Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игры и упражнения в произнесении звука Л (с 5–6 лет)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Длительно, на одном выдохе, тяните звук Л. При этом губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы. Если сразу не получается, то сначала можно произносить его, зажав широкий кончик языка зубами. Скажите ребенку, что «Л‑л‑л» – песенка самолета, когда он летит высоко за облаками. Поиграйте в игру «Чей самолет дальше улетит?»: расправив руки‑крылья, «полетайте», произнося звук Л. Поиграйте в игру «Большой и маленький самолеты». Для этого сложите из бумаги два самолетика разного размера. Дайте их малышу и объясните, что большой самолет гудит громко – Л, а маленький самолетик гудит тише и нежнее – ЛЬ. Повторите с ребенком звукоподражания: «в‑в‑в» – ветер завывает, «л‑л‑л» – самолет летит. Поиграйте в игру «Угадай, что это». Длительно произносите звук Л или В, а ребенок должен отгадать – самолет летит или ветер завывает. В следующий раз ребенок произносит звук, а вы отгадываете. Игра «Угадай, какой это самолет». Л – большой самолет, ЛЬ – маленький самолетик. Произносите звук Л или ЛЬ, а ребенок отгадывает, какой это самолет – большой или маленький. Потом наоборот. Выполните упражнение «Пальчики здороваются», одновременно с движениями пальцев произнося слоги ла, ло, лу, лы, сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками. Произнесите пары слогов: ла–ля лы–ли ло–ле лэ–ле лу–лю Для того чтобы ребенок научился различать твердые и мягкие звуки, предложите ему контролировать себя: при произнесении первого слога из пары (с твердым согласным), например «ла», вместе с ребенком стукните кулаком по столу (так стучит твердый молоток); при произнесении второго слога (с мягким согласным), например «ля», медленно проведите ладонью по столу (так рисуют мягкой кисточкой). Произнесите пары и цепочки слогов: ла–ва ла–ла–ва ла–ля ла–ла–ля ву–лу лу–лу–ву лу–лю лу–лу–лю Скажите ребенку, что большой колокольчик звенит вот так: «ЛА‑ЛА‑ЛА!», а маленький – «Ля‑ля‑ля!» Затем поиграйте в игру «Угадай, какой колокольчик звенит». Проговорите чистоговорки: ЛА‑ЛА‑ЛА – вот стоит скала. ЛУ‑ЛУ‑ЛУ – заберемся на скалу. ЛО‑ЛО‑ЛО – ой, куда нас занесло! ЛЫ‑ЛЫ‑ЛЫ – как слезем со скалы? ОЛ‑ОЛ‑ОЛ – я люблю футбол. АЛ‑АЛ‑АЛ – мяч в окно попал. ИЛ‑ИЛ‑ИЛ – вот так гол забил! АЛ‑АЛ‑АЛ – меня папа наказал. УЛ‑УЛ‑УЛ – посадил в углу на стул. АЛКА‑АЛКА‑АЛКА – себя мне очень жалко. ЛЫ‑ЛЫ‑ЛИ – малину мы нашли. ЛУ‑ЛУ‑ЛЮ – малину я люблю. Разучите стихотворения: Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была. (И. Токмакова) Мышка мыла мылом нос, Мыла уши, мыла хвост, Мыла так, что стала белой И от счастья мыло съела. (М. Мышковская) Повторите скороговорки: «Мама Милу моет мылом», «У елки иголки колки». Игра «Добавь словечко». Ребенок должен подобрать рифму к каждой строчке: Елка, елка, елочка – Колкая… (иголочка). Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную… (лепили). Возле этой елки Бродят злые… (волки). Попросите ребенка повторить пары слов:
Угол Мел уголь мель Алла – Аля Лук – люк Ел – ель Скажите ребенку такую фразу: «У Лёшки новые ложки». Затем попросите его послушать внимательно и исправить ошибки: «У ложки новые Лёшки». Игра «Добавь словечко». Ваня пел, и Таня… (пела). Ваня ел, и Таня… (ела). Ваня сел, и Таня. (села). Затем наоборот: Таня пела, Ваня … (пел). Таня ела, Ваня … (ел). Таня села, Ваня … (сел). ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА Р (С 5–6 ЛЕТ) Длительно, на одном выдохе, тяните звук Р. При этом губы полураскрыты, зубы разомкнуты, широкий кончик языка напряжен, приподнят и колеблется под воздействием выдыхаемой воздушной струи. Если у ребенка звук не получается, помогите. Предложите ему лечь на диван или кровать и попросите быстро произносить: «Д‑д‑д…» Объясните, что так прогревается мотор, а затем скажите, что теперь надо завести моторчик вот этим волшебным ключиком (покажите шпатель с соской). Ребенок продолжает говорить: «Д‑д‑д…», стуча кончиком языка за верхними зубами (по альвеолам), а вы соской, надетой на шпатель, выполняете быстрые маятникообразные движения из стороны в сторону, каждый раз задевая кончик языка с нижней его стороны, – должен получиться звук Р. Скажите малышу, что теперь моторчик заработал и можно ехать. А чтобы было интереснее, спросите, на чем он поедет, куда и хочет ли кого‑нибудь взять с собой. Выполняйте это упражнение постоянно: «ездите» в гости то к бабушке, то к друзьям. Когда упражнение будет выполняться легко, можно делать его сидя. Затем предложите ребенку попробовать заводить свой моторчик с помощью соски самостоятельно. Когда ребенок впервые самостоятельно произнесет звук Р, предложите ему померяться с вами силой. Пусть малыш упрется своими ладошками в ваши ладони и с усилием толкает вас, а вы, не поддаваясь, предложите ему включить свой моторчик. Для этого ребенок должен, сделав глубокий вдох и с усилием толкая вас, произнести «Р‑р‑р…» – теперь малыш стал сильнее и он обязательно победит вас. Поиграйте в игру «Чья ватка улетит». Для этого маленький кусочек ватки кладете на ладонь и подносите ко рту малыша. Предложите ребенку громко сказать звук Р. Если воздушная струя достаточно сильная, то ватка будет подпрыгивать или даже слетит с ладони. Разучите звукоподражания в сочетании с движениями: Р‑р‑р – тигр рычит (нахмурьте брови, сожмите кулаки); Др‑др‑др – дрель или сверло (на каждое звукоподражание совершайте правой рукой круговые движения в горизонтальной плоскости); Кар‑кар – ворона (взмахните «крыльями» – руками). Игра «Угадай, что это». Вы произносите звукоподражания, а ребенок совершает соответствующие движения. Затем наоборот: ребенок произносит, а вы отгадываете. Поиграйте с ребенком в игру «Угадай, что это». Сравните на слух звукоподражания: др‑др‑др (дрель сверлит) и тр‑тр‑тр (сорока трещит). Вы произносите начало слова, а ребенок должен добавить последний звук Р, выделяя его голосом: жа(р) ти(р) кома(р) па(р) мото(р) шахте(р)
ша(р) забо(р) светофо(р)
бо(р) топо(р) помидо(р)
со(р) шофе(р) мухомо(р)
хо(р) кове(р) самова(р)
ми(р) бобе(р) полоте(р)
пи(р) кефи(р) команди(р) Затем ребенок произносит эти слова целиком, по‑прежнему выделяя последний звук в слове. Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ра, ро, ру, ры. Двигайте сначала правой рукой, затем левой, а потом сразу двумя руками. Произнесите пары и цепочки слогов: ра–ла ры–лы ру–лу ры–ры–лы ро–ло ра–ла–ра Проговорите чистоговорки: ОР‑ОР‑ОР – в гости Мурку звал Трезор. АР‑АР‑АР – на стол ставил самовар, ЫР‑ЫР‑ЫР – подавал икру и сыр. УР‑УР‑УР – говорила кошка: «Мур!» ИР‑ИР‑ИР – ах, спасибо вам за пир! РА‑РА‑РА – в гости нам идти пора. РО‑РО‑РО – надо ехать на метро. РЫ‑РЫ‑РЫ – мы возьмем с собой шары. РУ‑РУ‑РУ – всем подарим по шару. РА‑РА‑РА – будет рада детвора. Разучите стихотворения: Я протру стекло и раму, Потому что в раме – мама. Дочиста протру я раму: Очень уж люблю я маму! (Г. Виеру) Заяц Егорка Свалился в озерко. Бегите под горку – Спасайте Егорку! Отгадайте и разучите загадки: Бей его сто раз подряд – Не шалун и не буян, Он ударам только рад. Это просто… (барабан). Сидит в норке, Ест хлеба корку. (Мышка)
Повторите скороговорку: «На горе Арарат растет крупный виноград». Скажите ребенку; что большой тигр рычит громко и грозно – Р, а маленький тигренок тише и нежнее – Рь. Предложить малышу изобразить сначала папу‑тигра, а затем тигренка. Игра «Угадай, кто это». Вы произносите звук Р или Рь, а ребенок должен отгадать, кто это рычит – папа‑тигр или маленький тигренок. Затем ребенок произносит звуки, а вы отгадываете. Выполните упражнения «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ря, ре, рю, ри. Двигайте сначала правой рукой, потом левой, затем сразу двумя руками. Произнесите пары слогов: ра–ря ры–ри ро–рё рэ–ре ру–рю Для того чтобы ребенок научился различать твердые и мягкие звуки, предложите контролировать себя: при произнесении первого слога из пары (с твердым согласным), например «ра», вместе с ребенком стукните кулаком по столу (так стучит твердый молоток); при произнесении второго слога (с мягким согласным), например «ря», медленно проведите ладонью по столу (так рисуют мягкой кисточкой). Произнесите цепочки слогов: ра–ря–ря ро–рё–рё ру–рю–рю ры–ри–ри рэ–ре–ре Проговорите чистоговорки: РИ‑РИ‑РИ – зажигают фонари. РЮ‑РЮ‑РЮ – подойду я к фонарю. РЯ‑РЯ‑РЯ – яркий свет от фонаря. РЕ‑РЕ‑РЕ – погуляю во дворе. РЁМ‑РЁМ‑РЁМ – только здесь, под фонарем. РА‑РА‑РА – высокая гора. РЫ‑РЫ‑РЫ – прокачусь с горы. Скажите ребенку такие фразы: «Здесь хорошее местечко – протекает рядом речка»; «Роет землю серый крот – разоряет огород» (С. Маршак). Затем попросите послушать внимательно и исправить ошибки: «Здесь хорошее местечко – протекает рядом печка»; «Роет землю серый кот – разоряет огород». Разучите стихотворения: Малышам сказал Тарас: «Самый трудный – первый класс! Всех труднее первый класс, Потому что в первый раз!» (А. Прокофьев) Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха. (С. Маршак)
Повторите скороговорку: «Наша Иринка спит на перинке». Прочитайте ребенку стихотворение: У меня не получалась В разговоре буква «Р». Как я только ни старалась – Вместо «Р» звучало «Л». Рано утром я проснулась, Раза три перевернулась… – Прекрати! Пора вставать! – Проскрипела мне кровать. Наконец сообразила, Как исправить речь мою, – Я частушку сочинила И теперь весь день пою. Кто захочет, тот добьется – Сам исправит речь свою! Почему же брат смеется? Я ж отрично говолю! (Г. Ладонщиков) Пусть ребенок ответит на вопрос девочки и поможет ей правильно произнести фразу.
ЛИТЕРАТУРА
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.: Детство‑пресс, 2004. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство‑пресс, 2000. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – Ярославль: Академия развития, 1996. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? – М.: Айрис‑пресс, 2004. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: Сфера, 2005. Детешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004. Жукова О. С., Балабанова В. П. Как помочь ребенку? – СПб.: Нева, 2004. Краузе Е. Н. Логопедический массаж, артикуляционная гимнастика. – СПб.: Корона‑принт, 2004. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М.: Айрис‑дидактика, 2005. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: Корона‑принт, 2005. Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. – М.: Просвещение, 1970. Печора К. Л., Пантюхина В. Л., ГолубеваЛ. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1986. Смирнова М. В. 2500 скороговорок. Для детей 46 лет. – СПб.: Нева, 2005; М.: ОЛМА‑пресс, 2005. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.007 с.) |