Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Схема № 6 Особенности механизма восприятия устной речи при нарушении слуха.
Похожие статьи вашей тематики
Тема: Методы обучения произношению
1. Методы обучения произношению. В основу обучения произношению дошкольного возраста положен принцип естественного овладения речью, особенно на первоначальных этапах. Этот принцип может быть реализован при:
-формирование и развитие слухо-зрительного восприятия устной речи.
-формирование и развитие слухового восприятия устной речи.
В обучении произношению детей с нарушениями слуха применяется аналитико-синтетический, полисенсорный и концентрический метод.
Таблица №1
Методы обучения произношению.
| Метод.
| Содержание.
|
Аналитико-синтетический.
|
Основные задачи данного периода – формирование потребности в общении устной речью; развитие способности к подражанию звучащей речи; побуждение к использованию устной речи в общении, несмотря на ее несовершенство. Основной единицей обучения произношению является слово.
В соответствии с методом обучения произношению первоначально детям предлагаются для слухо-зрительного восприятия целостные единицы – слова, словосочетания, фразы. Уточняется их значение, а затем в целях отработки отдельных компонентов, например звуков, выделяется необходимый звук из слова, проводится работа по его коррекции. Он включается в слово или фразу, которая используется в устной речи ребенка. Учитывая разнообразие произносительных возможностей глухих и особенно слабослышащих детей, допускается произнесение слов в нескольких формах: а) точно, с правильным воспроизведением звукового состава; б) приближенно, с заменой отсутствующих звуков другими звуками, появившимися у ребенка (собака – «табака»); в) усеченно, с пропусками некоторых звуков (собака – «апака»).
В качестве основных методических приемов обучения произношению используются отраженное и сопряженное говорение, фонетическая ритмика, специальные игры.
|
Полисенсорный.
Концентрический.
|
Метод называется полисенсорным в связи с использованием различных анализаторов, так как применение только слухового и зрительного анализаторов недостаточно для работы над различными сторонами произношения, прежде всего над звуками. Поэтому кроме зрительного и слухового используются осязательный и двигательный анализаторы, которые участвуют в формировании произносительной стороны речи и деятельность которых в совокупности может создать более благоприятные условия для овладения произношением.
Применительно к формированию произношения полисенсорный метод выражается в самом широком использование всех способов восприятия произносительной стороны речи и контроля над ней, как непосредственных, так и связанных с разнообразной аппаратурой и пособиями. К их число относятся звукоусиливающая аппаратура, приборы и пособия, оптически отражающие акустические и механические речевые процессы, всевозможные модели, схематические изображения, приборы визуального контроля (виброскопы, компьютерные программы «Видимая речь»), учебные кинофильмы, показывающие работу речевых органов. Сюда же относятся различные приборы для тактильно-вибрационного восприятия речи, а также приспособления для пассивного приведения речевых органов в то или иное положение или движение (шпатель, зонды).
Полисенсорный подход, предполагающий многостороннюю аффереитацию работы речевых органов, характерен для первой фазы формирования речевых движений. Последующая автоматизация произношения связана с постепенным сужением афферентации, приводящим к переключению глухого на кинестетический самоконтроль, а при значительных остатках слуха и систематическом использовании звукоусиливающей аппаратуры – частично также и на слуховой самоконтроль. Роль слуховой афферентации речевых движений у слабослышащих и глухих, обладающих остатками слуха, может быть значительно повышена применением звукоусиливающей аппаратуры.
В работе над звуковым составом слова применяется концентрический метод, связанный с использованием «сокращенной системы фонем» (Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина, 1981). Из 42 фонем русского языка выделены основные семнадцать, достаточно различающихся между собой, которые должны быть поставлены в первую очередь. К основным звукам относятся гласные а, о, у, э, и, а также согласные п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л (l), р. Другие звуки, не входящие в число основных, временно могут заменяться в речи близкими к ним основными звуками. Таким образом, дети могут точно произносить слова, состоящие из основных звуков соответствующие звуки – заменители.
Важным при использование концентрического метода является возможность детей активно пользоваться речью еще до того, как будет сформировано произношение всех звуков. Использование звуков – заменителей не нарушает резко внятность устной речи детей, наоборот, позволяет закрепить слоговой состав слов, ввести их в активную речь.
|
2. Этапы работы над произношением. В работе над произношением выделяется два этапа с учетом закономерностей овладения произношением глухих и слабослышащими дошкольниками и используемых методов работы.
Схема №1.
Работа по обучению произношению в этот период ведется в соответствии с аналитико-синтетическим концентрическим полисенсорным методом, применяемых в системе обучения произношению глухих и слабослышащих.
Уточняется звуковой состав речи, продолжается формирование ритмики-интонационной стороны. Обучение приобретает более регламентированный характер.
На втором этапе обучения произношению кроме зрительного и слухового используются осязательные и двигательные анализаторы, которые участвуют в формирование произносительной стороны речи. На данном этапе привлекаются тактильно-вибрационные ощущения детей, используются специальные приемы коррекции произношения. Находят применения такие вспомогательные средства, как шпатели и зонды и т.п.
Используются в качестве методов сопряженная и отраженная речь, некоторые специальные логопедические приемы постановки звуков, фонетическая ритмика. Увеличивается количество речевых игр и упражнений (ответы на вопросы, составление поручений, описаний, чтение наизусть стихов, загадок, составление рассказа по картинкам, составление текста из отдельных предложений, подбор пропущенных слов).
|
1-й этап – с начала обучения 2-й этап – начинается с 4-х -
до 4-х – 4,5 лет. 4,5 лет.
На первом этапе обучение применяется аналитико-синтетический метод. В качестве метода формирования произношения используется подражание речи взрослого, воспринимаемой на слухо-зрительно и на слух. Предлагаются для слухо-зрительного восприятия целостные единицы – слова, словосочетания, фразы. Уточняется их значение. Отрабатываются отдельные звуки, выделяется необходимый звук из слова, проводится работа по его коррекции. Он включается в слово или фразу, которая используется в устной речи ребенка.
Основные задачи периода – формирование потребности в общении устной речью; развитие способности к подражанию звучащей речи; побуждение к использованию устной речи в общении, не смотря на ее несовершенство.
В качестве основных методических приемов используются отраженное и сопряженное проговаривание, фонетическая ритмика, специальные игры.
|
3. Направления работы. Содержание работы по обучению произношению глухих и слабослышащих дошкольников регулируется требованиями раздела «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» в программах воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей, в которых, учитывая различное состояние слуха, исходный уровень развития устной речи глухих и слабослышащих детей, программные требования даны дифференцированно.
В содержании обеих программ выделены аналогичные направления (разделы) работы.
Схема №2.
Работа над речевым дыханием направлена на формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводить слова и фразы слитно (на одном дыхание).
Работа над голосом предполагает формирование умения пользования голосом нормальной высоты и силы.
Работа над звуками предполагает формирование умения правильно воспроизводить звуки русского языка в словах и фразах.
Работа над словом предполагает обучение правильному воспроизведению слов: слитному, с соблюдением звукового и слогового состава, ударения, орфоэпических правил.
Работа над фразой заключается в формировании умения воспроизводить фразы слитно, в нормальном темпе, с правильным логическим ударением.
Работа над фразой отражает высший уровень отработки произносительной стороны речевого материала, так как фраза является единицей общения.
Работа над различными сторонами произношения ведется параллельно и включается во все индивидуальные и фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению.
Таблица 1.
Тема: Задачи, этапы, методические приемы формирования произносительной стороны речи глухих и слабослышащих дошкольников
Задачи
| Этапы
| Методические приемы
| 1. Сформировать у детей внятную речь.
2. Осуществлять систематическую работу по обучению детей членораздельному произношению.
3. Максимально приблизить речь глухих к естественному произношению нормально слышащих и говорящих людей.
| 1. Этап постановки звука.
2. Этап автоматизации.
3. Этап дифференциации.
| 1. Название и показ положений органов артикуляционного аппарата.
2. Название и показ положений органов артикуляционного аппарата.
3. Дифференциация правильно произносимых звуков по месту и способу образования на основе ощущений.
4. Словесное описание артикуляции с опорой на графическую схему звука.
|
Тема: Роль технических средств обучения в формировании произношения
1. Особенностипроизношенияудетейснарушеннымслухом.
2. Основныеусловия,определяющиестепень сформированностипроизносительныхнавыков
3. Звукоусиливающая аппаратура, применяемая для обучения детей с нарушениями слуха произношению.
| | | | | индивидуальные слуховые аппараты
| | | |
|