Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема № 6 Особенности механизма восприятия устной речи при нарушении слуха.

Поиск

 
 

 

Тема: Методы обучения произношению

1. Методы обучения произношению. В основу обучения произношению дошкольного возраста положен принцип естественного овладения речью, особенно на первоначальных этапах. Этот принцип может быть реализован при:

-формирование и развитие слухо-зрительного восприятия устной речи.

-формирование и развитие слухового восприятия устной речи.

В обучении произношению детей с нарушениями слуха применяется аналитико-синтетический, полисенсорный и концентрический метод.

 

Таблица №1

Методы обучения произношению.
Метод. Содержание.
    Аналитико-синтетический.   Основные задачи данного периода – формирование потребности в общении устной речью; развитие способности к подражанию звучащей речи; побуждение к использованию устной речи в общении, несмотря на ее несовершенство. Основной единицей обучения произношению является слово. В соответствии с методом обучения произношению первоначально детям предлагаются для слухо-зрительного восприятия целостные единицы – слова, словосочетания, фразы. Уточняется их значение, а затем в целях отработки отдельных компонентов, например звуков, выделяется необходимый звук из слова, проводится работа по его коррекции. Он включается в слово или фразу, которая используется в устной речи ребенка. Учитывая разнообразие произносительных возможностей глухих и особенно слабослышащих детей, допускается произнесение слов в нескольких формах: а) точно, с правильным воспроизведением звукового состава; б) приближенно, с заменой отсутствующих звуков другими звуками, появившимися у ребенка (собака – «табака»); в) усеченно, с пропусками некоторых звуков (собака – «апака»). В качестве основных методических приемов обучения произношению используются отраженное и сопряженное говорение, фонетическая ритмика, специальные игры.

 

  Полисенсорный.   Концентрический.       Метод называется полисенсорным в связи с использованием различных анализаторов, так как применение только слухового и зрительного анализаторов недостаточно для работы над различными сторонами произношения, прежде всего над звуками. Поэтому кроме зрительного и слухового используются осязательный и двигательный анализаторы, которые участвуют в формировании произносительной стороны речи и деятельность которых в совокупности может создать более благоприятные условия для овладения произношением. Применительно к формированию произношения полисенсорный метод выражается в самом широком использование всех способов восприятия произносительной стороны речи и контроля над ней, как непосредственных, так и связанных с разнообразной аппаратурой и пособиями. К их число относятся звукоусиливающая аппаратура, приборы и пособия, оптически отражающие акустические и механические речевые процессы, всевозможные модели, схематические изображения, приборы визуального контроля (виброскопы, компьютерные программы «Видимая речь»), учебные кинофильмы, показывающие работу речевых органов. Сюда же относятся различные приборы для тактильно-вибрационного восприятия речи, а также приспособления для пассивного приведения речевых органов в то или иное положение или движение (шпатель, зонды). Полисенсорный подход, предполагающий многостороннюю аффереитацию работы речевых органов, характерен для первой фазы формирования речевых движений. Последующая автоматизация произношения связана с постепенным сужением афферентации, приводящим к переключению глухого на кинестетический самоконтроль, а при значительных остатках слуха и систематическом использовании звукоусиливающей аппаратуры – частично также и на слуховой самоконтроль. Роль слуховой афферентации речевых движений у слабослышащих и глухих, обладающих остатками слуха, может быть значительно повышена применением звукоусиливающей аппаратуры.   В работе над звуковым составом слова применяется концентрический метод, связанный с использованием «сокращенной системы фонем» (Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина, 1981). Из 42 фонем русского языка выделены основные семнадцать, достаточно различающихся между собой, которые должны быть поставлены в первую очередь. К основным звукам относятся гласные а, о, у, э, и, а также согласные п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л (l), р. Другие звуки, не входящие в число основных, временно могут заменяться в речи близкими к ним основными звуками. Таким образом, дети могут точно произносить слова, состоящие из основных звуков соответствующие звуки – заменители. Важным при использование концентрического метода является возможность детей активно пользоваться речью еще до того, как будет сформировано произношение всех звуков. Использование звуков – заменителей не нарушает резко внятность устной речи детей, наоборот, позволяет закрепить слоговой состав слов, ввести их в активную речь.    

 

2. Этапы работы над произношением. В работе над произношением выделяется два этапа с учетом закономерностей овладения произношением глухих и слабослышащими дошкольниками и используемых методов работы.

Схема №1.

Работа по обучению произношению в этот период ведется в соответствии с аналитико-синтетическим концентрическим полисенсорным методом, применяемых в системе обучения произношению глухих и слабослышащих. Уточняется звуковой состав речи, продолжается формирование ритмики-интонационной стороны. Обучение приобретает более регламентированный характер. На втором этапе обучения произношению кроме зрительного и слухового используются осязательные и двигательные анализаторы, которые участвуют в формирование произносительной стороны речи. На данном этапе привлекаются тактильно-вибрационные ощущения детей, используются специальные приемы коррекции произношения. Находят применения такие вспомогательные средства, как шпатели и зонды и т.п. Используются в качестве методов сопряженная и отраженная речь, некоторые специальные логопедические приемы постановки звуков, фонетическая ритмика. Увеличивается количество речевых игр и упражнений (ответы на вопросы, составление поручений, описаний, чтение наизусть стихов, загадок, составление рассказа по картинкам, составление текста из отдельных предложений, подбор пропущенных слов).  

 

1-й этап – с начала обучения 2-й этап – начинается с 4-х -

до 4-х – 4,5 лет. 4,5 лет.

На первом этапе обучение применяется аналитико-синтетический метод. В качестве метода формирования произношения используется подражание речи взрослого, воспринимаемой на слухо-зрительно и на слух. Предлагаются для слухо-зрительного восприятия целостные единицы – слова, словосочетания, фразы. Уточняется их значение. Отрабатываются отдельные звуки, выделяется необходимый звук из слова, проводится работа по его коррекции. Он включается в слово или фразу, которая используется в устной речи ребенка. Основные задачи периода – формирование потребности в общении устной речью; развитие способности к подражанию звучащей речи; побуждение к использованию устной речи в общении, не смотря на ее несовершенство. В качестве основных методических приемов используются отраженное и сопряженное проговаривание, фонетическая ритмика, специальные игры.    

 

3. Направления работы. Содержание работы по обучению произношению глухих и слабослышащих дошкольников регулируется требованиями раздела «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» в программах воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей, в которых, учитывая различное состояние слуха, исходный уровень развития устной речи глухих и слабослышащих детей, программные требования даны дифференцированно.

В содержании обеих программ выделены аналогичные направления (разделы) работы.

Схема №2.

Работа над речевым дыханием направлена на формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводить слова и фразы слитно (на одном дыхание).

 
 

 


Работа над голосом предполагает формирование умения пользования голосом нормальной высоты и силы.

 
 

 

 


Работа над звуками предполагает формирование умения правильно воспроизводить звуки русского языка в словах и фразах.

 
 

 


Работа над словом предполагает обучение правильному воспроизведению слов: слитному, с соблюдением звукового и слогового состава, ударения, орфоэпических правил.

 

Работа над фразой заключается в формировании умения воспроизводить фразы слитно, в нормальном темпе, с правильным логическим ударением.

Работа над фразой отражает высший уровень отработки произносительной стороны речевого материала, так как фраза является единицей общения.

 

 

Работа над различными сторонами произношения ведется параллельно и включается во все индивидуальные и фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

 


Таблица 1.

Тема: Задачи, этапы, методические приемы формирования произносительной стороны речи глухих и слабослышащих дошкольников

 

Задачи Этапы Методические приемы
1. Сформировать у детей внятную речь. 2. Осуществлять систематическую работу по обучению детей членораздельному произношению. 3. Максимально приблизить речь глухих к естественному произношению нормально слышащих и говорящих людей.   1. Этап постановки звука. 2. Этап автоматизации. 3. Этап дифференциации.   1. Название и показ положений органов артикуляционного аппарата. 2. Название и показ положений органов артикуляционного аппарата. 3. Дифференциация правильно произносимых звуков по месту и способу образования на основе ощущений. 4. Словесное описание артикуляции с опорой на графическую схему звука.  

 


 

Тема: Роль технических средств обучения в формировании произношения

 

 

1. Особенностипроизношенияудетейснарушеннымслухом.

 

 

2. Основныеусловия,определяющиестепень сформированностипроизносительныхнавыков

 

3. Звукоусиливающая аппаратура, применяемая для обучения детей с нарушениями слуха произношению.

       
   

 

 


 

 

                       
           
 

 


       
 
индивидуальные слуховые аппараты
 
стационарная аппаратура

 

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.52 (0.01 с.)