Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Характер движений при произнесении определенного звука.
Похожие статьи вашей тематики
Гласные звуки
Звук
| Характер движения
| А
| Руки перед грудью. Произнося звук, широко развести руки в стороны. По динамике слабо.
| О
| Руки внизу. Произнося звук, руки через стороны поднимаются вверх и округло соединяются над головой. По динамике слабо.
| У
| Кисти рук у плеч. Произнося звук, руки вытягиваются вперед. По динамике напряженно.
| Э
| Руки вперед – в стороны. Произнося звук, руки поднять кистями вверх к плечам. По динамике слабо.
| И
| Кисти рук у плеч. Произнося звук, тянуть руки вверх, поднимаясь при этом на носки. По динамике очень напряженно.
|
Согласные звуки
Звук
| Характер движения
| Взрывные глухие согласные
| П
| Произнося слог па,резко опустить руку со сжатым кулаком вниз; попеременно резко опуская руки со сжатыми кулаками вниз, произноситьпапапа.
| Т
| Произнося слог та,резко раскрыть сжатый кулак; попеременно раскрывать сжатые кулаки, произнося татата.
| К
| При произнесении слога ка резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, резко отвести назад (чтобы не упали наушники, откидывая голову назад, руками придерживать амбушуры наушников, резко отводя назад локти).
|
Взрывные звонкие согласные
| Б
| Руки согнутые в локтях. Произнося бабаба, расслабленно встряхивать кистями рук, одновременно медленно наклоняясь вперед; произнося слог ба, резко, но раслабленно опустить руки вниз.
| Д
| Руки перед грудью. Произнося дадада, встряхивать кистями рук перед грудью; произнося слог да, утвердительно кивнуть головой.
| Г
| Произнося гагага, соединять указательный и большой пальцы рук.
| Смычно-проходные согласные
| М
| Руки, согнутые в локтях, подняты вверх. Произнося м, руки вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на а – руки свободно в стороны. Паузы между произнесением звуков нет, движения плавно переходят одно в другое.
| Н
| Руки перед грудью ладонями к себе. Произнося н, руки вперед, на а – руки свободно развести в стороны.
| Л
| Руки, согнутые в локтях, подняты на уровень плеч. Произнося ляляля, делать вращательные движения кистями; произнося слог ля, делать одно вращательное движение кистями рук.
| Фрикативные глухие согласные
| Ф
| Руки на уровне шеи, с поднятыми ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук ф_, разводить руки в стороны.
| Х
| Руки, согнутые в локтях, с поднятыми ладонями от себя на уровне шеи. Произнося звук х_, руки вытянуть вперед.
| С
| Руки перед грудью. При произнесении звука с_, руки опустить вниз или развести в стороны.
| Ш
| Руки перед грудью. При произнесении звука ш_, делать волнообразные движения вниз; педагог и ребенок или два ребенка стоят друг против друга, ладонь в ладонь; произнося ш_, с силой нажимать на ладони противостоящего.
| Фрикативные звонкие согласные
| В
| Руки в стороны. Произнося звук в_, слегка покачивать руками и туловищем.
| З
| Руки перед грудью. Произнося звук з_, производить дрожащие движения кистями рук перед грудью.
| Ж
| Руки перед грудью. Произнося звук ж_, резким волнообразным движением опустить руки вниз.
| Вибрант
| Р
| Согнутые перед грудью руки вращаются одна вокруг другой. По динамике напряженно.
| Аффрикаты
| Ц,Ч
| Работу по вызыванию аффрикат можно начинать только при условии правильного воспроизведения ребенком обоих составляющих их звуков: тс_,тш_. Между движениями, сопровождающими эти звуки, нет интервала. Сначала звуки с и шв них произносятся протяжно, постепенно их произнесение сокращается; при этом так же постепенно переходят от двух движений к одному, например резко, с большой силой раскрыть кулаки. Можно использовать тактильные ощущения ребенка, указать на наличие короткой струи воздуха.
| Дифтонги
| Работа над дифтонгами проводится в два этапа: сначала ребенка учат слитно произносить звук и и другой гласный (и_а_, и_о_, и_э_, и_у_, а_и_, о_и_), сопровождая произнесение движениями плавно преходящими одно в другое. При произнесении собственного дифтонга (йа, йо, йу и др.) движение рук вверх, сопровождавшее ранее произнесение звука и, заменяется очень коротким движением указательным пальцем вверх.
Подражая педагогу, дети иногда вместо предложенного звука (слога) произносят другой (вместо та – па, вместо на – ма). В этом случае движение стоит просто закрепить за тем звуком, который получается у большинства детей, остальных же постепенно перевести на общее для большинства движение. Когда звук вызван, его следует ввести в слово. Слова подбираются таким образом, чтобы закрепляемый звук находился в наиболее удобной для его произнесения позиции: прямого слога – т ам, в от, п ока, обратного – до м, сы н, но с (для смычно-походных и фрикативных); между гласными – во д а, шу б а, при в ет. Затем согласные звуки произносятся в сочетании со всеми гласными (в слогах, слогосочетаниях и словах) в различных позициях: в начале середине, конце слова, при стечениях согласных.
|
Тема: Работа над речевым дыханием и слитностью произношения с использованием речевой ритмики
Типы дыхания
Тип дыхания
| «+»
| «-»
| Диафрагмальный
(нижнее-реберный)
| Самое глубокое и сильное дыхание при использовании мышц диафрагмы, при минимум усилий.
|
| Грудной
(верхнее-реберный)
|
| Сопровождается сильным подъемом грудной клетки и напряжением шейной мускулатуры, что сильно препятствует речевому дыханию и слитному произнесению.
| Ключичный
|
| Происходит поднимание плечевого пояса и верхних ребер, в результате чего наблюдается расширение верхней части грудной клетки.
|
|