Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с онр и ффнр.

Поиск

Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:

индивидуальны е – основная цель которых - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

· Развитие артикуляционного праксиса;

· Фонационные упражнения;

· Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;

· Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

· Первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

 

Подгрупповые – основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи.

Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала;

Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

Осуществляется:

· Закрепление навыков произношения изученных звуков.

· Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.

· Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

· Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков.

· Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

 

Фронтальные занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях (активное использование их в различных формах самостоятельной речи), и, одновременно, обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.

На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР и ФФНР.

Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-10. В Приложении № 1 представлены циклограммы работы учителя-логопеда в старшей и подготовительной логопедических группах ДОУ.

Система составления сетки фронтальных занятий в старшей и подготовительной группе для детей с нарушениями речи определяет содержание и максимальную нагрузку в организованных формах обучения (занятиях), с учетом индивидуальных особенностей детей и ориентирована на:

  • значимость каждого вида занятий для коррекции дефекта;
  • сведения из проекта программы для детей с ОНР (Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина);
  • психологические и возрастные возможности детей данных категорий.

Нормативный срок освоения программы - два года.

Количество занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с ОНР и ФФНР:

 

Для детей с 5-ти до 6-ти лет.

Количество занятий:

  • 1-ый период –14
  • 2-ой период - 15
  • 3-ий период –16.

Для детей с 6-ти до 7-ми лет.

Количество занятий:

· 1-ый период – 16

  • 2-ой период - 17
  • 3-ий период - 17.

Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением речи. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.

Коррекционно-образовательная деятельность строится с учетом возрастных особенностей детей, имеющих речевое недоразвитие:

 

Организация обучения и воспитания детей 6-го года жизни.

На первом году обучения фронтальные логопедические, а частично и занятия воспитателя проводятся по подгруппам, на которые дети делятся с учетом уровня речевого общего развития (по усмотрению логопеда).

Проводятся занятия двух видов:

  • по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  • по формированию произношения и развитию фонематических представлений.

Количество этих занятий в зависимости от периода обучения разное.

· 1-й период – 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; коррекция звукопроизношения осуществляется только на индивидуальных занятиях.

· 2-й период - 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 1 занятие по произношению.

· 3-й период - 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 2 занятия по произношению.

Длительность занятия на начальном этапе работы – 20 минут, к концу первого периода она может быть увеличена до 25 минут.

 

Организация обучения и воспитания детей 7-го года жизни.

На втором году обучения проводятся занятия трех видов:

  • по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  • по формированию произношения;
  • по подготовке к обучению грамоте.

Количество этих занятий в зависимости от периода обучения разное.

· 1-й период – 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 2 занятия по произношению; 1занятие по подготовке к обучению грамоте.

· 2-й период - 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 1,5 занятия по произношению; 1,5 занятия по подготовке к обучению грамоте.

· 3-й период - 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 1 занятие по произношению; 2 занятия по подготовке к обучению грамоте.

Длительность занятия на начальном этапе работы – 25 минут, к концу первого периода она может быть увеличена до 30 минут.

 

 

Планирование логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе на фронтальных занятиях

Направления работы I период (сентябрь, октябрь, первая половина ноября) II период (вторая половина ноября – первая половина февраля) III период (вторая половина февраля – май)
    Произношение Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные - [у], [а], [ау], [и], [о], [ауио], [э], [ы], согласные - [м] - [м'], [н]-[н'],[п]-[п'],[т]-[т'], [к] - [к'], [ф]- [ф'], [д] - [д'], [в] - [в'], [б] - [б'], [г] - [г'], [х] – [х'] Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией: • изолированно; • в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); • в словах; • в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.   Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Уточнение правильного произношения поставленных звуков –[л'], [йот], [ы – и], [с]–[с'], [з]–[з'], [с] – [з], [с']–[з'], [ц], [б] – [п], [ш], [ж], [с] – [ш], [з] – [ж], [с] – [з] –[ш] – [ж] Автоматизация и дифференциация поставленных звуков:[л], [р], [л] –[л'], [р]–[р'], [л'] – [л] – [р]–[р'], [ч], [щ], [ч]–[щ] • в прямых и обрат- ных слогах; • в слогах со стече-нием трех согласных; • в словах и фразах; • в стихах и коротких текстах; • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.    
Фонематическое восприятие   Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Знакомство детей с анали- зом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. Различение интонацион-ных средств выразитель-ности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. Практическое усвоение понятий «гласный» - «согласный» звук.   Определение наличия зву- ка в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: • дифференцируемые звуки; • определенный заданный звук. На этом же материале: • определение места звука в слове; • выделение гласных зву-ков в положении после согласного в слоге; • осуществление анализа и синтеза прямого слога; • выделение согласного звука в начале слова; • выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятиями «твердый -мягкий звук» и «глухой -звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости - мягкости ([м]-[м'], [н]- [н'], [п] - [п'], [т] - [т'], [к] - [к'], [ф] - [ф'], [д] - [д'], [в] – [в'], [б] - [б'], [г] - [г']); • по глухости - звонкости: [п] - [б], [к] - [г], [т] - [д]; • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах; • составление предложе-ний с определенным словом; • анализ двусловногопредложения • анализ предложения с постепенным увеличени- ем количества слов. Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соот-ветствующей графи-ческой схеме. Выбор графической схемы к соответст-вующемуслову. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количест-вом звуков. Определение после-довательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков.    
Развитие речи Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы ро-дительного падежа с предлогом у. Согласование притяжа- тельных местоимений мой, моя, мое с существи- тельными мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоя- тельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. Составление предложений по демонстрации дейст-вий. Объединение этих предложений в короткий текст. Закрепление в самостоя- тельной речи навыка: •согласования прилага-тельных с существитель-ными в роде, числе, паде-же и образования относи- тельных прилагательных; • согласования порядко-вых числительных с существительными. Закрепление умения: • подбирать однокоренные слова; • образовывать сложные слова; • составлять предложения по демонстрациидейст-вий, картине, вопросам; • распространять предло-жения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворе-ния, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.     Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой. Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практи- ческой деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

Примечание: при условии недостаточного усвоения детьми определенного звука логопед может проводить дополнительное занятие на изучение данного звука.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.119 (0.008 с.)