Дислексия и нарушения устной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дислексия и нарушения устной речи



У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопро-изношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них час­то встречаются нарушения связной речи.

Отмечая частоту расстройств речи при дислексии, многие авторы считают, что нарушения устной речи и чтения — это результат воздействия единого этиопатогенетического факто­ра (Б. Хальгрен, С. Борель-Мезони, Р. Е. Левина, Л. В. Спиро-ва), являющегося их причиной и составляющего патологичес­кий механизм.

В легких случаях эти нарушения обнаруживаются только на стадии овладения письменной речью. В трудных случаях прежде всего оказывается нарушенной устная речь, а нару­шения чтения и письма выявляются позднее. Р. Е. Левина считает, что в основе нарушений чтения и устной речи лежит Несформированность фонематической системы.

На начальных стадиях овладения чтением при недоразви­тии фонетико-фонематической стороны речи у детей наблю­дается неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет овладение звуковым анализом слова (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спи-рова). Избирательное неусвоение букв вызывается не слабос­тью удержания графических начертаний, усвоение которых оказывается нормальным, а несформированностью обобщения звуков. «Не буква как рисунок, носящий название соответ­ствующего звука, а графема — графическое обозначение фо-

немы — составляет единицу чтения и письма»1. Если буква не соотносится с обобщенным звуком (фонемой), то ее усвое­ние будет носить механический характер.

Легко соотносятся с буквой звуки, которые точно восприни­маются и правильно произносятся детьми. Если же дети пло­хо различаются звуки на слух, искаженно произносят или за­меняют их в произношении, тогда обобщенное представление о данном звуке носит нечеткий характер, а восприятие букв зат­рудняется. Неусвоение букв в этом случае обусловлено недо­статочным уровнем развития фонематического восприятия.

Чрезвычайно затрудненным у этих детей оказывается и процесс слияния звуков в слоги. Для усвоения слитного чте­ния ребенок должен соотнести букву только с определенным звуком, отдифференцировав его от других. Кроме того, он дол­жен иметь представление об обобщенном его звучании.

Слить звуки в слоги — это прежде всего произнести их так, как они звучат в устной речи. Если у ребенка отсутству­ют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, формирование обобщенных звуко-слоговых образов происхо­дит с трудом.

Нарушения чтения могут быть связаны с недостаточнос­тью лексико-грамматического развития речи. Так, замена слов при чтении может обусловливаться не только фонетическим их сходством, неправильным произношением или неразли­чением отдельных звуков, но и трудностями установления синтаксических связей в предложении. В этих случаях у де­тей отсутствует направленность на морфологический анализ слов, а сам анализ затруднен. Так, при чтении фразы Мама моет раму нормальный ребенок может уже при чтении слова моет догадаться, какое будет окончание в слове рама. В про­цессе чтения нормальный ребенок начинает догадываться о смысле и грамматической форме последующих слов уже при восприятии предыдущего слова. Смысловая догадка в этом случае опирается на имеющиеся у него представления о зако­номерностях языка, на чувство языка.

Если у ребенка нарушен лексико-грамматический строй речи, то приведенное выше предложение он может прочитать так: «Мама моет рама», так как не опирается на точные язы­ковые обобщения, на четкие представления о закономернос­тях изменения слов и их сочетаемости в предложении. Смыс­ловая догадка в этом случае либо отсутствует, либо играет

'Левина Р. Е, Недостаток чтения и письма у детей. — М., 1940. — С. 14.

отрицательную роль, так как приводит к большому количе­ству специфических ошибок.

Если морфологическая структура слова недостаточно осоз­нается детьми, то в процессе чтения не возникает правильной смысловой догадки, а возникает аграмматизм, связанный с трудностями восприятия тонких грамматических значений, обусловленных морфологической структурой слова.

Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамма­тические обобщения вызывают трудности понимания прочи­танного.

Таким образом, в качестве механизмов дислексии можно рассматривать и нарушение фонематического восприятия (диф­ференциации фонем), фонематического анализа и синтеза, не-сформированность лексико-грамматического строя речи. Дис­лексия вызывается в основном недоразвитием языковых обоб­щений (фонематических, морфологических, синтаксических).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.006 с.)