Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы работы по развитию слухового восприятия.

Поиск

1. Фронтальные занятия:

- определение на слух долготы, громкости, темпа, слитности, режима, неречевых и речевых звуков, умение воспринимать их;

- обогащение представлений детей о звуках окружающего мира;

- автоматизация и дифференциация произносительных навыков.

2. Индивидуальные занятия:

Основная задача – формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи.

Учатся различать, опознавать и распознавать на слух слова, словосочетания, фразы, знакомые стихи, песни.

3. Фонетическая зарядка: проводится ежедневно, 3-5 минут фронтального занятия [Л.П. Носкова].

4. Работа по РСВ на всех занятиях сурдопедагога и воспитателя, музыкального работника, инструктора по физическому воспитанию.

 

 

Требование к речевому материалу:

знакомый актуальный соответствие основным задачам

для общения

 

 

Требование к речи взрослого:

               
       
 
 


образец для подражания качество речи естественность эмоциональность

6. Характеристика содержания программных требований по годам обучения.

1 год обучения     Первое полугодие   Второе полугодие   Глухие дети должны научиться надевать и снимать наушники, слабослышащих детей учат говорить в микрофон; находиться в индивидуальном слуховом аппарате в течение дня; строиться на занятии; подходить к сурдопедагогу и воспитателю в группе; реагировать на звуковой сигнал (источник звука: барабан, бубен, гармошка, дудка, голос); для слабослышащих детей источников звука больше (добавляется свисток и пианино). Глухие дети должны овладеть следующими умениями: без звукоусиливающей аппаратуры реагировать на речевые и неречевые сигналы; источник звука; барабан, бубен, гармошка, голос разговорной громкости Дети должны научиться различать при выборе из двух: барабан – дудка. Слабослышащие дети различают при выборе из 2-3, при легкой и средней степени тугоухости при выборе из 3-4. Источник звука: барабан, бубен, гармоника, дудка; для слабослышащих детей добавляется свисток, металлофон, шарманка. Должны научиться реагировать на свисток, пианино, шепот. У глухих детейдобавляются следующие умения: с аппаратом коллективного и индивидуального пользования различать на слух темп звучания; со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать на слух при выборе из двух-трех звукоподражаний, лепетные и полные слова; слабослышащие дети должны научиться различать и опознавать слух со стационарной звукоусиливающей аппаратурой, индивидуальным слуховым аппаратом и без него словосочетания и короткие фразы типа; Мама дома. Для детей с легкой степенью тугоухости это требование выполняется в течение года, а при тяжелой степени тугоухости – сто второго полугодия. Различать и опознавать на слух фразы – поручения типа; Дай. Вставь. Сядь. Беги и т.д.
2 год обучения У глухих и слабослышащих детейсовершенствуется умение пользоваться аппаратурой (индивидуального и коллективного пользования). Детей обоих категорий учат реагировать без звукоусиливающей аппаратуры на речевые и неречевые сигналы при постоянно увеличивающемся расстоянии от источника звука: барабана и бубна. С индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух звучания игрушек при выборе из 3-4. С аппаратами коллективного и индивидуального пользования различать на слух темп звучаний; при этом способ воспроизведения детьми: соответствующие движения рук с произнесением слогов, голосовая реакция и игра на звучащих игрушках с произнесением слогов. Со звукоусиливающей аппаратурой и без нее учат различать на слух количество звучаний, у глухих: один – много, 1-2, у слабослышащих в пределах трех звучаний. Со звукоусиливающей аппаратурой и без нее учить глухих различать и опознавать 4-5 звукоподражаний и слов (полных и лепетных), а также фразы при выборе из 3-5.
3 год обучения Учить глухих и слабослышащих детей обеих категорий различать на слух количество звучаний в пределах четырех. Учат различать на слух и воспроизводить дву – трехсложные ритмы; способ воспроизведения – дирижирование, отхлопывание, ритмическое отстукивание с произнесением слогосочетаний. Без звукоусиливающей аппаратуры учат определять направление звука (справа - слева). Кроме того учат различать на слух голоса птиц и животных при выборе из 3-5, учат распознавать на слух из 3-4 по сюжетным картинкам, а также новые тексты. Слабослышащих учат различать на слух и опознавать материал при выборе из 10 речевых единиц: названия игрушек, продуктов питания, одежда, обувь, животные, растения, части тела, члены семьи. Учат опознавать и распознавать речевой материал, связанный с организацией занятий, с темами: столовая и семья.
4 год обучения Без звукоусиливающей аппаратуры глухих детей учат определять направления звука спереди – сзади, справа – слева, со звукоусиливающей аппаратурой учат различать на слух мелодии марша и вальса, польки и вальса.Глухих детей учат различать двух- трехсложные ритмы, повторяющиеся ритмы; а также различать высокие и низкие звучания. Слабослышащихучат определять направления слуха справа – слева, спереди – сзади, учат различать на слух мелодии марша, вальса, польки и паланез. Со звукоусиливающей аппаратурой детей обеих категорий учат различать вокальные, инструментальные и речевые звучания (музыка – речь, музыка – пение, речь – пение).  
5 год обучения Закрепляют умения различать и распознавать малоизвестные и неизвестные слова, фразы и тексты, отвечать на вопросы, выполнять задания по тексту, а также различать и распознавать речевой материал из предыдущих разделов программы. Слабослышащих детейучат вести диалоги на хорошо знакомые детям темы.  

Подготовка к школе.

За период обучения в детском саду научаются воспринимать на слух разнообразные неречевые и речевые сигналы: определяют количество звучаний и направлений звука: различают звучание игрушек, долготу, громкость, слитность, темп и ритм звучаний, музыкальные ритмы (марш,

 

- слова при выборе из 5-7 единиц, а дети с

- словосочетания большими остатками слуха при

- тексты выборе из 10-ти.

 

В дошкольный период детей целенаправленно учат анализировать услышанное, повторять, на что оно похоже, все дошкольники (кроме тех, которые продолжают терять слух) овладевают умением узнавать некоторые незнакомые по звучанию слова и фразы, воспроизводить их контур или, что бывает реже, отдельные слоги и звуки.

Таким образом, все глухие дошкольники вне зависимости от степени и характера поражения слуха овладевают умением различать на слух и воспроизводить количество, долготу, громкость, слитность, темп и двух-трехсложный ритм неречевых и речевых звучаний, различать звучащие игрушки и определять направление звука. Затруднения возникают при воспроизведении характера звучаний «музыкальных инструментах» и у некоторых детей – при изображении ритма геометрическими фигурами.

 

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте механизм восприятия речи детьми с нарушениями слуха.

2. Назовите задачи, этапы, направления работы по РСВ и раскройте их содержание.

3. Перечислите основные формы работы по РСВ.

4. Какие программные требования предъявляются к речевому материалу, воспринимаемому на слух.

5. Охарактеризуйте готовность детей по РСВ к школе.

 

Тема: Работа над звуками речи. Какие звуки входят в состав 17 основных фонем? Какие звуки относятся к регламентированным, нерегламентированным, допустимым, дефектным заменам? Последовательность работы над звуками в речи не слышащих (слабослышащих) детей.

 

План:

1. Этапы работы над звуками.

2. Регламентированные и допустимые замены.

3. Условные обозначения наиболее распространенных дефектов звукопроизношения.

4. Способы постановки звука.

5. Система работы над отдельными согласными звуками.

 

Литература:

1. К.А. Волкова. Методика обучения глухих произношению. – М.,1968.

2. Л.А. Головчиц. Дошкольная сурдопедагогика. – М.,2001.

3. Э.И. Леонгард. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. – М.,1971.

4. Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. Методика обучения устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М.,1998.

5. Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста. – М.,1991.

6. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. – М.,1991.

7. Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюков, К.А. Волкова, Н.Ф. Слезина. Методика обучения глухих устной речи. - М.,1976.

8. Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. Методика обучения произношению в школе для глухих. – М.,1981

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.009 с.)