройство, схема, система, карта, чертёж, целостность, тип, вид, характер, облик, стиль, обличие, очертание, идея, смысл, роль, гармония, мысль, стереотип, ощущение, звук, запах, цвет, вкус, объём. Например, когда мы слышим или видим слово лимон, то в нашем сознании, как правило, из памяти всплывает целостный образ, который содержит информацию от разных органов чувств: визуальную, вкусовую, тактильную, обонятельную. При этом у многих от воспроизведения этой информации может даже выделиться слюна, что говорит о связи нашей психики с нашим телом (информации с материей через меру). Если мы никогда не видели и не слышали про лимон, то на это слово у нас не возникнет никаких образов.

Воображение - это волевые усилия по созданию и изменению образов в психике, что является основой моделирования, планирования и творчества. Способность к воображению заложена в каждого, но она зависит от того, насколько развито мышление и воля. Современная культура часто не способствует развитию этих компонент психики, а наоборот, подавляет их.

Мышление – это диалог сознания с безсознательными уровнями психики (БУП), включающий в себя восприятие, воображение, постановку задач, рассуждение, умозаключение.

При помощи схем можно абстрактные и обобщенные понятия изобразить наглядно в виде объектов, громоздкий материал разделить на смысловые логически завершённые части и представить каждую часть в виде схемы. Всё это позволит сделать сложный и большой по объёму материал доступным и понятным и поможет зафиксировать в памяти графические образы объектов, которые послужат опорой для последующего труда с текстом.

Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо. Оно достигается на основе связывания понимаемого с прошлым опытом, а так как схемы отражают понятия и явления, их структуру и взаимосвязи, то именно они являются одним из эффективных средств организации понимания новых предметных представлений.

Когда новая информация будет встроена в систему уже имеющихся представлений, можно будет предположить, что понимание произошло, причём сложившиеся до этого момента представления могут измениться.

Использование схемы ускоряет процесс понимания, так как появляется возможность охватить сначала весь образ понятия, затем при детальном анализе рассмотреть каждую часть и опять связать их воедино.

В процессе понимания письменных текстов участники трудятся не со схемой, а с текстом автора, используя схемы. Чтобы построить схему к тексту, участнику нужно выделить ключевые слова, проанализировать, что в содержании наиболее значимо, а что второстепенно, какая информация существенная, а какая несущественная. Это требует активизации всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

При составлении текста «в сознании автора явление действительности представлено как нечто целостное, не расчленённое на части. Чтобы выразить это целое, автор по своему усмотрению членит целое на части и эти части воплощает в тексте. Однако задачей текста остается представление целого».

Участник, читая текст, должен проделать обратную операцию — опираясь на части, восстановить ту целостность, которая была у автора в момент изложения, а для этого необходимо овладеть техниками восстановления целого по частям.

Рассмотрим один из фрагментов этого метода. Текст автора представлен несколькими фрагментами (отрывками, частями). При чтении первой части у читателя формируются первоначальные представления о смысле прочитанного — это первичное понимание. Для внесения поправок в первичное понимание читатель ещё раз читает текст и строит схему. В результате появляется гипотеза о том, что имел в виду автор текста.

Для проверки гипотезы нужно прочесть следующую смысловую часть. Происходит понимание второго фрагмента текста и построение схемы. Далее следует процедура сравнения представлений о смысле прочитанного в первой и второй частях текста. На основе сравнения идёт либо подтверждение гипотезы, либо её опровержение. В обоих случаях понимание подвергается корректировке. Если гипотеза подтвердилась, то смысл уточняется, если не подтвердилась, то смысл корректируется. Если понимание и первого, и второго (любого числа) отрывков по теме выражено в схемах, то читатель может упро­стить соотнесение содержаний, сведя к сравнению «содержаний» схем.

 

 

 

 

Узнать о видах схем вы можете в брошюре “Рекомендации по самообразованию”

 

 

 

Теперь давайте рассмотрим алгоритм схематизации:

 

Теперь, имея эти две схемы с алгоритмами самообразования, вы можете приступить к применению этих знаний. Первый текст, который мы предлагаем засхематизировать – это фрагмент из «Основ социологии» о мировоззрении и миропонимании:

Понятие — как явление в психической деятельности индивида — образуется на основе установления в личностной психике определённого взаимного соответствия языковых конструкций того или иного языка и субъективных образных (а также и музыкальных[2]) представлений о Жизни, свойственных личности. Т.е. понятие как явление в психической деятельности индивида включает в себя: 1) языковые конструкции, 2) субъективные образы («музыку» в самом общем значении этого слова), 3) определённость взаимного соответствия языковой конструкции и образов (т.е. «понятие» = «определённые языковые конструкции» U «определённые субъективные образные представления»). В формуле символ U — знак логической операции «объединение». Соответственно, миропонимание как явление в психической деятельности личности это — совокупность понятий и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида. А мировоззрение как явление это — совокупность субъективных образно-музыкальных представлений о Жизни и система взаимосвязей между ними, существующие в психике индивида. При выраженном выше понимании таких явлений в психике индивида как «понятие», «миропонимание», «мировоззрение» становится ясным, что способность к взаимопониманию разными людьми друг друга основывается: - со стороны пишущего (говорящего) — на его навыках закодировать свои субъективные образно-музыкальные представления о предметной области, ставшей темой повествования, в общепринятых языковых средствах, или же — развить языковые средства в тех случаях, когда имеющиеся в культуре общества языковые средства не позволяют закодировать образные представления адекватно; - со стороны читающего (слушающего) — на его навыках, на основе восприятия им языковых конструкций (родной речи, иностранного языка, языка моделей на основе математического аппарата и т.п.) построить в своей психике образно-музыкальные представления о явлениях жизни, достаточно хорошо совпадающие с образно-музыкальными представлениями автора текста (речи), повествующего о тех же явлениях. Дополнение: Различие между миропониманием и мировоззрением в том, что миропонимание невозможно без языковых средств, а мировоззрение, представляя собой субъективную модель Объективной реальности на основе образов, свойственных психике индивида, может существовать и без языковых средств. Одно и то же мировоззрение может выражать себя в разных языковых средствах как одной национальной культуры, так и в языковых средствах разных народов, обладающих языковым своеобразием их культур. Поскольку всякое понятие — двухкомпонентное явление (определённый образ + определённое слово, словосочетание), то понятия в этой совокупности могут быть взаимно связаны как на уровне языковых средств, так и на уровне образной составляющей. Это — мозаичные миропонимание и мировоззрение. Отсутствие такого рода определённых взаимосвязей между понятиями, порождает калейдоскопические миропонимание и мировоззрение.

Пройдите все пункты алгоритма схематизации, начиная с выделения ключевых слов и заканчивая отображением целостной схемы.

Перед тем, как засхематизировать следующий текст, рекомендуется спросить у себя: «Как я представляю себе Бога или образ Божий?» и зафиксируйте на бумаге то, что всплывает из безсознательных уровней психики. Задайте себе вопросы: откуда вы скопировали такие представления и не являются ли такие представления о Боге, взятыми из христианства (Иисус, крест, иконы), ведизма (боги-предки), пантеизма (тучки, небо, солнышко, космос, вселенная), антропоморфизма (седовласый старец, дед мороз, и т.п.), многобожия (идолопоклонство, обожествление сил природы), марксизма (единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания) и прочих вариантов стереотипов религиозных конфессий.

Далее откладывайте ваш черновик со старыми представлениями и начинаете создавать и осваивать совершенно новые схемы или образы (свои собственные образы).

Текст для схематизации Богоначального мировоззрения и его противоположности – «Я-центричного» мировоззрения:

Типичные ошибки при самоОБРАЗовании

1. Попытка привести к стандартизации образов (составить некий новый универсальный алфавит базовых образов).

2. Оперирование символами, которые не имеют отношения к смыслу текстов ВП СССР и завязаны на те или иные эгрегоры. Например: зачастую на триединство материи-информации-меры наблюдается подгонка символа с цветочками клевера и прочие схожие экзо/эзотерические или конфессиональные стереотипы (кельтские, кабалистические, славяно-арийские, рунические и прочие). В итоге человек сам буксует при формировании новых образов, а так же возникают трудности при тандемном взаимодействии, т.к. старые образы трактуются разными людьми по-разному. Выбросьте мусор из головы и СОЗДАВАЙТЕ ОБРАЗЫ САМИ. Эти символы никакого отношения не имеют к реальным образам, проверьте и убедитесь самостоятельно. Данные символы являются эгрегориальными образами-отметками в вашей психике, через которые вами в обход сознания манипулируют.

3. Поверхностное отношение к самообразованию - не выполнение части заданий, не ознакомление с предлагаемыми текстами, нежелание самостоятельно разобраться в тех или иных терминах и вопросах. Пройдите все пункты, ответив на все вопросы, а так же дополнительные вопросы, которые появятся у вас при работе с текстом. Дополняйте схему - это поможет вскрывать умолчания и соединять образы.

4. При ознакомлении с методом схематизации, многие задают вопрос другим: зачем мне это нужно? Ответ ищите в проблеме и трудностях, с которыми вы сталкиваетесь при освоении материалов КОБ, а также в себе, но не у игротехников или организаторов процесса самообразования. Прежде чем задавать вопрос, сформулируйте его для себя. Прочитайте брошюру «Рекомендации по самообразованию» - там вы найдёте большинство ответов на возникающие у вас вопросы. Не бросайте освоение метода схематизации после первого занятия, если вы пройдёте первые три занятия, поймёте сами насколько эффективен метод схематизации.

Задание:

1. Посмотрите видеоролик “Виды схем”, который поможет вам составить представление о существующих методах визуализации текстового материала.

2. Ознакомьтесь с брошюрой “Рекомендации по самообразованию” - в ней вы найдёте ответы на большинство возникающих у вас вопросов. Если нет времени прочитать целиком, то ознакомьтесь фрагментарно (с главами 1, 2 и 4), далее будете обращаться к ней по мере возникновения вопросов и сложностей.

3. Засхематизируйте приведённые тексты.

4. Если возникают дополнительные вопросы или у вас готовы первые схемы, можете написать игротехникам (в группе по схематизации vk.com/shematizaciya), они помогут вам в завершении работы и уточнениях.

Рекомендуем запастись терпением. Если вы не создадите свои образы сами, то за вас это сделает или уже сделал кто-то другой. Будьте усердны и в результате вы получите такое мировоззрение и миропонимание, которое позволит вам сэкономить кучу времени и не вляпываться в такие процессы, концы которых находятся не в ваших руках…

Занятие 2. ЭГОИЗМ, ГОРДЫНЯ (на примере фильма «Мирный воин»)

Это занятие проходится самостоятельно с помощью видеоролика и инструкции в интернете (в группе по схематизации vk.com/shematizaciya или на сайте kob-media.ru). Перед выполнением занятия рекомендуем ознакомиться с брошюрой «На пути к Любви».

Обида

Чувство обиды - переживание события (обиды), которое оценивается как несправедливое нарушение прав, нанесение ущерба для чести или статуса, оскорбительного отношения, при этом происходит чередование протеста, обвинений, агрессии и переживаний страдания, используемое для привлечения внимания и давления на партнера. Отметим, что действия человека, который “причиняет” обиду могут не нести в себе ничего оскорбительного и якобы нанесённый “ущерб” может быть мнимым. Необходимой, закономерной связи между обидной ситуацией и чувством обиды нет. Обида, как ситуация - только повод для запуска чувства обиды, но запустит ли это чувство человек (или какое другое чувство), зависит как от воспитания и нравственности человека.

Чувство обиды возникает вследствие рассогласования ожиданий о должном поведении обидчика с тем, как он себя вёл в действительности. То есть, обида является следствием выполнения трёх умственных операций: построение ожиданий, наблюдение действительного поведения, сравнение. Обижающийся человек не принимает других людей и их выбор такими, как есть, хочет “прогнуть” ситуацию под себя, далее начинает работать алгоритм жертвы (о нём подробнее ниже). Чувство обиды – проявление незрелости, обиде обучаются к 2-5 годам, для детей – это средство давления на близких людей. Взрослея, люди понимают, что это неадекватное средство решения проблем, однако взрослеют не все. Зрелый в психологическом плане человек не обидится, даже если кто-то намеренно постарается его оскорбить или причинить вред – это будет поводом задуматься о происходящей ситуации, над её причинами и найти в себе что-то, что следует исправить (нравственное мерило, несоответствующее праведности и совести).

Появление обиды является отторжением дара Любви[5] следствием «Я-центризма» (“моё мнение и опыт всегда правильные”, “всякое мнение, не совпадающее с моим, ошибочно и ложно”), который может быть неосознанным, или эгоизма - бытового паразитического осознанного «Я-центризма». Оба вида «Я-центризма» (осознанный и неосознанный) порождают домыслы в отношении других людей как заведомо худших, и по отношению к их действиям делаются выводы, которые часто не соответствуют реальности. Эти домыслы в свою очередь могут стать программой действий для другого человека (если его психика не защищена от программирования), после чего «Я-центрист» самоутверждается за его счёт: “я же говорил” (“я же говорила”), “я же предсказывал” (“я же предсказывала”), хотя другой человек виноват только в том, что не сумел защититься от программы. Выход из этого сценария заключается в пересмотре исходного нравственного мерила «Я-центризма», что позволит принять других людей, их выбор и поступки такими как есть и спокойно реагировать в любой ситуации, разрешая конфликты и незадачки, входя в тандемный принцип деятельности.

Как быть в ситуации, когда на вас кто-то обижается? Предложить человеку войти в тандем, понять, в чём прав другой человек - это может быть в умолчаниях, т.е. причина обиды может быть иная, чем оглашаемая, пересмотреть свою нравственность и поведение.

Вина и стыд

Чувство вины – порождённое искажением нравственности, сочетание страха, наказания человеком самого себя и защиты от этой внутренней агрессии. Формируется родителями в детстве (осознанно или неосознанно). Вместо того, чтобы научить ребёнка самостоятельно с помощью совести (связи с Творцом) отличать зло от добра, родители встраивают ему различные программы, содержащие запрет на то или иное действие, не объясняя причин этого запрета, порождая страх быть наказанным, если человек переступит через программу.

Нередко дети формируют себе чувство вины сами, откупаясь от претензий взрослых. Позже чувство вины человек воссоздаёт внутри себя сам, но делает это обычно автоматически, непроизвольно и неосознанно, в следствие чего это описывается безлико как: «появилось чувство вины».

Это состояние побитости после того, как человек сам себя отругал. Общее самоощущение при чувстве вины - "я плохой", сопровождаемое телесными признаками как агрессии на самого себя, так и чувства страха: напряжение мышц в разных участках тела, нарушение дыхания и учащение сердцебиения, «желание спрятаться».

Как самонаказание, чувство вины переживается как внутренние упреки, снижение самооценки, груз, ощущение тяжести и боли от того, что гложет изнутри (псевдо-совесть или псевдо-стыд) - всё это налагает на себя сам человек вследствие совершения им поступка, нарушающего его внутренний запрет. С одной стороны себя наказывая, с другой стороны человек пытается защититься, спрятаться от боли, а чувствуя, что это не получается - испытывает страх. Впрочем, в чувстве вины два страха - и от того, что больно, и от того, что "возможно я себя наказываю недостаточно, нужно больнее".

Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза, опускает плечи, сжимает кулаки, поджимает пальцы ног, часто перекрещивает конечности (как бы защищая себя). В целом переживанию чувства вины соответствуют длительные мышечные зажимы, складывающиеся порой в характерные мышечные рисунки: понурость, устремленность вниз, сгорбленность, различного рода искривления и ассиметрии, вызванные именно мышечной напряженностью. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе.

Чувство стыда. Часто психологи и обывателиподразумевают под стыдом чувство вины, вызванной нарушением какой-то программы поведения, принятой в обществе. Однако, настоящий стыд, как Со-Весть (весть от Творца), только с запозданием (приходит после того, как ты поступил не так, как подсказала совесть). Вина формируется обществом (родителями) через страх быть наказанным – человек боится совершить запретное действие, боится наказания, если узнают о его поступке. Стыд – это когда тебе неприятно от твоих поступков даже если о них никто не узнает (информация пришла от Создателя, что ты поступил в такой-то ситуации не по совести – причинил вред себе, другим или мирозданию).

Испуг и страх

Испуг не нужно путать с чувством страха. Испуг – это инстинктивная (инстинкт самосохранения), рефлекторная реакция на опасную неожиданность (например, неожиданный резкий звук, свет или другой критический раздражитель). Чувство страха очень часто следует за испугом, но часто не значит всегда и не значит закономерной связи. У человека в ситуации опасности могут случиться рефлекторные реакции, но он останется внутренне собран, позитивен и решителен. С другой стороны, человек может жить в постоянном состоянии страха, хотя внешне, объективно, ничего страшного не происходит.

На силу испуга влияет:

· Неожиданность происшедшего.

· Предыдущий негативный опыт

· Текущий эмоциональный фон: если человек напряжен, волнуется, взвинчен - испуг может проявиться на самое слабое воздействие окружающего мира.

· Многократность воздействия с возможностью убедиться, что испуг не страшен: тогда происходит привыкание и испуг проходит

Инстинкт самосохранения работает следующим образом: 1) убежать, как можно быстрее; 2) если убежать невозможно – драться; 3) если драться нет сил – замереть в ступоре, оцепенеть; 4) если и это не спасло – потерять сознание. У некоторых видов ступени могут быть не все.

Связь испуга и чувства страха - связь привычки. Испуг может стать причиной самых разных эмоций: страха, паники, собранности, ярости, агрессии и так далее - в зависимости от привычки и окружающих обстоятельств. Один, испугавшись, запускает страх и панику, другой - агрессию и ярость, третий – спокойствие, собранность и решительность. Первоначальный испуг мог быть у всех, но третьих зовут героями.

Фобия – немотивированный страх к несуществующей мнимой или преувеличенной угрозе, который разрастается со временем.

Немотивированный страх - страх, вызванный не внешними осознанными опасностями, а тем или иным психологическим дисбалансом в сознании человека. Например, беспокойство по поводу темноты, по поводу возможного безденежья и т.п. Немотивированный страх - источник неоправданного стресса, который изматывает человека и наносит существенный ущерб его здоровью. Человек, одержимый страхом очень часто страдает и депрессивными расстройствами.

Чувство страха – переживание перед страшным, внутреннее видение страшного. Страх, это когда головой все понимаешь, хочешь сделать правильно, но внутри все сжимается и говоришь и делаешь всё не так. Т.е. чувство страха – это следствие неадекватной картины мира, иллюзии, приводящие к неправильным, неуместным мотивациям, желаниям и действиям (иногда имеющим скрытую выгоду), что часто приводит к негативным последствиям (например, страх родителей передаётся детям).

Едва ли есть в мире то, что является страшным само по себе. Страшное - всегда относительно, страшное - это оценка того или иного события с точки зрения наших возможностей и наших потребностей. С этой точки зрения все "страшное" - только субъективно и в этом смысле - надумано. Страшное - это картинка мира, оцениваемая как страшная, как то, чего надо бояться.

Можно выделить виды страхов: детские и родительские, бытовые и экзистенциальные (глобальные страхи перед большими областями жизни или жизнью в целом).

Тревожность — склонность бояться, ожидать Страшное, видеть возможные опасности и неудачи. Основные виды тревожности - ситуативная и личностная тревожность. Ситуативная тревожность имеет ссылки на конкретную ситуацию и проходит вместе с завершением ситуации. Например: был экзамен - тревожился, экзамен прошел - тревожиться перестал. Личностная тревожность - повышенная склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований. Бывает связана как с гормональным фоном организма, так и привычными способами привлечения к себе внимания и отъигрывания роли Жертвы. Тревожность часто может не замечаться или отрицаться самим человеком, который видит свое поведение не как тревожное, а вполне естественное и адекватное. Чаще всего страхи и тревожность - результат социального научения. Детей обучают бояться родители, дети играют в страхи самостоятельно, люди начинают бояться чего-либо тогда, когда в этом есть какая-то выгода и интерес.

Разум - лучшее средство против страхов и тревожности. Тревожность ниже у людей, ведущих разумный: деловой и упорядоченный образ жизни. Больше всего тревог у людей, имеющих свободное время, живущих в комфорте, неорганизованных и не любящих дисциплину. Чаще всего страхи свойственны женщинам. Девушки и женщины в страхи часто играют и страхи используют рядом с мужчинами

Лучше всего успокаивает - дело. Разумные действия отвлекают от страхов того, кто тревожится, и меняют саму ситуацию на более благополучную.

Как вылечить фобию? Образ можно "разбить", если лишить его большей части логичных связей. Например, мы легко узнаем знакомую мелодию, даже если человек будет фальшивить и извращать слова, менять тональности. Но если прокрутить ее - даже в оригинале - задом наперед, узнают мелодию единицы: образ разбит, разрушены важные связи.

Как это можно использовать? Если окажется, что тот страх, который испытывает сейчас человек, связан, например, с картинкой, образом, злого отца (из детства), который топает, кричит и буянит - ее можно разбить, просто предложив ее рассматривать детально. "А красные ли были глаза? А нос раздувался? А брызги летели? А руками махал? Вот так? Покажи - как" - таким образом лишая связей образ, разбивая его на кусочки, которые можно потом сложить по-другому. Поразительно, но накал страха спадает на глазах. Образ страшный рушится, и всё - чудо, - он его не боится, начинает смеяться. Удивляется - чего вообще он так пугался?

Жертва

Алгоритм жертвы – это алгоритмика поведения людей, проистекающая из «Я-центричного» мышления, неадекватных стереотипов (в частности: гордыня, вина, завышенная и заниженная самооценка), основанная на обвинении (попытки вызвать чувство вины и манипулировать) других людей в своих проблемах, чтобы не решать эти проблемы самому.

Две главные характеристики роли и состояния Жертвы – страдание и беспомощность. Из страдания и беспомощности вытекают все разнообразные следствия: чувство страха, игра на жалость, а когда-то злость, обида и готовность обвинить всех, кто виноват в её страданиях и кто несчастной жертве не помогает. Состояние Жертвы - это всегда негатив, деструктив и безответственность, настоящий детский сад человека в разобранных чувствах.

"В моих действиях всегда виноваты другие". Действительно, "А что я могу поделать, если они…?"

Агрессия чередуется с аутоагрессией (самообвинение, самоунижение, самоуничтожение), в отношениях разыгрываются разнообразные манипулятивные игры, где пассивная и активная форма чередуются и дополняют друг друга:

Состояние Жертвы - это состояние беспомощного Ребёнка, оказавшегося во враждебном мире и действующего из последних сил. Отсюда его действия и три основные проблемные роли: Жертва преследований, Преследователь нечестивых и Спасатель - Треугольник Карпмана (психолог, который это описал).

Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актёры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в её подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли.

Жертва (будучи заложником алгоритмики «Я-центризма»), провоцирует окружающих через слова и поступки, создавая негативный стимул (давление и напряжение), чтобы кто-то выступил в роли Преследователя. Возможный вариант развития событий: преследователь под давлением негативного стимула, находит того, кто в чём-то виноват, и начинает Жертву преследовать: обвинять, требовать, наказывать. Далее Жертва доказывает (оправдывается), что она здесь ни при чём, что во всем виноваты все другие, включая самого Преследователя (обвинение), и ищет своего Спасателя, демонстрируя свои страдания и свою беспомощность. Спасатель, испытывая чувство жалости, включается в игру, старается помочь Жертве и защитить её от Преследователя, но, поскольку это только игра в спасание и реальные проблемы никто решать не хочет, то он ничего не добивается. За это Жертва обвиняет Спасателя, после чего он превращается в Жертву преследования, а бывшая Жертва в Преследователя.

Если идёт такая игра и такие отношения, они выгодны всем участникам системы. Иначе всё просто развалилось бы. Если вы в чём-то участвуете – это вам зачем-то нужно (для самоутверждения или получения каких-то материальных или иных благ). Общение в пределах этого треугольника – это весьма эффективный способ не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в «этом всём» виноваты другие).

Эти проблемные сценарии воплощаются (разыгрываются) самыми разными ситуативными ролями: Беспомощная Жертва, Несчастная Жертва (тут свои варианты: Страдалец, Мученик, Инвалид, Травматик), а также близкими к состоянию Жертвами ролями Дурик и Хулиган. Мужчины чаще разыгрывают Собаку сверху, женщины - Собака снизу. Формулировки Перлза: "Собака снизу" - ситуация, несчастная Жертва кусает окружающих своей тоской, воет так, что всем становится больно от её воя; «собака сверху» - это когда человек вслух громко кусает: орёт, ругается.

Состояние Жертвы переживается и транслируется комплексом разнообразных эмоций, среди которых обычно страдание, страх, обида, возмущение, демонстрация своей беспомощности. Типичные признаки поведения жертвы:

· Состояние – беспомощность (смотрю растерянным взглядом), временное отупение (уход в другие темы, трудности с ответами на простые вопросы, а вернее отключение головы), зацикленность на прошлом.

· В делах - отказ от части своих прав, в целом бездеятельность (сложил ручки, скучаю).

· В отношениях - игра в молчанку (замыкание в себе, отмалчивание), демонстрация обиды (отводить взгляд, надуть губки, хмуриться, громко вздыхать, состроить мордочку в стиле «Не подходите ко мне - я обиделся» и т.д.).

· В общении – оправдания себя ("А что я мог поделать?") и обвинения, наезды на другого. ("А вот ты…", "А когда ты…").

У Жертвы свой, специфический, узнаваемый словарь: "Меня это ужасно расстраивает". "Мне всё это надоело". "Ты не представляешь, как я страдала". (Негатив). "Я не могу". "Я не знаю". "Почему это всё время случается именно со мной? " (отсутствие конструктива). "Меня заставили". "Я ничего не могу с собой поделать". "Вы действуете мне на нервы". (Безответственность)

Занятие 6. НРАВСТВЕННОСТЬ

Рекомендуем прочитать и засхематизировать первую и вторую главы Достаточно общей теории управления (основные категории ДОТУ). После этого вы сможете составить следующие образы: Нравственность (общая схема), безнравственность, праведность, переосмысление нравственных мерил. Чтобы дополнить образ безнравственности, в частности, о двойных стандартах, рекомендуем прочитать и засхематизировать ключевые места 9-ой главы книги «От корпоративности под покровом идей к соборности в Богодержавии» - Алгоритмика соборности: Бог, люди, течение Жизни.

Алгоритм. Виды алгоритмов

Начнём с определения алгоритма и описания видов алгоритмов.

Алгоритм — преемственная последовательность действий, выполнение которой позволяет достичь определённых целей. Также алгоритмом называется описание такой последовательности действий.

Алгоритм как описание представляет собой совокупность, во-первых, информации, описывающей характер преобразования входного потока информации в каждом блоке алгоритма, и во-вторых, мер (мерил), управляющих передачей потоков преобразуемой в алгоритме информации от каждого блока к другим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.068 с.)