Методика « таблицы шульте», или какова ваша работоспособность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика « таблицы шульте», или какова ваша работоспособность.



Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция. Испытуемому предъявляют первую таблицу: «на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляют без всяких инструкций.

Основной показатель- время выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построено «кривая истощаемости

(утомляемости)», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике:

0 1 2 3 4 5

 

с помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическая устойчивость (ПУ), которые предложены А.Ю. Козыревой.

Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5

ЭР= 5, где Т 1 – время работы с первой таблицей;

Т 2 - со второй; Т 3 - с третьей; Т 4 - с четвертой; Т 5 - с пятой.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости вычисляется по формуле:

Т 1

ВР = ----

ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость вычисляется по формуле:

Т 4

ПУ = ---------

ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданной работы.

№ 1

         
         
         
         
         

№ 2

         
         
         
         
         

 

№ 3

         
         
         
         
         

 

№ 4

         
         
         
         
         

 

№ 5

 

         
         
         
         
         

АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

№ 18

 

 

Тема: Рубежный контроль.

 

Количество часов: 4

 

Курс: 2

 

Специальность: 051301 «Общая медицина»

 

Составитель:

Профессор Хамчиев К.М.

 

 

Астана, 2014г.

 

1. Тема: Рубежный контроль.

2. Цель: Знание сложных этапов и механизмов аналитико-синтетической деятельности анализаторных систем позволит студенту глубже разобраться в механизмах гомеостаза и адаптации. Знание физиологических основ формирования высших психических функций имеет важное значение для определения сдвигов и выборе тактики соответствующей коррекции происходящих изменений дисциплин. Актуальность изучаемой темы заключается в том, что способность к образованию временных связей и длительному их сохранению говорят о пластичности структур коры головного мозга, которые и являются субстратом, определяющим условно-рефлекторную деятельность в целом.

3. Задачи обучения: Научить студентов, используя различные тестовые задания, характеризовать целенаправленную деятельность человека, лежащий в основе сознательных процессов.

4. Основные вопросы темы:

1. Структурно-функциональная организация анализаторов. Значение анализаторов в познании внешнего мира.

2. Периферический, проводниковый, центральный отделы анализаторов (И.П.Павлов). Кодирование информации в различных отделах анализаторов.

3. Свойства рецепторного отдела анализаторов. Закон Вебера-Фехнера.

4. Зрительный анализатор. Светопреломляющие структуры глаза. Фоторецепторы сетчатки.

5. Фотохимические процессы в рецепторах сетчатки при действии света. Функции биполярных и ганглиозных клеток сетчатки.

6. Теория цветового зрения (М.В. Ломоносов, Г. Гельмгольц, П.П. Лазарев). Современные представления о восприятии цвета. Основные формы нарушения цветового восприятия.

7. Понятие об аккомодации и адаптации зрительного анализатора, механизм. Рефракция и ее нарушения.

8. Переработка информации на разных уровнях ЦНС. Кодирование зрительной информации в анализаторе.

9. Формирование зрительного образа. Роль правого и левого полушария в зрительном восприятии. Движение глаз и бинокулярное зрение.

10. Методы исследования зрительного анализатора.

11. Слуховой анализатор. Восприятие звуковых раздражений. Проводниковый и корковый отделы анализатора.

12. Центральные механизмы анализа звуков.

13. Теория восприятия звуков (Г. Гельмгольц, Г. Бекеши и др.). Бинауральный слух. Роль слуховой афферентации в системной деятельности организма.

14. Методы исследования слухового анализатора.

15. Вестибулярный анализатор. Роль в оценке положения тела в пространстве и при его перемещении.

16. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы анализатора при ускорениях и в состоянии невесомости. Тренировка вестибулярного аппарата.

17. Методы исследования вестибулярного анализатора.

18. Вкусовой анализатор.Рецепторный, проводниковый и корковый отделы.

19. Классификация вкусовых ощущений.

20. Исследование вкусовой чувствительности. Определение вкусовой чувствительности к кислому, горькому, соленому и сладкому.

21. Обонятельный анализатор. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы.

22. Классификация запахов, теория их восприятия.

23. Тактильный анализатор. Рецепторы кожи. Роль в восприятии прикосновения, давления и вибрации.

24. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы анализатора.

25. Методы исследования. Исследование зависимости ощущения от изменения интенсивности раздражения.

26. Понятие о высшей нервной деятельности. Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности организма, классификация.

27. Приобретенное поведение. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования.

28. Возникновение условно-рефлекторной деятельности у ребенка.

29. Закономерности образования и проявления условных рефлексов. Отличия условных от безусловных рефлексов. Классификация условных рефлексов.

30. Физиологические механизмы образования условных рефлексов, их структурно-функциональная основа (И.П.Павлов, П.К.Анохин).

31. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий.

32. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков.

33. Архитектура целостного поведенческого акта с позиции функциональных систем (П.К. Анохин).

34. Торможение условно-рефлекторной деятельности. Виды коркового торможения.

35. Участие торможения в осуществлении коркового анализа и условно-рефлекторной деятельности.

36. Типы высшей нервной деятельности животных и человека (И.П.Павлов), их классификация, характеристика, методики определения.

37. Роль воспитания в формировании типологических свойств высшей нервной деятельности. Экспериментальные неврозы.

38. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Законы корковой деятельности.

39. Закон силовых отношений и его изменения при различных функциональных состояниях организма. Фазовые явления в коре больших полушарий.

40. Мотивации. Биологические и социальные мотивации. Теории мотиваций. Биологические мотивации в формировании личности. Патологические мотивации.

41. Целенаправленное поведение как форма поведения, ведущая к достижению организмом приспособительного результата.

42. Виды целенаправленного поведения. Биологически детерминированные виды целенаправленного поведения (пищевое, оборонительное, половое и т.д.).

43. Социально детерминированные виды поведения (трудовая деятельность человека, обучение, коллективный труд и т.д.).

44. Принцип обратной связи в ФУС поведенческого акта.

45. Физиологические основы психических функций человека. Особенности психических функций человека (внимание, восприятие, мышление, сознание, речь).

46. Адаптивная роль психических функций человека. Внимание.

47. Значение работ И.П. Павлова и А.А. Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания. Роль процессов торможения в концентрации внимания.

48. Мышление. Физиологические основы сознания, подсознания, сверхсознания.

49. Речь. Функции речи. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с развитием речи у человека.

50. Значение функционального состояния центральной нервной системы для осуществления психических функций.

51. Физиологические методики исследования психических функций.

52. Память, ее виды и механизмы. Роль различных отделов, мозга в процессах запоминания и воспроизведения информации.

53. Теории памяти. Условный рефлекс и память. Память как одна из форм адаптивного поведения.

54. Эмоции, их биологическая роль. Классификация. Теории эмоций.

55. Роль структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Вегетативные и моторные компоненты эмоциональных состояний.

56. Роль эмоции в целенаправленной деятельности человека. Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс).

57. Биологическое значение сна, его виды и фазы. Сновидения. Теории сна (И.П. Павлов, Р.Гесс, П.К. Анохин и др.).

58. Физиологические основы гипнотических состояний. Электросон.

59. Физиологические основы психических функций человека.

Особенности психических функций человека (внимание, восприятие, мышление,сознание,речь).

60. Адаптивная роль психических функций человека. Внимание.

61. Значение работ И.П. Павлова и А.А. Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания. Роль процессов торможения в концентрации внимания.

62. Мышление. Физиологические основы сознания, подсознания, сверхсознания.

63. Речь. Функции речи. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с развитием речи у человека.

64. Значение функционального состояния центральной нервной системы для осуществления психических функций.

65. Физиологические методики исследования психических функций.

66. Память, ее виды и механизмы. Роль различных отделов, мозга в процессах запоминания и воспроизведения информации.

67. Теории памяти. Условный рефлекс и память. Память как одна из форм адаптивного поведения.

68. Эмоции, их биологическая роль. Классификация. Теории эмоций.

69. Роль структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Вегетативные и моторные компоненты эмоциональных состояний.

70. Роль эмоции в целенаправленной деятельности человека. Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.110.179 (0.026 с.)