Методика изучения раздела «Синтаксис». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения раздела «Синтаксис».



Познавательные цели: - знакомство с основными синтаксическими понятиями. Практические цели: - формирование синтаксических умений. Содержание обучения синтаксису составляют синтаксические понятия. Словосочетание, предложение – основные синтаксические понятия. Члены предложения, главные, второстепенные члены предложения, грамматическая основа – синтаксические единицы. Виды предложений по интонации (воскл, невоскл), по цели высказывания (повеств, вопр, побуд). Синтаксические умения: - научить учащихся различать словосочетания от предложений, - находить грамматическую основу предложения, - различать простые и сложные предложения, - производить синтаксический разбор, - составлять схему предложения, - составлять предложение по схемам, - использовать изучаемые синтаксические конструкции в собственной речи. Большое значение для усвоения понятия грамматическая основа имеет работа со схемами предложения. Поэтому особое внимание следует уделять чтению схем. Использование графических схем при изучении синтаксиса способствует более глубокому усвоению синтаксических понятий. Схема предложения – это отвлеченный образец, отражающий предложение во всем его многообразии. На уроках русского языка схема является основным средством моделирования синтаксических конструкций. В учебной и методической литературе нет единого мнения относительно схем сложного предложения. В методике используются схемы 2 вариантов: линейные (горизонтальные) и объемные (вертикальные, уровневые). Горизонтальные схемы предпочтительнее, т.к.: - предполагают порядок следования частей сложного предложения, - просты в исполнении, - позволяют вычерчивать их в процессе чтения предложения, - удобны для обозначения связей слов или частей сложного предложения, - удобны для обучения пунктуации, - более, когда предлагаются заранее составить предложения многочленной структуры. Вертикальные схемы удобны для иллюстрации сложного предложения многочленной структуры. В методике выделяют несколько типов заданий, связанных с использованием графических схем предложения: - чтение схем, - нахождение в тексте предложения, соответствующего схеме, - составление предложений по схеме, - графический диктант. Принципы в изучении синтаксиса: - морфолого-синтаксический: сопоставление сленов предложения и частей речи. Для того, чтобы учащиеся научились различать части речи и члены предложения необходимо предлагать им предложения с нетипичными случаями выражения того или иного члена предложения. – интонационный: сопоставление синтаксической структуры предложения и интанационного оформления. Методы и приемы изучения синтаксиса направлены как на анализ синтаксических единиц, так и на употребление в собственной речи: 1. нахождение синтаксических структур в тексте, 2. составление словосочетаний и предложений указанной структуры, 3. составление словосочетаний и предложений по схемам (чтение синтаксических схем), 4. полный или частичный синтаксический разбор.

 

 

Упражнение как метод формирования учебно-языковых умений. Классификация упражнений по русскому языку.

В процессе выполнения упр‒ий по рус.яз реализ теоретико‒практич и практич.методы обучения.

Существует неск. Классиф.упр‒ий. Федоренко (упр‒я способств.формир.реч.навыков уч‒ся):

1)рецептивные (анализ готового или чужого текста)‒основ.на наблюд над готовыми конструкциями.способств.формир.умений узнавать, выделять в тексте опред.язык.ед‒цы, развив.стилистич.чутье учеников

2)репродуктивные(видоизм.текста) ‒ связ.с формир.умений выбирать один из неск.вариантов. позв. Увидеть стилистич.стр‒ру текста, понять уместность употр тех или иных язык.ед-ц, соверш.речь уч‒ся.

3)продуктивные(конструирование самостоят.примеров, высказ‒ий) ‒ не им.текстовой основы.уч‒ки самостоят.строят высказывания. формир.нормы литерат.речи, расшир.слов.запас уч‒ся, происх.выработка умений отбир.язык.ср‒ва.

Добромыслов В.А. ‒ в основе его классиф ‒ преоблад.вид деят‒ти уч‒ся. Выдел.след типы:

1)аналит.упр‒я‒выделение частей из целого. ‒ напр‒р, язык.разбор, нахожд.в тексте язык.явл‒ий(синонимов, антонимов),выдел.отд.морфемы в слове и тд.

2)синтетич.упр‒я‒нацелив.на объед.отд.фактов языка в ед.целое.-из отд.слов сост.словосоч

3)аналитико‒синтетич.упр‒я‒основа‒анализ и синтез текста одноврем.(напр.найти в тексте сущ одной тематич.группы)

Приступа Г.Н.-в зав‒ти от этапа усвоения язык.мат‒ла:

1)пропедевтич.упр‒я‒на 1 этапе усвоения язык.мат‒ла. цель‒довести до восприятия уч‒ся новые теоретич.понятия

2)иллюстративн.упр‒я‒им.целью показать наиб.яркие примеры изуч.явл‒ий

3)закрепит.упр‒я‒формир.уменй шк‒ков исп.теоретич.свед‒я по изучаемой теме в практике,узнавать, находить опред.признаки язык.явл‒ия, формир.конкр.понятия.

4)повторит‒обобщающ.-систематизация и обобщение теоретич.сведений, сов‒вование умений включ.новые знания в сист.уже известны.язык.понятий.

5)творч.упр‒я‒развив.мышл‒я, память уч‒ся, формир.умение самостоят.сост.связное выск‒е.

20. Работа с терминами, определениями и правилами. Виды определений и правил.

Содержание работы по орфографии в школе: понятие орфограммы, основные умения и навыки, орфографические правила, методика работы над ними.

Работа по орфографии в учебнике строится на основе:

1)системы орфографических понятий;

2)усвоения сведений о языке — фонетических, морфемных, словообразовательных, морфологических и синтаксических.

Базовые понятия: орфограмма («точка» применения правила), типы орфограмм, опознавательные признаки орфограмм, условия выбора орфограмм, орфографическое правило, орфографическая ошибка. Центральным из них является орфограмма. Ее называют единицей орфографии. Вооружить учащихся прочными орфографическими навыками — одно из важнейших программных требований, выполнение которого при обучении русскому языку требует от учителя немало усилий. Согласно школьным программам орфография изучается в I— III и IV—VI классах. Анализ учебного процесса показывает, что решающее значение для становления навыков орфографии, их прочности и темпа формирования имеет опора на те основные понятия, которые или специфичны для самой орфографии (орфограмма, виды и типы орфограмм, принцип правописания), или, не являясь орфографическими, составляют теоретическую основу правил (часть речи, склонение, спряжение, однокоренные слова и др.). В школе изучаются все разделы русской орфографии: и правила обозначения буквами звукового состава слова и их частей, и правила слитно-дефисно-раздельных написаний, и правила употребления прописных и строчных букв, и правила переноса слов. Принципы, общие для всей методики орфографии. Русская орфография связана со всем языком - с его звуковой стороной (с фонетикой), со структурой слова (с морфемикой), с формообразованием (с морфологией), с позицией слова в предложении (с синтаксисом). -опора на связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики. -опора на опознавательные признаки орфограмм. Частные принципы методики орфографии. Принципы орфографии – основные, исходные положения, определяющие специфику правописания и лежащие в основе методики обучения ему. Традиционно указываются 4 принципа орфорграфии: морфологический, согласно которому соблюдается единообразие в написание морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) несмотря на различия в их произношении. Согласно морфологическому принципу пишутся проверяемые безударные гласные, звонкие, глухие и непроизносимые согласные, встречающиеся в этих морфемах. Орфограммы, соответствующие этому принципу, проверяются на основе знания грамматики, состава слова и словообразования. Фонетический принцип орф. – согласно ему, вопреки морфологическому П.о., пишется та буква, которая обозначает слышимый звук; например, приставки рас- - рос-: роспись – расписался. Традиционно-исторический принцип орф. – написание закреплено традицией, не определяется другими принципами, хотя далеко не всегда противоречит основному, морфологическому Напр: вагон, касса и др. Орфограммы усваиваются запоминанием. Дифференцирующий принцип орф. предполагает различное написание с целью различия слов-омофонов: туш – тушь, поджог – поджег. Усваиваются орфограммы на основе понимания значений слов, словосочетаний. В последние годы в литературе рассматривается фонематический принцип орф., область применения которого в основном совпадает с областью морфологического П.о. Согласно этому П.о., одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях. На принципы орфографии - общие и частные - учитель опирается при объяснении сущности вида орфограммы (используются необходимые сопоставления) и в процессе обучения умению применять орфографические правила. Упр:диктанты.

22. Изучение пунктуации в школьном курсе русского языка: содержание, этапы и принципы обучения, методика работы.

Синт‒с ‒ высший вр‒нь язык.систе, на к‒ом исп.все ресурсы языка. Выдел.2 части:

1)учение о словосоч

2)учение о предложении.

Цели‒обогащать грамм строй речи уч‒ся с учетом норм литерат.языка; сформир.речевые умения и навыки шк‒ков, сп‒ть формир. всех видов компетенций.

Задачи ‒ познакмить с синт.ед‒цами, сов‒вать речьуч‒ся на основе усвоения синт.связей и отношений, формир умение исп‒ть синт.едцы, обогащ.синтаксич строй речи уч‒ся, создать базу для успешного усвоения правил пунктуации.

СО ‒ словосоч и предл.как осн.ед‒цы синтаксиса;синт.связи слов в словосоч и предл‒ии, виды предл‒ий по цели высказывания и эмоциональной окраске; грамматич основа предл‒я;главные и второстеп.члены предл‒я; двусост и односост., распростран и нераспростр,полные и неполн; однор.члены предл‒я; обращения,вводные, вставные слова, конструкции, предл‒я сложносоч, сложноподч, бессоюзные; сложные предл.с различными видами связи; сп‒бы передачи чужой речи; текст,смысловые части и основные ср‒ва связи между ними; осн.синтаксич.нормы срля; применение знаний,умений навыков в практике правописания по синтаксису.

Принципы обучения:

Морфолого‒синтаксич ‒ сопост.члена предложения и части речи;

Интонац.принцип ‒ сопост.стру‒ры и интонации (инт‒я ‒ осн.ср‒во,выраж.намерение говорящего)

Парадигматич.принцип‒способность словосоч.изменяться.

Синтагматич.принцип‒правила построения словосочетаний и предложений.

 

23. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками учащихся в процессе обучения русскому языку.

Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, - важный этап в формировании у них орфографических умений. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе.

Объективными причинами о.о. являются:

· - незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;

· - оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;

· - психофизическая усталость детей к концу письменной работы;

· - наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.

Работа над ошибками предполагает их объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов. Различ. три методики организации исправления ошибок и закрепления орфографической нормы.

Организация работы над орфографическими ошибками в обучающих упражнениях. Данный вид работы над ошибками проводится попутно с изучением новой темы после каждой проверки тетрадей. В начале урока сообщаются результаты выполнения самостоятельного упражнения. Школьники озаглавливают свою работу: Работа над ошибками. Затем ошибки исправляются, слова в исправленном виде записываются столбиком на полях тетради; вставленные орфограммы подчеркиваются, а записанные слова заключаются в рамку. Далее учащиеся еще раз записывают эти слова в строку и обозначают в них условия выбора вставленных орфограмм на месте ошибок. В процессе закрепления новой темы используются слова, в которых были ошибки, для различных видов обучающих работ.

Организация работы над орфографическими ошибками в контрольных диктантах. На спец.уроке. Учитель, сообщив результаты контрольного диктанта, раздает тетради, в которых учащиеся под руководством преподавателя исправляют допущенные ошибки, выписывают их в исправленном виде в тетради для контрольных работ, подчеркивая вставленную орфограмму и обозначая морфему, в которой она находится. Затем учащиеся приступают к учету исправленных слов для дальнейшей индивидуальной работы. Запись слов производится в рабочих тетрадях. Столбиком. в словах выделяются орфограммы и обозначаются части слов, в которых они находятся.

Остальная часть работы над ошибками проводится в тетради для контрольных диктантов. обязательно графически обозначать условия выбора орфограмм на месте допущенных ошибок.

Организация работы над орфографическими ошибками в изложениях и сочинениях.

- учитель сообщает общие сведения об орфографической грамотности учащихся;

- учащиеся исправляют свои ошибки и выписывают их в исправленном виде, заключают их в рамку, подчеркивают орфограммы на месте ошибок и обозначают морфемы, в которых они находятся.

Объяснение и закрепление правильного написания слов, в которых были допущены ошибки, переносятся на очередные обучающие уроки по грамматике; на каждом из них проводится комплекс работ над одним видом орфограмм. Т.о., рассредоточенно учитель поработает над 5-6 видами орфограмм, наиболее затруднивших школьников. Слова с закрепляемыми орфограммами будут одновременно служить лексическим материалом для изучения новой темы.

Дальнейшая работа над словами, затруднившими учащихся

Учащиеся могут неоднократно допускать ошибки в одних и тех же словах в течение длительного времени, поэтому следует вновь и вновь обращаться к ним на уроках, используя при составлении поурочных планов слова из учетных листов общеклассных ошибок.

Из общеклассных словников, собранных учителем при проверке тетрадей, готовятся словарные диктанты - обучающие и контрольные. Регулярное обращение к трудным словам невольно заставляет учащихся систематически заглядывать в свои записи для заучивания написания этих слов.

На основе индивидуальных учетных листов выполняются такие, например, упражнения: письмо по памяти трудных слов; образование разных форм слов, словосочетаний и предложений на основе трудных слов; составление индивидуальных алфавитных списков трудных слов из ряда отдельных словников (на определенном этапе - в конце изучения темы, в конце четверти, полугодия, учебного года и т. д.).

Пунктуационная ошибка - это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле. Работа над ней оч.важна.

Работе над ошибками на уроке - исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы - предшествует подготовка к ней учителя. Она складывается из следующих элементов: проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления поурочного плана работы над ошибками. Подготовка учителя и организация им урока зависят от вида проверенной письменной работы учащихся: обучающей, контрольной, по развитию связной речи. В зависимости от этого различаются три методики работы над пунктуационными ошибками.

Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях. Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темой очередного урока и включается в его план как органическая часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы:

· - исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей;

· - включение учителем предложений, в которых были пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников).

В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них материал.

Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах. Для работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации.

Над всеми допущенными ошибками ввиду ограниченности времени работать не удастся, поэтому следует выбрать в V-VII классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм - типичных и частотных.

В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в первую очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией). Во-вторых, для каждой отобранной нормы:

· - записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте;

· - намечается объяснение ошибок и составление схем предложений;

· - включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой.

Методика работы над пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях. На специальном уроке работе над пунктуационными ошибками (как и над орфографическими) отводится небольшая часть времени для сообщения результатов и для исправления и учета ошибок. В поурочный план включается следующий материал: до раздачи тетрадей - сообщение общих результатов работы по пунктуации; после раздачи тетрадей - исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок.

Работа над пунктуационными ошибками - над их объяснением и закреплением нормы - переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточенно: на 2-3 уроках в V-VII классах и на 4-5 - в VIII-IX классах.

Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный план включаются:

· - ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе составление схемы предложения;

· - предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы.

Будучи рассредоточенной, работа над пунктуационными ошибками обеспечивает условия для длительной тренировки.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.03 с.)